050100 «Педагогическое образование»




Название050100 «Педагогическое образование»
Дата конвертации23.04.2013
Размер184.74 Kb.
ТипПрограмма
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Евсевьева»

Рабочая программа

учебной практики в общеобразовательных учреждениях
2011-2012 учебный год


Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Физика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден ____________) и учебного плана по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Физика» с дополнительным профилем «Информатика»), утвержденного Ученым советом МордГПИ (от ________, протокол № __)
Разработчики:

канд. пед. наук., доцент кафедры физики и методики обучения физике Кудряшов В.И.
Программа одобрена на заседании кафедры педагогики

от_______________года, протокол № ________
Саранск 2011

1. Цель учебной практики в образовательных учреждениях

Целью учебной практики в образовательных учреждениях является изучение методики и техники демонстрационного эксперимента и физического практикума курса физики 10-11 класса.


  1. Задачи учебной практики в образовательных учреждениях

Задачами учебной практики в образовательных учреждениях являются:

  • углубить и закрепить на практике теоретические знания студентов, полученные в ходе изучения теории и методики обучения физике;

  • научить использовать лабораторное и демонстрационное физическое оборудование для организации и проведения учебного эксперимента;

  • познакомить студентов с устройством и принципом работы физических приборов, опираясь на знания, полученные по физике;

  • научить, самостоятельно осуществлять подбор, подготовку и проведение демонстраций при изучении физики в общеобразовательном учреждении;

  • формировать умения и навыки самостоятельной обработки результатов полученных в ходе проведения лабораторного практикума и демонстрационного эксперимента;

  • развить интерес к научно-исследовательской работе в области методики обучения физике;

  • формировать творческий подход к педагогической деятельности.

Данные задачи учебной практики в образовательных учреждениях соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

  • педагогическая,

  • культурно-просветительская,

и задачами профессиональной деятельности:

[в области педагогической деятельности:

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– развитие профессионально-педагогических качеств будущих учителей, их интереса к преподаванию физики, бережного отношения к физическому оборудованию;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры].

[в области культурно-просветительской деятельности:

– организация культурного пространства;

– популяризация научных знаний в широких слоях общества.

– обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы].

  1. Место учебной практики в образовательных учреждениях

в структуре ООП ВПО

Учебная практика в образовательных учреждениях является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование».

Учебной практике в образовательных учреждениях предшествует изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического («Психология», «Педагогика», «Философия», «Культурология»), естественно-научного («Математика», «Информатика», «Элементарная физика», «Экспериментальная физика», «Теоретическая физика»), и профессионального («Теория и методика обучения физике», а также курсов по выбору, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Учебная практика является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при прохождении учебной практики в образовательных учреждениях:

– знать теорию проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента;

– знать особенности организации и проведения уроков физики в старших классах общеобразовательного учреждения;

– знать основные направления деятельности учителя физики;

– владеть методами и способами обработки экспериментальных данных;

– уметь пользоваться основными физическими приборами;

– уметь составлять конспекты, проводимых учебных экспериментов;

– планировать и проводить уроки с использованием лабораторного и демонстрационного эксперимента.

Учебная практика в образовательных учреждениях проводится на 4 курсе в 7 семестре.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение учебной практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин, прохождения производственной педагогической практики, подготовки к государственной аттестации и предстоящей профессиональной деятельности.


  1. Место и время проведения учебной практики

в образовательных учреждениях

Учебная практика бакалавров в образовательных учреждениях по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Физика» с дополнительным профилем «Информатика» проводится на базе кафедры физики и методики обучения физике МордГПИ им. М.Е. Евсевьева. Она должна соответствовать действующим нормативно-правовым, гигиеническим, санитарным и техническим нормам, условиям пожарной безопасности, ГОСТ, СНиП и Регламентам в данной области; иметь минимально необходимую материально-техническую базу, обеспечивающую эффективную учебно-воспитательную работу, а также высококвалифицированные педагогические кадры.

Учебная практика в образовательных учреждениях проводится в течение 1 недели на 4 курсе в 7 семестре. Группы формируются в составе до 20 человек на одного руководителя.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики в образовательных учреждениях

Общекультурные компетенции:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

– способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

– готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

– готов использовать основные методы, способы и средства получения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

Общепрофессиональные компетенции:

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

– способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5).

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

– способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

– готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

– способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6).

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

– способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

Профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

– способен использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
В результате прохождения учебной практики в образовательных учреждениях обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать

  • особенности профессиональной деятельности учителя физики;

  • устройство и принципы работы демонстрационного и лабораторного оборудования;

  • тематику демонстраций и лабораторного практикума в старших классах общеобразовательного учреждения;

  • методику учебного эксперимента по физике в старших классах общеобразовательного учреждения.

2) Уметь

  • составлять план демонстрационного эксперимента, а также планирование выполнения физического практикума;

  • проводить демонстрационный эксперимент по разделам физики 10-11 классов;

  • обрабатывать результаты демонстрационного и лабораторного эксперимента;

  • составлять таблицы и графики по результатам проведения учебных экспериментов;

  • уметь объяснять учащимся результаты, полученные в ходе школьного физического эксперимента.

3) Владеть

  • навыками работы со школьным физическим оборудованием;

  • методами демонстрации и интерпретации физических явлений;

  • умениями и навыками самостоятельного устранения неполадок в работе школьного физического оборудования.




  1. Структура и содержание учебной практики

в образовательных учреждениях

6.1. Структура и трудоемкость учебной практики в образовательных учреждениях:

Общая трудоемкость учебной практики в образовательных учреждениях составляет одну неделю.



№ п/п

Разделы (этапы) практики

Недели

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Кредиты

часы

1.

Организационно-методическая работа

1







зачет

2.

Экспериментально-исследовательская работа

1







зачет

3.

Подготовка отчета по практике

1







зачет


6.2. Виды деятельности студентов на учебной практике в образовательных учреждениях:



Мероприятия

Сроки

Исполнители

1

Подготовка программы и заданий практики

За 2 недели до начала

Гр. руководители практики

2

Распределение студентов по группам

За 1 неделю до начала

Факультетский руководитель практики

3

Обеспечение преподавателей и студентов методическим материалом

За неделю до практики

Гр. руководители практики

4

Обсуждение хода проведения педагогической практики на кафедре

За неделю до практики

Гр. руководители практики

5

Установочная конференция

За день до практики

Гр. руководители практики и факультетский руководитель

6

Приём у студентов отчётов по учебному материалу практики

За день до практики

Гр. руководители практики

7

Подготовка и выполнение заданий кафедры

В течение практики

Студенты

8

Сдача студентами документов по педагогической практике

Последний день практики

Студенты

9

Проверка документации

В течение 4-х дней после практики

Гр. руководители практики

10

Итоговая конференция по педагогической практике

На 5-й день после практики

Гр. руководители практики, факультетский руководитель практики

1 этап (организационно-методическая работа):

  • приём у студентов отчётов по учебному материалу практики;

  • участие в установочной конференции, посвященной прохождению предстоящей учебной практики;

  • планирование предстоящей работы.

2 этап (экспериментально-исследовательская работа):

  • выполнение лабораторных работ;

  • обработка результатов демонстрационного эксперимента и лабораторного практикума;

  • защита выполненных лабораторных работ.

3 этап:

  • составление отчета о пройденной практике;

  • оформление и сдача необходимой документации;

  • участие в заключительной конференции.

Педагогическая практика предусматривает комплексное использование практикантом знаний по физике, методике преподавания физики, ТАСО, педагогике, а также умений и навыков политехнического характера.

До начала практики каждый студент обязан под руководством группового руководителя изучить описания предлагаемых к выполнению работ, а также изучить школьные учебники физики по тем темам и разделам, по которым предлагаются работы.

К выполнению предлагаются восемь работ с подробным описанием оборудования и методикой проведения демонстраций или лабораторных работ. В ходе выполнения работ студент вносит в тетрадь полученные экспериментальные данные, осуществляет оформление работы с зарисовкой (можно схематической) демонстраций и кратким описанием методики проведения эксперимента. Завершается выполнение каждой демонстрации выводом.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ СТУДЕНТАМ РАБОТ
1 Динамика вращательного движения.

Цель: подготовка и проведение демонстраций по динамике вращательного движения при изучении темы «Вращательное движение».

Оборудование: набор для демонстрации «Вращательное движение».

2 Статика

Цель: подготовка и проведение демонстраций по механике при изучении разделов «Динамика» и «Основы статики».

Оборудование: набор по статике с магнитными держателями НСт2 (учебный).

3 Элементы специальной теории относительности.

Цель: подготовка и проведение демонстраций по механике при изучении тем: относительность движения, сложение скоростей и перемещений, принцип относительности движения, принцип относительности Галилея, принцип независимости действия сил, закон сохранения импульса.

Оборудование: набор для демонстрации относительности механического движения (МСО 1м).

4 Свойства электромагнитных волн.

Цель: подготовка и проведение демонстрационного и лабораторного эксперимента при изучении свойств электромагнитных волн в 7-11 классах общеобразовательных учреждений.

Оборудование: комплект оборудования ПЭВ-4 для демонстрации свойств электромагнитных волн.

5 Волновая оптика.

Цель: подготовка и проведение демонстрационного эксперимента при изучении оптики в общеобразовательном учреждении.

Оборудование: набор «Волновая оптика» лаборатории L-micro.

6 Электродинамика.

Цель: подготовка и проведение работ физического практикума по электродинамике в общеобразовательном учреждении.

Оборудование: набор «Электродинамика» лаборатории L-micro.

7 Радиоконструктор

Цель: подготовка и проведение лабораторных работ по изучению простейших действующих электронных устройств.

Оборудование: электронный конструктор «ЭКОН-01».

8 Квантовая и атомная физика.

Цель: подготовка и проведение демонстраций фотоэлектрического эффекта, определение постоянной Планка на основе измерения напряжения включения полупроводникового лазера и длины волны излучаемого им света. Проведение физического практикума «Изучение ионизирующих частиц с помощью газоразрядного счётчика».

Оборудование: набор «Определение постоянной Планка» лаборатории L-micro. Набор для демонстрации фотоэффекта ПФ-1.
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

в образовательных учреждениях

Проведение демонстрационного и лабораторного эксперимента, презентационные технологии, наблюдение и беседа, технологии регистрации и учета физических параметров с помощью современного учебного физического оборудования, интерактивные методы обучения.
8. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

По результатам прохождения учебной практики в образовательном учреждении студентам выставляется зачет.

Оценивая в целом задание по учебной практике, обращается внимание на следующие критерии:

  • правильное выполнение и интерпретация полученных экспериментальных данных при выполнении лабораторных работ;

  • качество оформления материала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оформлению;

  • полноту и адекватность представленных материалов;

  • обоснованность выводов, полученных результатов.

Документация сдается курирующему преподавателю сразу же после окончания практики.
9. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на учебной практике в образовательных учреждениях

Самостоятельная работа студентов в ходе учебной практики в образовательных учреждениях составляет 36 ч. В ходе самостоятельной работы студенты должны:

  • составить календарный планы работы;

  • конспекты всех выполненных работ с выводами по всем демонстрациям.


Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам учебной практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

1. Назначение и технические характеристики источников питания для выполнения всех видов учебного физического эксперимента.

2. Способы обеспечения видимости экспериментальной установки.

3. Методические требования к демонстрационному эксперименту.

4. Дифференцированный подход к выполнению учащимися лабораторных работ.

5. Технология проведения фронтальных лабораторных работ.

6. Проведение многоуровневого физического практикума.

7. Система проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся на лабораторных занятиях по физике.

8. Приближенные вычисления при обработке результатов измерений.

9.Назначение и технические характеристики демонстрационных электроизмерительных приборов.

10.Физические приборы общего назначения, возможности их применения в учебном процессе.

11. Физические приборы общего назначения, возможности их применения в учебном эксперименте.

12.Оборудование для опытов по механике.

13.Система демонстрационных опытов по кинематике в основной и старшей школе.

14. Система демонстрационных опытов по динамике в основной и старшей школе.

15.  Система демонстрационных опытов по законам сохранения в основной и старшей школе.

16.Система демонстрационных опытов при изучении механических колебаний и волн.

17.Оборудование для опытов по молекулярной физике.

18.Система демонстрационных опытов по термодинамике.

19.Оборудование для опытов по электричеству.

20.Система демонстрационных опытов по электростатике.

21.Лабораторный и демонстрационный эксперимент по теме «Законы постоянного тока»

22.Система демонстрационных оптов по электромагнетизму.

23.Физическая оптическая скамья (ФОС) и опыты по волной оптике.

24.Применение моделей в школьном физическом эксперименте по квантовой физике.

25.Использование учебного физического эксперимента для активизации познавательного интереса учеников.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики в образовательных учреждениях

Основная литература:

  1. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед.учеб. заведений/ С.Е.Каменецкий, С.В. Степанов и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -304 с.

  2. Смирнов А.В., Степанов С.В. Оборудование школьного кабинета: Учебное пособие для студентов педагогических вузов: Под ред. А.В. Смирнова. – М.: изд-во «Школа Будущего», 2001. -168 с.


Дополнительная литература:

  1. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике.- М.: Просвещение, 1977.- 152с.

  2. Демонстрационные опыты по физике в 6 - 7-х классах средней школы. - М.: Просвещение, 1974. - 274 с.

  3. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе /Под ред.А.А.Покровского. - Ч.II. - М.: Просвещение, 1978. -287 с.: ил.

  4. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. /Под ред.А.А.Покровского. - Ч.I - М.: Просвещение, 1978. -351 с.: ил.

  5. Касимов Р.А. Использование графопроектора в обучении физике: Методические рекомендации:– Стерлитамак, 1999.– 34 с.

  6. Марголис А.А., Буров В.А. Практикум по школьному физическому эксперименту.- М.: Просвещение, 1977.-190 с.

  7. Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России.- М.: Просвещение, 1998.- 310 с.

  8. Самодельное школьное оборудование по физике / Под ред. Л. М. Иванцова.– М., 1985.– 242 с.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

physics-vargin.net, vargin.mephi.ru и vargin.spb.ru - Физика студентам и школьникам. Образовательный проект А.Н. Варгина, МИФИ. Раздел НОВОСТИ САЙТА - последние добавления. Раздел ЛЕКЦИИ - лекции по физике, математике, точным и даже некоторым гуманитарным предметам. ЗАДАЧИ - можно скачать авторские сборники и целые книги с решениями задач. Радел КНИГИ - большая подборка книг для скачивания по физике, математике, химии и др. ПРОГРАММЫ - очень большая подборка различных программ, полезных для изучающих физику, математику и др. точные дисциплины. Абитуриентам - о МИФИ, как в него поступить и др.

teachmen.csu.ru " Физикам - преподавателям и студентам". Виртуальная лаборатория. Методические материалы: лекции, статьи авторов.

school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
physherzen.ucoz. – сайт факультета физики РГПУ

11. Материально - техническое обеспечение учебной практики в образовательных учреждениях
Лаборатория школьного физического эксперимента МордГПИ.

Похожие:

050100 «Педагогическое образование» iconПсихолого-педагогическая практика в доу в летний период 2011-2012 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
Фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден ) и учебного плана по направлению подготовки 050100...
050100 «Педагогическое образование» iconПсихолого-педагогическая практика в доу (подготовительная к школе группа) 2010-2011 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» (утвержден ) и учебного плана по направлению подготовки...
050100 «Педагогическое образование» iconРабочая программа производственной (педагогической) практики направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
Фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден ) и учебного плана по направлению подготовки 050100...
050100 «Педагогическое образование» icon1. Цель производственной (педагогической) практики
Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» (утвержден ) и учебного плана по направлению подготовки...
050100 «Педагогическое образование» iconНаправление подготовки: 050100 педагогическое образование
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата), реализуемая вузом по направлению подготовки...
050100 «Педагогическое образование» icon«биологическое образование» Выпускник по направлению подготовки 050100 педагогическое образование с квалификацией «бакалавр»
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование (квалификация «бакалавр»)
050100 «Педагогическое образование» iconРабочая программа производственной практики
Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» (утвержден ) и учебного плана по направлению подготовки...
050100 «Педагогическое образование» iconРабочая программа учебной практики (3 курс)
Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» (утвержден ) и учебного плана по направлению подготовки...
050100 «Педагогическое образование» icon1. Цель учебной (Ознакомительной практики в начальной школе «Первые дни ребенка в школе» (в 1-ом классе) практики
Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» (утвержден ) и учебного плана по направлению подготовки...
050100 «Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»
Ооп направление 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница