Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке




НазваниеНоосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке
страница1/6
Дата конвертации11.04.2013
Размер0.55 Mb.
ТипПрезентации
  1   2   3   4   5   6




З А Я В К А



Фамилия

Субетто

Имя, Отчество

Александр Иванович

Название доклада

Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке

Индекс, адрес для почты

197341, С.-Петербург, ал. Поликарпова, 8-1-303

Ученая степень

д.ф.н., д.э.н., к.т.н.

Ученое звание

профессор

Место работы

Г.Луга Ленинградской обл., С.-Петербург

Должность

Проректор КГУ им. Кирилла и Мефодия, проректор Смольного ун-та

Телефон (факс) с кодом города (указать – служебный/домашний)

8(812) 394-40-86 дом., моб. 8-921-897-0452

E-mail

Subetto@mail.ru (для А.И.Субетто)

Форма участия: Очная/Заочная

Очная

Нужна ли гостиница




Дата заполнения

12.08.2007






Субетто А.И., доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор

(С.-Петербург)


Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке.

(Пленарный доклад на Международной научно-практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России: 10-й юбилейный форум», г.Волжский, 20-22 сентября 2007 года).


  1. Вековой поиск хозяйственной модели экономического развития России может быть завершен только в Логике становления Ноосферизма в России.


Рубеж ХХ-го и XXI-го веков несут на себе печать трагического периода в Истории человечества, связанного с тем, что начали действовать императивы Биосферы и «Земли-Геи» («Земля-Гея» – понятие Дж. Лавлока), как суперорганизмов, имеющих собственные гомеостатические механизмы, отрицающие прежние ценности и механизмы рыночно-капиталистической цивилизации «Запада», навязываемой под символами «демократии», как «эталон» социально-экономического бытия и развития, всему человечеству, в том числе и России.

В начале 90-х годов по моей фиксации уже состоялась первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, обозначившая Конец или Финал Истории, но не в Логике заявления Фрэнсиса Фукуямы, как победы капитализма, либерализма, «строя Рынка и Денег» на вечные времена, а в Логике наступивших Экологических Пределов именно этой форме – рыночно-капиталистической, на безе ценностей свободы рынка, свободы передвижения капитала и частной собственности, хозяйствования.

К сожалению, осознание этого трагического факта и в науке, в том числе экономической и экологической, и в политике, и в среде мировой интеллектуальной элиты происходит очень медленно, я бы сказал, трагически медленно.

Это состояние назову «глобальной интеллектуальной черной дырой», которая если будет охраняться, то она затянет в себя как в «дыру небытия» все человечество и Россию уже после 2050 года, потому что «рубикон» человечеством в сторону его перехода в пространство «клинической коллективной экологической смерти» будет перейден после середины XXI века.
Что такое есть «глобальная интеллектуальная черная дыра»? Здесь я развил метафору – понятие «интеллектуальной черной дыры», введенную В.П.Казначеевым в середине 90-х годов. По его оценке, современная эпоха характеризуется огромным разрывом между величиной темпов роста негативных, катастрофических, антропогенных воздействий на живое вещество Биосферы, в том числе на «монолит разумного живого вещества» в лице человечества, и величиной темпов исследования этих «изменений», происходящих по вине человека, что приводит к увеличению лага запаздывания реакции человеческого «разума», находящегося в «угаре» гонки за прибылью (я его в одной из своих работ назвал «Анти-Разумом», см.: Субетто А.И., «Разум и Анти-Разум», 2003), на эти катастрофические для него изменения. Мое понятие «глобальной интеллектуальной черной дыры» расширяет предложенную Казначеевым метафору. Она отражает значительное опережение темпов развития Глобальной Экологической Катастрофы от темпов ее комплексного, системного познания и просвещения и образования человечества в целом, населения всех стран мира, от темпов возможной консолидации коллективного человеческого разума на Земле и принятия коллективных мер для своего спасения.

Доктор физико-математических наук Л.К.Фионова, независимо от меня, исходя из своих исследований и своего анализа уже в начале XXI века, приходит к неутешительному выводу. «Температура планеты угрожающе быстро растет. – За весь XIX век рост температуры составил около 0,1 градуса. В последнее десятилетие ХХ века этот рост составлял в среднем 0,3 градуса в год. В начале XXI века рост ускорился. В 2004 году среднегодовая температура повысилась на 0,5 градуса, на европейском континенте – на 0,73 градуса. – Лето 2005 года в Европе было самым жарким за 300 лет наблюдений. Осень 2005 года на всей территории Европы показала превышение температуры над климатической нормой около 7 градусов, в европейской России осень продлилась на 30-40 дней сверх нормы: в сентябре средняя температура Подмосковья составила около +20 градусов, что на 4-5 градусов выше нормы». Осень 2006 года показала такие же тепловые аномалии. Такой же необычно, аномально теплой, оказалась зима 2007 года. Теперь мы наблюдаем погодные катаклизмы в Европе и США летом этого, 2007 года. Л.К.Фионова повторяет мою оценку, которую я сформулировал в 1990-91 гг., – развивается Глобальная Экологическая Катастрофа. Понимает ли это Правительство США, где наиболее развита техника ведущегося глобального экологического мониторинга? – Вполне возможно, что нет, но знают и соответствующую информацию скрывают от населения. Так например, бывший вице-президент при Клинтоне Альбер Гор 15 февраля 2007 года «озвучил» призыв: «спасать самих себя»: «Я отчаялся говорить о серьезности изменения климата!». Власти США немедленно оказали давление на А.Гора соответствующими «методами».

Таким образом, наблюдается сознательная «политика замалчивания» со стороны глав стран «западной цивилизации», т.е. со стороны метрополии глобального империализма. Цель такой политики, по оценке Л.К.Фионовой, – «сохранить человечество в неинформированном, дебильно-благодушном состоянии, чтобы оно в поисках виновников кризиса не обратило свои взоры к нынешним хозяевам мира». Статья Фионовой в «Советской России» от 5 июня 2007 года (с.4) так и называется «Прообраз потопа», с подстрочным примечанием: «Мнение ученого: глобальная экологическая катастрофа – приговор капитализму».
Преодоление Глобальной Экологической Катастрофы и «глобальной интеллектуальной черной дыры» – задача и для России, и для человечества на ближайшие десятилетия. Человечество, человеческий разум в соревновании с нарастающим потоком экологических и с ним связанных социально-экономических и политических проблем в обществе в борьбе за свою жизнь и за свое будущее – эволюционное будущее – находится в «цейтноте».

И в том, что такое состояние существует, большая вина падает на науку, на ученых. Сложившиеся императивы со стороны Биосферы к человеческому разуму требуют от него Великого Отказа от «ценностей – священных коров» - частной собственности, свободного рынка, примата прибыли над духовными ценностями и качеством жизни людей труда, но одновременно они требуют Нового Синтеза всех научных знаний, который бы вооружил человеческий разум правильной стратегией выхода из исторического Тупика в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Такой синтез я назвал в 90-х годов (1993, 1994) уже прошлого ХХ-го века Ноосферизмом. Вышла в 2001 году первый том задуманной мною многотомной монографии «Ноосферизм». В настоящее время издается 13 томов моих «Сочинений» под единым названием «Ноосферизм». Уже опубликовано 5 томов:

    • I том: «Введение в Ноосферизм. Ноосферизм: движение или новая научно-мировоззренческая система?» (2006, 644с.);

    • II том: «Капиталократия. Мифы либерализма и судьба России. Глобальный империализм. Ноосферно-социалистическая альтернатива. Разум и Анти-Разум» (2006, 694с.);

    • III том: «Россия в XXI веке в контексте действия ноосферного и социалистического императивов» (2006, 482с.);

    • IV том (в 2-х книгах): «Ноосферное или Неклассическое Человековедение: поиск оснований» (2006, 1000с.);

    • V том (в 2-х книгах): «Неклассическое или Ноосферное обществоведение: поиск оснований» (2007, 1135с.);

    • VII том: «Основы системологии образования и образованиеведение» (2007, 522с.)

VI-й том посвященный проблемами развития образования в России в логике действия ноосферного императива находится в издании. В 2003-ем году вышла коллективная монография «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения и поиск ноосферной модели будущего человечества», в которой приняли участие В.Т.Пуляев, А.А.Зиновьев, Г.А.Зюганов, В.Н.Сагатовский, В.Ю.Татур, Е.П.Борисенков и другие. В ней категория Ноосферизма получило одобрение.

Термин «ноосферизм» уже вошел в научный оборот и получил развитие в начале XXI века, чему я радуюсь.
В моей оценке, Ноосферизм есть современное развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского [10]. Он аккумулирует в себе учение Русского Космизма и русскую философию, соединяет в теоретическом плане ноосферный и социалистический императивы в XXI веке.

Ноосферизм есть и научный синтез, и идеология, и идеал будущего в форме, по моей оценке, единственной модели устойчивого развития – управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества, и одновременно есть особая социально-экономическая организация, особый этап в развитии человеческого разума, науки и образования, которые обеспечивают действия закона опережающего развития качества человека, качества общественного интелелкта и качества образовательных систем в обществе [1, 4].
В нашей оценке, вековой поиск модели хозяйственного развития России, который восходит не только к великому эксперименту новой, социалистической формы хозяйствования в виде советской цивилизации (1917 – 1992), но и к поиску философии хозяйства с космической ориентацией, восходящей к знаменитой работе С.Н.Булгакова, и продолжающегося в лице работ Ю.М.Осипова и его научной школы на базе МГУ, к работам Н.Д.Кондратьева и А.В.Чаянова, в XXI веке не может быть адекватным вне Логики становления Ноосферизма в России, т.е. ноосферной России и ноосферной формы социально-экономического развития.

Ниже я останавливаюсь на некоторых моментах оснований перехода России к Ноосферизму, т.е. к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

К таким основаниям относятся:

  • Ноогенетичсекие или ноосферно-системогенетические основания;

  • Системогенетические основания;

  • Социогенетические основания;

  • Энергостоимостные основания и законы социально-экономического развития России.

Конечно, я вынужден излагать достаточно лаконично основные идеи, с надеждой на ответы на вопросы в моих работах, в частности – выставленных в Интернете, например, на сайте www.trinitas.ru .


2. Ноогенетические основания
Ноогенетика - системоэволюционная внутренняя логика ноосферогенеза. Ноосферизм базируется на принципе классифицированности мира - Космоса, Биосферы и социально-экономической реальности, рис. 1.

Рис. 1. Принцип классифицированности мира
Под ноогенетикой я понимаю системогенетику ноосферы, системогенетику единой системы «Земля – Биосфера - Человечество». Социально-экономическое бытие человечества имеет дуальную детерминированость, отражающую действие системогенетического закона дуальности управления и организации систем (ЗДУО) применительно к системе «Земля – Биосфера - Человечество», по которому осуществляется механизм дуального (двойственного) наследования и эволюционного изменения – трансформации:

  • один вид наследования на уровне системы «Человечество» – социальное и биологическое наследования внутри этой системы,

  • другой вид наследования на уровне надсистемы – «Биосфера», которое отражает собой наследование «экологических ниш», в пределах которых и разрешено существовать человечеству в Биосфере, на Земле, не нарушая логику их эволюции, законы их гомеостатических механизмов. Первый тип наследования обеспечивает накопление «прошлого» в системе («памяти» о прошлой ее эволюции) и соответственно «работает» на устойчивость развития, а второй тип наследования – формирует потенциал изменчивости, предадаптации (накапливает «будущее» в системе в виде ее творческой потенции) и работает на нарушение устойчивости. Данный дуальный механизм наследования при его эволюционном развертывании предстает как механизм взаимодействия двух «эволюционных логик» – Внутренней логики социально-экономического развития (логики социогенетики применительно и к человечеству, и к конкретному обществу локальной цивилизации человечества) и Большой логики социоприродной эволюции (логики ноогенетики применительно и к человечеству, и к конкретному обществу). Указанное положение можно представить в виде схемы системной иерархии и наследственных потоков, рис. 2 [4].

В Ноосферизме мною выдвинуто теоретическое положение о принципе дополнения формационного и цивилизационного подходов [4]. Формационный и цивилизационный подход раскрывает системогенетику ВЛСР как движение инвариантов и циклов (в соответствии с системогенетическим законом инвариантности и цикличности развития) в форме формационных и цивилизационных (этнических) инвариантов и циклов. На формационную цикличность накладывается цивилизационная, образуя сложную циклическую картину ВЛСР. В соответствии с данной теоретической системой синтетического эволюционизма, любая прогрессивная системная эволюция подчиняется «диалектике взаимодействия» парных системогенетических законов конкуренции и кооперации. И им соответствующих эволюционных механизмов «отбора» и «интеллекта» и ведущей закономерности эволюции самой этой «диалектики взаимодействия» в виде «тенденции сдвига»: от закона конкуренции и механизма «отбора» – к закону кооперации и механизму «интеллекта системы» [4,5,7].


Рис. 2. Иерархия наследственных потоков космогенетики,
нооогенетики и социогенетики
Ноосферогенез – как процесс становления ноосферы в виде единства Биосферы и Антропосферы - предстает в виде роста кооперированности систем биосферы и антропосферы при ведущей гармонизирующей роли общественного интеллекта.

Трансформация человеческого общества на ноогенетических основаниях - отражает логику перехода от раздельной формы бытия Человечества и Биосферы к единой форме.

В раздельной форме бытия Биосфера рассматривалась только как кладовая ресурсов для потребляющего человечества.

Единая форма бытия Человечества и Биосферы рассматривается как новое качество бытия, в виде целостности, в котором человеческий Разум «встраивается» в гомеостатические механизмы Биосферы и, обладая большой энергетикой природопользования, может управлять социоприродной эволюцией, не нарушая динамический гармонии. Это Новое Качество бытия и есть Ноосферизм.

Речь идет о трансформации биосферных гомеостатических механизмов в ноосферные – социобиосферные – гомеостатические механизмы, в которых социальный квазигомеостазис становится частью биосферного гомеостазиса и не нарушает последнего. Назовум это требование, которое, очевидно, стоит перед человечеством, «автотрофным императивом». Движение в этом направлении я называю будущей автотрофнизацией человечества и это движение можно рассматривать частью трансформации человеческого общества в ноосферное человечество, рис. 3 [4, 5].


Рис. 3. Автотрофный императив развития человечества
Сложность исторической трансформации основ бытия человечества и современных обществ состоит в том, что на ВЛСР, предстающую в современном виде противоборства альтернатив социального бытия – капитализма и социализма, накладывается БЛСЭ в виде своих императивов перехода к «ноосфере будущего» – управляемой соципориродной эволюции. Это дает мне основания говорить о том, что императив выживаемости человечества в XXI веке соединяет в себе ноосферный и социалистический императивы и предстает как требование движения человечества к ноосферному (экологическому, духовному) социализму или ноосферизму [4,7]. Проблема теории трансформации общества в XXI веке, ее социогенетических и циклических оснований, не решается вне анализа ноогенетических оснований.

Трансформация общества есть момент социально-экономической эволюции, она реализует собой переход от одного цикла эволюции к другому циклу. Сама трансформация как смена циклов эволюции подразумевает сохранение наследственных инвариантов, которые являются носителями трансформации и оберегают систему от полной деградации (гибели системы).
Анализ управляемой трансформации общества невозможен без выявления неизменяемых наследственных инвариантов – системогенотипов, которые и служат основаниями и одновременного ограничителями трансформации.
Ведущая трансформация общества в направлении выживания человечества в XXI веке будет ноосферно-социалистическая, она будет сама эволюционировать, преобразовываться внутри самой себя в сторону становления Ноосферизма или ноосферного социализма. В этих условиях можно ставить вопрос о ноогенетических основаниях трансформации других локальных цивилизаций на Земле, и в частности российского общества. Ноогенетика есть основание трансформации современного общества в сторону ноосферного общества, т.е. «образовательного общества», обеспечивающего опережающее развитие образования, науки, общественного интеллекта и на его основе – управляемую социоприродную эволюцию.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке iconЦель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей
В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в...
Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке iconСписок научных и учебно-методических работ Абушко Анны Михайловны
Исследование проблем социально-экономического развития России в XXI веке. Структура и закономерности
Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке iconНоосферизм и вернадскианская революция: к модели выхода человечества из эколого-капиталистического тупика Истории
Ва как эколого-ноосферного социализма, как управляемой социоприродной эволюции2 на базе общественного интеллекта и образовательного...
Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке icon10) Безоблачное завтра (с. 20) 11) Будущее сегодня. Новости науки и ит (с. 21)
Анализируя сегодняшнюю информационную действительность, дать приблизительный прогноз развития информационных технологий в XXI веке....
Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке iconА. И. Субетто, Г. М. Иманов
А. И. Субетто, Г. М. Иманов. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке (Научная монография)...
Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке iconВизантизм как проблема современной историософии. Историческое воспитание России, национальный менталитет: как нам использовать их в XXI веке
Автор Хромцов Григорий Артемьевич санкт-петербургский государственный университет
Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке iconВоенно-юридическая школа России: традиции и направления развития в XXI веке
Марченков В. И., начальник Военного университета, доктор педагогических наук, доцент, генерал-полковник
Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке iconЗакон о программе социально-экономического развития республики
Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011...
Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке iconЗакон о программе социально-экономического развития республики
Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011...
Ноосферизм как форма социально-экономического развития России в пространстве действия императива экологического выживания человечества в XXI веке iconЗакон о программе социально-экономического развития республики
Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница