Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение




НазваниеПрограмма-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение
страница1/3
Дата конвертации04.05.2013
Размер264.72 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов

МБОУ СОШ п. Надвоицы

Введение
В ХХ веке произошли существенные изменения в контексте изучения химии в России. Все это делает необходимым переосмыслить цели, задачи, содержание и технологии обучения химии в нашей стране. Намного более ценным, чем совокупность школьных знаний, в современных условиях представляется умение самостоятельно расширять и углублять полученные знания.
При том количестве новой информации, которая ежедневно обрушивается на современных молодых людей, было бы наивно думать, что все темы и проблемы, с которыми выпускники школ столкнутся в своей последующей профессиональной деятельности, можно обсудить в рамках одного предмета – химии.
В связи с этим помимо вопроса Чему учить? все чаще встает вопрос Как учить?, т.е. как научить учащихся при необходимости расширять и углублять имеющиеся знания, а также как приобретать новые. Обновление целей и содержания обучения химии влечет за собой обновление образовательных технологий и создание новых программ.
Наша программа по химии предназначена для обучения учащихся в общеобразовательных школах России, в которых химия изучается с 8 класса.

Программа имеет своей целью:
Дать общее представление о содержании обучения химии в общеобразовательной школе; определить критерии, которые учителю необходимо знать и учитывать при отборе дополнительного материала, планируя учебный процесс.
В дидактическом плане эффективная работа по нашей Программе требует, во-первых, установления тесного сотрудничества между учителями химии и биологии; во-вторых, тесной взаимосвязи между химией как школьным предметом и другими предметами (географией, ОБЖ, математикой и др.). И наконец, очень важную роль играет использование новых технологий в учебном процессе.

Программа определяет три этапа обучения химии:
1 – начальный этап (8-9 классы, 2 часа в неделю);
2 – средний этап (10 класс, 1 час в неделю);
3 – завершающий этап (11 класс,1час в неделю).

На первом этапе обучения химии в 8-9 классе большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся желания изучать химию, познавательных потребностей в знакомстве с окружающим миром и использования химии в этих целях.
На втором этапе обучения 10 класс наступает время для познавательного и системного развития у учащихся химической речи, для формирования умений использования приобретенных знаний.
На третьем этапе 11 класс систематизируются знания, приобретенные в средней школе, а также развивается умение для познания мира.
Программа, определяя цели, содержание и методы обучения химии, намечает основные вехи и указывает направление движения; она ни в коем случае не должна сковывать самостоятельность и творчество учащихся.

Основные цели и задачи обучения химии.

Основная цель общего химического образования – формирование у учащихся устойчивых представлений о ведущих закономерностях (идеях) химии. Для достижения этих целей ставятся задачи, которые осуществляются с позиции единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
В процессе преподавания решаются следующие задачи:
1. Освоение основами изучаемой науки.
2. Сформировать научное мировоззрение, понимание того, что окружающий мир познаваем; нравственные, трудовые качества личности, бережное отношение к природе.
3. Развитие мышления учащихся, их самостоятельность и активность во владении знаниями.
В основе достижения указанных целей лежит умственное воспитание обучаемого; усвоения основ достижения современной науки; познание законов развития природы и общества; теоретическое обобщение. Все это создает основу формирования научного мировоззрения.
Овладевая законами, обучаемые учатся их применять, прогнозируют возможность протекания тех или иных процессов, а затем реализовывать их на практике.
Воспитательная цель предполагает сформулировать у обучаемых прежде всего навыки трудолюбия, нравственных качеств личности, эстетические, природоохранительные навыки, патриотическое воспитание на примере жизнедеятельности ученых Менделеева, Ломоносова, Бутлерова, Дайка, Шуховского. В процессе обучения необходимо раскрыть приоритет русских ученых в открытии законов и созданий ведущих теорий.
Развивающая цель предполагает, какие логические операции приема умственной деятельности усвоит учащийся.

В процессе изучения предмета химии происходит развитие личности обучаемого, через конкретный химический материал на основе познавательных процессов: внимание, восприятие, усвоение, запоминание, воспроизведение. В соответствии с этим можно выделить следующие мыслительные операции: сравнение, на основе сопоставления и противопоставления. Этот прием используется на всех этапах обучения, но наиболее применяется на начальном этапе обучения. Например, при изучении действия индикаторов на кислоты и щелочи необходимо использовать метод сравнения.

Принципы обучения химии.

В центре процесса обучения химии мы ставим личность ученика, его интересы и потребности. При выборе содержания и форм организации учебного материала учитываем возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления, восприятия. Речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии. Например, дифференцированное обучение. Оно предполагает организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Наиболее слабым учащимся, не осваивающим понятия на достаточно высоком уровне, мы предлагаем дидактические карточки А, обеспечивающие отработку доступных для них знаний, более сильным ученикам – задания карточек В и С, в которых требуется объяснить суть явлений на основе изученных законов и теорий или использовать знания для решения качественных и количественных задач. Наиболее сильные ученики выполняют задания карточки Д, предусматривающие предсказание свойств соединений, формулировку ведущих идей темы, решение нестандартных творческих задач.

Примеры использования дифференцированных дидактических карточек для самостоятельной работы учащихся на одном из уроков.

Что такое галогены?
Это пятый урок темы 9-го класса «Неметаллы».
Цель урока: закрепление знаний о строении атома, степени окисления, ОВР, изучения закономерностей изменения свойств элементов по группам ПС на примере галогенов, ознакомление со свойствами простых веществ – галогенов.
После актуализации знаний учащихся в ходе фронтальной беседы предлагаю с/р по дифференцированным карточкам. Тип карточки для каждого учащегося определяются учителем, исходя из знаний, продемонстрированных в начале урока.
Карточка А.
1. Найдите в ПС химический элемент № 17. в каком периоде и какой группе находится данный элемент? Какие еще элементы на-ходятся в главной подгруппе этой группы? Выпишите знаки этих элементов в тетрадь. Сколько электронов на внешнем уровне атома данных элементов?
2. Для хлора характерны разные положительные с.о.: +1, +3, +4, +5, +7. составьте формулы соединений хлора в каждой из указанных степеней окисления с кислородом (помните, что с.о. кислорода всегда равна -2).
3. Дайте названия соединениям, формулы которых вы составили в задании 2.
Карточка В.
1. Вспомните, как определить заряд ядра атома, число электронов в нем, число электронных слоев в атоме. Изобразите схемы строения атомов фтора и хлора, указав для каждого атома заряд ядра, число электронов, протонов и нейтронов, число электронных слоев и количество электронов на них.
2. Что общего в строении атомов элементов, о которых идет речь в задании 1?
3. Какие с.о. могут проявлять элементы-галогены? Составьте формулы возможных оксидов хлора и укажите, к какой группе оксидов относится каждый из них.
Карточка С.
1. Изобразите строение атомов химических элементов главной подгруппы VII группы. Укажите сходства и различия в строении их атомов.
2. Определите, какие с.о. характерны для всех галогенов. Можно ли утверждать, что для всех галогенов характерны одинаковые с.о.? Почему ?
Карточка Д
Составьте схемы строения атомов химических элементов - галогенов. Какие закономерности в строении и изменении свойств атомов в группе элементов-галогенов вы можете выявить? Составьте схему, в которой стрелками обозначьте выявленные вами закономерности.

Химические свойства галогенов школьники осваивают в процессе с\р по дифференцированным карточкам с заданиями.
Карточка А.
1. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
а) H2 + F2 → ; в) P + Cl2 → ;
б) Na + Cl2 → ; г) Mg + Br2 →.
2. Для уравнения а составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Карточка В.
1. Составьте уравнения реакций галогенов с металлами (калий, барий, алюминий) и неметаллами (водород, сера, фосфор). Расставьте коэффициенты.
2.Для реакции между калием и бромом составьте электронный баланс, расставьте коэффициенты в уравнении, укажите окислитель и восстановитель.
Карточка С.
1. Могут ли галогены взаимодействовать с металлами и неметаллами? Почему? Приведите примеры уравнений реакций.
2. Составьте электронный баланс для уравнения реакции:
Cl2 + КBr → КCl + Br2 .
Карточка Д
1. Охарактеризуйте химические свойства простых веществ – галогенов. Приведите примеры уравнений реакций.
2. Характерное свойство галогенов – взаимное вытеснение друг друга из солей. Приведите примеры уравнений реакций, подтверждающих это свойство. Все ли галогены обладают таким свойством? Составьте электронный баланс для одной из реакций, расставьте коэффициенты.
На третьем этапе обучения в 11 классе стараемся отойти от формализма изучаемой науки и строить курс так, чтобы он давал понятие об устройстве окружающего мира, о науке химии и производстве, какие бывают вещества и какими свойствами и почему они обладают. В конце курса, когда учащиеся уже достаточно много знают и о веществах, и об их производстве, ставлю перед ними такие вопросы: принесло ли развитие химии больше вреда или пользы для человека? Согласитесь ли вы жить в мире, в котором ликвидирована химическая промышленность? Поразмыслив над этими вопросами, школьники понимают, что они немедленно лишатся любимых мобильных телефонов, плееров и компьютеров, но даже не смогут пить воду из крана – и потому, что для очистки воды нужна хорошо развитая химическая промышленность и т.д.
Такие философские вопросы, заданные учащимся 11-го класса, фактически взрослым людям, показывают:
1) место химии в жизни человека, и необходимость для каждого иметь о ней хотя бы элементарное представление.
2) что химия – одна из основополагающих наук о веществе, объясняющая, как устроен мир, и предполагающая способы переработки природных веществ в искусственные и т.д. В ходе выполнения лабораторных опытов приобретают элементарные навыки работы с бытовыми химикатами, знакомятся с понятием концентрация, учатся ее рассчитывать, например, при разбавлении уксусной эссенции до столового уксуса, пергидроля – до аптечной 3 %-ной перекиси водорода; как собрать ртуть из разбившегося градусника и что с ней, потом делать и др.
Одним из ведущих принципов научного познания – развитие понятий, является основным требованием последовательности и систематичности в построении курса. Изучение химии строится преимущественно индуктивным путем, т.е. от частного к общему, от наблюдений и фактов к выводам и обобщениям. На отдельных этапах используется также и дедукция – от общего к частному: объяснение свойств и химических реакций на основе усвоенных ранее закономерностей и основных положений атомно-молкулярного учения, предсказание возможного течения реакций замещения на основе ряда активности металлов, реакций обмена знания условий их протекания и т.д., решение расчетных задач.
Содержание курса.
В течение обучения на всех этапах подвожу учащихся к овладению ключевыми научными идеями.
I этап (8-9 кл)
1. Атомно-молекулярное учение – основа естествознания.
2. Стехиометрия – это проявление закона сохранения материи.
3. Химическая связь имеет электронную природу.
4. Свойства веществ обусловлены их строением.
5. Кислоты, основания и соли – это классы химических соединений.
6. ПЗ – основной закон химии.
7. Растворитель – важнейший участник химической реакции.
8. Электрический ток может быть причиной химической реакции, а химическая реакция – источником электрического тока.
9. Направление химической реакции определяется стремлением системы к минимуму энергии и максимуму хаоса.
10. Время протекания реакции зависит от ее скорости, которая определяется совокупным действием многих факторов (концентрации реагентов, их дисперсность, температура, катализатор и др.).
I и II этапы обучения (конец 9 – 10-ый кл)
11. Электронное строение атома углерода – причина его уникальности.
12. Функциональная группа – носитель химических свойств органических соединений.
13. Гомология и изомерия – причины бесконечного многообразия органических соединений.
14. Высокомолекулярные соединения – основа биополимеров и современных материалов.
III этап (11-ый кл)
15. Материал – это продукт переработки вещества.
16. Все вещественные загрязнения природной среды имеют химическую природу, но далеко не во всех из них повинна химическая промышленность.
17. Невозможно создать абсолютно безотходные производства, нельзя произвести экологически чистую энергию.
18. Химия – ключевая область знания для решения экологических проблем.
19. Химия – наука естественная, но не точная.
20. Природа едина, а каждая из естественных наук описывает только одну ее сторону.

Контроль и самоконтроль.
Цель контроля как одного из компонентов процесса обучения химии заключается в том, чтобы, с одной стороны, установить соответствие между реальным уровнем сформированности у учащихся письменной компетенции на химическом языке и требованиями учебной программы и, с другой стороны, в том, чтобы вовремя обнаружить пробелы в знаниях учащихся и устранить их. Используем следующие виды контроля:
• текущий, который провожу практически на каждом уроке (проверка домашнего задания, химический диктант и др.);
• промежуточный, который провожу, как правило, в конце изучаемой темы или в конце четверти, полугодия (контрольные работы в традиционной и тестовой форме, зачеты, практические работы);
• итоговый, в конце года.
Объектами контроля являются:
• уровень сформированности умений произношения названий химических элементов;
• уровень сформированности умений чтения химических символов;
• уровень сформированности письменных умений (составление уравнений реакций, оформление отчетов, составление задач).
Форма, содержание и организация контроля определяются с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Ошибки, допускаемые учащимися, неотъемлемая часть процесса обучения, при этом упор делается на профилактику возможных ошибок.
На втором и в особенностях третьем этапе обучения развиваю умения учащихся по самооценке и самоконтролю, способность «замечать» свои ошибки, анализировать и исправлять их.
Приведу несколько фрагментов контрольных работ на разных этапах обучения:
8 класс: Контрольная работа по теме Простые вещества.
Вариант 1.
1. Приведите примеры металлов:
а) жидкого и твердого;
б) желтого и серого;
в) тяжелого и легкого.
9 класс: Контрольная работа за четверть (дифференцированная)
1 вариант.
1. Привести химические формулы следующих соединений: кристаллическая сода, жженая магнезия, красный железняк.
2. Дать характеристику реакции по различным признакам:
N2 + 3H2 →2NH3 + Q
2 вариант
1. Составить уравнения реакций для переходов:
S → H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → H2

Na2SO3
2. Какие ОВ свойства проявляет сероводород, серная кислота?
3 вариант.
1. Уравнять ОВР методом электронного баланса:
HNO3(разб.) + Mg → Mg(NO3)2 + N2O + H2O
2. Задача. При взаимодействии 150 литров хлора с 200 литрами водорода, образовался хлороводород. Найдите объем, выделившегося хлороводорода.
10 класс: Контрольная работа по теме Углеводороды:
1. Вещества с общей формулой СnH2n-2 относятся к классу:
а) алканов; б) алкенов; в)алкинов ; г) аренов.
2. Гомологами являются:
а) CH=CH и CH=C-CH3 ;
б) CH3-CH3 и CH2 – CH2;
в)CH3Cl и CH2Cl2.
3.Атомы углерода в состоянии sp-гибридизации имеются в молекуле:
а) этана; б) этена; в) этина; г) толуола.
4. Формула алкена:
а) C2H4 ; б) C8H18 ; в) C2H2 ; г) C6H6.
5. По реакции Кучерова из ацетилена получают:
а) уксусный альдегид; б) уксусная кислота; в) бензол; г) этан.
6. Геометрическая изомерия характерна:
а) для алканов; в) для алкинов;
б) для алкенов; г) для аренов.
7. Допишите уравнение реакции и определите ее название
CH4 + Cl2 свет→
а) галогенирование; б) гидрогалогенирование в) гидрирование; г) дегалогенирование.
8. Ароматическое кольцо содержится в молекуле:
а) гексана; б) циклогексана; в) гексена; г) 1,4-диметилбензола.
9. В реакцию полимеризации вступает:
а) пропан; б) толуол; в) изопрен; г) 1,2-дихлорэтан.
10. Ацетилен количеством вещества 1 моль может присоединить водород объемом ( н.у.):
а) 11,2 л; б) 22,4 л; в) 33,6 л; г) 44,8 л.

11 класс:

Химический диктант по классификации неорганических веществ.
1. Приведите пример металла.
2. Приведите пример кислотного оксида. Дайте ему название.
3. Приведите пример бескислородной двухосновной кислоты. Дайте ей название.
4. Назовите КОН, дайте его классификационную характеристику.
5. Приведите пример амфотерного гидроксида, назовите его.
6. Приведите пример кислой соли. Дайте ей название.
7. Составьте формулу карбоната натрия.

Контрольная работа по теме «Строение вещества»

Iвариант

I. Химическая связь

1. между атомами, каких элементов химическая связь будет иметь ионный характер:

а) N и O б) Si и CI в) Na и O г) P и Br

2. только ковалентная связь наблюдается в соединении с формулой:

а) Ba(OH)2 б) NH4NO3 в) H2SO4 г) Li2CO3

3. соотнесите:

Название вещества: Тип связи:

1. кремний а) металлическая

2. хлорид калия б) ковалентная полярная

3. сульфид фосфора в) ионная

4. натрий г) ковалентная неполярная

5. хлороводород

6. сера

4. неполярная ковалентная связь наблюдается в следующем веществе:

а) углекислый газ б) алмаз в) аммиак г) хлороформ

5. найдите вещество, имеющее металлический тип связи:

а) мышьяк б) галлий в) фосфор г) иод

6. укажите название вещества, молекулы которого способны к образованию водородных связей:

а) водород б) гидрид натрия в) муравьиная кислота г) метан


II. Состояние вещества

1. вещество, образованное элементами с порядковыми номерами 37 и 17, имеет кристаллическую решетку: а) атомную б) молекулярную в) ионную г) металлическую

2. стекло имеет строение:

а) твердое кристаллическое б) жидкое в) газообразное г) твердое аморфное

3. вещества: фосфор, алмаз, магний – имеют кристаллические решетки соответственно:

а) молекулярную, ионную, металлическую б) атомную, молекулярную, ионную

в) молекулярную, атомную, металлическую г) атомную, металлическую, молекулярную

4. какие из перечисленных признаков характерны для веществ с металлическим типом связи:

а) электропроводность б) теплопроводность в) диэлектрические свойства г) пластичность д) растворимость в полярных растворителях

5. газы отличаются от твердых веществ:

а) расстоянием между частицами б) наличием формы, объема

в) образованием упорядоченных структур г) наличием кристаллической решетки

III. Дисперсные системы

1. взвесями называются: а) грубодисперсными б) тонкодисперсными в)коллоидами

г) истинными растворами

2. поваренная соль в воде образует: а) молекулярный б) ионно-молекулярный в) ионный г) коллоид

3. коагуляция – это: а) выделение воды б) дробление частиц в) оседание частиц г) растворение частиц

4. пищеварительные соки – это: а) суспензии б) эмульсии в) коллоидный раствор

г) истинный раствор

5. эмульсия – это: а) жидкость в жидкости б) твердое вещество в жидкости в) жидкость в газе г) газ в жидкости

IV. Задачи на смеси

1. Найти массовую долю водорода в серной кислоте.

2. Найти массу золота в золотом кольце массой 1,65г, если доля золота составляет 58,5%.

3. Найти объем азота в 100л воздуха, если содержание его в воздухе составляет 78%.

4. Найти массу цинка в 20г технического цинка, содержащего 10% примесей.

5. В 150г воды растворили 50г соли. Найти массовую долю соли в полученном растворе.


Тематическое поурочное планирование.

О.С. Габриелян, 8 класс.

70 часов, 2 часа в неделю.



Тема

Введение (5 часов)

1.

Предмет химии. Вещества

2.

Практическая работа №1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

3.

Превращение веществ

4.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов

5.

Химические формулы

Тема 1. Атомы химических элементов (9часов)

6.

Основные сведения о строении атомов

7.

Строение электронных оболочек

8.

Строение электронных оболочек

9.

Ионная химическая связь

10.

Ковалентная неполярная химическая связь

11.

Ковалентная полярная химическая связь

12.

Металлическая химическая связь

13.

Обобщение и систематизация знаний

14.

Контрольная работа№1 по теме «Атомы химических элементов»

Тема2. Простые вещества (5 часов)

15.

Количество вещества

16.

Молярная масса

17.

Молярный объем газов

18.

Урок-упражнение

19.

Контрольная работа№3 по теме «Количество вещества»

Тема3. Соединения химических элементов (13 часов)

20.

Степень окисления

21.

Простые вещества – металлы и неметаллы

22.

Бинарные соединения

23.

Основания

24.

Кислоты

25.

Соли – как производные кислот и оснований

26.

Урок-упражнение

27.

Кристаллические решетки

28.

Чистые вещества и смеси

29.

Массовая и объемные доли

30.

Практическая работа№2 Анализ почвы

31.

Решение задач

32.

Практическая работа №3 Приготовление раствора с определенной массовой долей

Тема № 4. Изменения, происходящие с веществами (9часов)

33.

Физические и химические явления

34.

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций

35.

Реакции разложения и соединения

36.

Реакции замещения и обмена

37.

Расчеты по химическим уравнениям

38.

Решение задач

39.

Практическая работа №4 Признаки химических реакций

40.

Обобщение и систематизация знаний по теме №4

41.

Контрольная работа№3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Тема № 5 Химический практикум (2 часа)

42.

Практическая работа №5 Получение кислорода и опыты с ним

43.

Практическая работа №6 Получение водорода и опыты с ним

Тема № 6 Электролитическая диссоциация (17 часов)

44

Электролитическая диссоциация

45.

Основные положения электролитической диссоциации

46.

Реакции ионного обмена

47.

Практическая работа№7 Реакции ионного обмена

48.

Оксиды

49.

Кислоты в свете Э.Д.

50.

Кислоты в свете Э.Д.

51.

Основания в свете Э.Д.

52.

Соли в свете Э.Д.

53.

Соли в свете Э.Д.

54.

Генетическая связь между классами неорганических веществ

55.

Урок – упражнение

56.

Окислительно-восстановительные реакции

57.

ОВР

58.

Урок-упражнение

59.

Обобщение и систематизация знаний

60.

Контрольная работа № 4 по теме «Электролитическая диссоциация и ОВР»

Тема №7 Химический практикум (2 часа)

61.

Практическая работа №8 Свойства кислот, оснований, солей в свете Э.Д.

62.

Практическая работа № 9 Решение экспериментальных задач

Тема № 8 Скорость химических реакций (6 часов)

63.

Скорость химических реакций

64.

Условия, влияющие на скорость химических реакций

65.

Условия, влияющие на скорость химических реакций

66.

Химическое равновесие

67.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Скорость химических реакций»

68.

Контрольная работа№5 по теме «Скорость химических реакций»

69. Обобщение материала за год

70. Итоговая контрольная работа
  1   2   3

Похожие:

Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение iconРабочая программа по химии для 8 класса мбоу сош №12 составлена на основе : Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений
Формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо...
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение iconРабочая программа по химии для 11 класса учителя химии гришиной светланы ринатовны моу сош р п. Сулея 2011г пояснительная записка
Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений, автор: О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2010, и рассчитана на...
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение iconПрограмма по химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Расширенный уровень пояснительная записка к рабочей программе по химии для 9 класса
Рф (приказ Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004) и программы к учебникам для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторов...
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение iconПрограмма по химии 8 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса...
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение icon«Утверждаю» Директор мбоу «сош №20»
Рабочая программа по химии для 10 классов рассчитана на 34 учебных часа, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических...
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение icon«Утверждаю» Директор мбоу «сош №20»
Рабочая программа по химии для 11 классов рассчитана на 34 учебных часа, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических...
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение iconРабочая программа для учащихся 8 -9 классов Составитель: Галкина Н. А учитель химии Мурманск, 2010 год Пояснительная записка к рабочей программе по химии 8-9 классов
Сборник нормативных документов. Химия /сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М. Дрофа, 2008 г/ и авторской программы курса химии для...
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение iconПрограмма курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Пояснительная записка
Программа базового курса химии 10-11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием...
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение iconРабочая программа по учебному курсу «Химия». 8 класс. Базовый уровень. Учитель химии Бариева Л. М
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса...
Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение iconПрограмма по химии (для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля) Авторы-составители
В программу по химии для естественнонаучных классов и лицейских классов медико-биологического профиля с углубленным изучением предметов...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница