Рекомендована к утверждению в качестве типовой




НазваниеРекомендована к утверждению в качестве типовой
страница1/3
Дата конвертации05.05.2013
Размер266.94 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3




СОСТАВИТЕЛИ:

А.И.Алешкевич, заведующий кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Т.Ф.Тихомирова, доцент кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

В.В.Рожковская, доцент кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра лучевой диагностики Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования;

Г.В.Чиж, главный радиолог Министерства здравоохранения Республики Беларусь, кандидат медицинских наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 23.10.2009 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 23.12.2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 2 от 28.12.2009 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Лучевая диагностика и лучевая терапия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, разрабатывающая теорию и практику применения излучения в медицинских целях.

В настоящее время лучевая диагностика и лучевая терапия – это самостоятельные разделы медицинской науки и практики. Объективная документальность, возможность динамического наблюдения, свойственные лучевым методам исследования, способствуют выяснению вопросов патогенеза и особенностей течения ряда заболеваний. Лучевая терапия, наряду с хирургическим вмешательством и химиотерапевтическими препаратами, является одним из основных методов лечения злокачественных новообразований.

Сегодня нет такой отрасли клинической и теоретической медицины, где бы лучевая диагностика и лучевая терапия не использовались в той или иной степени с диагностической, лечебной или научной целью. Поэтому знание основ лучевой диагностики и лучевой терапии необходимы каждому современному врачу независимо от профиля его работы.

Лучевое исследование является ведущим методом диагностики и постоянно используется при распознавании большинства заболеваний челюстно-лицевой системы у лиц разных возрастных групп как в практике терапевтической и хирургической стоматологии, так и в ортодонтическом лечении и ортопедических мероприятиях. Выполнение повторных лучевых исследований в динамике позволяет проследить за течением патологического процесса, своевременно выявить и предупредить возможные осложнения.

Лучевая терапия стала важнейшей частью комплексного лечения злокачественных заболеваний.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

    • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 07 «Стоматология» (ОС РБ 1-79 01 07-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г., № 40;

    • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 07 «Стоматология» (регистрационный № L 79-009/тип), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 16 апреля 2008 г.

Настоящая учебная программа включает новейшие научные данные по вопросам: традиционной рентгенодиагностики, радионуклидной диагностики, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвуковой диагностики, однофотонной эмиссионной томографии, позитронно-эмиссионной томографии и общей лучевой терапии.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания дисциплины «Лучевая диагностика и лучевая терапия» состоит в формировании у студентов знаний и навыков по комплексному использованию в стоматологической практике современных методов лучевой диагностики и лучевой терапии при распознавании различных наиболее часто встречающихся заболеваний и при лечении опухолевых и неопухолевых процессов челюстно-лицевой области.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • органно-комплексного использования в клинической медицине методов лучевой визуализации для распознавания заболеваний у лиц разных возрастных групп;

  • правильного выбора метода лечения онкологического больного.

Задачи преподавания дисциплины направлены на формирование у студентов социально-личностной и профессиональной компетенции, при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии, основа которой заключается в знании:

    • патологических изменений в органах, системах человека, в челюстно-лицевой области и установлении связи обнаруженного комплекса синдромов с определенным заболеванием;

  • стратегии лучевой терапии злокачественных опухолей и неопухолевых заболеваний.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Лучевая диагностика и лучевая терапия» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Общая химия. Химические элементы и их соединения. Химические реакции.

Медицинская и биологическая физика. Характеристика ионизирующих излучений. Радиоактивность. Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом. Дозиметрия ионизирующих излучений.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности человека. Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический.

Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма.

Гистология, цитология, эмбриология. Методы гистологических и цитологических исследований. Гистологическая и гистохимическая характеристика тканевого и клеточного атипизма.

Радиационная и экологическая медицина. Действие ионизирующих излучений на живые объекты.

Нормальная физиология. Организм и его защитные системы. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций.

Патологическая анатомия. Причины, механизмы и важнейшие проявления типичных патологических процессов. Определение понятия «воспаление», «опухоль». Основные виды атипизма, характеризующие опухоли.

Патологическая физиология. Этиология. Учение о патогенезе. Роль реактивности организма в патологии.

Фармакология. Принципы классификации противоопухолевых средств. Современные представления о механизме действия химиотерапевтических лекарственных препаратов.

Структура учебной программы дисциплины состоит из двух разделов: «Лучевая диагностика» и «Лучевая терапия».

«Лучевая диагностика» – раздел дисциплины, в котором рассматриваются вопросы о применении излучений для исследования строения и функции нормальных и патологически измененных органов и систем человека с целью профилактики и распознавания заболеваний.

В разделе «Лучевая терапия» изучаются вопросы применения ионизирующих излучений для лечения болезней.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • биофизические свойства, радиочувствительность и радиорезистентность тканей и органов;

  • виды электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных излучений, применяемых в лучевой диагностике;

  • основные и дополнительные методы получения изображений для лучевой диагностики, систему цифрового формирования и передачи изображений;

  • противолучевую защиту и охрану труда при диагностическом и терапевтическом использовании излучений;

уметь:

  • определить показания и противопоказания к лучевому исследованию;

  • подготовить больного к лучевому исследованию;

  • расшифровать результаты лучевого исследования при наиболее частых заболеваниях и повреждениях зубочелюстной системы и органов полости рта.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов включает:

  • индивидуальную работу по оформлению протоколов лучевых исследований, оценку и анализ иллюстративного материала с различными патологическими состояниями и заболеваниями зубочелюстной зоны, выбор адекватного метода исследования;

  • изучение материалов первичных исследований (рентгенограммы, линейные и компьютерные томограммы, эхограммы, сцинтиграммы, истории

болезни) и самостоятельное составление планов обследования и лечения больных;

  • подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины. Подготовка реферата предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации;

  • участие в студенческой научно-исследовательской работе: целенаправленное изучение специальной литературы, достижений отечественной, зарубежной науки и техники;

  • выступление с докладами на студенческих научных конференциях, участие в Олимпиадах студенческого мастерства.

Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Практические занятия проводятся в кабинетах рентгеновской и радионуклидной диагностики (обследование пациентов и выявление патологических процессов), в кабинетах лучевой терапии (лечение злокачественных процессов), в кабинетах ультразвуковой диагностики, компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Практические занятия – закрепление теоретических знаний путем выполнения самостоятельных заданий по планированию обследования и лечения больных. Студенты принимают участие в клинических разборах материалов исследования больных, в оформлении протоколов лучевых исследований, учатся правильно оценивать и анализировать иллюстративный материал с различными патологическими состояниями зубочелюстной области, выбирать адекватный метод исследования и оценивать безопасность его для жизни.

Студенты решают ситуационные задачи, соответствующие исследованию, и оформляют учебные истории болезни, протоколы лучевых исследований и работают на персональных компьютерах с использованием контролирующих и обучающих программ.

Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путём устного опроса и выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий.

Для изучения дисциплины предусмотрено 114 часов, из них 74 часа аудиторных занятий, в т.ч. 20 часов – лекций и 54 часа практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета (6 семестр).
  1   2   3

Похожие:

Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconПрограмма составлена на основе типовой учебной программы
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры оптики
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. И. Аверин, заведующий кафедрой детской хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Л. Ф. Можейко, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. В. Лелевич, заведующий кафедрой биологической химии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Т. С. Борисова, заведующая кафедрой гигиены детей и подростков Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. П. Царев, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. П. Хейдоров, заведующий кафедрой общей, физической и коллоидной химии Учреждения образования «Витебский государственный медицинский...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Е. В. Тихонова, заведующая кафедрой технологии и декоративно-прикладного искусства Учреждения образования «Мозырский государственный...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
С. Л. Кабак, профессор кафедры морфологии человека Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Э. А. Анин, доцент кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины Учреждения образования «Гродненский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница