Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6)




НазваниеМетодические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6)
страница1/6
Дата конвертации14.04.2013
Размер459.61 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

Федеральное агентство по образованию



Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный

университет
Кафедра политологии

СОЦИОЛОГИЯ




Планы семинарских занятий и методические рекомендации

для студентов всех специальностей и форм обучения



Санкт-Петербург

2006



УДК 316 (076.6)
Социология: Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения / СПбГАСУ; Сост.: Н.П. Бабаева, Л.В. Балтовский, В.Ю. Никитин.- СПб., 2006.- 35 с.

Рецензенты: д-р ист. наук, проф. И.А. Кольцов (СПбГАСУ);

канд. филос. наук, доц. О.И. Фомина (СПбГАСУ)



Цель методических рекомендаций – помочь студентам всех специальностей и форм обучения в освоении предмета социологии. Методические рекомендации содержат тематический план курса, планы семинарских занятий, темы докладов, рекомендуемую литературу, тематику рефератов.

Студентам важно ознакомиться со структурой курса, обратить внимание на логику его построения и последовательность рассмотрения основополагающих проблем.

Тематический план лекций и семинарских занятий
Лекции


  1. Предмет социологии.

2–4. Общество как объект изучения социологии.

5–6. Социальная структура общества. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.

7. Социология этнических общностей и отношений.

8. Социальные институты, их роль в функционировании и развитии общества.

9. Общество и личность.

Семинары


  1. История становления и развития социологии.

2–3. Основные черты и тенденции развития современного общества.

4–5. Социально-классовая структура современного общества.

  1. Социология этнических отношений.

  2. Социальные институты общества.

  3. Социология личности.



Тема 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИИ


  1. Социология как наука.

  2. Основные этапы становления и развития социологии.


Первый вопрос целесообразно начать с определения рассматриваемой дисциплины. Социология (от лат. societas – общество, греч. logos – слово, учение) – наука об обществе, общих и специфических социальных законах, о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, структур и институтов.

Объектом социологического познания является общество. При определении специфики предмета социологии большинство западных ученых делают акцент на изучении поведения индивидов, взаимосвязей, отношений между людьми и социальными группами.

Следует обратить внимание, что социология близка к социальной философии, которая изучает общие механизмы развития общества. Она связана с экономической теорией, исследующей проблемы производства и распределения материальных благ, а также с политологией, предметом которой является важнейшая сфера человеческой деятельности – политическая. Социологию интересуют и результаты исследований психологов, историков, культурологов, антропологов, этнографов и др.

Социологию отличает от других наук то обстоятельство, что она изучает структурные единицы общества (индивиды, группы, слои, ассоциации), социальные связи между ними (действия, взаимодействия, социальные институты), а также динамику социальных структур (социальные изменения).

Необходимо подчеркнуть, что современная социологическая наука представляет собой разветвленную систему знаний разных уровней обобщения и включает в себя:

  1. фундаментальные, общесоциологические теории;

  2. специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня);

  3. конкретно-социологические исследования.

Первый уровень, началом которого служит социальная философия, включает теории наиболее высокого уровня общности в структуре социологии. Эмпирической основой общесоциологических теорий являются данные прикладных исследований, которые собираются с помощью определенных методов – изучения документов, опросов, наблюдений, экспериментов. Теории среднего уровня занимают положение между фундаментальными теориями и конкретно-прикладными исследованиями. Такие теории обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания – изучение семьи, образования, армии, конфликтов и т. д.

Уместно отметить, что наряду с тремя указанными теориями выделяют макро- и микросоциологию. Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на типических образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Микросоциологические концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия, влияющие, в свою очередь, на процесс возникновения и развития общества. Далее следует подробно рассмотреть функции, которые социология выполняет в обществе: познавательную, прогностическую, управленческую, организационную, технологическую, гуманистическую.

Приступая к рассмотрению второго вопроса, отметим, что стремление осмыслить характер общественного устройства было свойственно человечеству еще на заре своей истории. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в Древней Греции в работах Платона и Аристотеля. Однако сам термин «социология» впервые был использован О. Контом в 30-х годах XIX в. Именно с введения в научный оборот понятия «социология» принято отсчитывать начало истории данной науки.

В целом возникновение социологии как новой науки об обществе было связано с быстрым развитием буржуазного общества с изменением образа жизни, привычных связей между группами людей, перераспределением власти и усложнением системы социального управления. Французский философ Огюст Конт (1798–1857) – основоположник социологии – стремился выработать рациональный подход к изучению общества (основу которого составили бы наблюдение и эксперимент), называемый позитивизмом. Социологию Конт подразделил на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, изучает общество в состоянии покоя. Социальная динамика имеет дело с законами развития и изменения социальных систем. Изучение социальной динамики ведет к изучению социального прогресса, представляющего собой развитие по восходящей линии, на которое оказывают влияние как первичные факторы (духовное и умственное развитие), так и вторичные – климат, раса, продолжительность жизни.

Взгляды Конта развивал английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903), основатель органической школы в социологии. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, а его отдельные части (государство, церковь, образование и пр.) – с частями живого организма. Основной закон социального развития, согласно Спенсеру, – это закон выживания наиболее приспособленных. Такая позиция получила название социальный дарвинизм. Спенсер был противником революции, называл ее болезнью организма. Только в ходе эволюции общество, по мысли Спенсера, найдет возможность сгладить противоречия между правом сильного и естественным правом каждого человека на счастье. Спенсер первым применил в социологии понятия системы, структуры, функции. Плодотворной была и его идея о том, что общество развивается от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному, с совершенно несхожими между собою элементами.

Основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858–1917) выступил против попыток свести общественное к биологическому или индивидуально-психологическому. Дюркгейм доказывал, что общество – реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой, и считал, что основной задачей социологии является изучение социальной действительности, элементами которой выступают социальные факты. Социальный факт – это любой вид действия, который оказывает влияние на индивида и объективно существует (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество как сферу согласия и солидарности. Существуют два типа последней – механическая и органическая. Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая же солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом типе солидарности каждый индивид независим от общества, свободен и автономен. Дюркгейм, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Он отвергал революцию как способ решения социального конфликта и считал последний признаком болезни или разлада в обществе.

Социологические воззрения Карла Маркса (1818–1883) основывались на идее, согласно которой процесс развития представляется как противоборство непримиримых сил. Противоречия, борьбу между противоположными силами и тенденциями Маркс рассматривал как источник и движущую силу развития. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии. Источник перемен, по Марксу, находится в самом обществе, особенно в противоречиях экономической системы. Маркс в объяснении социальных перемен и социальной структуры общества исходил из положения о приоритете экономических факторов.

На рубеже XIX–XX вв. в западной социологии постепенно складывались антипозитивистские установки, которые в противовес естественно-научному объяснению культурно-исторической реальности предложили понимание исторических явлений в обществе. Основы понимающей социологии были заложены, в частности, в творчестве Макса Вебера (1864–1920). В его концепции социального действия осознанное действие индивида, который придает этому действию значение и принимает во внимание возможное поведение других людей. Действие же, о котором индивид не задумывается, не является социальным. При этом Вебер выделил два типа понимания: первый – понимание через наблюдение, второй – понимание через объяснение мотивов действия. Для полного же причинного объяснения важно определить, чем обусловлены мотивы, побудившие к социальному действию. Так, например, Вебер доказывал, что этнические принципы протестантизма (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость) способствовали развитию капитализма.

В XX в. западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой сложную систему разнообразных идей, концепций, теорий и методов.

Появление социологии в России относится к концу 60-х гг. XIX в. и было связано с традициями постконтовского позитивизма, когда социология рассматривалась как естественная наука, использующая все прочие науки для разработки собственных законов социальной статики и социальной динамики. К началу XX в. в русской социологии сложились марксистское и неопозитивистское направления.

Важным этапом в развитии отечественной науки можно считать публикацию двухтомного труда М. М. Ковалевского (1851–1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, Ковалевский подчеркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Поэтому свою задачу он видел в преодолении односторонних подходов различными социологическими школами в необходимости интеграции всего положительного достигнутого на основе теории социального прогресса. Эта тенденция синтеза позитивных сторон социологических школ и направлений стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.

Одним из крупнейших русских социологов XX в. был П. А. Сорокин (1889–1968), основная научная деятельность которого прошла, правда, в США. Сорокин уделял большое внимание анализу общества, определению критериев социальной дифференциации. Всемирную известность и признание получила его теория социальной стратификации и социальной мобильности.

В целом российская социология XX в., в отличие от западноевропейских и американских школ, не имела должного поступательного развития. В середине 20-х гг. ее эволюция была насильственно прервана и возрождение состоялось лишь в конце 50-х гг. Во второй половине 80-х гг. вместе с известными преобразованиями в нашей стране начался современный этап развития отечественной социологии.

Темы докладов
1. О. Конт – родоначальник социологии.

2. Идеи классической социологии (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.)

3. Основные этапы становления и развития социологии в России.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconМетодические указания по организации самостоятельной работы студентов всех форм обучения Санкт- петербург 2010
Поэтому, предлагаемое пособие для этой категории обучающихся наиболее ценно. Вместе с тем, поскольку пособие содержит методические...
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconМетодические рекомендации к лабораторным работам для студентов специальностей
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения специальностей: 240706 «Автоматизированное производство...
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ для студентов специальностей 351100, 351300 всех форм обучения
Ердакова В. П. Оценка качества косметических кремов: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ для студентов специальностей...
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconМетодические рекомендации к лабораторной работе для студентов специальностей
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей 240706 и 260601 всех форм обучения, изучающих дисциплины «Охрана...
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconМетодические указания к лабораторной работе №43 по физике для студентов всех специальностей и всех форм обучения
Определение ускорения силы тяжести при помощи математического маятника: Методические указания к лабораторной работе №43 по физике...
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconМетодические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей и форм обучения
Настоящее пособие по курсу «Правоведение» рекомендовано для студентов всех форм обучения мирэа
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconМетодические указания к курсу лекций и задания для контрольных работ по Хозяйственному праву для студентов всех специальностей и форм обучения
Хозяйственному праву для студентов всех специальностей и форм обучения / Сост. М. А. Лощилова, В. А. Пономарёв. – Юрга: Изд-во Юргинского...
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов технических и экономических специальностей всех форм обучения
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов экономических и технических специальностей дневной и заочной...
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconТемы рефератов для студентов всех специальностей дневной и вечерней форм обучения Бийск
Предлагаемые рекомендации направлены на оказание методической помощи при подготовке, оформлении и защите реферата, содержат рекомендации,...
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 удк 316 (076. 6) iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсам «Коллоидная химия», «Поверхностные явления и дисперсные системы» для студентов специальностей 240901, 240701, 240702, 260204, 080401 всех форм обучения
И дисперсные системы для студентов специальностей 240901, 240701, 240702, 260204, 080401 всех форм обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница