Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена




НазваниеМетодические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена
Дата конвертации21.04.2013
Размер212.77 Kb.
ТипМетодические рекомендации



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №1.


Гилязова Ф.Ф.

Нурлат

2009г.

ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ГОРОДА




Воспитание историей родного города:

Методическое пособие.-Нурлат, 2009.-41с.

Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, среднего звена с целью использования в учебно-воспитательном процессе.

В пособии представлен краеведческий материал по истории Нурлата, методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена.

Материалы пособия были апробированы в школе №1 города Нурлат и получили положительные отзывы от учителей.

-2-

Содержание

Пояснительная записка с 2–4

С чего начиналась наша Родина? с 5–9

Улица твоего города с 10–14

Чудный город Нурлат с 15–17

Нурлат в годы Великой Отечественной Войны с 18–24

Знакомство, которому нет конца с 25–28

Рекомендуемая тематика занятий

познавательного цикла для проведения

внеклассной работы с 29

Рекомендуемые формы работы с детьми с 30

Список используемой литературы с31

Приложение с 32–36

Сабантуй в Нурлатском районе

Пояснительная записка

Настоящее учебно-методическое пособие направлено на решение задач воспитания

( патриотического, гражданской и нравственной культуры) детей историей родного города.

Содержание материалов о Нурлате представлено в 5 темах-блоках. Материал по каждой теме можно варьировать и рационально отбирать с учетом подготовленности и интереса детей к его принятию.

Предлагаемое пособие написано на основе привлечения разнообразного публицистического материала, включая результаты различных периодических изданий, архивных документов.

Тексты составлены так, чтобы при анализе событий и конкретных фактов, ученики могли свободно обсуждать предлагаемый материал, высказывать свое мнение и точки зрения. По мнению автора , такой подход позволит учителю проводить глубинную работу по развитию исторического мышления, образного восприятия истории.

Знакомство с новой темой предваряют методические рекомендации для учителя с описанием вариантов домашнего задания. В конце каждой темы помещены вопросы( на повторение, сравнение, сопоставление фактов и событий) и ответы. Учитель сам может выбрать как будет использовать вопросы-ответы- для закрепления учебного материала на уроке, развития умений самостоятельной работы при подготовке домашнего задания или во внеклассной работе.

В пособиях представлен иллюстративный материал по ряду тем.

Автор пособия надеется, что предложенные материалы помогут учителям интересно и педагогически правильно организовать учебно-воспитательный процесс в средней школе.

-3-

С чего началась наша родина?
При изучении темы « С чего началась наша родина?» следует расширить представление учащихся об истории возникновения города.

Беседа учителя может сопровождаться рассматриванием фотографий, иллюстраций, содержащих ключевую информацию.

Огромную роль в поиске доказательств, что Нурлат основан в 1909 году, сыграл историк- краевед Исаак Сандлер. Вот как он это описал:

- После демобилизации из Армии в феврале 1946 года я приехал в Нурлат, где жили мои родные. Как краевед-историк, я поинтересовался, что это за поселок, какова его история. Небольшой поселок, расположенный вокруг вокзала, и основное население- работники железнодорожного транспорта – живут здесь с самого основания станции.

Я беседовал с Сусловой Лукерьей, Алемасовой Анастасией , Мухиной Пелагеей и другими, которые живут в первых построенных здесь домах и видели все с самого начала. Но встретился я лично с теми, кто сам строил станцию. Это Шапкин Павел, Прокопьев Илья, Летфуллин Саитгарей и другие. Они назвали человека который уложил первое бревно строящейся станции . Это Иван Чугунов. Он рассказал, что основание станции связано со строительством Волго-Бугульминской дороги. Руководил строительством 4-го участка инженер –путеец Марков Иван, подрядчики-купцы Свайкин и Бирюков, десятником( по-современному бригадиром) был житель Верхнего Нурлата Мурдагалимов. Летом 1909 года построены два первых дома. Все вышесказанное подтверждает, что годом основания станции, в последующем ставшей городом, следует считать 1909-й. Но мне, краеведу-историку, было важно найти тому документальное подтверждение. Ежегодно в дни школьных каникул я работал в разных архивах: государственных, центральных, республиканских, областных, районных, а также ведомственных.

В Москве в центральном архиве Министерства путей сообщения ничего не

-4-

Здание Молодёжного центра

Лучезарный конь. Символ Нурлата.


сохранилось. В музее революции нашел и записал сведения, касающиеся некоторых данных времен гражданской войны на нашей территории. В одних архивах, перебрав не одну сотню документов, ничего не нашел, в других- некоторые интересные факты. В архиве Куйбышевской железной дороги – личные дела первых рабочих станции, вид обустройства привокзальной площади.

В куйбышевском государственном – списки первых учеников 1920 года, расписание движения поездов за 1911год и так далее. В Республиканском государственном архиве- собственноручно написанную биографию заведующей первой железнодорожной школой А.Скудновой. В Мелекессе – материалы с совещания пионервожатых Мелекесского уезда. В Бугульминском архиве – фотографию первого паровоза. В ленинградском музее железнодорожного транспорта- интересные материалы о строительстве дороги начиная с 1899 года. В Кошкинском районном архиве – важный государственный документ: акт передачи Верхнего Нурлата, Иглайкино, Нижнего Нурлата Самарской губернии в Чистопольский уезд Татарии.

Я вел переписку, получил различные документы, фотографии, встречался с железнодорожниками, проживающими в других местах. Это Суслов Михаил- пионервожатый в Москве, Киселева Евдокия – пионервожатая в Чистополе, Ларин Петр- машинист депо в Пронино и другие. Весь собранный материал- архивный и частный – опубликовал в ряде статей в нашей районной газете в 1971 году. Но продолжал работу в поисках первого документа, удостоверяющего начало строительства станции. Несколько раз ездил в Ульяновск в 1984году нашел его в областном архиве. Получил официальную архивную справку, которая храниться в Региональном музее истории Закамья и города Нурлат. Она и является главным доказательством того, что Нурлат основан в 1909 году.

-5-


Вопросы-ответы:


  1. Как определили возраст Нурлата?( Установить истину удалось на основе архивных документов)

  2. Что означает слово «Нурлат»? (лучезарный конь)

  3. Великий татарский поэт Г.Тукай, как известно, рос сиротой. Вот одно из его воспоминаний: «…в праздник меня подняли рано и дали мне мешочек… и я пошел собирать подарки. В какой бы дом я ни заходил, подавали мне конфеты, пряники и одно крашеное яйцо». О каком празднике вспоминает Тукай, который популярен в нашем крае? (о Сабантуе)

Улица твоего города
В теме «Улица твоего города» целесообразно познакомить детей с картой города. Важно акцентировать внимание на том, что улиц в Нурлате много, названия их произошли не случайно. Некоторые появились совсем недавно, так как были построены в наши дни(например в районе 10-й школы).

Многие улицы названы в честь писателей( ул. А.С.Пушкина, ул. М.Джалиля, ул. Л.Н.Толстого), героев войны и исторических событий( ул. А.И.Кузнецова, ул. Советская).

Представляется важным в рамках этой темы учить школьников замечать все происходящее вокруг, развивать умения опираться на впечатления от восприятия вновь увиденного.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся рисование по теме «Моя улица».

Ниже автор представляет материалы, связанные с улицами А.Кузнецова, А.Фахрутдинова.

Одна из улиц в Нурлате связана с именем Анатолия Кузнецова.

-6-

Здание исполкома


Управление одного из ведущих предприятий города

«Зюзеевнефть»
-24-

Среди бесчисленных подвигов, совершенных на войне людьми нашей страны, легендой остался полк морских летчиков истребителей, в котором служил Анатолий Иванович Кузнецов.

Анатолий Иванович Кузнецов родился в 1914 году в деревне Караульная Гора Октябрьского района Татарской АССР. Окончил семилетку, учился в техникуме в Москве. В 1936 году по комсомольской путевке А.И.Кузнецов поступает в Ейское военно-морское авиационное училище, и после окончания направляется летчиком-истребителем на Краснознаменный Балтийский флот. За свой подвиг в боях с белофиннами А.И.Кузнецов награждается орденом Красного Знамени.

С первых дней Великой Отечественной войны гвардии капитан А.И.Кузнецов сражается в рядах героических защитников острова Ханко и города Таллина на небе Балтики. Затем защищал воздушные рубежи при обороне Ленинграда. Вот один из характерных воздушных боев Кузнецова в небе над городом на Неве.

В середине марта 1942 года, когда Ленинград уже находился в кольце вражеской блокады, шестерка «Ястребков» под командованием Кузнецова перехватила отряд немецких бомбардировщиков, шедших к нашему переднему краю. Разделив пополам свои силы, Анатолий Кузнецов с двумя товарищами напал на истребители сопровождения, а остальные машины врезались в строй «юнкерсов» . Немцы заметались. Вспыхнул первый бомбардировщик, за ним второй… Беспорядочно пикируя «юнкерсы» бросали свои бомбы на немецкие траншеи. Следя за мгновенными изменениями в боевой обстановки в воздухе, командир Кузнецов то бросался в атаку, то спешил на помощь друзьям, оказавшимся под ударом. Не вышел из боя он и тогда, когда его машина получила несколько серьёзных повреждений. Таким был отважный летчик. Девять вражеских самолетов сбила группа Кузнецова в этом бою, сама не имея потерь.

Вот еще пример не только храбрости, но и большого воинского мастерства летчика Кузнецова.

-7-

В конце мая 1942 года Анатолий Кузнецов в паре с молодым летчиком схватились над Ладожским озером с большой группой немцев, пытавшихся бомбить находящийся под погрузкой транспорт. Стремительно сбив два «юнкерса», смельчаки разогнали другие самолеты противника. Два «мессера», выскочившие из-за облаков, оказались «на хвосте» у Кузнецова. Не имея возможности развернуться на большой скорости и отразить удар, Анатолий Кузнецов, чтобы обмануть гитлеровцев, бросил машину в отвесное пике. Так, имитируя падение, он только у самой земли выровнял самолет и снова выровнял самолет и снова ринулся в бой вместе с отрядом наших истребителей, подошедших в это время с соседнего аэродрома.

За год войны, к июлю 1942 года, капитан Кузнецов совершил 270 боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях, проходивших всегда при численном превосходстве немцев, 57 раз штурмовал фашистские войска. Он лично сбил 5 немецких самолетов, а 8 уничтожил в групповых схватках совместно с товарищами.

Боевая слава морских летчиков-истребителей гвардейцев была приумножена во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года, в котором на личном счету Анатолия Кузнецова увеличилось число сбитых вражеских самолетов.

За героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Кузнецову Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Погиб Анатолий Кузнецов при выполнении боевого задания 19 января 1943 года. Похоронен в городе Кировск Ленинградской области.

Одна из улиц Нурлата названа именем Алмаза Фахрутдинова .Случилось это в Чечне 18 августа 1999 г. 9 августа их отряд вступал в схватку с чеченскими боевиками. 11 августа он пошел на разведку в горы и погиб. Их отряд попал в засаду, их обстреляли боевики. Алмаз спрятался между большими камнями, но рядом разорвался снаряд. Алмаз погиб мгновенно.

-8-
Современный железнодорожный вокзал

-23-

Городская площадь

-22-

Алмаз был простым нурлатским парнем, он был бесконечно добр- когда получал посылки от родных, созывал солдат, щедро угощал.

Он был жизнелюб - любил природу , музыку, спорт.

Алмаз погиб, чтобы оградить людей от опасности. Ему было всего 18 лет.
Вопросы-ответы:


  1. Одна из больших улиц города – улица Гиматдинова. Интересна ее история. Она была переименована 2 раза. В связи с каким событием? (Октябрьская)

  2. Сколько улиц в Нурлате названы в честь героев Советского Союза? (3- Козлова, Синдрякова, Кузнецова)

  3. Какая улица в Нурлате считается центральной? (Гиматдинова).

Чудный город Нурлат.
При изучении темы «Чудный город Нурлат» следует обратить внимание учащихся на историю возникновения города, формировать у школьников гражданские, патриотические чувства, желание делать добрые дела для своего города.

Целесообразно вспомнить о происхождении названия года Нурлата. Беседа учителя может сопровождаться рассматриванием фотографий, иллюстраций, презентаций.

С целью развития у детей познавательного интереса к историческому прошлому своего города рекомендуем в качестве домашнего задания предложить учащимся отразить изученный материал в самостоятельной творческой деятельности(ручной труд, рисунки, презентации)

-9-


Учитель может начать урок со строчек стихотворения:

От маленькой будки,

Стальной однопутки

Ты начал счастливую жизнь

Наш Нурлат.

Познакомимся с далеким прошлым города.

Нурлат. Богатая история нашего края своими корнями уходит далеко в прошлое. Ученые установили, что самые крупные из древних городищ- Новое Альметьево и Новая Амзя – существовали еще в каменные века, во времена палеолита. Бурметьево и Курманаево были заложены в третьем тысячелетье до нашей эры. В VII-IX веках начинают появляться булгарские города и села, в XII-XIII веках эти места осваивают предки чуваш-сувары-язычники. Так образовались села Биляр-Озеро, Елаур, Вишневая Поляна. Во времена Золотой Орды, Казанского Ханства на территории нашего района возникли татарские села Верхний и Нижний Нурлат, Степное Озеро, Кривое Озеро, Чулпаново. После завоевания Казани Иван Грозный даровал земли татарским воеводам, так появились имения Бурьметьево(Киекле) и Курманаево( Кизляу). А на месте современного Нурлата согласно указу государя от 27 декабря 1736 года «разрешено солдатам основать селение на реке Кондурче», что и было сделано. В начале XX столетия, в 1909 году , было осуществлено строительство «нового рельсового пути», соединившего города Бугульму и Симбирск. 28 августа 1911 года по нему прошел первый поезд, а на карте России на железнодорожной ветке Симбирск-Уфа появилась новая станция Нурлат.

В 1929 году решением губернского Совдепа Нурлат учреждается центром Егоркинской волости. С основанием в 1930 году в самой южной точке республики Октябрьского района расширяющуюся и развивающуюся станцию преобразовали в райцентр, в 1932 году она получает статус поселка. Все выпавшие на плечи

нашего народа испытания- Первую мировую и Гражданскую войны, голод, холод

-10-

Герб Нурлата.
-23-

ПРИЛОЖЕНИЯ

-22-
– Нурлат стоически перенес вместе со всей страной.

Нурлат растет, и в 1961 году он получил статус города районного подчинения.

Так пишутся страницы истории. В декабре 1997 года на основании Постановления Государственного Совета РТ Октябрьский район переименован в Нурлатский, а его центр- Нурлат – получил статус города республиканского подчинения. Свое 100-летие Нурлат встречает в этом статусе как современно развивающийся город республики. Нурлат- край хлеба и нефти, Нурлат- спортивный и культурный центр, Нурлат красит себя славными делами, получив признание как край смелых начинаний, новых идей, красивых традиций.

Вопросы- ответы.



  1. 28 августа 1911 года по «новому рельсовому пути, соединившему города Бугульму и Симбирск, появилась новая станция. Назовите эту станцию и имя человека, собравшего огромный материал по истории создания( Нурлат, историк-краевед И.Саидлер.)

  2. Какая река течет за городом?(река Черемшан)

  3. Какой спортивный центр построен недавно в Нурлате?(Ледовый дворец)

  4. Когда обычно нурлатцы празднуют День горда?(30 августа)

  5. Назовите имя главы администрации города Нурлат.(Наиль Шарапов)


Нурлат в годы Великой Отечественной войны.
Рассказ о Великой Отечественной войне следует начать с описания предвоенного периода с тем, чтобы учащиеся могли лучше понять , какие трудности пришлось пережить народу нашей страны, какой ценой была завоевана победа; представляется целесообразным подчеркнуть, что в предвоенные годы и в начале войны было допущено много ошибок в руководстве страной и военными действиями.

-11-

Важно довести до сознания детей, что против фашистов воевали люди разных национальностей ( татары, русские, чуваши, удмурты и др.) и, благодаря этой объединенной и упорной борьбе, мы одержали победу.

Необходимо довести до понимания учащихся, что люди помнят своих героев, отдавших свои жизни на войне, чтобы мы жили счастливо. Их именами названы улицы, им возведены памятники. Нурлатцы приходят к памятникам защитников Родины и возлагают цветы.

В доступной форме учитель должен дать учащимся представление о минуте молчания, вечном огне, раскрыть значение некоторых традиций: праздничный салют- это форма приветствия, отдания почестей солдатам, одержавшим победу над врагом. Парад победы- это парад солдат и военной техники, демонстрирующих силу и могущество нашей страны.

События, имена, конкретные факты должны стать предметом анализа на учебном занятии.

Осенью 1941 года по решению Государственного комитета обороны (ГКО) завод «Мосметростроя» был перепрофилирован на выпуск военной продукции размещен в южном здании депо станции Нурлат. В Нурлат из Москвы пришел эшелон товарных вагонов и платформы со станками и необходимым для производства оборудованием, специалистами и работниками с семьями. Директором завода был назначен Медведев. При активной поддержке Октябрьского райкома ВКП(б) он со своей командой в короткий срок организовал работу завода, и через несколько дней фронт начал получать снаряды для легендарных «Катюш». Завод работал в течение всей войны.

Вспоминает Зартынов Сарвардин Гималтдинович:

- Моя семья жила в деревне Нижний Нурлат, мне едва исполнилось 17 лет, и я пошел работать на завод, сначала учеником токоря, а через месяц я уже был токарь третьего разряда. Учил нас мастер- инженер Шпунт Михаил Исаакович – очень хороший человек, толково все разъяснял, показывал, учил сноровке и

-12-

Список использованных источников и литературы.


  1. Бобылёва Т.А. Я его из тысячи узнаю / открытый урок- 2004- №1 – С.3

  2. Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия / Под ред. М.М.Козлова – М : Советская энциклопедия, 1985-831с.

  3. Герои Советского Союза – наши земляки; Сборник документальных очерков и зарисовок в 3-х книгах.- Казань: татарское книжное издание, 1982

  4. История Нурата- Казань: Идель-Пресс, 2003-80с.

  5. Конституция РТ- 1992-47с.

  6. Саyдлер И.С чего начиналась наша Родина/ Дружба- 2009-11июня -С3

  7. Муллин С. Зачем Буденный приезжал в Нурлат?/- Дружба- 2009- июня- С2.

  8. Нурлат: соединял годы и сердца- Казань: Идель-Пресс, 2009-90с.

  9. Гордость земли Нурлатской- Казань: Идель-Пресс-2006-196с.

  10. Харисова Л.А. Гарипова В.А. Родина моя- Татарстан:- Казань: Издательство «Магариф» -1998-146с.


-21-

Рекомендуемая тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы.
1. Нурлат в далеком прошлом.

2.Город Нурлат – прошлое и настоящее.

3.Будь достоин имени нурлатца.

4.Знаменитые имена земляков.

5.Наш город в годы Великой Отечественной войны.

6.Трудовые достижения и замечательные люди Нурлата.

7.Традиции и обычаи народов Нурлатского района.

8.Я из тысячи узнаю…


-20-


внимательно следил, чтобы с нами, пацанами, ничего не случилось.

В цехе было более 50 станков, стояли в 4 ряда. Мы обтачивали заготовки, подгоняли по шаблону до необходимых размеров. Заготовки чугунные, тяжелые – на станок вдвоем поднимали, а норма каждый день увеличивалась от 20 до 45 снарядов в смену. Затем, заготовки снарядов поступали на станки высококвалифицированных московских токарей; у них работа была посложней – резьба, снаряды до определенной точности доводили, и норма у них была больше.

Ежедневно к заводу погоняли вагоны: разгружали огромные чугунные брусы, нагружали вагоны нашими снарядами уже в ящиках, и поезд уходил на Запад.

Осенью 1942года я был призван в армию и ушел на фронт, воевал стрелком, шофером, мотористом в команде обслуживания военных аэродромов, домой вернулся в 1948 году.

Во время войны нурлатцы принимали к себе на житье эвакуированных и заводчан. Жили в тесноте но не в обиде, каждый старался внести свой маленький вклад в общее дело борьбы с врагом.

Дмитрий Александрович Стручков учась в 7-9 классах, вместе с другими детьми тоже работал на военном заводе в столярном цехе, часто после уроков и обязательно –в каникулы.

- С Востока прибывали вагоны с готовыми дощечками, сосновыми, легкими. Мы, пацаны ,разгружали эти вагоны, потом под присмотром мастеров сколачивали ящики для снарядов. Ящиков требовалось много, снаряды тяжелые, поэтому в ящик длиной больше метра помещали лишь два снаряда.

Кто еще работал? Да все школьники, даже девочки. В нашей бригаде умело орудовали гвоздиками – молоточками Коля Брагазин, Саша Максимов, Саша Логинов, Гена Финюков… Многих уже нет в живых.

Какая зарплата была? Небольшая, но для нас самым главным был хлеб- 800 граммов за рабочий день, подспорье для всей семьи.

-13-

Мы гордились, что работали на военном заводе и помогали своим отцам и братьям на фронте.

Так жил Нурлат военного времени, приближая своим трудом день Победы.

«Вас не интересует, что в Нурлат приезжал Буденный, Ворошилов, Шверник, Байбаков?»,- спросил во время одной из бесед хорошо осведомленный об истории Нурлата Идрис ага Летфуллин. И накануне праздника он охотно поделился своими воспоминаниями.

… Вы уже знаете, что у нас формировалась 51-я отдельная стрелковая бригада. Пока шло формирование бригады , ее бойцы жили в Нурлате и в окрестных селах. Для них открыли столовую в складе «Сельхозснаба» ( это между нынешним Молодежным центром и Сбербанком).

А приданная к этой бригаде танковая рота разместилась в железнодорожном клубе. Силами самодеятельности эвакуированного завода ставились концерты, каждый вечер играл духовой оркестр. Здесь познакомились и поженились с женой Валентиной (зав.клубом) прибывший с этой ротой Николай Соколов.

…В одном из цехов паровозного депо разместился эвакуированный механический завод Московского метростроя. И приезд в Нурлат в конце 41-го и начале 42-го членов Государственного комитета обороны Климента Ворошилова и Семёна Буденного был связан с тем, чтобы ускорить пуск завода.
Вопросы-ответы:


  1. Один из гитлеровцев писал в Германию : « Нам нужно пройти только 1 км. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию. Под каким городом было это сражение? ( под Сталинградом)

  2. Назовите улицы города Нурлата, которые названы в честь героев Великой Отечественной войны(улицы Кузнецова, Козлова, Синдрякова, М.Джалиля, Карбышева)

  3. Кто из нурлатцев является кавалером трех орденов славы?(Масгутов М.М.)

-14-

Рекомендованные формы работы с детьми.
1. Экскурсии по городу.

2.Игровые занятия: (« Найди фото нашего города»).

  1. Развивающие игры: «Пройди до указанного места».

  2. Подготовка презентаций с изображением города(улицы).

  3. Составление альбома «Мой город».

  4. Фотовыставка «Мой город».

  5. Викторина «Кто лучше знает свой город?»

  6. Устный журнал «В объективе – Нурлат».

  7. Составление творческих рассказов.

  8. Отражение впечатлений в самостоятельной и изодеятельности( рисунки, лепка, ручной труд).


-19-

Рекомендуемая тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы.


  1. Нурлат в далеком прошлом.

  2. Город Нурлат – прошлое и настоящее.

  3. Будь достоин имени нурлатца.

  4. Знаменитые имена земляков.

  5. Наш город в годы Великой Отечественной войны.

  6. Трудовые достижения и замечательные люди Нурлата.

  7. Традиции и обычаи народов Нурлатского района.

  8. Я из тысячи узнаю…



-18-


  1. На его могиле в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре установлен мраморный памятник. Кто этот воин?( Козлов Николай Андреевич)

  2. Назовите прославившего летчика-истребителя во время прорыва блокады Ленинграда?(Кузнецов Анатолий Иванович)

Знакомство, которому нет конца.
Занятие по теме «Знакомство, которому нет конца» можно начать с вопросов, чтобы учащиеся сами вспомнили и назвали знакомые промышленные объекты города:

-На каких предприятиях работают ваши родители?

Рассказывая об истории промышленных предприятий, учитель должен обратить внимание на то, что от их развития зависит будущее города.

Задача учителя- расширить представления школьников об истории промышленных предприятий города, воспитывать чувство благодарности своим предкам за создание города-труженика.

Самым первым промышленным предприятием в Нурлате является элеватор. В 1914 году строится склад, вместимостью до 66 тонн хлеба, занимающийся реализацией зерна. В 20-е годы создается акционерное общество «Хлебные продукты». Зерносушилка при элеваторе была построена в 1938 году. В 1976-1980 гг. в эксплуатацию сдан самый крупный в Поволжье элеватор вместимостью до 77 тонн.

В 1930 году в районе создана первая в Татарстане МТС. В период весеннего сева здесь насчитывалось 33 трактора «Джон-Дир» и несколько единиц сельскохозяйственной техники. Директором МТС назначен Е.Григорьев. Миновав длинный путь становления – РТС, «Сельхозхимия», «Агропромхимия» - в наши дни она функционирует как ООО «Нурлатагрохимсервис» и работает под руководством Дамира Фассахова. В 1964 году первую продукцию выпустил машиностроительный завод. 10 ноября 1958в Нурлате сдан в эксплуатацию

-15-

первый в Татарстане сахарный завод. Перерабатывающий 1200 тонн сырья в сутки завод в ноябре произвел первые 108 тонн сахарного песка. В 1960 году в строй введен рафинадный цех. Первый директор В.Г. Медведский руководил заводом в 1957- 1974 годы.

Еще в марте 1943 года в Октябрьском районе начнется работа по нефтеразведке недр. В этом же году в составе «Татнефтеразведки» создана контора КРБ-1, первым директором был А.В.Лукин. В 1950 году они открыли дорогу первым метрам. В 1955 году около Караульной Горы бригада Шаймухамметова пробурила третью скважину в 2062 метра, его труд получил высокую оценку. Позже в составе этой бригады трудились прославленные нефтяники, Герой Социалистического Труда- буровик З.Т.Тимерзянов и буровой мастер М.Г. Галимов. В 1958 году из Бугульмы контора переехала в Нурлат, Расширяясь, она сыграла значимую роль в социально-экономическом развитии города. В 1966-1977 годы управление возглавлял П.М.Зубов, под его руководством НУРБ открыло более 40 нефтяных залежей и около 200 нефтяных месторождений.

Конечно, растет и развивается основоположник города- станция Нурлат. В 1987 году была разобрана первая станционная будка, в которой вначале жили строители, позже семья дорожных работников Стрюковых. А первое деревянное здание сгорело во время столкновения Красной Армии с войсками белочехов в 1918 году. Капитальное здание станции было построено в 1916 году, и оно прослужило многие годы. На месте сгоревшего вокзала в 1973 году возвели централизованный электропост. Возглавлявшая станцию 35 лет Л.Н.Газизуллина, человек с твердым характером, с высокими организаторскими способностями на первый план ставила интересы станции и города. Она избиралась депутатом Государственного совета РТ, многие годы вела активную общественную работу. В 2003 году здесь построили новое современное здание железнодорожного вокзала, в последние годы меняется облик микрорайона железнодорожников: сносятся старые постройки, растут новостройки.

-16-
Вопросы-ответы:


  1. Какое промышленное предприятие было сдано в эксплуатацию 10 ноября 1958 г. (сахарный завод)

  2. Что изображено на гербе Нурлата? (конь)

  3. Как вы думаете, чему могли позавидовать соседи(например Аксубаево,Черемшан) Нурлату в 1997г.(Нурлат получил статус города республиканского подчинения)


-17-

Современный железнодорожный вокзал


Управление одного из ведущих предприятий города

«Зюзеевнефть»

Содержание

Пояснительная записка с 2–4

С чего начиналась наша Родина? с 5–9

Улица твоего города с 10–14

Чудный город Нурлат с 15–17

Нурлат в годы Великой Отечественной Войны с 18–24

Знакомство, которому нет конца с 25–28

Рекомендуемая тематика занятий

познавательного цикла для проведения

внеклассной работы с 29

Рекомендуемые формы работы с детьми с 30

Список используемой литературы с31

Приложение с 32–36

Похожие:

Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconОрганизационные формы, содержание и методы проведения внеклассной работы по «окружающему миру»
В практике работы школы сложилась определенная систем организационных форм внеклассной работы по природоведению
Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 100100 «Сервис»
Предпринимательская деятельность: Тематический план, планы семинарских занятий, тематика курсовых работ, методические рекомендации...
Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconКурсовая работа тема: «Организация внеклассной работы по географии» Работу Учитель географии моу «Юманайская сош»
Охватывают группу учащихся от 30–35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность...
Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconМетодические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий Методические рекомендации по проведению занятий элективных курсов
Лишь только тогда, он может рассчитывать на ответные действия учеников, выражающиеся в их желании и умении учиться. Варианты организации...
Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые...
Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые...
Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые...
Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов Нижний Новгород 2009 ббк 74. 202. 4 Удк 378 к-51
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов. Содержат рекомендации по самостоятельной...
Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconМетодические рекомендации по выполнению конрольной работы владимир 2004 ббк 65. 018. 5 Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по курсу «Экономическая теория». Владимир: ано виб, 2004. 14 с
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих курс «Экономическая теория» специальностей...
Методические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена iconТематика семинарских занятий для студентов очной формы обучения 9 тематика семинарских занятий для студентов заочной формы обучения. Срок обучения 5 лет. 14
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Менеджмент организаций»
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница