Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение




НазваниеКонцепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение
страница1/3
Дата конвертации13.05.2013
Размер371.05 Kb.
ТипПрезентации
  1   2   3


К постановлению Правительства

Свердловской области

от ________________ № _______

Концепция

государственной молодёжной политики Свердловской области

на период до 2020 года
Введение
Концепция государственной молодежной политики Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28 июля 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р, Концепции развития кадрового потенциала молодёжной политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2008 г. № 72, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП.
Раздел 1. Общие положения
Скорость перехода России и Свердловской области в новое качественное состояние, а затем достойное движение в мировом сообществе, становление политики зависит уже не столько от сопротивления старых структур, сколько от потенциала, энергии, ясного видения природы и сущности молодых реформаторских сил. К какому миру Россия будет принадлежать, зависит от них.

Комиссия ООН по международным гуманитарным вопросам среди факторов мировых перемен (государство, общественные движения, современные технологии, трансконтинентальные корпорации и т.п.) впервые определила и молодежь. Поэтому в последние годы в Свердловской области, Российской Федерации и во всем мире молодежи уделяется пристальное внимание, подтверждением тому стало то, что 2009 год в России был объявлен «Годом молодежи», а 2010 год объявлен Организацией объединенных наций «Международным годом молодежи».

Вместе с тем, мировой и российский экономический кризис, начавшийся в 2008 году, выявил недостаточную готовность молодежи к актуальным вызовам и переменам в социально-экономической, общественно-политической, культурной сферах России и Свердловской области.

Настоящая Концепция учитывает:

тенденции и приоритетные цели стратегического развития России и Свердловской области;

особые функции молодежи в обществе, не заменяемые и не реализуемые никакой другой социально-демографической группой;

развитие позитивных тенденций в молодежной среде: институализация молодежных представительных органов;

рост авторитетности и ответственности детских и молодежных общественных объединений;

необходимость повышения самосознания, самостоятельности, созидательной активности и идентификации молодых людей с семьей, родом, народом, Родиной.

Основанием для выделения молодёжной политики из общего контекста государственной политики является признание роли молодёжи как стратегического ресурса социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества.

Концепция разработана с целью выработки системного и интегративного подхода к формированию, развитию и реализации государственной молодежной политики в Свердловской области.

Концепция государственной молодежной политики Свердловской области является основополагающим документом, в котором выделены и обоснованы цели и приоритетные направления работы с молодежью, определены содержательные, организационно-управленческие условия, факторы и ресурсы, необходимые для развития потенциала молодежи в интересах инновационного развития Свердловской области.

Концепция носит установочный характер, не содержит перечня конкретных мероприятий, но дает содержательные требования к разработке соответствующих рабочих документов – программ и проектов, носит межведомственный характер.

Концепция государственной молодежной политики является руководством к действию для всех организаций и учреждений областного и муниципального подчинения, ориентиром для любых юридических и физических лиц, административно не подчиненных органам государственного и местного самоуправления, но имеющих желание и возможности решать проблемы молодежи в Свердловской области.
Раздел 2. Основные понятия
В рамках настоящей Концепции базовые понятия и термины используются в следующих значениях:

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Виды взаимодействия: содружество, сотрудничество, партнерство, конкуренция, конфликт. В ходе взаимодействия личностей и групп появляются признаки, характеризующие их как взаимосвязанные устойчивые структуры определенного уровня развития.

Государственная молодёжная политика Свердловской области – это система взаимодействия государства и социально-демографических групп молодежи, направленная на развитие потенциала молодежи в интересах инновационного развития Свердловской области и России.

Гражданская активность – форма активности, целью которой является решение общественных проблем, изменение власти; это нравственно-правовое отношение к тенденциям развития человечества: демократия, права человека, правовое государство, гражданское общество, рынок. Функции гражданственности: мобилизующая – формирование у молодых людей активного отношения к действительности; направляющая – формирование целеполагания и устойчивого действия личности и гражданских (общественных) объединений; регулирующая – определяющая характер реакций на внешнее воздействие, на характер вновь складывающихся связей и отношений.

Демографическая активность молодёжи – форма активности, направленная на воспроизводство населения в зависимости его характера от цивилизационных, социально-экономических, общественно-политических, культурных, природных условий, миграции.

Детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). В детское общественное объединение, входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

Занятое население (занятые экономической деятельностью) - лица, которые в рассматриваемый период выполняли работу хотя бы один час в неделю по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода; временно отсутствовали на работе; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Идентичность (от англ. identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания.

Инновационная активность – форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении индивида или объединений молодежи по совершенствованию социальных, экономических, политических, культурных процессов посредством внесения новизны.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Концепция государственной молодёжной политики – модель системного и интегративного подхода к формированию, развитию и реализации молодежной политики в интересах инновационного развития Свердловской области и России.

Личная идентичность или самоидентичность (Я) – это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности.

Молодая семья – семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей.

Молодёжная инфраструктура – система объектов (зданий, строений, сооружений, помещений), необходимых для обеспечения полноценной деятельности молодежи; а так же система организаций, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющих свою деятельность на базе данных объектов в целях эффективной социализации и самореализации молодежи.

Молодёжное общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Молодёжный представительный орган – общественный консультативно-совещательный институт представительства молодежных объединений, молодежи как особой социально-демографической группы, создаваемый и функционирующий при органах государственной власти и местного самоуправления.

Молодёжь – это совокупность социально-демографических групп, выделенных на основе обусловленных возрастными особенностями (в основном, в возрасте от 14 до 30 лет), социального положения людей (переходное от детей к взрослым), их места и функций в социальной структуре общества.

Орган молодёжного самоуправления – общественный институт передачи ряда полномочий коллегии выборных представителей молодежи, функционирующий в образовательных учреждениях, организациях, на предприятиях.

Ответственность это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей.

Потенциал – это степень мощности в каком-нибудь отношении. Возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области

Результат государственной молодёжной политики – социально-демографические группы молодежи с развитой социальной, экономической, гражданской, демографической активностью, значимой для молодежи и востребованной государством.

Самоопределение – самостоятельное и осознанное определение своего места и позиции в различных сферах общественной жизни (семейной, образовательной, экономической, социальной, культурной, политической, религиозной и т.п.)

Социальная активность молодёжи – это качество, которое базируется на потребностях и интересах молодых людей и существует как внутренняя готовность к действию; так же как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование социума и самих субъектов.

Социальная защита молодёжи – деятельность по оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная идентичностьэто переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям (семья – род – народ – Свердловская область – Россия).

Социальная позиция – устойчивая система отношений человека к собственной жизнедеятельности и социальной реальности, проявляемая им в соответственном поведении и поступках.

Социальная практика – специфический вид воздействия на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей и требованиями конкретной ситуации, служащий интересам духовного возвышения и обновления общественных отношений.

Социальная практика молодёжи – вид целенаправленной и целесообразной деятельности, в ходе которой молодые люди, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуют на систему общественных отношений, изменяют общество и развиваются сами.

Социально-проектная деятельность (от лат. projectus брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) – это мыследеятельность, направленная на описание достижения заранее определённого социального результата (социальные процессы, отношения, объекты) или создания определённой социальной услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Субъект молодёжного предпринимательства – это индивидуальный предприниматель в возрасте до 30 лет или юридическое лицо (субъект малого и среднего предпринимательства), возраст руководителя которого не превышает 30 лет и доля вкладов лиц, не старше 30 лет, в уставном капитале (если он предусмотрен) которых превышает 50 процентов.

Уровень экономической активности населения – удельный вес численности экономически активного населения в общей численности населения, рассчитанный в процентах.

Ценности – повседневные ориентиры (установки и оценки, требования и запреты, цели и проекты), выраженные в форме нормативных представлений, обозначающие его различное практическое отношение к окружающим предметам и явлениям и определяющие направления деятельности человека.

Экономическая активность молодёжи – форма активности, целью которой является поиск самостоятельного источника средств существования; зависит от самоопределения молодого человека; рассматривается как основной показатель последующего развития государства.
Раздел 3. Основные проблемы, на решение которых направлена Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области
По прогнозу Роскомстата к 2016 году коэффициент демографической нагрузки возрастет на 20 процентов и составит 709 нетрудоспособных на тысячу человек трудоспособного населения. Молодежь не осведомлена или имеет слабое представление о том, что уже через 4-5 лет ей придется взять на себя нагрузку по повышению производительности труда, рентабельности, эффективности и оптимизации производственно-экономической деятельности.

Сформированные у молодёжи шаблоны «успешной и социально-востребованной» формы занятости создают противоречие с назревающей необходимостью развития индустриальных отраслей, малого и среднего бизнеса, в отрыве от фактических потребностей экономики страны. Вызвано это тем, что представления о форме занятости связаны с обязательным наличием высшего образования, предметная составляющая которого определяется не внутренней потребностью молодого человека, а доступностью вуза и факультета, желанием занятости в организациях «быстрых» финансовых потоков.

Существующая система профориентации не обеспечивает в достаточной мере формирование у молодёжи необходимых для экономики осмысленных мотивов для выбора профессии и получения профессионального образования.

При определенной развитости рынка труда Свердловской области спрос и предложения дисгармоничны. Наблюдается, например, перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците рабочих специальностей. В области не используются возможности инновационного развития и широкого внедрения наукоемких производств. Ситуация осложняется резким снижением числа детских и молодежных центров научно-технического творчества и других организаций, формирующих техническую и инновационную культуру у молодежи.

По данным федеральных социологических исследований в настоящий момент доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет менее 7 процентов от общей численности молодежи. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процентов молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. В Свердловской области по официальным данным 9 процентов молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций, однако, фактическая вовлеченность молодых людей в ежедневную деятельность общественных структур значительно ниже.

Вместе с тем, у молодёжи, в силу её возрастных и социальных особенностей, есть потребность найти себя, своё место, самореализоваться в системе существующих ценностей и привнести новые, но это стремление, зачастую наталкивается на отсутствие системы механизмов установления и поддержки их идентичности. Государство должно сформировать заказ на становление гражданственности в молодёжной среде и обеспечить его реализацию ресурсами. Это предполагает создание института социального заказа для молодёжи, детских и молодёжных общественных объединений, обеспечение становления и продвижения института молодёжного кадрового резерва, института наставников и экспертов. Их цель – формирование адекватной идентичности и преемственности поколений, исторических и культурных ценностей, замена культа насилия на культ благородства, мужества и доблести.

Молодые люди слабо мотивированы на увеличение продолжительности активной жизни, часто не задумываются об этом до первых проявлений проблем со здоровьем. В Свердловской области среднероссийский уровень заболеваемости превышен в 2,7 раза. Наблюдается рост числа сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных заболеваний. Растет число ВИЧ-инфицированных. Высоким остается уровень заболевания органов дыхания, почек, опорно-двигательного аппарата. Распространяются среди молодежи социальные пороки, такие как наркомания, алкоголизм, проституция. Свердловская область занимает 3 место в Уральском Федеральном округе по распространенности наркологической патологии. Показатель с 2006 года увеличился по наркомании на 24 процентов, по токсикомании - на 14 процентов, по алкоголизму – на 6,65 процентов.

Очевидно, что указанные характеристики положения, порожденные социо-культурными причинами, постоянно воспроизводятся, причем, в первую очередь, за счет новых поколений. Данное воспроизводство является постоянным, поэтому изменение любой из указанных характеристик (а тем более комплексное изменение ситуации) требует целенаправленной молодёжной политики. Вместе с тем, концентрация внимания только на отрицательных проявлениях и следствиях категорически недостаточна. Необходимо осуществлять инвестирование в потенциал социально-активных и талантливых молодых людей, которые способны осуществить «прорыв» и ответить историческим вызовам. В этой связи появляется необходимость изменить критерии, показатели и индикаторы оценки положения молодежи, вводя те, которые характеризуют динамику потенциала молодых и их активность в преобразовании социально-экономической, общественно-политической и культурной сфере общества.

В основном жизненные интересы современной молодежи Свердловской области концентрируются вокруг личного материального благосостояния, семейного счастья и общения с друзьями. Только на четвертом месте и ниже поставлены духовно-нравственные и культурные интересы и способы их реализации. Повсеместное распространение ценностей общества потребления, развивает у молодого поколения индивидуализм, страстное желание приобретения внешних признаков успешности, приводит к минимизации духовности, отсутствию социальной активности и инициативы. Следствием этого является тенденция ослабления преемственности между поколениями и ответственности разных поколений друг за друга. В реальной жизни данная характеристика проявляется через неприятие имеющихся в обществе ценностей, образа жизни и традиций. Молодое поколение редко интересуется историей и культурой России и Свердловской области, что приводит к низкому уровню патриотических чувств и духовной близости с Родиной и родным краем.

С 2008 года в Свердловской области наблюдается снижение количества зарегистрированных браков (2008 год – 36458, 2007 год – 39256, 2006 год - 34867). Величина семьи остается на протяжении последних лет стабильно низкой – в среднем 3 человека, что в полной мере не может обеспечить воспроизводство населения. Доля молодых людей Свердловской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и ежегодно получающих государственную поддержку, составляет 0,7 процентов (300 молодых семей к 42000). В обществе, где главной ценностью является потребление, отсутствует потребность в детях и сама ценность семьи и нескольких детей. Это очевидно, поскольку дети снижают потребление и выступают контрценностью.

Демографический сдвиг в ближайшие полвека, по мнению ученых, возможен, если будет культивироваться принцип личности. Данный принцип устанавливает, что наивысшей реальностью каждого человека является его личность, достоинство и статус которой носят автономный характер и не могут быть нарушены каким–либо государственным или социальным учреждением, другим человеком (Конституция Российской Федерации, ст.21, ч. 1; ст. 7, ч. 1).

Принцип личности прямо противоположен принципу индивидуализма. Личность проявляет себя в общественном творчестве и созидании и определяет обязанности человека как носителя личности. Личность, в отличие от индивида, требует ориентированных на мировое развитие сообществ, в которых и получает наибольшее раскрытие и полноту существования. Реализация принципа личности возможна через проектирование и создание особого рода цивилизации — цивилизации личности, где все материальные и социальные условия жизни будут ориентированы на возрастание и защиту достоинства личности.

Если Россия и дальше будет занимать положение сырьевого придатка цивилизованного мира, то темпы депопуляции будут только возрастать. Это обусловлено тем, что в ориентированной на экспорт сырья России даже сегодняшнее сокращающееся население является избыточным и в соответствии с требованиями сырьевой экономики ещё должно быть сокращено минимум в 2 раза.

Закономерно, что даже в условиях сокращения численности населения сырьевая модель существования страны не в состоянии обеспечить полноценного и перспективного развития для сегодняшних подростков и молодёжи, и задаёт для них ситуацию предельной нестабильности, неустойчивости и неопределённости, напрямую влияя на решение потенциальных родителей иметь детей.

Если восстанавливать страну как мировую державу, как лидера в решении ряда общезначимых мировых проблем, то необходимо сверхинтенсивно создавать новую национальную промышленную систему, которая должна обеспечить российскому населению мировое качество жизни. Для этого необходим положительный демографический рост в виде значительного увеличения численности населения — не менее чем на 8–10 процентов каждое десятилетие. Необходимо так же повышение общего уровня универсальных способностей, готовности к овладению самыми современными компетенциями в полном необходимом объёме, мирового уровня квалификации в ключевых профессиональных полях (инженерия, педагогика, медицина, военное дело, градостроение, региональное развитие, наука, управление).

Речь идет о переходе государства к амбициозным национальным программам развития в области заселения территорий, градостроительства и домостроения, биотехнологий и электроники, авиации и космонавтики, машиностроения, ядерной энергетики, безопасности и обороны.

Государство со своей стороны должно обеспечить процесс принятия молодежью социально-экономической, общественно-политической и культурной ответственности содержательно, институционально, организационно и ресурсно.

В этом контексте на первое место выходит вопрос о готовности молодёжи брать ответственность за себя, свою деятельность, свою жизнь и жизнь региона и страны в целом, развивая и используя свой потенциал на благо своей Родины.
  1   2   3

Похожие:

Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение icon-
Нижегородской области (далее – Стратегия) разработана на период до 2020 года и определяет содержательные основы, механизм взаимодействия...
Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение iconПроект концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской федерации на период до 2020 года
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2020 года, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,...
Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение iconИнвестиционная стратегия свердловской области на период до 2020 года 2
Общие положения и область применения инвестиционной стратегии Свердловской области 2
Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение iconПлан мероприятий по реализации Концепции
Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" ("Областная газета", 2008, 14 октября, n...
Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение iconКонцепция развития Молодежной политики в Оргма. Основные положения
Оргма, согласно стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации; участия молодежи в областных целевых программах,...
Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение iconКонцепция развития особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2020 года
Концепция определяет основные направления деятельности органов государственной власти Кировской области по сохранению природных систем...
Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение iconПрограмма "энергосбережение в свердловской области"
Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области
Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение iconС изменениями и дополнениями от
Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года и...
Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение iconОсобо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»
В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»,...
Концепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение iconПр-2613 основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года
Основы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. №28-фз "О гражданской обороне", Стратегией национальной...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница