Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия




НазваниеЭтносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия
страница1/3
Дата конвертации26.05.2013
Размер294.03 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3



На правах рукописи

Мирошниченко Оксана Петровна

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ФЕНОМЕН

СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

09.00.11 – Социальная философия


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре философии

Современной гуманитарной академии



Научный руководитель


Кандидат философских наук, доцент

Озеров Александр Алексеевич


Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, доцент

Лопата Пётр Петрович
Кандидат философских наук, доцент

Хоц Алексей Юрьевич


Ведущая организация:

Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета,

г. Ростов-на-Дону




Защита диссертации состоится «21» января 2009 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.01 по философским социологическим наукам при Современной гуманитарной академии по адресу: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д.3, ауд. 410, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32.
Автореферат разослан « 19» декабря 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук Н.В. Черепанова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ


Актуальность темы исследования. Несмотря на положительные изменения в социально-экономической сфере на территории Российской Федерации, все еще дают о себе знать проблемы, требующие немедленного и эффективного решения. Речь идет об этносоциальных конфликтах в самых различных регионах нашей страны. В связи с этим одним из важнейших основных приоритетов в научной области должен стать социально-философский анализ этноса, выступающего в качестве социального феномена и субъекта конфликта; выявление его сущности, структурных элементов и влияния на современный социум и различные сферы жизни общества.

Природные основания этноса проявляются посредством раскрытия его индивидуальной специфики, которая выражена набором устойчивых характеристик. Этнос, при их помощи, на фоне многоликого национального состава человечества становится предметом и, прежде всего, социально-философского исследования. Наука, в свою очередь, анализирует фактические данные и выделяет те или иные этнические признаки в процессе исторического развития.

В определении этноса существуют два основных подхода. Согласно первому, этносом является форма социальной группировки (общность, возникшая в процессе исторического развития), обладающей общностью территории, культуры, религии, языка, а также другими общими признаками. Сторонников данного подхода объединяет то, что они считают этнос социальным явлением ввиду того, что вне социальных институтов его не существует. Таким образом, этнос подчиняется законам развития социума и не обладает какими-либо своими особыми закономерностями. Следовательно, этносы являются социальными институтами. Согласно второму подходу, этнос – это коллектив людей, сложившийся естественным путем, выделяющийся из всех других коллективов, характеризуемый определенным поведенческим стереотипом, закономерностью изменений в процессе исторического развития и признаками комплиментарности. Здесь этнос выступает в качестве природного, биологического явления, являясь не только совокупностью признаков, но и системой, объединяющей социальное и биологическое, причем последнее играет основополагающую роль.1 В любом случае в процессе определения этноса важно иметь в виду, что характерные особенности этноса есть явления социального порядка.

Проблема взаимоотношения между этносами, так же как и различные аспекты этносоциальных конфликтов, занимает одно из важнейших мест в современной науке и философии.

В целях урегулирования межнациональных проблем немалую роль играет исследование парадигмальной основы этносоциальной сферы в рамках социальной философии, а также синергетики. В настоящее время существует ряд концепций, сквозь призму которых можно рассматривать актуальные проблемы современности, связанные c этносоциальными конфликтами. Это поможет обобщить факты и выработать основные направления практической деятельности по противодействию различного рода националистическим организациям и экстремистским группировкам, распространенным на территории нашей планеты.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Межнациональные конфликты изучаются в России на протяжении довольно длительного времени, особенно до революции 1917 года и после распада Советского Союза в 1991 году. Во времена СССР исследования в области межнациональных отношений проводились недостаточно активно, что было связано с ограничением на научные изыскания в данной сфере в целях общественной и государственной безопасности, но, несмотря на это, проблема отечественными исследователями все-таки изучалась. Категория этноса в отечественной науке была разработана в 1960-80 годы – главным образом, в трудах В.И. Козлова, Л.Н. Гумилева (автор концепции пассионарности и междисциплинарной теории этноса), В.А. Тишкова и Ю.В. Бромлея, который считается основоположником российской теории этноса. Также одним из пионеров разработки теории этноса считают этнографа и религиоведа С.А. Токарева. Значительный вклад внесли и западные ученые2.

Этносоциальные конфликты исследовали следующие представители зарубежной и отечественной мысли: К. Аврух, В.С. Агеев, Б. Андерсон, Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, А.С. Белкин, М. Бетон, Дж. Бертон, Ф.М. Бородкин, К. Боулдинг, Е.И. Васильева, Й. Галтунг, Э. Геллнер, А.В. Глухов, О.Н. Громов, Т. Гурр, А.В. Дмитриев, Ч. Диксон, Р. Дарендорф, А.В. Дмитриев, К. Дойч, Л.М. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, А.Ф. Зорин, Л. Козер, Л. Крисберг, А.В. Кудрявцев, В.С. Малахов, М. Маршалл, Э.А. Паин, Р. Преториус, С.В. Пронин, А.Н. Сахаров, В.В. Скворцов, Г.У. Солдатова, Е.И. Степанов, Т.С. Сулимова, Дж. Тернер, В.А. Тишков, А.К. Уледов, С. Финк, Б. Харф, Л.Л. Хоперская, Д. Хоровиц, П.Н. Шихирева, А.Н. Ямсков и др3.

Многие этносоциальные конфликты на территории России так или иначе имеют отношение к национализму, который может трактоваться как отрицательно, так и положительно (национализм может обосновываться при необходимости сохранения национальной самобытности, когда общество начинает «растворяться» в стремительно глобализирующемся мире), но при особых условиях вполне может стать своего рода «топливом» для многих межнациональных противоречий. На почве этносоциальных конфликтов могут возникать целые идеологические войны. И именно поэтому так важно не допускать в обществе распространение шовинизма, национализма и религиозной нетерпимости.

В методологическом плане многие проблемы этносоциальных конфликтов могут быть рассмотрены сквозь призму концепций самоорганизации, представители которых исследовали самые различные сферы социальной и иной действительности. Среди исследователей, внесших значительный вклад в науку, можно назвать имена таких ученых, как И.Р. Пригожин, И. Стенгерс, С.П. Курдюмов и Е. Князева, И.А. Акчурин, В.И. Аршинов, М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов, А.Богданов, Е.С. Бойко, В.Э. Войцехович, М.В. Волькенштейн, С.И. Волянский, А.В. Гапонов-Грехов, Ф. Гельхар, Н. Грассбергер, Р. Грехем, Ю.А. Данилов, А.В. Дмитриев, И.С. Добронравова, С.В. Илларионов, М.К. Иовитс, М.С. Каган, В.В. Казютинский, С.П. Капица, В.С. Капустин, Р.С. Карпинская, Ю.Л. Климонтович, В.И. Кузнецов, Э. Ласло, И.В. Лупандин, К. Майнцер, Е.А. Мамчур, С.В. Мейн, А. Мюллер, В.В. Налимов, Л.И. Новикова, А.А. Печенкин, Н.В. Поддубный, А.Б. Потапов, В.В. Тарасенко, М.И. Рабинович, Е.Я. Романовский, Г.И. Рузавин, Ю.В. Сачков, А.А. Силин, В.В. Тарасенко, Г. фон Форстер, Д.С. Чернавский, Ю.В. Чайковский, Э. Шредингер, Б.Г. Юдин, Э. Янч и др4.

Следует отметить недостаточную степень исследования этносоциальных конфликтов в комплексном плане. Иными словами, полное и всестороннее изучение интересующей нас проблемы с разных методологических и теоретических оснований, не проводилось. Решение некоторых из отмеченных проблем и призвана показать, по мере возможности, настоящая работа.

Комплексное и всестороннее исследование этносоциального конфликта как феномена современного социума требует новых изысканий в области социальной философии параллельно с изучением проблемы этноса другими социально-гуманитарными науками.

Изложенное выше предопределило выбор объекта, предмета, целей и задач данного исследования.

Объект исследования – этнос как социальное явление и межэтнические конфликты как реалии современного социума.

Предмет исследования – сущность, формы и причины этносоциальных конфликтов в современных условиях и методы их урегулирования.

Цель исследования - социально-философский анализ этноса как социального феномена и субъекта конфликта.

Задачи исследования:

- исследовать и проанализировать внутренние основания этнических противоречий и закономерности этносоциальных конфликтов;

- классифицировать этносоциальные конфликты по различным признакам;

- рассмотреть биопсихосоциальные основы этноса, исследовать основания различных вариантов понимания сущности этноса;

- рассмотреть факторы, определяющие деструктивный характер этносоциальных конфликтов и возможность предупреждения конфликта на ранней стадии;

- выявить способы по противодействию и профилактике этносоциальных конфликтов;

- исследовать зарубежный опыт решения межэтнических конфликтов;

- определить пути противодействия развитию этносоциальных конфликтов на территории России с учетом её национальных интересов и экономического потенциала в развитии государства на современном этапе.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные концепции, изложенные в работах современных отечественных и зарубежных ученых, в которых содержатся подходы к теоретическому исследованию этноса, и связанных с ними механизмов регулирования этносоциальных конфликтов.

Эмпирической базой исследования положений, выдвинутых в работе, послужили данные контент-анализа публикаций в печатных средствах массовой информации, сайтов Интернета, где рассматривается этносоциальный конфликт как феномен современного социума и т.д. Это обеспечило объективность исходных даннных, обоснованность основных выводов и положений диссертационной работы.

Основные методы исследования. Теоретическая основа исследования реализуется посредством применения философских подходов всеобщей связи и диалектического развития. В качестве методологической основы в процессе изучения этносоциальных конфликтов применялись системно-уровневый, системно-функциональный, функционально-деятельностный, структурно-содержательный, сущностный, аксиологический, онтологический и синергетический принципы; общенаучные принципы и методы познания: соответствия, когерентности, единства части и целого, конвергенции; принцип разрастания малого и хакеновский принцип подчинения параметрам порядка; принцип противоречивой связи традиций и новаций в ходе научного познания и другие.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием в работе обширной отечественной и зарубежной источниковой базы, охватывающей различные области научных знаний: философии, этнологии, социальной философии, политологии, социологии, истории (см. стр. 6-7 автореферата).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- рассмотрение проблемы этносоциального конфликта как формы политического, гражданского или вооружённого противостояния, в котором стороны взаимодействуют и терпят поражение по причине определённой этнической принадлежности;

- приоритетная роль биоприродного фактора в определении понятия этноса по сравнению с социальным и другими факторами;

- синергетическая парадигма, основываясь на принципах самоорганизации, создает рамки для изучения этносоциального конфликта как феномена современного социума;

- возможен принцип положительного фактора этносоциального конфликта на стадии его зарождения, а также своевременного раскрытия причин конфликта и нахождения путей его успешного решения;

- исследование зарубежного опыта решения межэтнических конфликтов (на примере Канады);

- в диссертации раскрывается многоуровневый и многовариативный характер проблемы этносоциального конфликта; показано, что межнациональные и межэтнические проблемы, фиксируя остроту и злободневность тех или иных актуальных вопросов современности, стимулируют процессы, стабилизирующие ситуацию, – при участии политиков, представителей гражданского общества, ученых;

- проанализированы современные интерпретации этноса и этносоциальных конфликтов в трудах ученых, исследующих различные аспекты этносоциальных конфликтов; даны авторские оценки подходам и направлениям, рассматривающим проблемы межэтнического взаимодействия;

- отмечены особенности развития этнических противоречий в больших мегаполисах на примере Москвы;

- определены пути противодействия развитию этносоциальных конфликтов на территории России с учетом ее национальных интересов и экономического потенциала в развитии государства на современном этапе.

Положения, выносимые на защиту:

1. При всём многообразии в понимании и трактовках этноса, в основе которого лежат социальные, биоприродные, психологические и другие факторы, на наш взгляд, главенствующую роль играют биоприродные факторы.

Этнос – это исторически образовавшаяся группа людей, объединенная общим происхождением, языковыми и культурными признаками. Этнические группы (племена) были значительно раньше образования государства.

В связи с этим заслуживает внимания трактовка этноса, которую приводит Гастон-Арман Амодрюз, включающая в себя расовый компонент: «Этнос – это расовый аспект конкретного сообщества, культурного, политического или языкового… Расовый фактор играет решающую роль в этносе, так как он определяет доминантные тенденции, равно как и большее или меньшее единство этноса»5.

Сторонником биоприродного направления является отечественный мыслитель, профессор Л.Н. Гумилев, который обосновывал собственную концепцию пассионарности и предпринял попытку создания междисциплинарной теории этноса, используя при этом системный подход в этнологии. Он был уверен, что биофизически этносоциальная общность реальна и во многом определима географией, иными словами, территорией возникновения6. Много внимания он уделял «месторазвитию» этносоциального образования.

Однако многочисленные исследователи отмечают необходимость интеграции подходов в рассмотрении этноса7. Так, С.В. Чешко добавляет к этому мысль неполноты отдельных теорий в их характеристике этноса: «Все существующие теории оказываются неспособными выявить этническую «самость». Перед исследователями – явление, которое, безусловно, существует, но неизменно ускользает сквозь пальцы, несмотря на любые методологические ухищрения. Оно может проявляться повсюду, влияет на любые сферы жизни и деятельности человека и, в то же время, его нигде нет»8.

Для выделения единой трактовки этноса в процессе выделения его сущности можно интегрировать различные определения, несмотря на многообразие в понимании и трактовках этноса как социального феномена и субъекта конфликта. И связано это с тем, что этнос приравнивается к способу его существования как индивидуальной отдельной части (единицы) планетарного этнического ряда. Таким образом, сущность не приближалась к свойственным этносу внутренним характеристикам, но, напротив, отдалялась, причем на довольно большое расстояние, иными словами, не отражала реальности, ограничиваясь единственно теорией. Данная трактовка сущности этноса характеризуется фрагментарностью и отсутствием реальной целостности.

Кроме того, если во внимание брать качество, которое присуще всем этническим общностям, неизбежно придется абсолютизировать способность уникального конкретного этноса существовать независимо и вне культурного общечеловеческого единства. Не стоит упускать из вида способность этноса формировать государственность. При этом необходимо иметь в виду возможность многосторонней интеграции различных трактовок этноса для выделения универсальной категории, которая должна быть основана на наличии у конкретной группы – социальной общности – этнического самосознания.

Социально-философское обобщение и интеграция наработок, положений и концепций исследователей других общественных наук должно проводиться, прежде всего, с ориентацией на результат, теоретический или практический. В случае полезности для социума применения той или иной концептуальной методологической базы к той или иной сфере жизни общества, можно говорить о том, что определенную концепцию или теорию можно использовать в социально-философской интегративной базе – для решения проблем современного общества, включая этносоциальные. Практическая польза наработок и концепций должна оцениваться с позиции «общество-индивид», то есть, как концепция, будучи внедренной в общество, способна положительно влиять на каждого индивида. С этой же позиции можно рассматривать применимость использования тех или иных концепций для урегулирования этнонациональных конфликтов – мерилом действенности социально-философской интегративной базы должна стать общая полезность или общественная польза наработки, концепции, которая практически уже значима и реализована в системе «общество-индивид».

Результаты исследования этноса имеют большое значение, способное внести существенный вклад в науки, изучающие этнические общности.

В сущностной основе этносов могут лежать как природные, так и чисто социальные факторы, различные процессы самоорганизации, которые включаются в единое поле социума и закрепляются в структуре социального феномена. Однако на наш взгляд, биоприродный фактор – приоритетен.

2. Положительная роль этносоциального конфликта на стадии его зарождения состоит в возможности раскрытия причин конфликта и его успешного урегулирования.

Конфликтная ситуация может привести как к разрушению этносоциальной системы, так и способствовать обретению стабильности, если вовремя принять меры для решения возникших проблем. Понимание механизма развития этносоциального конфликта и его разрешения, по мнению ряда конфликтологов, должно способствовать позитивному отношению к конфликтной ситуации. Следует также отметить, что поиск организационных форм разрешения этносоциальных конфликтов имеет гуманистический характер и цивилизационные формы. Таким образом, на основании этого в обществе должно формироваться положительное отношение к конфликтологической парадигме, которая должна отразиться в социально-философской научной мысли. Практическая реализация основных и глубинных положений данной парадигмы должны взять на себя соответствующие институциональные и социальные структуры.

Но следует учитывать, что окончание открытых конфликтов трактуется как положительный фактор, а само фактическое наличие конфликтов нередко трактуется только как деструктивный процесс. Для разрешения ситуации следует подойти со стороны дифференциального многообразия социальной реальности, в условиях которой возможны и иные объяснения этносоциальных противоречий и конфликтов. И связано это с тем, что полный отказ обнаружить конструктивное содержание этнических конфликтов не эффективен. Конструктивная функция этнических конфликтов заключается в стимулирующем воздействии, направленном на политический процесс, его субъектов – для корректировки или изменения особенностей национальной политики, ее соответствия с социальной действительностью. Научные результаты, достигнутые в данной области, сводятся к необходимости признания и обоснования значения социальных конфликтов как естественного повседневного явления, неотъемлемого атрибута общественной жизни, а также признания не только неустранимости конфликтности в общественной среде, но и возможности выявления ее конструктивной роли в общественном развитии.

Данный методологический подход обусловлен преодолением тоталитарной идеологии «бесконфликтного» общества.

И все же, несмотря на идеологически значимые научные высказывания, нельзя не признать того, что помимо выполнения конфликтами некоей позитивной роли, они чаще носят разрушительный дестабилизирующий характер. В этом отношении полезность конфликтов связана с тем, что конфликт помогает разрешить противоречие. Но цена при этом бывает довольно высока: человеческие жизни, социально-экономические проблемы, политический дисбаланс и т.д. и т.п. И здесь вполне можно согласиться с А.В. Дмитриевым в том, что гораздо лучше, если объективное противоречие будет решено мирными способами и не будет доведено до конфликта и, тем более, до вооруженного противоборства9.

3.Определение наиболее эффективных способов разрешения межэтнического конфликта по накопленным противоборствующими сторонами противоречиям.

Этносоциальные конфликты – это форма отношений между национальными общностями, обусловленная состоянием взаимных претензий, которая имеет тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до открытых войн и вооруженных столкновений.

В качестве основной причины развертывания этносоциального конфликта можно рассматривать желание этнических групп, которые поэтапно вовлекаются в этнический процесс, давать свою интерпретацию национальных интересов.

Этносоциальный конфликт выступает как столкновение, противостояние сторон, представляющих этнические и национальные группы со своими интересами, исчерпавших иные способы решения накопившихся социально-политических противоречий. Этнический конфликт обычно подкрепляется определенной идеологией, причем трактовка способов достижения желанной цели у противников неодинакова.

Возникновению конфликта могут способствовать глобализационные мировые процессы, препятствующие свободному проявлению национальной жизни определенного этноса. Прежде всего, это касается замкнутых этнических групп, которые закрыты для культурного обмена с другими этносами. В связи с этим можно рассмотреть противостояние «этнического» и «цивилизационного». Если первое стремится к обособлению, то второе – к объединению. Решить данное противоречие в условиях современного социума – значит во многом способствовать урегулированию этносоциальных конфликтов на земном шаре.

В целях предотвращения этносоциальных конфликтов необходимы конкретные меры, направленные на изменение тех областей социальной сферы и каждодневной реальности (локальных социумов), где имеется межэтнический компонент, причем область политики – не исключение. Нельзя упускать из виду информационный и экономический факторы, значение которых довольно велико в условиях современной, динамично развивающейся России.

4. В результате исследования определена совокупность внутренних процессов этноса, типология и причины возникновения этносоциальных конфликтов, возможность их предотвращения в современном российском обществе и на сопредельных территориях.

Имея представление о случаях проявления этносоциальных конфликтов на конкретных примерах, идеологической борьбе, можно попытаться определить пути противодействия этносоциальным конфликтам, что крайне важно в современных условиях для сохранения стабильности различных сфер жизни современного российского общества.

Следует также учесть, что в России, прежде всего на границах территорий, в силу ряда причин, имеются собственные предпосылки развития этносоциальных конфликтов, которые связаны с политической и правовой сферами жизни общества, а также с мировыми экономическими процессами.

5. Изучение зарубежного опыта решения межэтнических конфликтов на примере Канады.

В зарубежных странах вопросы этнических отношений решаются на государственном уровне и на законодательной основе. В основном, проблемы между различными этническими группами возникают в случае большого притока иммигрантов в страну. Существуют апробированные адаптационные модели для иммигрантов. Программы, выработанные соответствующими государственными структурами, защищают права этнических групп, прибывших в страну, регулируют их взаимоотношения с коренным населением, равномерно распределяют потоки иммигрантов по стране, сокращают приток нелегальных переселенцев, обеспечивают нормальную адаптацию вновь прибывших людей в страну, повышают их культурно-образовательный уровень, воспитывают уважение к данной стране и его коренному населению.

Определённые модели могли бы быть применены и в России с учётом особенностей нашей страны, самобытности и культуры.
  1   2   3

Похожие:

Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconВопросы к зачету по конфликтологии Конфликт как социальный феномен общественной жизни. Определение понятия «социальный конфликт»
Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия в обществе. 34. Способы урегулирования социально-трудовых конфликтов. 35. Конфликтогенные...
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconФилософия. Весенний семестр мехмат 2010/2011
Философия математики; (1-я часть курса: 3 итоговая контрольная) // Философская антропология (самостоятельная работа «Цель и смысл...
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconПрограмма Государственного экзамена по специальности «социальная работа» Социальная работа как феномен цивилизованного общества. Понятие социальной работы, различные подходы к ее определению
Социальная работа как вид деятельности. Отличительные особенности социальной работы в ряду других помогающих профессий. Акценты в...
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconТворческая составляющая труда как императив культуры современности: философский анализ
Диссертационная работа выполнена на кафедре «Философия» гоувпо «Московский государственный университет сервиса»
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconЛитература: Основная литература: Культурология. Ростов н/Дону. 2010 Культурология. Ростов/Дон. 2007. Дополнительная литература: Асмус В. Ф. Античная философия. М. 2003
Маркова Г. Г. Формирование культуры 20 века. Социально-философский анализ. Ставрополь. 2001
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconВопросы к экзамену по дисциплине «Введение в специальность» Предмет и методы конфликтологии как науки. Конфликт как социальный феномен общественной жизни
Взаимодействие и взаимосвязь людей. Структурная типология межличностного восприятия
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconПротокол №11 от «8» июня 2010 г. Ректор В. М. Юрьев
Проблема возникновения философии. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука. Философия в системе исторических...
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconПроцессы субъективации: социально-философский анализ
Работа выполнена на кафедре философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Федерального государственного казенного учреждения...
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»
Целью научных исследований по специальности "Социальная философия" выступает разработка современного понимания общественного бытия...
Этносоциальный конфликт как феномен современного социума: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия iconГосударственность как основа формирования духовных ценностей офицерского корпуса российских вооруженных сил: социально-философский анализ
Диссертация выполнена на кафедре военной акмеологии и кибернетики Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница