Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока




НазваниеМухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока
страница1/2
Дата конвертации16.04.2013
Размер341.57 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2


областное государственное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования


Кафедра физико-математического образования

Мухаметзянова Ф.С.

Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока
Методические рекомендации

Ульяновск

2011
Мухаметзянова Ф.С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока [Текст]: методические рекомендации /Ф.С. Мухаметзянова; под ред. В.В. Зарубиной. – Ульяновск: ОГБОУДПО УИПКПРО, 2011. — 18 с.

Методические рекомендации содержат обоснованные предложения по содержанию, оформлению, комплектованию и использованию кабинета математики образовательного учреждения. В них представлены изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинете. Раскрыты специфические особенности и дидактические возможности отдельных видов учебного оснащения на основе компетентностного подхода к организации личностного – ориентированного образовательного процесса.

Рекомендации несомненно будут полезны учителям математики как руководство в их работе в условиях кабинетной системы. Они могут быть использованы также администрацией школы, приступающей к созданию кабинетов математики или их развитию.

Материалы предназначены для учителей математики, слушателей курсов повышения квалификации.


Ответственный редактор:

Зарубина В.В., проректор по учебно-методической работе ОГБОУДПО УИПКПРО, доцент, к. п. н.

Печатается по решению учебно-методического совета областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

© областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011.

©Мухаметзянова Ф.С., 2011

Уровень достижения результатов образовательного процесса зависит от ряда важных условий, в число которых входит и оснащённость учебного кабинета. Определяющая роль в создании школьного кабинета математики принадлежит учителю. Порой (и, к сожалению, не так уж редко) в ранг хорошего кабинета математики возводится классная комната, в которой поставлено несколько шкафов; сквозь их стекла видны приборы, книги, модели многогранников и свёрнутые в рулоны математические таблицы. На стенах – несколько плакатов с формулами, графиками или диаграммами, портретами великих математиков с высказываниями данного математика о значении и роли точных наук. Однако, если не придаётся значение тому, насколько уместны для предстоящих уроков именно эти портреты, таблицы, цитаты, то помещение имеет мало оснований математическим кабинетом. Скорее это хранилище коллекции пособий, собранной за годы работы. Такой кабинет не служит средством научной организации труда учителя, средством повышения качества математической подготовки учащихся.

Каким же должен быть кабинет математики? Ответ на этот вопрос и является целью предлагаемых вниманию учителя математики методических рекомендаций.

Для начала, во-первых, необходимо проанализировать нормативные документы Министерства образования и науки РФ, содержащие необходимую для учителя математики информацию по организации и управлению процессом преподавания и предметным кабинетом:

*федеральный компонент государственного стандарта общего образования по математике;

*примерные программы основного, среднего (полного) общего образования по математике;

*перечни рекомендованных учебных пособий и оборудования;

*перечень научно-методической и учебной литературы на текущий учебный год.

Во-вторых, рассматривая кабинет математики как ресурс эффективности урока, учителю необходимо проанализировать цели обустройства кабинета ОТ УЧЕНИКА. Для обеспечения учебного успеха ученика кабинет должен:
1) содержать информационное обеспечение (ученик должен иметь возможность ЗНАТЬ)

  • это информационное обеспечение должно быть необходимое и достаточное – учебники, рабочие тетради, словари и т.д. и дополнительное – журналы и книги по предмету;

  • оно может быть на электронных или на бумажных носителях;

  • может обеспечиваться доступом в Интернет и (или) другими медиатехнологиями и т. д.;


2) быть обеспечен средствами, обучающими ученика практи­ческим предметным, меж - и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться УМЕТЬ)

- к этим ресурсам в кабинете относится всё обеспечение прак­тических и лабораторных работ, все дидактические наборы и комплекты карточек с терминами, рисунками, канцелярские принадлежности и персональные компьютеры (по мере возможности) и т.д.;

3) быть обеспечен средствами, обеспечивающими комфорт­ные условия протекания познавательной деятельности учеников с учётом индивидуальных особенностей (ученик должен иметь условия для проявления своих познавательных возможностей)

- для этого учителю необходимо позаботиться о том, чтобы в ка­бинете для учеников были представлены ресурсы, обеспечи­вающие разные способы восприятия одного и того же нового материала (через анализ текста, через практическую деятель­ность, через индивидуальную или коллективную деятельность и т. п.), а это возможно только при наличии разнообразного дидактического оснащения;

4) обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению математики (ученику надо помочь осознать и развить собственный ИНТЕРЕС к изучению этого предмета)

  • эти условия в кабинете могут быть обеспечены разными ресур­сами в зависимости от того, входит ли данный кабинет в число профильных в данной школе. Высокая мотивация учащихся в профильном кабинете востребует для поддержки уровня ин­тереса более сложного оснащения, наличия научных текстов и оборудования, обеспечивающего углублённый уровень изу­чения предмета;

  • в предметных непрофильных кабинетах инициировать и под­держать интерес к изучению предмета сложнее. В этом случае учителю необходимо очень хорошо представлять себе структу­ру и возрастную смену мотивов деятельности своих учеников. Ему гораздо чаще, чем его коллеге из профильного кабинета, придётся мотивировать учащихся на деятельность, а не на результат.


До рассмотрения ряда методических советов по оформлению кабинета математики в соответствии с современными требованиями к оснащённости учебного процесса, представим нормативный документ Министерства образования и науки РФ.

О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО

ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской Академией Образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учре­ждений (далее – Перечень).

Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функ­цию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техни­ческими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе феде­рального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

При формировании содержания Перечня исходили из задач ком­плексного использования материально-технических средств обуче­ния, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к са­мостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, форми­рование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и её источниками. Мате­риально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для реализации государственного стандарта общего образования по математике.

В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-техни­ческого обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребно­сти школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школь­ную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обес­печения учебного процесса.

В описании приводятся рекомендованные технические характе­ристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне, повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный перечень, в том числе тексты, комплекты ил­люстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эф­фективность учебных материалов, прежде всего за счёт использо­вания интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стои­мость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в рас­чете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

  • К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

  • Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

  • П - комплект, необходимый для практической работы в груп­пах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.);

  • Б - библиотечные комплекты (5 экз.).

Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Департамент государственной политики в образовании реко­мендует использовать данный Перечень при решении вопросов ос­нащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.


МАТЕМАТИКА




Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания







Основная школа

Старшая школа










Базов.

Проф.




1

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)




1.1

Стандарт основного общего образования по математике

Д







Стандарт по математике, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета математики.

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)




Д




1.3

Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень)







Д

1.4

Примерная программа основного общего образования по математике

Д







1.5

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике




Д




1.6

Примерная программа среднего (пол­ного) общего образования на про­фильном уровне по математике







Д

1.7

Авторские программы по курсам математики

Д

Д

Д

1.8

Учебник по математике для 5-6 классов

К







В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном провесе.

1.9

Учебник по алгебре для 7-9 классов

К







1.10

Учебник по геометрии для 7-9 классов

К







1.11

Учебник по алгебре и началам ана­лиза для 10-11 классов




к

к

1.12

Учебник по геометрии для 10-11 классов




к

к

1.13

Учебник по математике для 10-11 классов




к




1.14

Рабочая тетрадь по математике для 5-6 классов

к







1.15

Рабочая тетрадь по алгебре для 7-9 классов

к







В состав библиотечного фонда целесообразно вклю­чать рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников.

Сборники разноуровневых познавательных и разви­вающих заданий, обеспечивающих усвоение матема­тических знаний как на репродуктивном, так и на про­дуктивном уровнях.

1.16

Рабочая тетрадь по геометрии для 7-9 классов

к







1.17

Дидактические материалы по математике для 5-6 классов

Ф







1.18

Дидактические материалы по алгебре для 7-9 классов

Ф







1.19

Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов

Ф







1.20

Практикум по решению задач по алгебре и началам анализа для 10-11 классов




Ф




1.21

Практикум по решению задач по гео­метрии для 10—11 классов




Ф

Ф

1.22

Практикум по решению задач по математике для 10-11 классов




Ф




1.23

Учебные пособия по элективным курсам




Ф

Ф

1.24

Сборник контрольных работ по мате­матике для 5-6 классов

Ф







Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

1.25

Сборник контрольных работ по алгебре для 7-9 классов

Ф







1.26

Сборник контрольных работ по гео­метрии для 7-9 классов

Ф







1.27

Сборник контрольных работ по алгебре и началам анализа для 10-11 классов




Ф

Ф

1.28

Сборник контрольных работ по гео­метрии для 10-11 классов




Ф

Ф

1.29

Сборник контрольных работ по мате­матике для 10-11 классов




Ф




1.30

Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике

К

К







1.31

Комплект материалов для подготовки к единому государственному экза­мену







К




1.32

Научная, научно-популярная, историческая литература

П

П

П

Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения.

1.33

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т. п.)

п

П

п

1.34

Методические пособия для учителя

Д

Д

Д




2 ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по математике для 5-6 классов

Д







Таблицы по математике должны содержать правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций.

2.2

Таблицы по геометрии

Д

д

Д

2.3

Таблицы по алгебре для 7-9 классов

Д







2.4

Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов




д

Д

2.5

Портреты выдающихся деятелей математики

Д

д

Д

В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты математиков, вклад которых в развитие математики представлен в стандарте.

3 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1

Цифровые компоненты учебно-мето-дических комплексов по основным разделам курса математики, в том числе включающие элементы автома­тизированного обучения, тренинга, контроля.

д/п

д/п

д/п

Цифровые компоненты могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить про­блемно-тематический характер и обеспечивать допол­нительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В любом случае они должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подго­товки учащихся (в том числе, в форме тестового кон­троля).

3.2

Задачник (база данных для создания тематических и итоговых разноуров­невых тренировочных и проверочных материалов для организации фрон­тальной и индивидуальной работы)

Д/П

д/п

Д/П

Задачи, там, где это возможно, должны быть пара­метризованными; должны сопровождаться коммента­риями, интерактивными решениями-подсказками, быть классифицированными по ряду параметров (слож­ность, методы решения)

3.3

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

д/п

д/п

Д/п

К цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, редактор создания презента­ций, редактор электронных таблиц

3.4

Специализированные инструменты учебной деятельности (виртуальная математическая лаборатория)

Д/П

д/п

Д/п

Виртуальная лаборатория должна быть максимально приспособленный для использования в учебных целях, предназначена для построения и исследования геомет­рических чертежей, графиков функций и проведения численных экспериментов.

4

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов

д

д

Д

Могут быть в цифровом виде.

5

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

5.1

Оверхед - (проектор)

д

д

Д

Минимальные размеры

,5x1,5 м

5.2

Экран (на штативе или навесной)

д

д

Д

5.3

Столик для проектора

д

д

Д




5.4

Персональный компьютер - рабочее место учителя

Д

д

Д

Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: кла­виатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; осна­щен акустическими системами, микрофоном и наушни­ками; может быть стационарным или переносным.

5.5

Мультимедиа проектор

д

д

д

Может быть использован проектор из общешкольной комплектации

6

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

6.1

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль

д

д

д

Комплект предназначен для работы у доски.

6.2

Комплект стереометрических тел (демонстрационный)

д

д

д




6.3

Комплект стереометрических тел (раздаточный)

Ф

Ф

Ф




6.4

Набор планиметрических фигур

Ф










6.5

Геоплан

Ф









  1   2

Похожие:

Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconМухаметзянова Ф. С. Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы
Мухаметзянова Ф. С. Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе...
Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconПроект «Сельская образовательная сеть «Найдал» как ресурс повышения качества образования и эффективности использования бюджетных ресурсов»
Развитие сети образовательных учреждений является одним из направлений кпмо республики Бурятия. Цель проводимых преобразований в...
Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconЗдоровьесберегающие технологии как механизм повышения качества образования и предотвращения утомляемости учащихся на уроках математики
Шумская Ольга Викторовна, учитель математики моу «Средняя общеобразовательная школа №15» города Губкина Белгородской области
Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconСистема экологических рейтингов как инструмент повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий и регионов в «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года»
Система экологических рейтингов как инструмент повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий и регионов
Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconПостановление От 15 мая 2006 г. N 123 об утверждении правил нормативного бюджетного финансирования в сфере образования в чувашской республике
В целях обеспечения дальнейшего инновационного развития системы образования в Чувашской Республике, повышения эффективности бюджетных...
Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconАттестационный лист общеобразовательное учреждение Кабинет математики № Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом Для каких классов оборудован кабинет Дата проведения аттестации
Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом
Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconОптимизация трудовой мотивации среднего медицинского персонала как средство повышения эффективности профессиональной деятельности (на примере медицинской сестры)
...
Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconПедагогические условия повышения эффективности обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки ст преподаватель Каменева Е. В
Педагогические условия повышения эффективности обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки
Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconЕ м а: повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса це ль
Т е м а: повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса
Мухаметзянова Ф. С. Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока iconМатериально-техническое обеспечение мбдоу №79
На первом этаже расположены: 6 групп, музыкальный зал, пищеблок, прачечная, медпункт. На втором этаже здания расположены: 7 групп,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница