Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов




НазваниеПротокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов
Дата конвертации11.04.2013
Размер163.57 Kb.
ТипПротокол
ПРОЕКТ




«УТВЕРЖДЕНО»

Решением Ученого совета

Тамбовского государственного

университета имени Г.Р. Державина

от «__» ________201_ г.

протокол № __

Ректор __________В.М. Юрьев



ПОЛОЖЕНИЕ

о научно-исследовательском семинаре магистрантов

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»


  1. Общие положения

    1. Положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» является локальным актом Университета. Настоящее Положение устанавливает статус, функции и организационные параметры научно-исследовательского семинара как формы организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по магистерским программам, реализуемым в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

    2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным Законом Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71, федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров.




    1. Научно-исследовательский семинар является основной формой организации научно-исследовательской работы магистрантов в семестре, обеспечивающей возможности гибкого, интерактивного взаимодействия его участников для повышения эффективности и результативности научной работы.




  1. Цели, задачи и функции научно-исследовательского семинара

    1. Основная цель научно-исследовательского семинара – сделать научную работу магистрантов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить магистрантов в среду научного сообщества, реализовать потребности обучающихся в изучении научно-исследовательских проблем, сформировать стиль научно-исследовательской деятельности.

    2. Основные задачи научно-исследовательского семинара:

– обеспечение планирования, корректировки и контроля качества выполнения индивидуальных планов научно-исследовательской работы магистрантов;

– проведение профориентационной и консультационной работы для магистрантов, позволяющей им выбрать направление исследования и тему магистерской диссертации;

  • формирование у студентов навыков академической и научно-исследовательской работы, специфических для уровня обучения в магистратуре, умения вести научную дискуссию, представлять результаты исследования в различных формах устной и письменной деятельности (презентация, реферат, аналитический обзор, критическая рецензия, доклад, сообщение, выступление, научная статья обзорного, исследовательского и аналитического характера и др.);

  • обеспечение широкого обсуждения научно-исследовательской работы магистрантов с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся и степень их готовности к соответствующим видам профессиональной деятельности;

– обеспечение непосредственной связи научно-исследовательской работы с профессиональной сферой деятельности будущего магистра;

– развитие основных научных направлений Университета, обеспечение преемственности уровней подготовки: бакалавриат – магистратура – аспирантура.

    1. Функции научно-исследовательского семинара:

  • обучающая: семинар учит магистрантов планированию научно-исследовательской деятельности, последовательности выполнения научных проектов, формирует у них индивидуальный стиль научно-исследовательской деятельности;

  • развивающая: семинар развивает имеющиеся у студентов способности к выполнению научных исследований, совершенствует их когнитивные, организационные, академические умения;

  • воспитывающая: семинар способствует развитию научно-исследовательской компетенции обучающихся, становлению у них совокупности знаний, умений, свойств и качеств личности, необходимых для выполнения научной деятельности;

  • управляющая: семинар обеспечивает управление деятельностью обучающихся при определении / выборе, планировании, выполнении и защите научно-исследовательских проектов, прежде всего магистерской диссертации;

  • стимулирующе-мотивационная: семинар способствует созданию положительного мотивационного фона научной работы обучающихся, обеспечивает реализацию их потребностей в научном самосовершенствовании, обеспечивает рост интереса к научной деятельности;

  • контролирующая: семинар призван проверить планомерность, систематичность научно-исследовательской работы магистрантов, определить качество выполнения научных изысканий, принять решение о готовности магистранта к представлению промежуточных результатов своего исследования, а также к публичной защите магистерской диссертации.




  1. Организационные параметры научно-исследовательского семинара

    1. Научно-исследовательский семинар проводится в соответствии с утвержденными учебными планами магистерских программ. Он включает аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов.

    2. Часы, отведенные для научно-исследовательского семинара, учитываются в учебной нагрузке преподавателей, участвующих в проведении данного вида занятий.

Семинар организуется и проводится усилиями ведущей кафедры / ведущих кафедр, обеспечивающей/-их реализацию магистерской программы. Семинар проводится в открытом формате с участием аспирантов, преподавателей различных кафедр, сотрудников научно-исследовательских подразделений, приглашенных практиков и представителей работодателей.

В рамках одной магистерской программы может быть организован один или несколько научно-исследовательских семинаров.

На кафедре, ответственной за организацию и проведение научно-исследовательского семинара, должны быть разработаны следующие документы:

  • программа научно-исследовательского семинара (Приложение 1).




  • состав научно-исследовательского семинара с указанием данных (фамилия, имя, отчество, научная степень, научное звание, должность, наиболее значимые публикации) о руководителе и членах (не менее двух), в том числе работодателях (Приложение 2);

В случае наличия альтернативы студент имеет право выбора семинара. Магистрант осуществляет выбор научно-исследовательского семинара на весь период обучения в магистратуре.

Работа в научно-исследовательском семинаре является для студента обязательной и фиксируется в журнале учета посещаемости. Он вправе посещать другой семинар (или научно-исследовательские семинары других кафедр) на добровольной основе без обязательств по прохождению промежуточной аттестации в виде сдачи зачетов.

Переоформить посещение другого научно-исследовательского семинара студент может только один раз при составлении индивидуального учебного плана на второй год обучения.

    1. Формы работы на семинаре:

– проведение профориентационных лекций, осуществляемых преимущественно преподавателями кафедры, которые знакомят магистрантов с возможными направлениями научных исследований, тематикой магистерских диссертаций, процедурами организации и реализации исследовательских проектов, делятся опытом собственной исследовательской работы. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему магистерской работы и тему курсовой работы, как компонента последней, и сформировать первоначальный план этих работ к концу первого семестра;

– лекции и групповые консультации ведущих преподавателей по теории, методологии, актуальным проблемам и практике отрасли знания, соответствующей тематике научно-исследовательского семинара;

– мастер-классы ведущих профессоров, профессионалов, работодателей по проблематике семинара;

– обсуждение научных статей, монографий, результатов исследований, нормативно-правовых документов по тематике научно-исследовательского семинара;

– выступления магистрантов с докладами (сообщениями) по выбранной проблеме исследования;

– занятия по организации и методологии проведения исследований;

– занятия по написанию академических и информационно-аналитических работ;

– занятия по обучению методике ведения научных диспутов, дискуссий, презентаций и обсуждений;

– обсуждение результатов индивидуальной научно-исследовательской работы магистрантов (отчетов о результатах научно-исследовательской работы в семестре);

– и др.

Магистранты заранее получают программу научно-исследовательского семинара для подготовки к соответствующему заседанию НИС.

Магистранты, приступая к изучению тем программы научно-исследовательского семинара, должны применить свои навыки работы с библиографическими источниками и рекомендуемой литературой, умение четко формулировать свою собственную точку зрения и навыки ведения научных дискуссий.

Во всех обсуждениях, помимо членов научно-исследовательского семинара из числа преподавателей, приглашенных работодателей и докладчиков, активное участие могут принимать все студенты, обучающиеся в магистратуре по данному направлению.

    1. Аттестация результатов научно-исследовательской работы магистрантов

В качестве промежуточного контроля выполнения научно-исследовательской работы магистрантов в семестре предусматриваются зачеты по научно-исследовательскому семинару. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Для прохождения промежуточной аттестации магистранты должны представить отчет о выполнении НИР в семестре с приложением отчетных документов (Приложение 3)

Эти документы должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы магистрантов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей.

Данный перечень документов носит обязательный характер. Руководитель магистерской программы может дополнить указанный перечень документов, необходимых для аттестации результатов научно-исследовательской работы в семестре.

На каждом из видов отчетных работ должна стоять подпись научного руководителя магистранта.

Все отчетные работы магистрантов комплектуются в единый формат академического портфолио (в печатном и электронном форматах) и хранятся на выпускающих кафедрах в течение 3 лет.

Магистрант в конце каждого семестра публично докладывает о результатах научно-исследовательской работы на заседании научно-исследовательского семинара.

При аттестации по результатам научно-исследовательской работы в семестре необходимо учитывать:

  • степень участия магистранта в коллективных обсуждениях (дискуссиях) на заседаниях научно-исследовательского семинара;

  • степень самостоятельности студентов при выполнении аттестационных работ;

  • своевременность сдачи документов, необходимых для прохождения промежуточной аттестации;

  • дисциплинарные факторы (отсутствие пропусков заседаний научно-исследовательского семинара).




  1. Функциональные обязанности лиц, участвующих в работе научно-исследовательского семинара

    1. Руководитель научно-исследовательского семинара назначается кафедрой из числа ведущих профессоров. Кандидатура руководителя научно-исследовательского семинара согласуется с руководителем магистерской программы, который может выполнять функции руководителя научно-исследовательского семинара. Руководитель НИС осуществляет общую координацию деятельности научно-исследовательского семинара.

Под руководством руководителя семинара:

  • формируется, обсуждается, утверждается и оформляется концепция научно-исследовательского семинара,

  • разрабатывается программа семинара,

  • утверждается состав приглашаемых преподавателей, практиков и работодателей,

  • контролируется содержательное наполнение данного семинара,

  • принимаются решения о прохождения промежуточной аттестации магистрантов по результатам научно-исследовательской работы в семестре.

4.2 Членом научно-исследовательского семинара может стать преподаватель кафедры, обеспечивающей реализацию магистерской программы. Как правило, членами семинара становятся преподаватели, являющиеся научными руководителями студентов, обучающихся по соответствующим магистерским программам. Член семинара должен быть осведомлен в области научной проблематики семинара, иметь смежные с данной проблематикой направления научных исследований.

Член семинара (по поручению руководителя семинара) выполняет следующие функции:

  • участвует в разработке концепции научно-исследовательского семинара,

  • участвует в разработке программы научно-исследовательского семинара,

  • предлагает ведущих ученых, специалистов, работодателей для участия в работе научно-исследовательского семинара,

  • представляет предложения о прохождении промежуточной аттестации магистрантов по результатам научно-исследовательской работы в семестре.

Заведующий кафедрой, обеспечивающей реализацию магистерской программы, может выполнять функции руководителя / члена научно-исследовательского семинара, либо не входить в его состав. Заведующий кафедрой по мере необходимости способствует решению содержательных и/или организационных вопросов, связанных с деятельностью научно-исследовательского семинара. Он отвечает за хранение на кафедре академических портфолио обучающихся (в течение 3-х лет).

Руководитель магистерской программы может быть руководителем / членом научно-исследовательского семинара, либо не входить в его состав. Он оценивает содержательную сторону работы научно-исследовательского семинара, утверждает его концепцию, план и программу.

В случае необходимости руководитель магистерской программы заявляет об истечении сроков работы семинара и/или выдвигает предложения о разработке и введении в действие нового научно-исследовательского семинара (научно-исследовательских семинаров) в рамках соответствующей магистерской программы.


Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
Академия (институт)




УТВЕРЖДАЮ

Научный руководитель

магистерской программы

ученая степень, звание, ФИО

__________________________

__________________________

«___» ______________ _20__ г.


ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРА

«________________________________________________________________»

Направление подготовки __________________________________________

Магистерская программа __________________________________________

Тамбов 201__

Пояснительная записка

  1. Общее обоснование

Раскрывается:

- значение НИС как формы организации научно-исследовательской работы магистрантов в структуре ООП конкретного направления подготовки магистра;

- актуальность выбранной тематики научно-исследовательского семинара.


  1. Цели и задачи НИС

Раскрываются цели и задачи НИС, связанные с выработкой у магистрантов компетенций и навыков научно-исследовательской работы в рамках соответствующей магистерской программы.


  1. Порядок организации НИС

Указываются:

- семестры, в которых согласно учебному плану проводится НИС;

- периодичность проведения НИС ;

- кафедра(-ы), ответственная за организацию и проведение НИС;



  1. Формы работы на семинаре

Указываются конкретные формы работы на НИС. При определении форм работы на НИС необходимо ориентироваться на перечень форм работы на НИС, приведенный в Положении о научно-исследовательском семинаре магистрантов ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», который может быть конкретизирован и дополнен в зависимости от специфики соответствующей магистерской программы.


  1. Отчетность студентов по НИС

В качестве промежуточного контроля выполнения научно-исследовательской работы магистрантов в семестре предусматриваются зачеты по научно-исследовательскому семинару. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Далее приводится посеместровый перечень отчетных документов, необходимых для прохождения промежуточной аттестации магистрантов. Примерный перечень отчетных форм магистрантов приведен в Положении о научно-исследовательском семинаре магистрантов ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».
Учебно-тематический план

В учебно-тематическом плане отражаются темы семинара, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы.



Наименование тем

Всего

Аудиторные

часы

Самост. работа

1 семестр































2 семестр














































3 семестр































4 семестр
































Содержание тем семинара

При описании содержания тем семинара рекомендована следующая последовательность изложения:

1. Название темы.

2. Краткое содержание темы

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Учебно-методическое и информационное обеспечение семинара

Указываются:

1.Основная литература

2. Дополнительная литература

3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


Приложение 2

Состав научно-исследовательского семинара «________________________________________________________________»

магистерской программы «_____________________________________»
Руководитель семинара:
(фамилия, имя, отчество, научная степень, научное звание, должность, наиболее значимые публикации)
Члены семинара:

  1. (фамилия, имя, отчество, научная степень, научное звание, должность, наиболее значимые публикации)




Приложение 3
Перечень отчетных документов магистранта

В 1 семестре первого года обучения:

  • текст обоснования темы магистерской диссертации - аннотированное представление проблемы с указанием актуальности, цели, задач, объекта, предмета, теоретических и методологических основ, а также методов исследования, с проектированием его новизны, теоретической и практической значимости, а также содержания (название глав и параграфов),

  • развернутый план курсовой работы;

Во 2 семестре первого года обучения:

  • текст курсовой работы с докладом по результатам ее выполнения,

  • текст доклада / сообщения по результатам исследования для выступления на ежегодной студенческой конференции «Державинские чтения»;

  • развернутый план второй курсовой работы;

В 3 семестре второго года обучения:

  • материалы практической части исследования в виде компьютерных презентаций, докладов, отчетов и др.;

  • текст второй курсовой работы с докладом по результатам ее выполнения;

В 4 семестре второго года обучения:

  • текст магистерской диссертации;

  • доклад по результатам диссертационного исследования.

Похожие:

Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconПротокол №11 от «08» июня 2010 г. Ректор В. М. Юрьев
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13. 00. 02 –Теория и методика обучения и воспитания (русский язык) является традиционной...
Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconПротокол №11 от «8» июня 2010 г. Ректор В. М. Юрьев программа вступительного экзамена по специальности
«педагогическое образование», профиль 050100. 62 – бакалавры начального образования и 050100. 68 – магистры по тому же профилю
Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconПротокол №11 от «6» июня 20 10 г. Ректор В. М. Юрьев
«Журналистика». Вопросы вступительного экзамена формулируются в соответствии с данной программой. Вопросы предполагают умение абитуриента...
Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconПротокол №11 от «8» июня 2010 г. Ректор В. М. Юрьев
Проблема возникновения философии. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука. Философия в системе исторических...
Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconПротокол №11 от 8июня 2010 г. Ректор В. М. Юрьев программа вступительного экзамена по специальности
Классификация коррозионных процессов. Внутренние и внешние факторы коррозии. Методы коррозионных исследований. Качественные и количественные...
Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconПротокол №11 от «8» июня 2010 г. Ректор В. М. Юрьев программа кандидатского экзамена по специальности
Федерации продолжает оставаться формирование правового государства, всемерное укрепление законности и правопорядка, обеспечение надлежащих...
Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconПоложение о научно-исследовательской работе магистрантов Уральского государственного экономического университета Настоящее Положение подготовлено в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. №62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной...
Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconХод классного часа Капитан: Дорогие ребята, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель»
Капитан: Дорогие ребята, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Мы исследуем глубины моря,...
Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconГ. Р. Державина «Утверждаю» Ректор тгу им. Г. Р. Державина В. М. Юрьев 2003 г. Университетский образовательный стандарт
Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Протокол № Ректор В. М. Юрьев положение о научно-исследовательском семинаре магистрантов iconПротокол № от 20 г. Утверждаю ректор фгбоу впо «Поволжская гафксиТ»
Данное положение определяет назначение, задачи, функции отдела, права и обязанности руководителя, указывает взаимоотношения отдела...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница