Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей




НазваниеПроблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей
страница1/3
Дата конвертации18.04.2013
Размер274.77 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
российская академия наук

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
На правах рукописи


ПЛОХОВА Мария Александровна
ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ИССЛЕДОВАНИЯХ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Специальность 09.00.01 – онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук


Москва – 2008
Работа выполнена в секторе эволюционной эпистемологии

Института философии Российской Академии наук

Научный руководитель:
доктор философских наук Герасимова Ирина Алексеевна
Официальные оппоненты:
доктор философских наук Никифоров Александр Леонидович
кандидат философских наук Беляев Вадим Алексеевич
Ведущая организация: Кафедра логики, онтологии и теории познания

философского факультета Государственного

университета - Высшая школа экономики


Защита состоится «11» ноября 2008 года

в 15 часов

на заседании диссертационного совета Д.002.015.03

в Институте философии РАН по адресу:

119992, Москва, ул. Волхонка, 14
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии РАН

Текст автореферата вывешен на сайте ИФ РАН по адресу: www//iph.ras.ru
Автореферат разослан «18» сентября 2008 года


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук

В.И.Шалак

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Проблема сознания - одна из фундаментальных проблем философии и эпистемологии. Начиная с конца XIX века, проблема сознания становится предметом исследования специально-научных дисциплин. В классической эпистемологии обсуждалась преимущественно проблематика отношения сознания к реальности. Сегодня, в связи с появлением новых данных и исследований в рамках специальных наук, были переформулированы старые проблемы и намечены иные способы их решения. Одной из таких тем является проблема бессознательного.

В последнее время интенсивно развиваются когнитивные дисциплины, направленные на изучение мозга, мышления, сознания. В свете современных разработок когнитивной науки стало очевидно, что исследования сознания будут неполны без пристального изучения бессознательных слоев психики человека. Бессознательное и его соотношение с сознанием выступает важной проблемой в философии и психологии. Исследования множественности Я, непрозрачности Я для самого себя, выявление механизмов работы с бессознательным в рамках психологических школ, достижения и данные когнитивной науки во многом проливают свет на эту проблему, которая, конечно же, на сегодняшний день еще далека от разрешения. В сферу современных эпистемологических исследований бессознательного и его соотношения с сознанием вовлекаются междисциплинарные методологии, опирающиеся на данные и выводы нейрофизиологии, исследования искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Такие традиционные области исследования как философия сознания и теория познания объединяются1. Тема познавательных способностей в контексте проблемы бессознательного изучается психологией, философией творчества и такими новыми направлениями как эволюционная и когнитивная эпистемология2. Обращение к проблематике бессознательного играет важную роль при описании процессов творчества, припоминания, восприятия, в сновидческих и измененных состояниях сознания. В.П. Зинченко считает, что ни одна проблема психологии не должна решаться без учета фокуса творчества3.

В связи с расширением влияния когнитивного подхода перед исследователями встает проблема различения когнитивного и познавательного. Это связано с полемикой вокруг так называемой когнитивистской ошибки4.

Проблематизация сложившихся традиций понимания познания и творчества – одна из важнейших задач эпистемологии. Ввиду этого сегодня столь актуальна новая проблематика – конструктивизм (конструктивная эпистемология5), проблема спонтанности, исследования проблемы телесности (embodied cognition).

В рамках ведущих междисциплинарных подходов наработан материал, который в новом ключе освещает феномен бессознательного, предлагаются модели, которые позволяют описать и концептуализировать такие явления психики как восприятие, память, творчество. В связи с нарастающим потоком конкретно-научных разработок представляется актуальным философское осмысление накопленного материала. Широкое распространение получил когнитивный подход, синергетика, квантовый подход. Представляется актуальным изучение и выявление их возможностей и границ для эпистемологии. Это касается, в частности, незаслуженно выпавшего из поля зрения эпистемологов квантового подхода к проблеме сознания. Несмотря на свою относительную новизну, у этого подхода уже сформировался определенный круг освещаемых проблем и их возможных решений, которые также нуждаются в эпистемологическом анализе.

В современных философских и эпистемологических работах обсуждаются различные концепции сознания, включающие бессознательное как свою часть. Большой объем данных из разных современных областей исследования бессознательного, новые методы и модели работы с бессознательным, предлагаемые специально-научными направлениями и подходами, все более привлекают внимания исследователей, что делает особенно актуальной задачу выявления эпистемологического значения предлагаемых ими моделей для работы с бессознательной компонентой в исследовании познавательных способностей и концептуализации подходов.

Степень разработанности проблемы

Исследование идей и принципов неклассической эпистемологии, включающей проблематику бессознательного, проводились Д.И.Дубровским, В.А.Лекторским, А.Г.Спиркиным. Дискуссии по проблемам сознания и бессознательного в XX веке анализировались Н.Т.Абрамовой, Н.С. Автономовой, Е.Н.Шульгой, Н.С.Юлиной.

Конкретно-научные подходы к проблеме сознания и их значение для философии анализировались С.Н.Коняевым, В.А.Васюковым.

В рамках когнитивных исследований – в нейрофизиологии, в искусственном интеллекте, лингвистике, антропологии, психологии - существует огромное количество работ, посвященных частно-научной проблематике, данные которых синтезируются и подвергаются философскому анализу. В частности, когнитивный подход в эпистемологии берет за основу информационную метафору, используя данные когнитивных наук для объяснения механизмов работы человеческого сознания. Практически все механизмы, моделируемые в рамках данного подхода (рецепции, фильтрации и даже интерпретации информации) оказываются бессознательными. Этот подход наиболее последовательно представлен работами И.П. Меркулова. Проблемы творчества и бессознательного изучались в разных аспектах И.А.Бесковой, И.А. Герасимовой, А.С. Майдановым. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д.Деннета, Д. Фодора, Д. Серля, Т. Нагеля и др. Обстоятельный анализ идей Д. Деннета дан в монографиях Н.С.Юлиной.

Синергетический подход к проблеме функционирования мозга развит в работах основателя этого направления Г. Хакена. Концепция динамической информации Д.С. Чернавского была использована автором для описания механизмов творчества и интуитивного мышления. Модель «сборки» в рамках теории катастроф Р. Тома, В.И. Арнольда рассматривается как модель творческой личности. Синергетическая методология нашла применение в исследованиях художественных произведений и феноменов творчества в монографиях И.А. Евина. В синергетическом ключе построена модель музыкального творчества А.А. Кобляковым. Эпистемологический анализ творческих состояний с привлечением синергетических моделей осуществлен Е.Н. Князевой. Значение синергетической методологии для постнеклассической науки исследовалось В.С.Степиным, В.И.Аршиновым, В.Г.Будановым, Л.П.Киященко, Я.И.Свирс-ким. Однако проблематика бессознательного в синергетическом подходе на сегодняшний день все еще недостаточно изучена.

Синтетический подход, соединяющий синергетические и когнитивные идеи, представлен в анализе нейро-лингвистического программирования (НЛП) в работах О.Е. Баксанского и Е.Н. Кучер.

Имеется солидная традиция обсуждения квантовой проблематики сознания зарубежными исследователями - Р. Пенроуз, А. Шимани, Н. Картрайт. В поле интересов авторов попали многие когнитивные проблемы - переход между сознательными и бессознательными состояниями, переход от периферического к фокальному зрению, проблема «распространения» сознания на тело в целом, аномалии во временных характеристиках психических явлений и другое. Ведутся дискуссии в рамках такого нового направления, как квантовая психология (Т. Лири, Ч. Минделл, Р.Уилсон). Проблема сознания активно обсуждалась в трудах основателей квантовой теории (Н.Бор, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер, Д. Бом, Е. Вигнер и Дж. фон Нейман), а также в работах отечественных физиков-теоретиков Ю.С.Владимирова, Г.Б.Жданова. Разработка проблемы сознания и бессознательного впервые в отечественной философской науке была осуществлена И.З. Цехмистро (70-е гг.) в рамках развиваемой автором концепции целостности, а также В.А. Бажановым (80-е гг.), А.А.Печенкиным. Данной тематике посвящены работы И.А.Акчурина, В.И.Аршинова, Е.А.Мамчур, Н.Ф.Овчинникова, Ю.В.Сачкова, В.С.Степина, А.Ю. Севальникова, Л.В. Сурковой и др. В своем монографическом исследовании М.Б.Менский разрабатывает оригинальную концепцию, объединяющую квантовую физику и психологию. Проблемы логического функционализма и квантовой природы сознания рассматривались В.Л.Васюковым. Представляет интерес квантовая модель сознания, предложенная В.И.Моисеевым. Однако напрямую эпистемологический аспект изучения бессознательного исследован не был, возможности квантовоподобных моделей пока далеко не реализованы.

Объект исследования

Объектом данного исследования является бессознательное и его соотношение с сознанием в контексте познания и творчества.

Предмет исследования

Предметом данного эпистемологического исследования выступают современные междисциплинарные подходы к исследованию бессознательной компоненты познавательных способностей.

Цель исследования

Основная цель исследования - выявить и обосновать эпистемологическое значение междисциплинарных подходов в исследованиях бессознательной компоненты познавательных способностей.

Задачи исследования

Основная цель данного исследования реализуется путем последовательного решения следующих задач:

- выявление поля проблематики бессознательного в исследовании познавательных способностей в рамках классической эпистемологии;

- выявление проблематики бессознательного применительно к познавательным способностям в неклассической эпистемологии; анализ современных подходов к проблеме спонтанности как характеристике бессознательного;

- анализ когнитивно-информационного подхода применительно к проблематике бессознательного в исследовании познавательных способностей;

- анализ синергетической методологии применительно к проблематике бессознательного в исследовании познавательных способностей, выделение принципов и моделей, которые привлекаются для описания и работы с феноменами бессознательного.

- анализ квантового подхода, который привлекается для работы с феноменами бессознательного в исследовании познавательных способностей: исследование возможностей квантовоподобных моделей и языка квантовой теории для описания пограничных состояний сознательного-бессознательного, выявление возможностей квантовоподобных моделей с привлечением материала и проблематики физической квантовой теории;

- сравнительный анализ трех ведущих междисциплинарных подходов – когнитивного, синергетического и квантового, применительно к проблеме бессознательного; сравнительный анализ эвристических возможностей и границ каждой из методологий и соответствующих моделей в исследовании проблемы бессознательного в познавательных способностях.

Методологическая основа исследования

Проблематика междисциплинарных исследований в рамках когнитивного, синергетического и квантового подходов рассматривается в контексте проблематики и методологических принципов эпистемологии. Методология диссертационного исследования определяется стремлением проанализировать категориальный аппарат и основные установки указанных подходов с целью прояснения эвристических возможностей предлагаемых моделей в отношении анализа проблемы бессознательного.

В данном исследовании используется метод сравнительного анализа применительно к различным подходам в моделировании феноменов сознания и бессознательного. В диссертации имеют приоритетное значение методы: историко-философский, проблемно-аналитический и системный. При анализе эмпирического материала использован метод аналогии.

Научная новизна исследования

Диссертантом проведено комплексное исследование эпистемологического значения возможностей и границ трех междисциплинарных подходов – когнитивного, синергетического и квантового для исследования проблемы бессознательного в познавательных способностях. Выявлены различия и общие черты трех подходов к вышеназванной теме. Показано, что указанные междисциплинарные подходы в значительной степени используются для моделирования отдельных аспектов проблемы бессознательного и его соотношения с сознанием, что позволяет расширить проблематику эпистемологических исследований и стимулирует развитие новых направлений. Обосновано, что языки описания и модели в рамках вышеназванных подходов могут быть плодотворно использованы как новые инструменты для анализа проблемы бессознательного в исследовании познавательных способностей.

Для исследования бессознательной компоненты познавательных способностей привлекается квантовый подход. Выявлены эвристические возможности квантового языка описания и квантовоподобных моделей. Установлено, что квантовый подход наиболее оптимален для анализа феноменов, рождающихся на границе бессознательного и осознаваемого.

Положения, выносимые на защиту

В ходе проведенных автором исследований были получены следующие результаты.

(1) Показано, что современные эпистемологические исследования бессознательного стимулируются изучением проблемы множественности Я, проблемы спонтанности и творчества, проблемы соотношения сознания и телесности человека.

(2) Обосновано, что в рамках когнитивного подхода бессознательная компонента в познавательных способностях интерпретируется в контекстах понятия информации и идеи эволюции. Выявлено, что модель переработки информации реализует рационалистические решения относительно бессознательной компоненты познавательных способностей.

(3) Анализ показал, что модели, предлагаемые синергетическим подходом, наиболее эффективны для описания структурной динамики творчества. Бессознательная компонента познавательных способностей в рамках синергетики присутствует и описывается через понятия динамического хаоса, «перемешивающего слоя». Модели синергетики, ее принципы и центральные понятия успешно применяются к описанию механизмов организации восприятия неоднозначных образов и ассоциативной памяти, актов принятия решений и творчества.

(4) Выявлено, что для эпистемологического изучения бессознательной компоненты в познавательных способностях продуктивно привлечение языка квантовой теории. Показано, что модели квантового подхода обладают большим эвристическим потенциалом для описания парадоксов границы осознаваемого и бессознательного, что наиболее отчетливо проявлено в актах интроспекции и творчества. Доказано, что в рамках данного подхода бессознательная компонента в познавательных способностях является принципиально неустранимой.

Научно-практическая значимость работы

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в расширении философского понимания проблемы бессознательного. В сферу эпистемологического анализа вовлекаются междисциплинарные подходы – когнитивный, синергетический, квантовый, которые позволяют выявить новые аспекты сложного феномена бессознательного в познавательных способностях. Полученные результаты представляется возможным использовать в учебных курсах по философии, эпистемологии, философии науки, философии творчества.
  1   2   3

Похожие:

Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconОтчет о практике по профилю специальности
Рекомендации по развитию познавательных процессов; изучить особенности стрессоустойчивости личности + рекомендации; изучить особенности...
Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconРазвития познавательных процессов
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт...
Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconМетод эвристической беседы
Методы обучения, применяемые на уроках, играют огромную роль не только в вооружении учащихся полноценными знаниями, но и в развитии...
Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconПрограмма обучения по английскому языку в гбоу детский сад №903 Цель программы
Развитие языкового мышления, речевых механизмов, комму­никативных умений и познавательных способностей у детей дошкольного возраста...
Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconУрок по окружающему миру во 2 классе (программа Л. В. Занкова). Тема: Особенности размножения разных групп животных. Животные и среда их обитания
Цель: Формирование представлений о связях в мире природы, развитие познавательных способностей, воспитание любви к природе
Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconКарл Густав Юнг "Концепция коллективного бессознательного"
Вероятно, ни одна из моих эмпирических концепций не сталкивалась с таким глубоким непониманием, как идея коллективного бессознательного....
Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconОтчет политехнического цикла за первое полугодие 2009-2010 учебного года. Проблема шмо на учебный год. Тема
Тема: Совершенствование творческого потенциала личности учителя и ученика в условиях развивающей направленности обучения и воспитания...
Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconДетско-родительский образовательный проект "Осенняя корзинка". Развитие познавательных и творческих способностей детей. Паспорт проекта Вид проекта
Актуальность: Участие детей в проекте "Осенняя корзинка" позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах;...
Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconКомпьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Хмелева М. М., педагог-психолог мбдоу «црр детский сад №39 «Росинка»
Азвивающей деятельности с применением мультимедийных презентаций и компьютерных игр. Она дает возможность оптимизировать педагогический...
Проблема бессознательного в исследованиях познавательных способностей iconЮ. И. Еранова Способы проявления символических деталей в прозе А. П. Чехова
А. П. Чехова – проблема, еще не получившая окончательного решения в современном чеховедении. Выделение символической детали в процессе...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница