Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов




НазваниеОбразовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов
Дата конвертации31.05.2013
Размер107.76 Kb.
ТипОбразовательная программа
Мирнинское районное управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Образовательная программа

для проведения летней полевой практики

по биологии

для учащихся 7-11 классов

«Мир насекомых»

Автор: Гаврилова Ж. А.

Учитель биологии, экологии.

г. Мирный 2005


Цели:

  • Экологическое воспитание и образование.

  • Формирование интереса к биологии и экологии.

  • Привлечение учащихся к исследовательской деятельности.



Задачи:



  1. Образовательные:

    • Усвоение учащимися знаний о различных отрядах насекомых и основных экологических группах этих животных.

    • Освоение методов сбора и обработки биологического материала.

    • Составление коллекций насекомых.

    • Появление навыков работы с определителями и дополнительными источниками информации.




  1. Развивающие:

    • Развитие самостоятельного мышления, творческого подхода к решению биологических и экологических задач.

    • Самореализация личности школьника, повышение его самооценки.




  1. Воспитательные:

    • Воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

    • Формирование бережного отношения к природным объектам.

Отражение возрастных особенностей в программе
Отбор содержания, методов и форм деятельности производится таким образом, чтобы процесс образования соответствовал как возрастным особенностям детей и подростков, так и психологическому процессу формирования у них экологического сознания.

В возрасте 12-16 лет уровень мышления позволяет составлять и систематизировать свои представления, глубже вникать в причины и сущность явлений. Интересы более устойчивые, возникает желание участвовать в общественной деятельности. Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающему миру и самому себе. Возрастает значение коллективных отношений. Начинают складываться независимые и устойчивые моральные нормы. Для этого возраста характерна повышенная чувствительность к оценке окружающих, выраженное стремление к самовыражению и самореализации.

В подростковом возрасте часто возникают конфликтные ситуации с окружающими из-за несоответствия потребностей ребенка его возможностям, это ведет к осложнению взаимоотношений, стрессу, ухудшению физического самочувствия.

Данная программа позволяет подростку раскрыть новые для себя качества, способствует самореализации, повышению самооценки, позволяет сделать межличностные отношения более гармоничными.

Принципы, лежащие в основе программы


  1. Принцип научности (научная информация, излагаемая в программе, должна быть достоверной).

  2. Принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка).

  3. Принцип последовательности (изложение материала должно быть последовательным).

  4. Принцип личного подхода.

  5. Принцип взаимоуважения (общение ребенка с педагогом и со сверстниками должно строиться на взаимоуважении).

  6. принцип адекватности возрасту (методы, приемы, формы и средства обучения должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка).

  7. Принцип опоры н6а интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка).

  8. Принцип ориентации на успех (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в свои силы и в возможность достижения успеха).


Методы, формы и средства работы
Методы работы:

  1. Сенсорное восприятие (лекции, просмотр слайдов).

  2. Практические ( полевые и лабораторные работы, опыты, проекты).

  3. Коммуникативные (дискуссии, беседы, отчеты).

  4. Комбинированные (экскурсии, наблюдения, создание проблемных ситуаций, самостоятельная работа учащихся).


Формы работы:

  1. Коллективная (используется во время теоретических занятий).

  2. Групповая (используется во время практических занятий).

  3. Индивидуальная ( используется при исследовательской деятельности).


Средства работы:

  1. Объекты живой природы.

  2. Технические (видеоаппаратура)

  3. Методические (слайды, методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки).



Прогнозируемый результат обучения

Учащиеся должны знать:

  1. Отличительные особенности различных отрядов насекомых.

  2. Основных представителей экологических групп насекомых.

  3. Редкие и охраняемые виды насекомых родного края.

  4. Типы взаимоотношений организмов в экосистемах.

  5. Значение насекомых в экосистемах и хозяйственной деятельности человека.


Учащиеся должны уметь:

  1. Собирать и обрабатывать биологический материал.

  2. Составлять коллекции.

  3. Проводить количественный анализ.

  4. Работать с определителями.

  5. Распознавать наиболее распространенные виды насекомых данной местности.

  6. Оценивать экологическое состояние водоема по насекомым-индикаторам.

  7. Формулировать проблему и находить пути ее решения.

  8. Оформлять результаты исследования.

  9. Готовить сообщения по результатам проделанной работы.

  10. Объективно оценивать свою деятельность.



Диагностика результата:

  1. Теоретические знания – тестирование.

  2. Развитие мышления – беседы, дискуссии.

  3. Развитие интереса к предмету, бережного отношения к природе, творческой активности – анализ поведения во время занятий.

  4. проверка полевых дневников и лабораторных журналов.

  5. Отчет о проделанной работе.

  6. Школьная и региональная конференции.


Примерное тематическое планирование




Наименование тем

Всего

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

4

4

-

2.

Техника безопасности

8

4

4

3.

Общая характеристика насекомых

5

5

-

4.

Орудия и методы сбора биологического материала

10

3

7

5.

Отряды насекомых, распространенных в данной местности

30


10

20

6.

Экологические группы насекомых

30

10

20

7.

Насекомые-индикаторы чистоты водоемов

10

2

8

8.

Редкие и охраняемые насекомые

5

5

-

9.

Сбор материала для исследовательских проектов (поле)

20

-

20

10.

Обработка биологического материала (лаборатория)

20

-

20

11.

Подготовка отчетов (консультации)

6

6

-

12.

Итоговое занятие

2

2

-




Всего:

150

50

100


Содержание программы


  1. Вводное занятие (4 ч.)

Энтомология как наука. История развития. Современные задачи. Связь с экологией. Организационные вопросы.


  1. Техника безопасности (8 ч.)

Поведение в полевых условиях. Меры безопасности. Обязанности участников похода. Оказание первой медицинской помощи. Транспортировка пострадавшего.

Практические занятия:

Тренинг «Экстремальная ситуация»


  1. Общая характеристика насекомых (5 ч.)

Систематика. Внешнее и внутреннее строение. Жизненный цикл. Эволюция.


  1. Орудия и методы сбора биологического материала (10 ч.)

Типы сачков, скребки, морилки, энтомологический зонт, энтомологическое сито. Правила работы с микроскопом, бинокуляром. Уход за оптикой. Методы работы с биологическим материалом. Методы количественного анализа.

Практические занятия:

Кошение сачком, воздушный лов, работа с водным сачком и скребками.

Устройство микроскопа, бинокуляра, настройка оптики.

Расправление насекомых для высушивания, фиксация водных насекомых.



  1. Отряды насекомых, распространенных в данной местности (30 ч.)

Отряд Чешуекрылые, отряд Жесткокрылые, отряд Прямокрылые, отряд Стрекозы, отряд Перепончатокрылые. Основные признаки. Классификация. Наиболее характерные представители отрядов.

Практические работы:

Работа с определителями. Определение таксономической принадлежности до рода. Зарисовка определяемых объектов. Нахождение отличительных признаков таксонов.


  1. Экологические группы насекомых (30 ч.)

Среды жизни. Жизненные формы. Приспособления.

Насекомые наземно-воздушной среды жизни: летающие насекомые, короеды, филлофаги, хищные насекомые.

Насекомые пресных водоемов: плейстон, бентос.

Почвенные насекомые: роющие насекомые, перепончатокрылые, строящие в земле гнезда, личинки.

Практические работы:

Определение и зарисовка насекомых разных экологических групп.

Поведение и приспособления насекомых.


  1. Насекомые-индикаторы чистоты водоемов (10 ч.)

Характер водных биоценозов в зависимости от степени загрязнения. Организмы-индикаторы загрязнения водоема. Методы определения степени загрязнения водоема по индикаторным организмам.

Практические работы:

Определение насекомых индикаторов: личинки ручейников, веснянок, поденок, стрекоз, двукрылых.

Оценка степени загрязнения водоемов.


  1. Редкие и охраняемые насекомые (5 ч.)

Редкие насекомые Якутии. Насекомые, занесенные в Красную Книгу РФ и Республики САХА (Якутия). Причины исчезновения насекомых. Меры охраны. Значение насекомых в экосистеме и хозяйственной деятельности человека.


  1. Сбор материала для исследовательских проектов (поле) (20 ч.)




  1. Обработка биологического материала (лаборатория) (20 ч.)




  1. Подготовка отчетов (консультации) (6 ч.)




  1. Итоговое занятие (2 ч.)


Литература для учителя


  1. Акимушкин И. «Жизнь животных» в 7т. – М.: «Мир» 1994

  2. Брэм А. Э. «Жизнь животных» в 3т. – М.: «Терра» 1992

  3. Геньшина Л. А., Горидченко Т. П. «Методика оценки экологического состояния водоемов по организмам зообентоса» Москва 1994

  4. Герасимов В. П. «Беспозвоночные животные и их изучение в школе» - М.: «Просвещение» 1978

  5. Догель В. А. «Зоология беспозвоночных» - М.: «Высшая школа» 1975

  6. Кузнецов Б. А., Чернов А. З. «Курс зоологии» - М.: «Высшая школа» 1978

  7. Луцкая Л. А., Никишов А. И. «Самостоятельные работы учащихся по зоологии» - М.: «Просвещение» 1977

  8. Мамаев Б. М., Бордукова Е. М. «Энтомология для учителя» - М.: «Просвещение» 1985

  9. Наумов Н. П. «Экология животных» - М.: «Мир» 1993

  10. Нога Г. С. «Наблюдения и опыты по зоологии» - М.: «Просвещение» 1979

  11. Папорков М. А. «Школьные походы в природу» - М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство» 1960

  12. Рыков Н. А. «Зоология с основами экологии» - М.: «Просвещение» 1980

  13. Свидерский В. П. «Полет насекомого» - М.: «Наука» 1980

  14. Тэннер О. «Способы защиты у животных» - М.: «Мир» 1985

  15. Тинберген Н. «Поведение животных» - М.: «Мир» 1978

  16. Райков Б. Е., Римский - Корсаков М. Н. «Зоологические экскурсии» - М.: «Топикал»

  17. Фарб М. «Популяционная экология» - М.: Мир» 1971

  18. Чернова Н. М., Былова В. А. «Экология» - М.: «Дрофа» 1996

  19. Яхонтов А. А. «Зоология для учителя» - М.: «Просвещение» 1970



Литература для учащихся


  1. «Атлас – определитель бабочек» - М.: «Просвещение» 1984

  2. Зянчковский И. «Враги наших врагов» - «Молодая гвардия» 1969

  3. Мамаев Б. М. «Школьный атлас – определитель насекомых» - М.: «Просвещение» 1985

  4. «Насекомые СССР» - М.: «Просвещение» 1980

  5. Никитский Н. Б., Свиридов А. В. «Насекомые красной книги СССР» - «Педагогика» 1987

  6. «Определитель насекомых по личинкам» - М.: «Просвещение» 1972

  7. Плавильщиков Н. Н. «Юным любителям природы» - «Детская литература» 1975

Похожие:

Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconОбразовательная программа для учащихся 1-6 классов «Разговор о правильном питании»
Автором предложена образовательная программа «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 1-6 классов, а также планы...
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconОбразовательная программа «Роль личности в истории» для учащихся 9-11 классов
Программа предназначена для учащихся 9-11 классов, испытывающих интерес к истории Отечества
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconОбразовательная программа занятий по литературе для подготовки учащихся 9-11 классов
«Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста» автора-составителя Зининой Е. А., «Слово, образ, смысл. Филологический...
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconПрограмма элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов; рассчитан на 17 часов и реализуется за счёт времени, отводимого на компонент...
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconОбразовательная программа по биологии для 7 класса ( 2 ч в неделю; 70 ч в год). Составитель: Тюрикова Елена Николаевна Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 а классе, занимающего по программе инос
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconПрограмма элективного курса по общей биологии
Элективный курс предназначен для учащихся 9 -11 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет...
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconКрасноярский эколого-компьютерный центр проведение учебно-полевой практики по ботанике для школьников
Проведение учебно-полевой практики по ботанике для школьников: Метод разработка/Красноярский детский эколого-компьютерный центр;...
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconВ программу вебинара были включены следующие вопросы: Инновационная образовательная программа it-подготовки учащихся 5-7 классов
«Учебные курсы комплексной образовательной программы "Школьный университет" по информатике и икт для 5-7 классов»
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconУчебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии
Учебное методическое пособие по генетике предназначено для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, а также для учащихся изучающих...
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов iconРабочая программа «Учебно-полевой практик по методики обучения биологии»
Цель: дать навыки работы на пришкольном учеб­но-опытном участке, научить организовать опытническую работу, использовать материалы...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница