Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка
Дата конвертации04.05.2013
Размер263.33 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Авиловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено и рекомендовано к применению

протокол № 1 от 29.08.11 г.

Руководитель РМО учителей русского языка и литературы __________________

Симонова Н.Д.




Согласовано педагогическим советом МОУ Авиловской СОШ протокол № 1 от 30.08.11 г.





Утверждено

Приказ № ____ от 30.08.11 г.

Директор школы _____________________

Петров С.В.


Рабочая программа

по литературе

для 6 класса

на 2011 – 2012 учебный год
Учитель: Кочковая Л.Н.


  1. Пояснительная записка.



Рабочая программа по литературе 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы для 5 – 11 классов Г.С. Меркина, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Она реализуется поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Основа данной программы – чтение и изучение доступных учащимся произведений, сопровождаемое практической работой над определенным кругом знаний о художественной литературе.

Программа ставит следующие задачи: углубление интереса учащихся к чтению и урокам литературы, воспитание нравственного идеал как общечеловеческой ценности, развитие навыков творческого чтения, анализа произведения, устной и письменной речи, овладения литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.

Программа включает все основные разделы программы литературного образования для 6-ого класса, где ведущими проблемами являются следующие: художественное произведение и автор, характеры героев. Курс включает художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т. д.). Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, он старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.

Методический аппарат учебника серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место в учебнике отведено развитию устной и письменной речи.

Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. В программе Г.С. Меркина прослеживается связь с другими искусствами. Ученики работают с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На уроках осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией.
Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания. 
Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум).  

Механизмы реализации современных подходов к преподаванию литературы заложены в таких разделах программы, как «Развитие речи» ( практико-ориентированный и деятельностный подходы), «Связь с другими науками искусства (культуроведческий подход), «Возможные виды внеурочной деятельности» ( деятельностный подход).

Особая роль практически на каждом уроке отводится развитию речи. Задания, позволяющие повышать речевую культуру школьников, содержатся в рубриках «Живое слово», «Пофантазируем», «После уроков», «Советуем прочитать» и т.д.

Разговор о творчестве любого писателя сопровождается размышлениями об особенностях языка его произведений и системой упражнений под рубрикой «В мире пушкинского слова», «В мире тургеневского слова» и т.д.

Рубрика «Для вас, любознательные» углубляет знания учащихся по литературе, развивает стойкий интерес к предмету.

Доминантной идеей курса 6 класса является формирование представлений о литературе как искусстве слова. Учащиеся узнают о сложном отношении авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

В круг обязательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составлять план и пересказывать прочитанное, объяснять слово, строку и рассказывать об их роли в тексте.

Исходя из этого, основными целями являются:

  1. воспитательные цели:

- воспитывать любовь к книге как культурной ценности – необходимому элементу в формировании личности;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;

  1. развивающие цели:

- развивать эмоциональное восприятие текста, представления о литературе, писателе и его месте в культуре и жизни общества;

- развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;

  1. образовательные цели:

- обучать школьников анализу художественных произведений;

- способствовать запоминанию основных теоретических понятий: сюжет и герой.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. ежеурочно работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;

  2. продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;

  3. обучать приёмам анализа образа героя (анализ портрета персонажа, его имени, поступков и взглядов, составление речевой характеристики и т.д.);

  4. обучать аргументированно выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;

  5. формировать навыки работы с теорией литературы;

  6. формировать навыки работы со справочными материалами;

  7. способствовать развитию умения создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя;

  8. учить проводить параллель между поступками героя литературного произведения и собственным поведением.


При распределении часов на изучение курса 6 –ого класса, добавила отдельные уроки по развитию речи, ввела произведения писателей донского края с целью реализации регионального компонента, которые призваны выявить степень самостоятельного использования учащимися знаний, умений и навыков, полученных при совместном с учителем анализе произведений сходного жанра.

Программа будет реализовываться при помощи учебника-хрестоматии, составленного Г. С. Меркиным.

Состав УМК:

  • Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Авт. – сост. Г.С. Меркин.- - 7 –е изд.,.-М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС»,2011.

  • Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;

  • Информационно-методические материалы по использованию УМК;

  • Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 6 класса

  • Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» в 2ч. ; под ред. Г.С. Меркина. –М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2009.


Программа рассчитана на 70 часа (2 часа в неделю)
Реализация регионального компонента на уроках русского языка осуществляется путем использования текстов донских авторов «Литературы Дона: хрестоматии для чтения в 5-7 классах» при изучении, закреплении или повторении тем учебного материала.



  1. Методы, приемы, формы организации учащихся на уроках литературы


Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, ориентированный на развитие интеллектуальных и эмоциональных качеств учащихся.

В этом плане особую важность приобретает продуманность форм урока, так как от них зависит структура и методика урока.

Преобладающей является традиционная форма – комбинированный урок.

Кроме того, используются нестандартные формы урока:

-заочная экскурсия, литературная гостиная, урок-конкурс, дуэль, урок-эстафета, урок-деловая игра, урок-экспедиция, викторина
Для оценки знаний и умений учащихся используются следующие формы контроля:

-текущий

-промежуточный

-тематический

-итоговый
III. Нормативные документы:

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

  • Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ростовской области;

  • Закон об образовании РФ;

  • О приоритетных направлениях развития образования»: концепция модернизации образовательной политики РФ.

  • Областной базисный план общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2009-2010 учебные годы.

  • Школьный учебный план МОУ Авиловской СОШ на 2010-2011 учебный год.

  • Программа по литературе для общеобразовательных учреждений.

  • 5 – 11 классы. Составитель Г.С. Меркин. Б.Г. Меркин


IV.Структура курса



Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Введение «О литературе, писателе. читателе»

1

2.

Из мифологии

3

3.

Из устного народного творчества

2

4.

Из древнерусской литературы

3

5

Из литературы XVIII века

1

6.

Из литературы XIX века

33

7.

Из литературы XX века

12




Из поэзии о Великой Отечественной войне

7

8

Из зарубежной литературы

4

9.

Повторение

4




ИТОГО:

70


V. Формы контроля по модулям:



Модуль

Р/Р

Тематические тесты

Контроль-ные тесты

1

Мифология. Устное народное творчество. Древнерус-ская литература

Рассказ о герое



«Мифы Древней Греции и славян»

«УНТ»

«Древнерусская литература»




2

Литература XVIII века

-

-

-

3

Литература XIX века

Анализ стихот-ворений А.С. Пушкина. Дву-сложные размеры.
Защита творческих работ о гербах семей
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Анализ стихот-ворений М.Ю. Лермонтова.

Трехсложные размеры


Анализ эпизода из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Сочинение-повествование от лица участника событий по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Сочинение-зарисовка по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Выборочный пересказ от 3 лица эпизодов рассказа В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Сочинение юмористического характера





«Лирика А.С. Пушкина»
«Тест по роману

А. С. Пушкина «Дубровский»


«Тест по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

«Тест по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

«Тест по повести Л.Н. Толстого «Детство»
«Тест по

рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»



Тестовая работа по теме «Литература XIX века»

4

Литература XX века

Письменный отзыв об эпизоде рассказа Куприна «Топер»
Изложение с творческим заданием по произведению М.М. Пришвина
Литературная гостиная «Защита литературных газет о В.О. войне»
Сочинение эпистолярного жанра на тему «Письмо на войну или с войны…»





Тестовая работа

«Литература XX века»

5

Повторение








Итоговая тестовая работа за курс

6- ого класса


VI. Методическое обеспечение

                          Методическая литература

1. Богомолова Е.И. Пособие для учителей.- 2 –е изд., испр.. дополн., _М,: Высшая школа, 1986.

2. Бурцова Н.Ю. Кроссворды для школьников. Ярославль: «Академия развития», 1998.

3.Литература. Тесты. 5-8 классы. Издательство: Дрофа, 2002 год


4. Оглобина Н.П. Тесты по литературе. 5-11 классы. –М.: «Издательство «Олимп», 2001.

5.Планирование и материалы к курсу «Литература .6 класс».-2 е изд. –М,% ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2009.

6. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/авт. Состав. Г.С. Меркин – 7 изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009

7. «Литература Дона: хрестоматия для чтения в 5-7 классах», Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005г.

Дополнительная литература.

1.Античная литература. Рим. Хрестоматия. Издательство: Высшая школа, 2003 год


2.Древнерусская литература: Хрестоматия для 5 - 9 кл. / Сост. О.В.Творогов. - М., 2002.

3.Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1996.

4.Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь – справочник, - М., 2002

5.Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.Творогова. - М., 1996.

6.Русские писатели XIX - начала XX века: Библиографический словарь./ Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1995.

7.Чернец Л.В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М., 2002.

8.Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство: Мнемозина, 1999 год

9. Шинкарев В.Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год

10.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство: Аванта+, 2006 год

11.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. Издательство: Аванта+, 2005 год
12.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX века. Издательство:
Аванта+, 2005 год


13.Я познаю мир: Литература. Издательство: АСТ, 2006 год


Содержание программы учебного курса
Программа

(70 часов)

Введение -1ч.

Книга и ее роль в жизни человека. Стихотворения, посвященные книге, читателю, писателям. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии(3 ч)

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из славянской мифологии

Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора. Всемирный потоп». Своеобразие мифологического богатыря в представлении славян; особенности внешности; характер; близость к природе; смысл подвигов. Былички и бывальщины.

Теория литературы: мифологический персонаж (развитие представлений).

Развитие речи: словесный портрет, чтение мифа, подробный и краткий пересказ, цитатный план.

Связь с другими искусствами: славянские мифологические герои в русском искусстве (живопись, скульптура, музыка).

 

Из устного народного творчества(2 ч)

 

Сказки

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.

 

Из древнерусской литературы (3 ч.)

 

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение « Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

 

Из литературы XVIII века (1 ч.)

 

М.В. Ломоносов

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

 

Из литературы XIX века (33 ч.)

В.А. Жуковский

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

А.С. Пушкин

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеют облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: двусложные размеры стиха; строфа (типы строф); роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».

М.Ю. Лермонтов

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.

Н.В.Гоголь

«Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».

 

И.С. Тургенев

Тема любви в лирике. «В дороге». «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника » по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. Некрасов

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».

Л.Н. Толстой

«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

В.Г. Короленко

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».

А.П. Чехов

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова «Налим», «Шуточка». «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

В.М. Гаршин

Из литературы XX века (12 ч.)

И.А.Бунин

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

А.И. Куприн

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель».

Рассказ «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказу А.И. Куприна.

С.А. Есенин

Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

М.М. Пришвин

Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

Н.М. Рубцов

Краткие сведения о поэте. «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Произведения о Великой Отечественной войне (7ч)

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.

Из зарубежной литературы (4 ч.)

Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания. Тематика. Проблематика.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
Братья Гримм

Краткие сведения о писателеях. Сказка «снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О.Генри

Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Развитие речи: рассказ от другого лица.
Дж. Лондон

Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Повторение в конце года. Рекомендация книг для летнего чтения. 4 часа

VIII. Знать и уметь
Ученик 6 класса должен уметь:

выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

сопоставить элементы художественных систем разных авторов и определить их художественное своеобразие;

сопоставить сюжеты и характеры героев разных произведений, выявляя сходство и различие авторских позиций;

перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою и ситуации;

представить героя в различных текстовых и внетекстовых ситуациях;

анализировать поведение героя в конкретной ситуации;

видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

определить тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

сопоставить эпизод книги с его интерпретацией другими искусствами, разные прочтения одного произведения в пределах одного вида искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

сочинить сказку, юмористический и фантастический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели.

 



Похожие:

Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н
Согласовано педагогическим советом моу авиловской сош протокол №1 от 30. 08. 11 г
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. VII
Согласовано педагогическим советом моу авиловской сош протокол №1 от 30. 08. 11 г
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н
Согласовано педагогическим советом моу авиловской сош протокол №1 от 30. 08. 11 г
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconРабочая программа по английскому языку учитель: Плесовских Елена Анатольевна Класс: 9 Учебный год: 2012-2013. Пояснительная записка
«Английский язык» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 8 класса Макаровой Татьяны Викторовны
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной...
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н
Охватывает ощущение полного одиночества с глазу на глаз с зимой, морем и ночью. (К. Паустовский.)
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку 5 класс 8 вида Учитель начальных классов Цепаева В. К. Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено на 2010 – 2011 учебный год для ученицы 5 класса VIII вида
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconРабочая программа по физики для 8 класса на 2012-2013 учебный год Составитель: Давыдов А. Н учитель физики 2 категории Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы явились следующие документы
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по математике 5 класс Учитель Рыбакова Светлана Ивановна 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 6 классе Учитель: Полубоярова Ю. А. 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Муниципальное образовательное учреждение –основная общеобразовательная школа с. Ивановка
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница