Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса




НазваниеИсследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса
страница1/3
Дата конвертации04.05.2013
Размер328.99 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3




Исследовательская работа

по теме:

«Михаил Васильевич Ломоносов – основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле»
Работу выполнила

обучающаяся 9-а класса

МОУ Климовской средней общеобразовательной школы №1

Коряко Елизавета Николаевна

Почтовый адрес: 243040,

Брянская область, пгт Климово
Руководитель:

учитель химии

Буданкова Валентина Михайловна

Оглавление

  1. Введение ...……………………………………………………………..3-5

  2. М.В.Ломоносов – основоположник физической химии…………….6-7

  3. Учение о свете и цвете……………………………...…………………8-9

  4. Наука о стекле………………………………………………………….10-13

  5. Строительство и работа стекольной фабрики М.В.Ломоносова.…...14-18

  6. Дилемма М.В.Ломоносова………………..…………………………...19

  7. От стекла к мозаике……………………………………………………20-21

  8. Закрытие стекольной фабрики и итоги её работы…………………...22-23

  9. Заключение …………………………………………………..………...24-26

  10. Библиографический список ………………………………..…………27

  11. Приложение…………………………………………………………….28-46


1.Введение



Приближается знаменательное событие. 19 ноября 2011 года исполнится 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. В этот день вся страна вспомнит заслуги М.В.Ломоносова перед Отечеством. Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742 года, профессор химии с 1745 года) [8].

«Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предполагал я для пользы Отечества, для приращения науки и для славы Академии», - сказал перед кончиной Михаил Васильевич Ломоносов [4].

Достойным продолжением его дела становятся дела учеников, учителей, ибо о пользе Отечеству на высоком государственном уровне мечтает каждый человек.

Я хотела приурочить свою работу к юбилею М.В.Ломоносова, так как это один из тех русских людей, которым я могу гордиться. Пролистывая ещё летом странички учебника химии 9 класса, в параграфе «Силикатная промышленность», в котором рассказывается о производстве и видах стекла в разделе «Знаете ли вы, что…», я прочла следующую информацию: стеклоделие существует много веков. В Древнем Египте оно возникло за 3000 лет до нашей эры. Цилиндр из стекла, который изготовлен в середине 3-го тысячелетия до нашей эры, найден в Тель-Асмаре близ Багдада. В России первый стекольный завод начал производить стекло в 1635 году. …. В первой в России химической лаборатории М.В.Ломоносов изготовил более 4000 опытных стёкол. Эти работы легли в основу заводских методов получения цветных стёкол. Из своего цветного стекла М.В.Ломоносов вместе с учениками выложил большую (42м2) мозаичную картину «Полтавская баталия». Я даже не подразумевала, что М.В.Ломоносов каким-то образом связан с производством стекла. Меня заинтересовала эта информация, и я решила подробнее изучить, что было сделано М.В.Ломоносовым в области производства стекла. Поэтому когда нас в школе познакомили с положением о проведении районного этапа областного конкурса исследовательских работ «Естественнонаучные и гуманитарные проблемы в трудах М.В.Ломоносова», я, не задумываясь, выбрала следующую тему исследовательской работы «Михаил Васильевич Ломоносов – основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле».

Актуальность этой работы заключается в том, чтобы способствовать популяризации наследия М.В.Ломоносова. Данные этой работы могут быть использованы на уроках химии, физики, изобразительного искусства, МХК; могут быть интересны для любого человека.

Цель работы: доказать, что М.В.Ломоносов является основоположником физической химии, учения о цвете, науке о стекле

Задачи:

1. выяснить, почему М.В.Ломоносова считают основоположником физической химии;

2. проанализировать роль М.В. Ломоносова в становлении и развитии учения о цвете;

3. исследовать, почему М.В.Ломоносов занялся производством стекла, каковы заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки о стекле

Объект исследования – труды М.В.Ломоносова в области химии, физики

Предмет исследования – учение о цвете, наука о стекле

Методы исследования: изучение и анализ литературы, сбор и обработка материала, систематизация и обобщение

Структура работы: работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения, библиографического списка, приложения.

При написании работы я столкнулась со следующими трудностями: современной литературы по данной теме немного, поэтому пришлось использовать литературу советского или ещё более раннего периода, причём

большинство источников для написания работы, в том числе и сами работы М.В.Ломоносова, я смогла найти в виде электронных книг.

В 1865 году была издана книга Д. М. Перевощикова «Труды Ломоносова по физике и физической географии». Математик, астроном Д. М. Перевощиков был одним из первых, кто проводил систематические исследования и занимался популяризацией научного наследия М. В. Ломоносова. А. С. Будилович издал труды «Об ученой деятельности Ломоносова по естествознанию и филологии» (1869); «Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова» (1871). Большую работу по изучению естественнонаучного корпуса трудов М. В. Ломоносова проделал Б.Н. Меншуткин, давший в результате своей деятельности возможность получить представление как об опубликованных в редких изданиях, так и о неопубликованных вообще трудах М. В. Ломоносова, найдя их, переведя с латыни и издав лабораторные журналы, рукописи и программы исследований ученого. Б.Н. Меншуткин показал, дав профессиональную оценку, будучи сам химиком и историком науки, вклада М. В. Ломоносова в развитие идей о сохранении массы вещества. Им опубликованы монографии «Ломоносов как физикохимик» (1904) и «Первый русский ученый» (1915), сборники «Рукописи Ломоносова в Академии Наук СССР» (1937) и «Труды М. В. Ломоносова по физике и химии» (1936); Б. Н. Меншуткин редактировал собрание сочинений М. В. Ломоносова, осуществлявшееся в 1891-1948 годах. Эти труды явились важным вкладом в осмысление роли естествоиспытателя не только в основных направлениях его исследований, но и с точки зрения методологии науки.

2.М.В.Ломоносов – основоположник физической химии

Научные исследования М.В.Ломоносова по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества и продолжали то направление, которое развивалось в 17 веке, прежде всего Р.Бойлем. М.В.Ломоносов задумал написать большую «корпускулярную философию» – трактат, объединяющий в одно целое всю физику и химию на основе атомно-молекулярных представлений. Ему не удалось осуществить свой грандиозный замысел, но большую часть его физических и химических трудов следует рассматривать как подготовительные материалы к этой работе. Первым шагом в этом направлении было развитие учения о «нечувствительных» (то есть неощутимых) частичках материи – «корпускулах» (молекулах). Михаил Васильевич полагал, что всем свойствам вещества можно дать исчерпывающее объяснение с помощью представления о различных чисто механических движениях корпускул, в свою очередь состоящих из атомов. Таким образом, в теории Ломоносова не вводятся материи огня, света, теплоты и другие специфические материи (за исключением заполняющего всё пространство эфира). Эта концепция М.В.Ломоносова в основном противоречила общепринятым неверным представлениям 18 века. Характерно, что молекулярно-кинетическая теория теплоты, успешно развивавшаяся ещё в 17 веке и разрабатывавшаяся в начале 18 века Д. Бернулли, была совершенно оставлена современниками М.В.Ломоносова в пользу теории теплорода. В своём произведении «Размышления о причине теплоты и холода» (1744 год) М.В.Ломоносов, тщательно проанализировав имевшийся опытный материал, привёл веские аргументы против теории теплорода. Он пришёл к предположению, что теплота обусловлена вращательными движениями частиц вещества. Эта гипотеза была в 19 веке использована в первоначальных попытках построения кинетической теории газов (Г. Дэви, Дж. П. Джоуль). В основу молекулярно-кинетической теории М.В.Ломоносов положил свою формулировку философского принципа сохранения материи и движения: «... Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает» [4]. М.В.Ломоносов считал законы сохранения вещества и движения основными, не требующими проверки аксиомами естествознания. Чтобы убедиться в несостоятельности господствовавшего в ту эпоху учения об «огненной материи», М.В.Ломоносов подверг проверке опыт Р.Бойля, который, прокалив на огне запаянный сосуд, содержавший металл, обнаружил увеличение веса вскрытого сосуда и приписал это проникновению сквозь стекло «огненной материи» (флогистона). Повторив опыт Р.Бойля, но, не вскрывая сосуда после нагревания, М.В.Ломоносов убедился, что «...славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес


сожженного металла остается в одной мере» [4]. И в отличие от химиков своего времени, М.В.Ломоносов исключил «огненную материю» из числа химических агентов. Обнаружив далее, что образовавшаяся в запаянном сосуде окалина обладает большим весом, чем исходный металл, М.В.Ломоносов попытался прокаливать металл в сосудах, «из которых был вытянут воздух». Но несовершенство насосов того времени не позволило М.В.Ломоносову фактически получить вакуум и экспериментально раскрыть природу процессов горения и образования окалин.

Теоретическая химия М.В.Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. «Физическая химия, - писал учёный, - есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях... Химия моя физическая» [4]. В 1752-53 годах М.В.Ломоносов прочитал студентам курс «Введение в истинную физическую химию», сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов. Сохранились полученные им данные о растворимости солей в воде при различных температурах, об охлаждении растворов с записью хода падения температуры со временем. М.В.Ломоносов разработал приборы для физического исследования химических объектов (вискозиметр для измерения вязкости, рефрактометр для определения показателя преломления, прибор для определения твёрдости образцов). Это подтверждается следующим: «В 1740-х годах М.В.Ломоносов в «собственноручных черновых тетрадях» «Введение в истинную физическую химию» (лат. Prodromus ad verum Chimium Physicam) и «Начало физической химии, потребное молодым, желающим в ней совершенствоваться» (лат. Tentamen Chymiae Physicae in usum studiuosae juventutis adornatum) уже дал абрис будущего курса новой науки, более строго оформившийся к январю 1752 года, о чём учёный пишет в итогах 1751-го: «Вымыслил некоторые новые инструменты для Физической Химии», а в итогах 1752-го - «диктовал студентам и толковал сочиненные мною к Физической Химии пролегомены на латинском языке, которые содержатся на 13 листах в 150 параграфах, со многими фигурами на шести полулистах»[1], [4].

Говоря об общих взглядах М.В.Ломоносова на изучения в области химии, академик П.Вальден замечает: «Если мы сравним гигантскую программу физико-химических опытов Ломоносова с современным состоянием физической химии, то нас прямо поразит общность научного материала задуманной Ломоносовым и созданной в продолжение 150 лет физической химии... Даже новейшая область физикохимии, химия коллоидов, Ломоносова не забывается; им уже предчувствуется связь химии с электричеством... Его взгляды настолько современны, и изложение их настолько свежо, что при чтении их мы забываем, что полтораста лет разделяют нас, современных физико-химиков, от того, кто может быть назван «отцом физической химии»... Мне кажется, Ломоносов еще до времен Лавуазье мог бы легко создать свою эпоху химии. Будь он верный и терпеливый исполнитель всех намеченных им планов, он совершил бы перерождение химии не в химию конца XVIII века: его новая химия явилась бы соперницею физической химии конца XIX века» [4].

3.Учение о свете и цвете

В трудах по физике М.В.Ломоносов много внимания уделил изучению световых явлений, а также теории цветообразования. Он интересовался природой света и цветов с самого начала своей научной деятельности. Постигая ньютоновскую теорию истечения света, М.В.Ломоносов, сопоставляя в 1741-1743 годах доводы, говорящие в пользу и против неё, приходит к умозаключениям, которые сводятся к тому, что «свет распространяется колебательным движением». Его исследования теории цветов имели не только теоретическое, но и практическое значение. С 1749 года ученый приступил к опытам по изысканию «разноцветных стекол к мозаичному художеству», которые продолжались в течение нескольких лет и увенчались большим успехом. Теоретические исследования по проблемам света и цветов М.В.Ломоносов обобщил в «Слове о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», которое он произнес в публичном собрании Академии наук. Подведя итоги изучения природы света и цвета, начиная от идей античных философов до гипотез ученых XVII-XVIII вв., М.В.Ломоносов, подобно Декарту, принимает концепцию, согласно которой мировое пространство, где происходят световые явления, заполнено эфиром. Посредством движения мельчайших частичек эфира происходят световые явления. Далее он утверждал, что в эфире могут существовать независимо друг от друга тепловые и световые явления, которые создаются различными видами движения частичек. Тепло распространяется вращательным движением, а свет – колебательным. Стремясь материалистически объяснить природу света и цвета, русский ученый М.В.Ломоносов выдвинул гипотезу о наличии в эфире трех групп частичек, разных по своим размерам. Каждая группа частичек определяет один из основных цветов - красный, желтый и голубой. «Прочие цветы, - отмечал М.В.Ломоносов, - рождаются от смешения первых» [4]. Несмотря на то, что сегодня взгляды М.В.Ломоносова на природу света и цвета кажутся наивными, они явились важным звеном в развитии учения о свете. Ученый впервые сделал попытку установить связь между тепловыми, химическими, световыми и электрическими процессами, происходящими в природе. Все эти процессы сились им к разным формам движения мельчайших частичек материи в материальной среде – в эфире. Уже в XIX веке академик Б.Б. Голицын назовёт её «теорией волнения».

Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М.В.Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность (ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий, попросту ещё не были открыты в то время), очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за

счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ. Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого умения требует

их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась М.В.Ломоносовым также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить. И вот слова Л. Эйлера подтверждают признание роли М.В. Ломоносова в основании науки о стекле и не только в его отечестве: «Как я всегда удивляюсь счастливому твоему остроумию, которым в столь разных науках превосходствуешь и натуральныя явления с особливым успехом изъясняешь, так приятно было мне известие... Достойное вас дело есть, что вы стеклу возможные цветы дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают» [12].



4.Наука о стекле

Наука о стекле - один из наиболее важных разделов в естественнонаучном наследии Михаила Васильевича Ломоносова. Настоящая дисциплина, в современном понимании научно-исследовательских теории и практике, была основана именно им. Наука эта родилась на стыке химии и физики, как область физико-химических исследований, то есть в пределах новой науки – физической химии. Подход, который свойственен деятельности учёного в исследованиях силикатов и, в частности стёкол, мало чем отличается от того, который имел место на протяжении более чем ста последовавших лет. Здесь имеется в виду и теоретическая сторона и особенности лабораторной практики, хорошо разработанной технологической базы. М.В. Ломоносовым проведено огромное количество исследований стёкол, он заложил основы производства цветных разновидностей этих материалов, им выработана методика варки смальт, которые получили применение в создании возрождённых им мозаик.

Как же начиналось создание науки о стекле М.В.Ломоносовым? В своей химической лаборатории М.В. Ломоносов в 1752-1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. Разрешение же на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий - это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. «...без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть» - говорил М. В. Ломоносов [4].

В октябре 1748 года, когда лаборатория, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, М.В.Ломоносов начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд. Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов! Разрабатывая день за днём, месяц за месяцем технологию цветных стёкол - прозрачных и непрозрачных («глухих» - смальт). (На фотографии изображены образцы стекла, полученные М.В.Ломоносовым в лаборатории). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. Самым слабым местом в стекольном производстве того времени была крайняя скудость палитры исходного материала и, как следствие того – окраски выпускавшихся изделий: большая часть производившегося Санкт-Петербургским стеклянным заводом была бесцветна, и лишь малая – окрашена в синий и зелёный цвета. В Европе, например, известный германский стеклотехник-алхимик Иоганн Кункель ещё в XVII столетии в совершенстве

овладел возрождённым им способом получения красного стекла - «золотого рубина» (ещё римляне знали эту технологию, подразумевающую включение золота в состав шихты - отсюда название, но она была утрачена). Между тем, И. Кункель унёс в могилу тайну этой красоты, оставив записку такого содержания: «Так как этот секрет стоил мне больших трудов, стараний и забот, то пусть никто не сочтёт дурным, что я не делаю его сейчас достоянием всех» [12]. И одним из первых, кто вновь открыл её секрет, заново разрабатывая технологию «золотого рубина», был М.В. Ломоносов.

Возможную причину особого интереса М.В.Ломоносова к стеклу высказывает Н.Н. Качалов, отмечая, что большинство исследователей склоняется к мнению об увиденных М.В. Ломоносовым в 1746 году итальянских мозаичных картинах, которые возбудили в нём желание, во что бы то ни стало воспроизвести их. Другое мнение о природе этого интереса указывает: к решению задачи по изготовлению цветных стёкол его побудили увиденные в 1734 году в Киеве мозаики, однако Н.Н. Качалов напоминает, что сама эта поездка – факт недостоверный. В то же время, по его мнению, нельзя оставить без внимания близкое знакомство учёного со стёклами и другими силикатными расплавами в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела, где шлаки занимают очень важное место - ведь именно в этой области он специализировался во время своей учёбы за границей.

Но последовательно привлечение М.В.Ломоносова к промышленному стеклоделию развивалось следующим образом. В 1751 году Стеклянный завод обратился в Академию наук через Канцелярию от строений с просьбой передать результат научных работ по цветному стеклу знаменитого, «обретающегося при Академии наук советника и профессора господина Ломоносова». Это поручение Академия передала М.В. Ломоносову, и он соглашается «сие искусство открыть присяжному честному человеку, который мог бы притом понять химические процессы, которые по сему делу знать необходимо нужно» [2].

Во времена М.В. Ломоносова во всём мире искусство производства стекла, основываясь исключительно на эмпирических данных, находилось в руках научно необразованных практиков, так называемых «арканистов», то есть «знатоков тайн». Формально рудименты алхимических принципов ещё главенствовали в практике, развивавшейся под покровительством вольфовских метафизических концепций о духообразных флюидах и прочих «чудищах», по словам М.В. Ломоносова. И его заявление о необходимости знания химии для варки стекла звучало ересью, но он в своём мнении уже не был одинок – создатель отечественного фарфора Д.И. Воробьёв, уже известный нам однокашник М.В. Ломоносова, пишет: «…дело порцелина (фарфора) химию за основание и за главнейшаго своего предводителя имеет». Считая вздорными требования М.В. Ломоносова к научной подготовке ученика, чиновники, тем не менее, не решаются противоречить строптивому профессору и отсылают в его распоряжение грамотного человека в лице «архитектурного ученика» Петра Дружинина, и чиновничество уже боится открыто возражать против

авторитетного мнения. И, неслучайно, А.С. Пушкин именует М.В. Ломоносова «великим сподвижником Великого Петра» [3].

В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившихся М.В. Ломоносовым, можно выделить три крупных этапа:

1 этап - расширение ассортимента исходных материалов. В доломоносовский период при варке стёкол применялось не более полутора десятков компонентов шихты: стеклообразующие материалы: песок, щелочи (зола растений), селитра, известь, свинцовый сурик, бура; красители: «магнезия пьемонтская» (с включением марганца), медная окалина, железная окалина (крокус, железная руда), сера (сульфиды), уголь, «сафра» (кобальтовая руда), хлорное золото; глушители: окись, олова, костяная мука. Первой и основной, на начальном этапе, была потребность расширения этого набора реактивов  в такой степени, в которой позволяло это сделать современное ему состояние химической промышленности и горного дела. Учёный всеми доступными путями, иногда преодолевая большие трудности, приобретал различные искусственные и минеральные вещества, подготавливая их к предстоящим экспериментам, обрабатывая, очищая от примесей. К началу работ М.В.Ломоносов имел в своём распоряжении около 60-ти различных материалов.

2 этап - получение сравнительно чистых разных минеральных красителей посредством химической обработки природных и искусственных соединений.

3 этап - изучение действия красителей на стекло. Исследования М.В.Ломоносовым явления окрашивания стекла подразумевает влияние на него таких факторов:

  • происхождение и природа красителя;

  • способ приготовления красителя;

  • состояние, в котором вводится краситель;

  • концентрации самого красителя и каждого его компонента, входящего в состав стекла.

В данном случае с особой ясностью сказались качества учёного как систематизатора. Работы проводились на чрезвычайно высоком методическом уровне: для каждого из вышеозначенных факторов производилась большая самостоятельная серия опытов.

Итак, в результате деятельности М.В.Ломоносова в области создания науки о стекле было сделано следующее:

1. Правильно были организованы опытные плавки, точно подобраны размеры тиглей; современные тигли для подобных работ примерно таких же размеров.

2. Строго соблюдалось единообразие условий опытов. При изучении

качественного влияния какого-либо одного фактора, соблюдались все меры, чтобы действие остальных технологических параметров эксперимента оставалось постоянным.

3. Соблюдение строгой количественной дозировки компонентов - новость для

того времени.

4. Навешивание с достаточной точностью, до 1 грана (0,0625 г).

5. Образцы хранились в системе в специальных пронумерованных ящиках. Учитывая наличие тысяч таких эталонов, можно понять, что это соблюдение настоящего условия требовало корректности и аккуратности.

6. Лабораторный журнал вёлся с педантической точностью, в большинстве случаев собственноручно самим М.В.Ломоносовым, который заносил в него все наблюдения, факты и выводы.

7. Впервые очень чётко был сформулирован вопрос о влиянии состава стекла на его свойства. Сейчас целесообразность такой постановки исследования очевидна, но в то время это было новаторством, и теоретическая часть интересовала учёного не меньше, чем поиск красителей для производственного стеклоделия, он пишет: «…прилагаю я возможное старание, чтобы делать стёкла разных цветов, которые бы помянутым художествам голи и в том имею нарочитые прогрессы. При всех сих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежат до химических теорий»[2].

Идеи науки о стекле, учения о цвете были воплощены в жизнь М.В.Ломоносовым при создании стекольной фабрики.

  1   2   3

Похожие:

Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconМихаил Васильевич Ломоносов (1711 1765) Библиографический список
Полное собрание сочинений : в 11 т. / М. В. Ломоносов; гл ред. С. И. Вавилов. – М.; Л. Ан ссср, 1950-1983
Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconА. А. Морозов михаил васильевич ломоносов (М.: Молодая гвардия, 1950, серия жзл фрагменты из книги) стр. 332 Закон
Лаборатория Ломоносова была не только местом, где можно было получить консультацию почти по всем практическим вопросам тогдашней...
Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconМихаил Васильевич Ломоносов (1711 2011) 300 лет со дня рождения
М. В. Ломоносова. Вклад Михаила Васильевича в отечественную и мировую науку, литературу, историю и искусство поистине велик. Среди...
Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconИсследовательская работа по физике по теме «Удивительные кристаллы» Выполнила ученица 8а класса Астафьева Ангелина
Санкт-Петербурге хранятся кристаллы горного хрусталя (кварца) высотой около метра и весом более тонны, который много лет служил тумбой...
Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconИсследовательская работа по химии Тема: Получение каучука и исследование его свойств Романова Надежда, ученица 10Ю класса
...
Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconРеферат по теме «Ядерное оружие. Ядерная энергия» Работу выполнила Фёдорова Л. Н. учитель физики
Энергия атома… Ни одна область современной науки и техники не развивалась столь бурно и не порождала стольких надежд и опасений
Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconФизическая химия Раздел Химическая термодинамика Предмет, задачи и метод физической химии
Основные этапы развития физической химии. Место физической химии среди других наук и ее значение в фармации
Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconСкачано с сайта
Римской цивилизации. Имя Эней созвучно этнониму энеты (венеды), что тоже говорит само за себя. Всё это прекрасно осознавал еще Михаил...
Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconРеферат по теме: Григорий Иванович Шелихов Колумб земли русской Автор: Байдина Наталья обучающаяся 7 а класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г. Колпашево
Исследовательская работа по теме: «Михаил Васильевич Ломоносов основоположник физической химии, учения о цвете, науки о стекле» Работу выполнила обучающаяся 9-а класса iconРеферат по теме «Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы» Работу выполнила Колобова Елена Николаевна, учитель физики средняя общеобразовательная школа N
Работу выполнила Колобова Елена Николаевна, учитель физики средняя общеобразовательная школа N12 г. Пушкино
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница