Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок




НазваниеДемеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок
Дата конвертации27.04.2013
Размер114.45 Kb.
ТипУрок

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

8 КЛАСС

dem.jpg

Демеха Иван Анатольевич

учитель истории

высшая квалификационная категория


ПЛАН УРОКА
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: использование ИКТ для построения логических схем с целью эффективного усвоения и формирования информационной и коммуникативной компетенций в процессе организации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания

ЦЕЛИ УРОКА:

1) образовательные:

- дать определение понятия «КУЛЬТУРА» в широком и узком смысле;

- выяснить понятия «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» и «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

- определить основные признаки трёх форм культуры; НАРОДНОЙ, МАССОВОЙ и ЭЛИТАРНОЙ;

- рассмотреть разновидности культуры: СУБКУЛЬТУРА, КОНТРКУЛЬТУРА;

2) учебно-развивающие:

- исследовать ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ на духовную жизнь общества;

- изучить все формы современных СРЕДСТ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ);

3) воспитательные:

- формировать у учащихся правильное понимание культуры современного общества;

- развивать чувство прекрасного к духовным достижениям современного общества;

- учить логическому мышлению, развивать трудолюбие, ответственность и любознательность;

- учить быть воспитанными в жизни.

ТИП УРОКА – УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, экран.
ЛИТЕРАТУРА:


  1. Баранов П.А. и др. Обществознание для школьников. – М: АСТ, 2010.

  2. Кравченко А.И. Обществознание для 8 класса. Учебник. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Исаев Б.А. Обществознание в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.


СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА:

I. Вступительное слово учителя. Определение темы, главной цели и задач урока.


  1. Рассмотрим понятие «КУЛЬТУРА» в широком и узком смысле слова:


В широком смысле:

КУЛЬТУРА – это вся преобразовательная деятельность людей.

КУЛЬТУРА – всё, что создало человечество за 2000 лет.

В узком смысле слова:

КУЛЬТУРА – самые высокие достижения человечества в науке, технике и искусстве.

КУЛЬТУРА – воспитанность человека, его знания и интеллект, его поступки по отношению к другим людям.
Для раскрытия и решения главных задач, используем пять логических схем.
Логическая схема № 1 «КУЛЬТУРА» раскрывает понятие «культуры» в двух формах, материальной и духовной. Схема даёт возможность сравнить две формы культуры и быстро назвать примеры каждой формы.


КУЛЬТУРА


МАТЕРИАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ

(можно увидеть, потрогать, оценить) (нельзя потрогать, можно

увидеть, услышать и оценить)
ПРИМЕРЫ:


    1. пирамида Хеопса; 1) песня, сказка, былина;

    2. Московский Кремль; 2) музыкальное произведение;

    3. наша школа; 3) теорема Пифагора;

    4. книга; 4) слово и речь человека;

    5. ваза для цветов; 5) радуга на небе


Логическая схема №2 «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» раскрывает три составные формы понятия: НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ, МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ, ЭЛИТАРНУЮ КУЛЬТУРУ, среди мнообразия форм научиться выделять три существенные признаки каждой формы духовной культуры и быстро находить соответствующие примеры.
Д У Х О В Н А Я К У Л Ь Т У Р А

НАРОДНАЯ МАССОВАЯ ЭЛИТАРНАЯ

1) нет автора; 1) есть автор; 1)не всем понятная;

2) коллективное 2) через средства 2) для узкого круга

творчество; массовой информации знатоков;

3) использует 3) коммерческая 3) сложная по

народные традиции, направленность; содержанию;

одежду, муз. Инструменты

П Р И М Е Р Ы

1) сказка «Колобок»; 1) реклама 1) муз. симфония;

2) былина о трёх богатырях; 2) «Поле чудес» 2) балет;

3) народная песня; 3) телешоу «Пусть говорят» 3) научный фильм
Логическая схема №3 «РАЗНОВИДНОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» дает представление о разнообразии духовной культуры современного общества, о её противоречивости и различному отношению людей к духовной культуре. Главная цель – распознать, где настоящая высокая культура, а где низкопробная, вульгарная и пошлая.

РАЗНОВИДНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

СУБКУЛЬТУРА КОНТРКУЛЬТУРА

(часть общей культуры) (против принятой в обществе культуры)
П Р И М Е Р Ы

1) детская культура; 1) хиппи;

2) молодёжная культура; 2) панки;

3) женская культура; 3) стиляги;

4) городская культура; 4) рокеры;

5) сельская культура; 5) металлисты;

6) религиозная культура; 6) андеграунд

Логическая схема №4 «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» помогает учащимся в чёткой систематизации СМИ по источникам влияния на аудиторию, даёт возможность определить степень важности каждого источника СМИ.

СОВРЕМЕННЫЕ СМИ


ВИДЕО АУДИО ПЕЧАТЬ
1) кино; 1) радио; 1) газета;

2) телевидение; 2) магнитофон; 2) журнал;

3) DVD; 3) сотовый телефон; 3) книга;

4) Internet 4) транзисторный 4) плакат, листовка

приёмник

Логическая схема №5 «ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА» учит учащихся давать правильную оценку произведениям массовой культуры, отличать настоящие шедевры от низкопробных и вульгарных произведений.

ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЮДЕЙ
ПОЗИТИВНОЕ + НЕГАТИВНОЕ -
1) просто и понятно раскрывает 1) снижает высокую планку

мир и жизнь людей; нравственности и культуры;

2) учитывает запросы 2) ведет к стандарту и

аудитории; единообразию;

3) помогает интересно проводить 3) через рекламу формирует

досуг и отдых; искусственные потребности;

4) имеет свои шедевры - 4) подменяет реальную жизнь

«вершины мирового искусства» на фантастическую несбыточную

мечту

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Письменный тест

(I вариант – задания 1,3,5,7,9,11; II вариант – задания 2,4,6,8,10,12)


  1. Всё, что создали люди называется ___________.

  2. Самые высокие достижения в науке, технике и искусстве – это______.

  3. Вся преобразовательная деятельность людей – это ________.

  4. Воспитанность человека, его знания и поступки – это ________.

5. Из предложенных примеров выберите только те, которые относятся к материальной культуре: ваза, стихотворение, книга, компьютер, музыка, теорема, теория, школа, парта, футбол, гипотеза, радуга, солнце, цветок.

6. Из предложенных примеров выберите только те, которые относятся к духовной культуре: ракета, формула, аксиома, хлеб, наука, дорога, поэзия, телефон, мама, родина, телевизор, физика, ракета.

7. Из предложенных примеров выберите только те, которые относятся к народной культуре: реклама, колядки, былины, сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок», пословицы, школьные анекдоты, роман Л.Н. Толстого «Война и мир», видеоклип, телешоу «поле чудес».

8. Из предложенных примеров выберите только те, которые относятся к массовой культуре: загадки, сказка «Колобок», телесериал «Улицы разбитых фонарей», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», танец «Барыня», мифы о Геракле, песня А. Б. Пугачевой «Миллион алых роз», телепередача «Спокойной ночи, малыши».

9. Назовите 2-3 примера субкультуры.

10. Назовите 2-3 примера контркультуры.

11. Назовите 5 примеров аудиоСМИ.

12. Назовите 5 примеров видеоСМИ.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать краткое сообщение о любимой телепередаче и ответить на вопрос:

Что нового и интересного я узнаю о мире и обществе из передачи?

V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:
ГЕЮШЕВ ИЛЬКИН

ПРИМЕРЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. сказки «Курочка ряба», «Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный»; «Колобок», «Терем-теремок», «Кот и Лиса».


БЕРДАШКЕВИЧ ИЛЬЯ

ПРИМЕРЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. былины о трёх богатырях Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович», былина о Никите Кожемяке, былина об Илье Муромце и Соловье Разбойнике;


ДОБРОВОЛЬСКИЙ ЮРА

ПРИМЕРЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. загадки: Без окон, без дверей – полна горница людей; С утра – на четырёх, в обед – на двух, вечером – на трёх; Два брата через дорогу живут и никогда друг к другу в гости не ходят; Когда его нет – долго-долго ждут, когда он придёт – все убегают; Без рук, без ног, а на забор лезет.



КУДРИНА ДАРЬЯ

ПРИМЕРЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. Пословицы: Хочешь кушать калачи – не сиди на печи; И жнец, и кузнец, и на дуду игрец; Что написано пером, не вырубишь топором; Не место красит человека, а добрые дела; Встречают по одёжке – провожают по уму.


ЛИТВИНОВ ДИМА

ПРИМЕРЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. Поговорки: Вилами по воде писано; Работать спустя рукава; Узнать всю подлинную правду; Работать, как мокрое горит; Не учи учёного


МИТРЯШКИН МАКСИМ

ПРИМЕРЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. Капиталшоу «Поле чудес», токшоу «Пусть говорят», телесериал Улицы разбитых фонарей», телепередача «Сам себе режиссёр», музыкальная программа «Утренняя почта», музыкальная программа «Достояние республики», интеллектуальный марафон «Как стать миллионером».


НЕСТЕРОВА ИРА

ПРИМЕРЫ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. Рок-опера «Сорока-Воровка», Шестая симфония Дм. Шостаковича, балет П. Чайковского «Лебединое озеро», научный фильм «Скорость движения фотонов и квантов в синхрофазотроне», научно-практическая конференция «Использование энергии приливов для улучшения работы ЖКХ северных городов»


НОВОСЁЛОВА ОЛЬГА

ПРИМЕРЫ ДЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. Телепередача «Спокойной ночи, малыши», сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок», повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», песня «Солнечный круг», танец маленьких утят, конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце».


РУМЯНЦЕВА ЛЮДА

ПРИМЕРЫ МОЛОДЁЖНОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. Дискотека в ДК «Геолог», праздник Последнего звонка в школе, научная телепрограмма «Умницы и умники», музыкальный ринг «Звёзды современной эстрады», Клуб весёлых и находчивых (КВН) и наша школьная команда «Дети капитана Врунгеля», районный конкурс «Ученик года», школьный праздник «Осенний бал».



САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Урок проходил в 8«А» классе, предмет - обществознание, в классе 20 человек, на уроке присутствовало– 17.

Тема урока: КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Место урока в изучении темы «Духовная сфера общества»:

Урок в теме «Культура и духовная жизнь». На изучение темы отводится 10 часов. Это первый урок в изучении культуры современного общества, на которую отводится 2 часа.

Тип урока: урок изучения нового материала. Использование ИКТ для построения логических схем с целью эффективного усвоения и формирования информационной и коммуникативной компетенций в процессе организации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания

Форма проведения: мультимедийная презентация с использованием эвристической беседы и построением логических схем.

Цель урока: Использование логических схем с целью эффективного усвоения и формирования информационной и коммуникативной компетенций в процессе организации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания

Задачи:

Обучающие:

- дать определение понятия «КУЛЬТУРА» в широком и узком смысле;

- выяснить понятия «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» и «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

- определить основные признаки трёх форм культуры; НАРОДНОЙ, МАССОВОЙ и ЭЛИТАРНОЙ;

- рассмотреть разновидности культуры: СУБКУЛЬТУРА, КОНТРКУЛЬТУРА;

Развивающие:

- исследовать ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ на духовную жизнь общества;

- изучить все формы современных СРЕДСТ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ);

Воспитывающие:

- формировать у учащихся правильное понимание культуры современного общества;

- развивать чувство прекрасного к духовным достижениям современного общества;

- учить логическому мышлению, развивать трудолюбие, ответственность и любознательность;

- учить быть воспитанными в жизни.
На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая бе6седа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, составление по ходу урока логических схем, создание нестандартных ситуаций, работа с понятиями, проблемное изложение вопросов, связанных с материальной и духовной культурой современного общества, индивидуальная работа, выступления с опережающими заданиями, фронтальная беседа, итоговые тесты по теме, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: новизна, наглядность, доступность, сотрудничество, взаимопомощь, тесная связь с жизненным опытом, соблюдение правил ТБ и здоровья учащихся.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения и формирования новых информационных и коммуникативных компетенций.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения духовной культуры современного общества с использованием логических схем. Элемент новизны в использовании информационных технологий на данном уроке (презентация, просмотра видеосюжета). У учащихся должен быть сформированы информационные компетенции и опыт привлечения дополнительной информации к учебнику с помощью глобальной сети Интернет (подготовка опережающих заданий, оформления творческих работ с помощью компьютера). Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия (социальная, познавательная в форме игрового тестирования, самоанализ способов деятельности), домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоит из 5 этапов, логически связанных между собой:

  1. Организационного.

  2. Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока, эмоциональное вступление учителя.

  3. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков в виде построения логических схем, краткая запись в рабочей тетради, анализ, сравнение, обобщение, выполнение КОЗ, межпредметные связи, просмотр видеоролика о Московском Кремле и Большом театре.

  4. На этапе проверки понимания учащимися нового материала использовались учебные тесты.

  5. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивирование домашнего задания, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся

Структурно урок выдержан.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом

При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.

Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) и логических схем способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы, логически связанной с темой урока.

Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.

Подготовка учащимися опережающих заданий способствовала созданию ситуаций успешности у учеников.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащихся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.

Активность класса можно оценить как высокую (9 учащихся получили оценки: «отлично» - 4 учащихся; «хорошо» - 5 учащихся).

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу на уроке. Считаю, что урок цели достиг.

Похожие:

Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок iconОбразование Квалификация
Высшая квалификационная категория «педагог-психолог», 2009г.; высшая квалификационная категория «учитель», 2009г
Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок iconХрисанфова Наталья Владимировна учитель начальных классов, высшая квалификационная категория 2011 год пояснительная записка Данный урок
Данный урок проводится в 4 классе по теме «Изменение глаголов по временам»
Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок iconПрезентация по теме урока, карточки для индивидуальных заданий
Авторы: Касаткина Е. А., учитель немецкого языка, первая квалификационная категория, Здоренко Е. А. учитель иностранного языка первая...
Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок iconТема «Числа 1 – 6»
Загорская Ирина Васильевна. Учитель начальных классов. Высшая квалификационная категория
Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок iconДата проведения урока
Учитель: Карпова Людмила Георгиевна, учитель биологии и экологии государственного образовательного учреждения начального профессионального...
Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок iconРабочая программа по физике для обучающихся 10 класса Учитель Викулина Л. Н. Красный Уралец, 2009 г Автор программы
Дмитриева Ирина Ивановна, заместитель директора по увр, учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория
Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок iconИнформационная карта передового педагогического опыта
Педагогический (библиотечный) стаж и квалификационная категория 14 лет, высшая категория
Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок iconАнализ работы методического объединения учителей естественного цикла за 2010 2011 учебный год
Руководитель мо: Гаганова И. Г. – учитель химии, высшая квалификационная категория
Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок icon4 Анализ работы мо учителей математики и информатики
Вундцеттель Ж. А. – учитель математики, высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 18 лет, председатель мо математиков...
Демеха Иван Анатольевич учитель истории высшая квалификационная категория план урок iconПояснительная записка Урок исследование: «Микроклимат классного помещения»
Учитель: Леонова Елена Александровна (мбоу сош №4 г. Асино, первая квалификационная категория, стаж работы 29 лет)
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница