Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха»




НазваниеИсследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха»
Дата конвертации13.04.2013
Размер155.34 Kb.
ТипИсследовательская работа
УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНДРЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

НУРЛАТСКОГО РАЙОНА РТ


Исследовательская работа на тему:

«Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха».

Выполнил:

Учащийся 10кл Андреевской средней

школы Романов Стас

Руководитель:

Учитель биологии и химии

Данилова З.Д.
2011г

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение…………………………………………………………………… 3-4.

Цель и задачи ---------------------------------------------------------------4

II. Литературный обзор………………………………4-5

1. Источники и виды загрязнения атмосферного воздуха…………5-.6

2. Влияние загрязнения на организм человека …………….6

III..Практическая часть……

1. Подсчет автотранспорта , проезжающих по главной улице ………………………………………………...6-7

2.Определение загрязнений воздуха по снежному

покрову…………………………………………………..7-9

3.определение степени загрязнения воздуха по лишайникам 10-11

IV. Заключение……………………………………………………………..11-12

V.Литература…………………………………………………………………13

VI. Приложение……………………………………………………………….14

I. ВВЕДЕНИЕ.
Проблема загрязнения природной среды - одна из глобальных проблем современного мира. В связи с интенсивным развитием промышленности и транспорта в атмосферу поступает все большее количество вредных выбросов. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали, в той или иной концентрации, загрязняющие вещества. Одним из основных источников загрязнения окружающей среды в деревне является транспорт Вдоль автомобильных дорог в снегу за 4 месяца накапливается большое количество различных веществ, поступающих с выхлопными газами автотранспорта. Вместе с талой водой они всасываются из почвы растениями, которые быстро растут и развиваются за весенне-летний период. На сколько сильно влияние этих веществ на рост и развитие растений дает лихеноиндикация.

Среди веществ, вызывающих загрязнение воздуха в деревне , наиболее распространены оксиды азота, серы, угарный газ (окись углерода), углеводороды, тяжелые металлы, содержащиеся в выхлопных газах автомашин.

Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на состоянии здоровья людей, на животных и растениях. Так, механические частицы, дым и копоть, содержащиеся в воздухе, вызывают легочные заболевания. Угарный газ, поступающий с выбросами автомобилей, с табачным дымом, приводит к кислородному голоданию организма, поскольку связывает гемоглобин крови. В выхлопных газах содержатся соединения свинца, вызывающие общую интоксикацию организма. Повышенный уровень шума увеличивает давление, вызывает раздражительность, снижает слух.

Наша деревня красивая не очень большая , однако проблемы экологии у нас стоят очень остро. С каждым годом возрастает количество автомобилей на улицах, особенно последние два года, как построили нефтяники завод по отделению серы от нефти. А любое промышленное предприятие имеет отходы. Производство без отходов невозможно. Вот и рядом с нашей деревней расположен ЦДНГ-2 Нурлат- нефть.. Поэтому у учащихся нашей школы возникло желание узнать насколько серьезно нам соседство с нефтяной базой. Мы решили провести мониторинг атмосферы на территории школы и в пределах деревни до ЦДНГ.

Снежный покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим он обладает рядом свойств, делающих его удобным индикатором загрязнения не только самих атмосферных осадков, но и атмосферного воздуха, а также последующего загрязнения почвы и воды. При образовании снежного покрова из-за процессов сухого и влажного выпадения примесей концентрация загрязняющих веществ в снегу оказывается на 2-3 порядка выше, чем в атмосферном воздухе. Поэтому измерения их содержания могут производиться более простыми методами с высокой степенью надёжности.

Цель и задачи исследовательской работы.
Цель работы : выявить степень воздействия различных видов транспорта на состояние окружающего воздуха вблизи школы
В ходе исследования решались следующие задачи:

1.Изучить литературу, используя разные источники информации, о загрязнении атмосферы различными веществами и их влиянии на организм человека.

2.Провести физико-химический анализ проб талого снега с различных участках школьной территории

3.Определить степень загрязнения воздуха с помощью лихеноиндикации

II. Литературный обзор.
Ю.В Новиков в книге «Экология, окружающая среда и человек» (1998) отмечает, что интенсивный рост моторных транспортных средств вызвал значительное загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами. Все это пагубно влияет как на растительный, так и на животный мир. 30% заболеваний людей связаны с загрязненностью воздуха выхлопными газами.

В.А. Вронский описывает пагубное влияние выхлопных газов на зеленые насаждения. У растений, произрастающих вдоль дорог, происходит побледнение окраски листьев, отмирание ограниченных участков ткани листа (точечные, пятнистые, краевые, верхушечные некрозы) Отмечается низкорослость и изрежение кроны (особенно у хвойных пород), гибель растений. (Антропогенное загрязнение атмосферы и растения // Биология в школе. - 1992 - №3-4, - С 7-11).

Л.С. Белоконь в своей публикации обращает внимание на то, что в результате выбросов автомобильных двигателей обогащается атмосфера рассеянным свинцом, оседающим на поверхности почвы (в придорожной зоне) в виде мелких твердых частиц или рассеивающихся в воздухе в виде аэрозолей. Растения придорожных районов накапливают свинец в своих органах, усваивая его преимущественно из почвы. Растущие вдоль дорог растения становятся пищей для животных. В результате чего свинец накапливается в организме животных, вызывая обширные патологические изменения в нервной системе, крови, сосудах (Тяжелые металлы и здоровье человека // г. Биология.- 1998 - № 46. - С. 4-5.).

Источники загрязнения воздуха

Изменение окружающей среды – это угроза осуществлению биосферой своей самоочистительной функции, создание предпосылок для нарушения гармоничной связи живого организма со средой обитания.

Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10000 км и сжигает 10т бензина, расходуя при этом 35т кислорода и выбрасывает в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 100кг оксида углерода, 40 кг оксида азота. 200 кг углеводородов. Если бензин этилированный, то еще и 3,5 кг ядовитого свинца.. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли ежегодно. Выхлопные газы автомобилей дают основную массу свинца и кадмия. При износе шин в воздух попадает цинк. Эти тяжелые металлы являются токсикатами.

Взрослые люди и дети, которые являются работниками и учащиеся школы особенно в летний период чувствительны даже к низким дозам таких веществ.

По данным ВОЗ, тяжелые металлы уже сейчас занимают второе место по степени опасности, уступая пестицидам и значительно опережая такие широкоизвестные загрязнители, как диоксиды углерода и серы. Основная масса свинца и кадмия поступает в воздух с выхлопными газами автомобилей,а цинка с продуктами износа шин. Особый вред окружающей среде наносят автомобили, технические параметры которых не соответствуют нормам.

В атмосферном воздухе тяжелые металлы присутствуют в форме органических и неорганических соединений, входящих в состав пыли и аэрозолей.

Из 12 распространенных и вредных для здоровья человека тяжелых металлов автотранспорт обычно выделяет в воздух пять: свинец, кадмий, ванадий, бериллий, хром. Основные сведения о влиянии тяжелых металлов на здоровье человека и способах поступления их в организм приведены в таблице.
Влияние некоторых тяжелых металлов на организм человека

Тяжелые металлы

Пути поступления в организм

Поражение органов и тканей человека

Свинец

Дыхательная и пищеварительная системы

Поражение нервной ткани, нарушение памяти,распад личности

кадмий

Дыхательная и пищеварительная системы

Болезни органов дыхания. Пищеварительной и нервной системы, все формы рака

ванадий

Дыхательная система

Аллергия, экзема, астма, заболевания крови. Нарушение психики

бериллий

Дыхательная и пищеварительная системы

Аллергия. Поражение кожи и слизистой

хром

Дыхательная и пищеварительная системы

Болезни кожных покровов дыхательных путей, органов зрения, нервной системы

Автотранспорт оказывает губительное воздействие и на зеленые насаждения. У хвойных деревьев, растущих вблизи дорог, появляются характерные темные верхушечные некрозы хвои, причем наиболее чувствительной оказывается ель. У сосен уменьшается диаметр ствола. Уменьшается крона. Ветви истончаются и выглядят сухими.

Страдают от близости дорог, выбросов автомобилей и лиственные деревья.Уних появляются точечные пятнистые листья, наблюдается омертвение краеви кончика листа, изменение формы листа и окраски, ассиметрия и другие нарушения.

III. Практическая часть.
На основании статьи 11 закона РФ « Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 каждый гражданин имеет право «на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде».

Мы решили провести данное исследование, чтобы выяснить, насколько актуальна проблема загрязнения окружающей среды в микрорайоне средней школы и является ли соседство с крупным промышленным предприятием нефтяной базы опасным для жителей деревни.

Школа расположена в центре деревни , с западной стороны школьная территория граничит с котельным , с южной стороны проходит автомагистраль, проходящая по деревне и соединяющая с нефтяной базой .

В средней школе обучается 100 учащихся, и преподают 19 учителей. В деревне проживает 750 жителей




Материалы и методика
В проекте использовались следующие методики:

1) методика учета движения автотранспорта и расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта

3) методика определения загрязнения по снежному покрову

4) методика определения степени загрязнения по лишайникам
1.Определение загрязненности путем учета автотранспорта утром и вечером рабочего дня

Результаты исследования:

1.Учет автотранспорта (см.приложение№1)

Таблица 1

Типы автотранспорта

Всего за 1 час утром 2010г

Всего за 1 час утром 2011г

Легковые автомобили

20

22

Грузовые автомобили

16

18

Автобусы

4

5

Колесные трактора

3

5



Вывод: по сравнению с данными 2010г., возросло количество легковых грузовых автомобилей и колесных тракторов на выбранном участке, так как в районе ЦДНГ построен трубный завод и завод по отделению серы от нефти

Следовательно , увеличилось и количество вредных газов от них, выброшенных в атмосферу.

Одна автомашина в течении суток выбрасывает 1кг выхлопных газов, состоящих из :

30г угарного газа

6г.оксидов азота

5г. Соединений свинца

2г.серы


За 1 час

За сутки

1,3 кг угарног газа

31 кг.угарного газа

258 г оксидов азота

6,192 кг оксидов азота

215 г соединений свинца

5,160 кг соединений свинца

86 кг серы

2, 864 кг серы


От такого вредного воздействия выхлопных газов учащихся школ защищают прежде всего зеленые растения, произрастающие вокруг школы. Деревья и кустарники не зря называют своеобразными «пылесосами»,так как они интенсивно поглощают ядовитые вещества, выбрасываемые машинами.

На территории школы произрастают 145 деревьев и кустарников:

Берез – 18

Елей – 20

Черемух -2

Тополей- 2

Яблонь- 30

Вяза -1

Калины-20

Боярышника- 12

Смородины- 40

Листья этих растений поглощают пыль, сажу, выхлопные газы

2. Определение загрязнений воздуха по снежному покрову.

(см.приложение №3)

Это один из доступных методов исследования для школьной лаборатории. На основании полученных результатов можно составить карту загрязненности снежного покрова и определить источники загрязнения воздуха, а также степень и границы их влияния.
Отбор проб и подготовка их к исследованию.
Для отбора проб мы выбрали четыре точки в различных участках школы:

-проба №1 – на территории школы, в школьном саду

-проба №2 – на улице К.Маркса;

-проба №3 – у котельной

-проба №4 –вблизи главной автотрассы в 4м.

Отбор проб провели 9 марта 2011 года.. (см.приложение №4,5)

Отбор проб снега проводился полой трубкой, которую врезают на всю толщину снежного покрова до поверхности земли, после чего вытаскивают со снегом, поддерживая её снизу полиэтиленовой лопаткой. Нижняя часть трубки тщательно очищается от частиц грунта. Проба снега из трубки высыпается в полиэтиленовый мешок, подписывается номер пробы и снег оставляется в пакете до полного таяния. После таяния снега и достижения талой воды комнатной температуры, проба готова к проведению анализа

Анализ физических свойств талого снега.
Методика определения физических свойств талого снега.


  1. Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный цилиндр наливали определённое количество воды и через неё просматривали шрифт (печатный текст). Сравнивали каждую пробу с контролем – дистиллированной водой. Вода может быть прозрачной, слабо мутной, сильно мутной. Перед замером воду взбалтывали.. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения и определяется высотой столба воды в цилиндре в см, сквозь которую начинают читаться буквы.

  2. Для определения запаха талую воду наливали в коническую колбу (250 мл), закрывали колбу пробкой, встряхивали, затем открывали её и быстро определяли характер запаха. Запахи могут быть естественными и искусственными. Интенсивность запаха оценивается по 5-бальной системе: 0 – никакой, 1 – очень слабый, 2 – слабый, 3 – заметный, 4 – отчётливый, 5 – очень сильный.

  3. Наличие осадка определяли суточным отстаиванием воды. Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным, плотным белым, сероватым, в виде песка, глины или растительных остатков.

  4. Для определения содержания растворённых солей выпаривали одинаковое количество воды каждой пробы, сравнивая с контролем – дистиллированной водой, которая не содержит солей.

Результаты определения физических свойств талого снега представлены в таблице 3:

Таблица 3

Результаты определения физических свойств талого снега.

№ пробы

прозрачность

запах

осадок

раств. соли

проба №1

школьный сад

прозрачная (12,4см)

нет

Почти нет

мало

проба №2

ул.К.Маркса

прозрачная (13,5см)

слабый

крупнодис-персный (менше №1 )

есть

проба №3 (у котельной)

мутная (7,5см)

очень слабый

крупнодис-персный

есть

проба №4 автотрасса)

сильно мутная (6,2см)

отчетливый

много мелко-дисперсного (больше всех)

есть

контроль (дист. вода)

прозрачная

нет

нет

Нет


. Анализ результатов исследования свойств талого снега.
На основании проведенных исследований физических и химических свойств талого снега можно сделать следующие выводы:

-анализ физических свойств проб талого снега показал, что наиболее близки к контролю – дистиллированной воде – по прозрачности и запаху пробы № 1; механический осадок присутствует во всех пробах, особенно велик в пробе №3, это можно объяснить близость к котельной

-самый мутный и грязный осадок был в пробе №4, это можно объяснить близостью к автостраде , где были самые сильные выбросы выхлопных газов и наличие свинца

3.Определение загрязненности по лишайникам

Лишайники очень чувствительны к загрязнению атмосферного воздуха. По наличию лишайников, их многообразию и обилию можно судить о чистоте воздуха. Этот метод называется биоиндикация, или лихеноиндикация.Мы решили самостоятельно оценить качество воздуха в нашем пришкольном саду при помощи обилия лишайников, растущих на деревьях. В нашей школе есть замечательный сад, выращенный многими поколениями выпускников. Саду уже 30 лет. В саду много различных деревьев и кустарников(см.приложение№8)
Лишайники выбраны объектом глобального биологического мониторинга, поскольку они распространены по всему Земному шару и их реакция на внешнее воздействие очень сильна, а собственная изменчивость незначительна по сравнению с другими организмами.

Методы работы
Познакомившись с существующими методиками определения обилия лишайников, мы предлагаем белее простую визуальную оценку обилия лишайников по четырехбалльной шкале. Обилие оценивалось визуально на уровне человеческого роста по баллам: если лишайников на стволе нет - 0, встречаются единичные слоевища - 1, достаточно много - 2, ствол дерева практически полностью покрыт лишайниками - 3.(см.приложение ) Для удобства использования шкалы были сделаны фотографии стволов деревьев сада, соответствующие определенным баллам. Проведенный нами лихеноиндикационный метод анализа чистоты воздуха показал, что на всех обследованных деревьях, на их коре (обследовано более 50 деревьев) встречаются эпифитные листоватые лишайники. Обследованные виды деревьев: береза поникшая, , , , ель обыкновенная, тополь, вяз мелколистный. Средний балл обилия рассчитываем для каждого вида дерева и общий - итоговый.

Результат работы, выводы
Средний балл обилия = Сумма всех баллов обилия на данном виде дерева : Общее число обследованных деревьев вида. Обилие лишайников для березы поникшей 0+1+2+1+1+0+1+1+2=1
Обилие лишайников для ели обыкновенной 1+2+1:3=1,33
Обилие лишайников для тополя 1+2+2+1+1:5=1,4
Обилие лишайников для вяза мелколистного 2+1+2+1+1:5=1,4 Средний, итоговый балл обилия - (5,13 : 4) = 1,28
3. Заключение.
Выводы:
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере. Но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Рост автомобильного парка района в последние годы неизбежно влечет за собой возрастание объема валового выброса вредных веществ в атмосферу. Даже легковому автомобилю для сгорания 1кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10 тысяч км. И сжигает 10т.бензина. расходуя 35т. кислорода и выбрасывая в атмосферу 160т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 вредных веществ. Если бензин этилированный он содержит еще 3,5 кг.ядовитого свинца. Жители села и стар и млад, которые проходят по территории школьного участка,чувствительны даже к низким дозам таких веществ

Рекрационная нагрузка на данном участке возросла за счет увеличения интенсивности движения автобусов и грузовых автомобилей . особенно в утренние и вечерние часы рабочего дня. Автотранспорт оказывает губительное воздействие не только на воздух и растения но и на учащихся

Исследование состава проб снега показали разную степень загрязнения, так как была разная удаленность точек взятия проб от источника загрязнения;

самыми загрязненными оказались пробы №4 (в районе автострады. Так как часто там происходят выбросы различных веществ;

самыми чистыми оказалась - проба №1 (школьный сад)

На участках с антропогенной нагрузкой видовое разнообразие лишайников невелико. В основном представлены виды рода Ксантория и рода Пармелия. У основания стволов деревьев встречается накипной лишайник леканора. Жизнеспособность лишайников на этих участках низкая, слоевище чахлое. На участке с уменьшенной антропогенной нагрузкой встречаются виды родов Ксантория, и Гипогимния. Жизнеспособность лишайников на этом участке умеренная .Проведенные наблюдения свидетельствуют о том, что видовое разнообразие, жизнеспособность и состояние слоевищ лишайников зависит от состояния атмосферы. По состоянию лишайникового покрова можно судить о степени загрязнения воздуха. Лишайники могут служить индикаторами его чистоты. Серьезные антропогенные нагрузки связаны с выбросом различных загрязняющих компонентов Таким образом, методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях.
1. Чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше встречается в нем видов лишайников (вместо десятков встречается один-два вида).Пармелия встречается как раз в более загрязненных участках
2. Чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев, что мы и выяснили
3. При повышении загрязненности воздуха исчезают первыми кустистые лишайники (растения в виде кустиков с широким плоским основанием); за ними — листоватые (растут в виде чешуек, отделяющихся от коры); последними — накипные (имеют слоевище в виде корочки, сросшейся с корой).Вблизи трассы исчезли кустистые, совсем мало листоватых и встречаются в основном накипные лишайники.
На основании этих закономерностей можно количественно оценить чистоту воздуха в конкретном месте микрорайона

Наши рекомендации:

Опираясь на результаты и проанализировав выводы, мы рекомендуем жителям села :

  1. не употреблять в пищу растения, растущие вблизи дорог;

  2. не собирать грибы и лекарственные растения вдали от автомобильных дорог;

  3. высаживать вдоль дорожных магистралей растения, устойчивые к загрязнению окружающей среды, для ограничения попадания вредных веществ выхлопных газов в лесные массивы например березу и иву.


Литература.

  1. Высоцкая М.В Биология и экология 10-11кл изд Учитель Волгоград 2008г

  2. Василенко В.Н., Назаров Н.М., Фридман Ш.Б. Мониторинг загрязнения снежного покрова. – Гидрометеоиздат, 1985 (стр181).

  3. Давтян М.Л., Волков В.Н., Солодова Н.И. Определение химических показателей природных вод в школьном кабинете химии. – Псков, 1997

  4. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Минск 1996.

  5. Федеральный закон «Об Охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 – ФЗ.

Похожие:

Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» iconВлияние автомобильного транспорта на окружающую среду в городе Курганинске исследовательская работа
Ежегодно мировое хозяйство выбрасывает в атмосферу 350 млн т окиси углерода, более 50 млн т различных углеводородов, 150 млн т двуокиси...
Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» iconПрограмма вступительного экзамена магистратуры по специальности
Состав атмосферного воздуха. Переменные составные части атмосферного воздуха. Газообразные, жидкие и твёрдые примеси в атмосфере...
Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» iconПрактическая работа По дисциплине «Экология Сибири» Тема: Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта. Цель
Цель: научится определять уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта по концентрации со
Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» icon05. 22. 10 Эксплуатация автомобильного транспорта
Совершенствование подготовки и переподготовки специалистов и персонала автомобильного транспорта; прогноз потребности
Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» iconИ. В. Филиппова1, к биол н., М. К. Петров2, Д. А. Сюзюкин2, студенты
Воздействие промышленности и транспорта на уровень загрязнения атмосферного воздуха в чр
Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» iconИсследовательская работа на тему: «Лишайники-биоидикаторы чистоты воздуха»
Лишайники обладают высокой степенью чувствительности к загрязнению воздуха и являются прекрасным объектом экологических исследований....
Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» iconСочинение на заданную тему. Исследовательская работа
Перечень письменных работ студента 3 курса очного отделения включает в себя четыре вида заданий: исследовательская работа, сопоставительный...
Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» iconРасчет ожидаемого уровня загрязнения атмосферного воздуха вблизи автодороги учебно-методическое пособие
Рассматриваются методики расчета ожидаемого уровня загрязнения атмосферного воздуха вблизи автодорог
Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» iconРеферат на тему: автотранспорт и человек
Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду. 6
Исследовательская работа на тему: «Влияние автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха» iconМетодика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния р 03112194-0376-98
Разработана: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (нииат) Головным методическим и учебным...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница