Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им.




НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им.
страница1/9
Дата конвертации10.05.2013
Размер1.13 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко

РУКОВОДСТВО

К ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ
(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Глазов 2011
Артамонова З.В., Петрова З.Н. Руководство к полевой практике (учебно-методическое пособие). - Глазов: ГГПИ, 2011. - 54 с.


Рецензент: Маратканова Л.С., учитель-методист, Заслуженный учитель РСФСР, Отличник народного просвещения.

Учебно-методическое пособие «Руководство к полевой практике» составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине Естествознание, предназначено для студентов педагогических факультетов педагогических вузов и для учителей начальной школы. Может быть полезным для всех, интересующихся флорой и фауной различных биотопов, как-то: смешанного леса, городского парка, пресного водоема, луга и торфянистого болота. Пособие имеет региональный аспект, так как описанные биотопы расположены в Глазовском районе УР.

ВВЕДЕНИЕ
Полевая практика по естествознанию для студентов педагогического факультета включает экскурсии и лабораторную обработку полученного в природе материала по дисциплинам «Ботаника», «Зоология», «Землеведение и краеведение» и «Экология животных и растений». В соответствии с Госстандартом образования она занимает 72 часа.

Задачи данной практики — углубить и расширить теоретические знания, полученные на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях за счет освоения методики полевых исследований и наблюдений. Это, несомненно, повысит качество подготовки учителей начальной школы.

Современное состояние природы, качество окружающего нас мира выводят на первый план эколого-эстетическую проблематику в приобщении детей младшего школьного возраста к познанию природы, к сопереживанию с ней, к воспитанию чувства любви к родному краю, любви к малой и большой Родине.

Природа для учителя — это своего рода лаборатория, где он должен учиться сам и обучать своих учеников. Надо признать, что ни один, даже отлично проведенный урок в классе, не даст столько знаний, не откроет таких эмоций, какие даст хорошо организованная и подготовленная экскурсия в природу.

Роль практики возрастает потому, что в начальной школе учащиеся впервые попадают в мир знаний о природе. В современном мире их знания, полученные до школы могут быть достаточно объемными, широкими, но по признанию многих исследователей, они носят отрывочный, мозаичный характер и, конечно, лишены научной окраски. Поэтому обучение будущих учителей начальной школы через полевые исследования должно опираться на принципы научности, наглядности, достоверности, краеведения, экологии и эстетики.

Сложные взаимоотношения объектов природы легко познаются непосредственно на экскурсиях, которые и составляют основу полевой практики по естествознанию. С каждым годом усиливается воздействие человека на природу, оно становится мощным, значительным и всесторонним, в связи с чем и изучение ее должно быть комплексным.

Мы предлагаем в данной работе изучать природу не с точки зрения ботаника, зоолога, эколога, а с точки зрения ландшафтного восприятия ее: изучение флоры и фауны городского парка, смешанного леса, луга, водоема и торфоурочища.

Такие интегрированные занятия помогут менее зависеть от климатических условий и полнее понять взаимосвязи. Изучение тех или иных ландшафтов предполагает визуальные наблюдения, опытническую работу, работу по классификации природных объектов, сбор полевого материала, его определение, пополнение коллекционного материала для занятий (гербарный материал растений, коллекции плодов и семян, опустевшие гнезда птиц, раковинки моллюсков, перья птиц, сброшенные в линьке, коконы насекомых и др.).

Программный материал полевой практики подготавливает студентов к практической, профессиональной работе — преподаванию естествознания в начальной школе. Следует уделять повышенное внимание изучению природных объектов типичных для данного края.

ПРЕДПОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Преподаватель должен заранее познакомиться с территорией (ландшафтом), на которой будут проводиться занятия; отмечает места остановок, знакомит студентов с задачами полевой практики, объемом занятий, тематикой; определяет и доводит до сведения студентов все разнообразие отчетности, которая определит получение зачета.

Экскурсии в природу должны постепенно усложняться, что определяется, в первую очередь, увеличением видового состава флора и фауны. Мы предлагаем следующий порядок занятий: экскурсия в городской парк г. Глазова; район хутора д. Солдырь или д. Колевай - на водоем; в смешанный лес, на луга правого берега р. Чепцы, торфоурочище д. Висьякар.

Оборудование для полевых исследований включает: гербарную сетку, копалку, старые газеты, лупы, пинцеты, бинокуляры, препаровальные ванночки, препаровальные иглы, воздушные (марлевые) и водные (из канвы) сачки, бинокли, емкости с крышками.

На практике студенты должны вести дневники наблюдений и составлять списки увиденных объектов.

Методика полевых исследований предполагает:

- Визуальные наблюдения за видовым составом растений и животных в тех или иных биоценозах, на основе которых устанавливаются систематические отличия, а также индивидуальные, объясняемые генетической или фенотической изменчивостью.

- Практические занятия с использованием лупы и бинокуляра для выявления особенностей строения отдельных органов растений и животных и их отличий у разных видов.

- Работу с определителями для приобретения навыков определения вида в полевых условиях.

- Сбор сорных растений для гербаризации и овладения методикой закладки и высушивания растений в гербарной сетке.

- Овладение методикой укоса насекомых сачком и их определение.

- Сбор водных обитателей водным сачком.

- Овладение методикой проведения экскурсий в природу.

Все наблюдения, сравнения, выводы, видовые списки растений и животных, их приуроченность к определенному месту обитания, некоторые зарисовки — должны быть занесены в Дневник наблюдения.

ЭКСКУРСИЯ В ГОРОДСКОЙ ПАРК
Это занятие может стать первым, потому что в парке встречается ограниченное число представителей флоры и фауны и студенты не будут перегружены информацией. К тому же парк расположен в черте города и, следовательно, для студентов не требуется особой экипировки, да и во времени экскурсия недолгая. Перед началом занятия преподаватель сообщает цель похода, задачи и дает справку об истории парка (когда посажен, кем, какие функции выполняет).

Непосредственно в парке обращаем внимание на четко выраженную ярусность в 3 яруса: деревья, кустарники, травостой.

1 ярус. Древесную растительность представляют:

- береза повислая

- вяз гладкий

- клен американский (ясенелистный)

- клен платановидный

- липа сердечная

- осина

- тополь

- черемуха обыкновенная

- черемуха Маака

- яблоня лесная

2 ярус — кустарники:

- бересклет бородавчатый

- боярышник кроваво-красный

3 ярус — травостой — где находим:

- ветреница дубравная

- горец птичий или спорыш (трава-мурава)

- горошек мышиный

- звездчатка средняя или мокрица

- клевер луговой, красный

- крапива двудомная

- лапчатка, гусиная лапка

- лебеда раскидистая

- лютик едкий

- яснотка белая

- ромашка непахучая

- яснотка пятнистая
В травостое встречаются представители насекомых и хотя они не многочисленны, но дополняют наши парки жужжанием, звуком полета, иногда яркими красками. Здесь можно встретить бабочку-капустницу, лимонницу, крапивницу, голубянку — они представляют отряд чешуекрылые. Из отряда перепончатокрылых в травостое встречаются шмели, наездники, муравьи, пилильщики, осы. На земле, среди трав сноровисто бегают жужелицы, листоеды и щелкуны. А неприятности нам доставляют двукрылые — мухи, комары, слепни, оводы.

Городской парк весной и летом наполняется голосами птиц. В основном здесь селятся те, кто устраивает гнезда на деревьях, в кустарниках, в дуплах старых деревьев, но иногда и те птицы, что отваживаются в присутствии людей найти укромное место в травостое. Слышны отчетливые голоса большой синицы, зяблика, пеночки-веснички и зеленой пеночки, мухоловки-пеструшки; высоко на стволах видны мощные гнезда дроздов-рябинников, слышен их стрекот и треск барабанной дроби большого пестрого дятла. Наблюдение за птицами проводят визуально с помощью бинокля. Отличить их можно также по песне, но не по отдельным звукам, которые сходны у многих, особенно, близкородственных птиц.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФЛОРЫ И ФАУНЫ

ГОРОДСКОГО ПАРКА
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФЛОРЫ

Береза повислая — дерево высотой 30-45 м, обхват ствола 20-150 см. Это однодомное, раздельнополое, анемофильное растение. Полости клеток пробковой ткани на стволах заполнена белым смолистым веществом — бетулином, что и придает коре окраску. Весной, одновременно с распусканием листьев на березе появляются мужские и женские сережки. После оплодотворения образуется плод-сережка. Семена в нем очень легкие — в одном грамме — 5000 семян. Как и опыление, распространение семян осуществляется ветром.

Вяз гладкий (-ильм) — прямоствольное дерево до 30 м высотой, диаметр ствола 60-80 см. Ветви повислые, кора серая, отслаивается пластинками. Плоды-крылатки на длинных плодоножках. Однодомное, анемофильное, цветки невзрачные, плод сплюснутый, односемянный, с пленчатой оболочкой.

Клен американский (ясенелистный) — дерево высотой до 25 м, родом из Америки. Быстро растет, легко размножается, неприхотлив. Опыление энтомофильное или анемофильное. Цветки обоеполые, плод — двойная крылатка.

Клен платановидный — дерево высотой до 30 м, теневыносливое и жаростойкое; декоративен, используется в парковых насаждениях. Рассеченные листья могут быть красной, желтой, бело-пестрой и золотистой окраски. Цветки чашечковидные, в кистях; плоды — двойная крылатка. Насекомоопыляемые.

Липа сердечная — дерево высотой до 25 м, диаметр ствола — до 2 метров. Кора серо-бурая, глубоко растрескивающаяся. Листья округло сердцевидные, цветки обоеполые бело-желтые, в щитковидных соцветиях. Плод — орешек, соплодия разносятся ветром. Опыление энтомофильное. Дерево -медоносное.

Осина (тополь дрожащий) — дерево высотой до 35 м с диаметром ствола до 1 метра. Кора зеленовато-серая. Черешки листьев длинные, потому колеблются при любом ветре; форма листьев округлая с заостренными зубцами по краям. Цветет до распускания листьев. Растение двудомное; мужские сережки длиной до 10 см темно-пурпурного цвета, а женские — тоньше и менее яркой окраски. Опыление анемофильное, плод — коробочка.

Тополь черный (осокорь) — достигает высоты в 45 м, а диаметр ствола — до 1,5 м. Кора буровато-серая, листья простые. Дерево обычно двудомное, ветроопыляемое. Цветки собраны в сережки. Мужские сережки после высыпания пыльцы опадают, а в женских созревают семена в коробочках. Семена мелкие с пучком тонких волосков (тополиный пух) разносятся ветром.

Черемуха обыкновенная (кистевая) — дерево или кустарник высотой в 7-30 м. Кора буро-черная, растрескавшаяся, листья простые, зубчатые; цветки мелкие белые, собраны в кисти; плод — сочная костянка. Растение опыляется насекомыми.

Черемуха Маака — достигает высоты в 15 м, имеет оригинальную светло-коричневую блестящую кору, которая с возрастом шелушится тонкими лентами. Плоды горькие, сухие несъедобные.

Яблоня лесная — деревья и кустарники высотой до 20 м. Литья цельные или лопастные, голые или опушенные. Цветки обоеполые, средней величины, беловато-розовой окраски. Опыляется растение насекомыми, плод — яблоко.

Бересклет бородавчатый — кустарник до 12 м высотой. Листья простые, цветки мелкие, обоеполые, в кистевидных соцветиях (чашелистиков и лепестков по 4-5); плод - костянка. Плоды поедает птица малиновка, что способствует быстрому распространению вида. Все части бересклета ядовиты для человека и животных. Кора и листья содержат гутту (5-33%), а плоды и корни — лимонную и винную кислоты.

Боярышник кроваво-красный — кустарник высотой до 4 м, побеги с колючками. Цветы обоеполые, собраны в щитковидные соцветия, белые или розовые с неприятным запахом. Плод — косточковое яблоко. Семена требуют стратификации. Культурные формы используют в защитных лесонасаждениях.

Ветреница дубравная (анемона) — раннецветущее растение, семейства Лютиковые. Высотой от 20 до 50 см; листья мутовчатые или супротивные с черешками; цветки крупные, одиночные белые. Относятся к эфемероидам. Культивируется как декоративное растение с 16 века.

Горец птичий (спорыш или трава-мурава) представитель семейства Гречишные. Повсеместно распространенное растение, листья мелкие овально-яйцевидные, мелкие розовые цветочки имеют пазушное расположение. Плод — трехгранный, заключен в разросшийся околоцветник, распространяется животными, в том числе, муравьями.

Горошек мышиный (вика) — относится к семейству Бобовые. Широко распространенное сорное и медоносное растение. Листья перисто-сложенные, заканчиваются усиком. Цветки голубовато-сиреневые, плод — многосемянные бобы.

Звездчатка ланцетовидная — трава семейства Гвоздичные. Листья ланцетовидные, цветки мелкие белые (звездочки). Опыляется насекомыми, опыление перекрестное. Медоносное и кормовое растение.

Клевер луговой, красный — относится к сем. Бобовые. Мелкие трубчатые цветки его собраны в лилово-красную головку, на дне трубочек много нектара, поэтому цветы посещают шмели и пчелы. Листья сложные, тройчатые, семена — мелкие бобы, односемянные.

Крапива двудомная — представитель сем. Крапивные. Стебли прямостоячие, до2 м, листья супротивные, покрыты жгучими волосками; цветки мелкие, зеленые, в удлиненных пазушных соцветиях, ветроопыляемые; плод орешковидный. В жгучих волосках содержится муравьиная кислота, а коник волоска — из окиси кремния. Корни содержат желтую, а листья — зеленую краску.

Лапчатка - - гусиная лапка — из сем. Розоцветные. Листья перистые с зубчатыми краями образуют розетку; цветки золотисто-желтые. Опыляются мухами и короткохоботковыми насекомыми. Его охотно поедают гуси.

Лебеда раскидистая — сем. Маревые. Растения часто покрыты мучнистым налетом. Цветки в клубочках, образующих колосовидные соцветия. Цветки однополые, при этом пестичные обычно без околоцветника. Ветро- или насекомоопыляемые. Семена распространяются ветром и жвотными.

Лютик едкий (куриная слепота) — сем. Лютиковые. Листья пальчатораздельные, цветки желтые, плод собран из семян. Опыление дождем, ветром, насекомыми и птицами. Лютики ядовиты.

Ромашка непахучая — сем. Сложноцветные. Трава до 40 см высотой, с двоякоперисторассеченными листьями. Соцветие корзинка состоит из трубчатых (желтого цвета) и язычковых (белого цвета) цветов. Плоды — семянки.

Яснотка белая (глухая крапива) — сем. Губоцветные. Листья напоминают крапивные, расположены супротивно. Стебель четко четырехгранный. Белые двугубые цветки — собраны в пазухах, плод из 4 орешков.

Яснотка пурпурная — отличается от Яснотки белой окраской цветов — они красновато-пурпурного цвета.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФАУНЫ

Отряд Чешуекрылые (бабочки)

Капустница — дневная бабочка, появляется ранней весной, летает только в дневное время с 7 до 18 часов. Это теплолюбивые и солнцелюбивые насекомые, которые во влажную или пасмурную погоду прячутся среди растений. Питаются нектаром. Самка откладывает кучками от 20 до 200 яиц на одно листе капусты или другого Крестоцветного растения. Молодые гусеницы активно питаются, пожирая все части листьев, кроме жилок. Наевшись, они поднимаются на заборы, стволы деревьев, закрепляются шелковистым пояском, обязательно головой вверх и превращаются в куколок, которые окрашиваются в цвет предмета, маскируются. За лето сменяется несколько поколений. При больших скоплениях они могут мигрировать на большие расстояния. Капустница входит в группу бабочек-белянок, куда относятся репница, боярышница, брюквенница, крушиница или лимонница. Их часто объединяют в семейство Белянки. Названия происходят от растений, на которых поселяются их личинки (гусеницы).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет» институт права, социального управления и безопасности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconФедеральное агентство по образованию российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования шадринский государственный педагогический институт кафедра правовых дисциплин
Юридическая клиника” при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Шадринский государственный...
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетноеобразовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»
Государственное бюджетноеобразовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетноеобразовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»
Государственное бюджетноеобразовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»
Подготовка специалистов с комплексом знаний о средствах, законах и правилах ведения хозяйства
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»
Формирование у студентов представлений об основных коммерческих процессах, происходящих на торговом предприятии
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки...
Министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Глазовский государственный педагогический институт им. iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Вак – Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница