Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы




НазваниеРабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы
страница1/9
Дата конвертации10.04.2013
Размер1.18 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 108 г. Челябинска

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора по УВР: Директор МАОУ СОШ № 108

_______________ Киршина Н.В. ______________Шмакова Л.А.

«___» _________________ 2011 г. «___»_______________ 2011 г.

Рабочая программа

по биологии для 9 класса

(базовый уровень)

на 2011–2012 учебный год

Составитель рабочей программы:

учитель биологии высшей категории

Мошкина Наталья Алексеевна

Рассмотрено на заседании МО учителей естествознания

Протокол № ___ от «__»____________ 2011 г.

Руководитель МО учителей естествознания ____________ /Мошкина Н. А./

Содержание рабочей программы

Раздел программы Страницы

  1. Перечень нормативных документов, определяющих содержания образования……………………………………………. 3

  2. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………………..4

  3. Требования к результатам изучения биологии 9 класса…………. …………………………………………………………. 8

  4. Нормы и критерии оценивания ………………………………………………………………………………………………… 10

  5. Календарно-тематическое планирование ……………………………………………………………………………………... 12

  6. Поурочное планирование ………………………………………………………………………………………………………. 13

  7. Приложения

    1. Приложение 1 (содержание практической части) ……………………………………………………………………………. 19

6.2. Приложение 2 (содержание национально-регионального компонента)……………………………………………………...20

    1. Приложение 3 (учебно-методический комплекс) ………………………………………………………………………………22

    2. Приложение 4 (контрольно-измерительные материалы) ……………………………………………………………………... 23



Перечень нормативных документов, определяющих содержание образования

При составлении рабочей программы по биологии для 9-х общеобразовательных 9 предпрофильного классов были использованы следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы:

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (базовый уровень), утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного (общего) и среднего (полного) общего образования»// Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007 г.

2. Приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

3. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

4. Примерная программа основного общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007 г.

5. Приказ МОиН РФ от 24.12.2010 г. № 2080 « Об утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».

6. Приказ МОиН Челябинской области от 16.06. 2011 г. № 04-997 « О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 — 2012 учебный год

7. Письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009 № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

8. Методическое письмо МО и науки Челябинской области, ГОУ ДППО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета « Биология» в 2008 — 2009 учебном году» № 07-33/88 от 27. 08. 2008 г.

9. Методическое письмо МО и науки Челябинской области, ГОУ ДППО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета « Биология» в 2010 — 2011 учебном году» № 103/3073 от 28июня 2010г.

10. Методическое письмо МО и науки Челябинской области, ГОУ ДППО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета « Биология» в 2011 — 2012 учебном году» № 103/4275 от 18июня 2011г.

11. Учебный план МАОУ СОШ № 108 на 2011—2012 учебный год.
Пояснительная записка.

Цели и задачи курса.

Курс «Введение в общую биологию и экологию» призван обобщить биологические знания, углубить их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биоло­гическую, прежде всего экологическую, природоохранную грамотность. Курс биологии 9 класса обобщает знания учащихся о жизни и уровнях ее организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщает и углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, полового воспитания школьников. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение красоты природы Родины тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек- часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Учащиеся получают общие представления о закономерностях развития всех царств живой природы, о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Для реализации теоретической и практической части программы в 9 общеобразовательных классах и 9 предпрофильном классе с гуманитарной направленностью общеобразовательной школы № 108 используется учебно-методический комплекс, созданный на основе авторской программы под руководством В. В. Пасечника. Эта линия является завершенной, максимально приближенной к классической системе образования по биологии, что позволяет осуществить преемственное развитие ведущих биологических законов, теорий, идей, являющихся фундаментом для практической деятельнос­ти учащихся, формирования их научного мировоз­зрения. Учебник соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии и включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях. Экспертиза учебника в РАН подтвердила его полное соответствие современным научным представлениям, а экспертиза в РАО — требованиям к возрастным особенностям учащихся, логике изложения учебного материала, к методическому аппарату.

Учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника. «Введение в общую биологию» для 9 класса содержит материал об основных законах жизни на всех уровнях ее организации, знакомит с задачами, стоящими в настоящее время перед биологией, и достижениями в области раскрытия механизмов биологических процессов и явлений, показывает место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. Особое внимание уделено экологическим вопросам. Предлагаемая авторами последовательность изучения материала способствует интеграции курса в систему биологического образования. Методический аппарат представлен заданиями разного уровня сложности, в том числе способствующими развитию творческих способностей учащихся. Материал рассматривается по уровням организации живой природы, что позволяет изучать его систематизировано и последовательно. К учебнику изданы методические пособия для учителя, рабочие тетради для учащихся. Курс обеспечен инструментарием отслеживания результатов. Использование данного УМК позволяет школьникам успешно готовиться к итоговой аттестации и участвовать в предметных олимпиадах различного уровня. (Приложение 3)

В соответствии с федеральным компонентом стандарта на изучение предмета в 9 классе отводится 2 часа в неделю (70 часов в год). В курсе 9 класса основной школы при 70 часовой программе изучаются четыре раздела: «Уровни организации живой природы», «Эволюция», « Происхождение и развитие жизни», «Биосфера и человек». Полностью исключена тема «Экология» (19 часов), т.к. материалы об экосистемах, экологических закономерностях включены авторами программ и учебника в главы «Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень».

Распределение учебного времени по содержательным линиям:



№ раздела


Название раздела, темы

Количество часов

по программе

(В. В. Пасечник)

По рабочей программе

1.

Биология как наука. Введение

2

3

2.

Уровни организации живой природы

54

52




Молекулярный уровень

10

10




Клеточный уровень

15

15




Организменный уровень

14

14




Популяционно-видовой уровень

3

3




Экосистемный уровень

8

7




Биосферный уровень

4

3

3.

Эволюция

7

7

4.

Возникновение и развитие жизни

7

6




повторение

--

2




Итого

70

70

В авторской программе не предусмотрен резерв времени, поэтому повторение курса и подготовка к вводному контролю проводится за счет двух часов из темы «Уровни организации живой природы» и одного часа из темы «Возникновение и развитие жизни» (включен в тему «Биология как наука. Введение»)



Распределение учебного времени по календарно-тематическому планированию:



№ раздела


Название раздела, темы

Количество часов

часов

Лаб. раб

Пр. раб.

Экск.

Проверочные и сам. раб.

Контр. раб.

1.

Биология как наука. Введение

3

-










1

2.

Уровни организации живой природы

52

-
















Молекулярный уровень

10

1







2

1




Клеточный уровень

15

1










1




Организменный уровень

14

1

3







1




Популяционно-видовой уровень

3

1




1










Экосистемный уровень

7

3




1




1




Биосферный уровень

3

2




1

1




3.

Эволюция

7

1




1

1

1

4.

Возникновение и развитие жизни

6

1




1







5.

Повторение

2

-







2

1




Итого

70

11

3

5

6

7

Для повышения уровня полученных знаний и практических навыков, для развития познавательного интереса в курс биологии 9 класса включены лабораторные работы. Из них лабораторные работы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 являются оценочными, остальные оцениваются выборочно. В практическую часть также включены экскурсии и практические работы, которые оцениваются выборочно. Практическая часть полностью соответствует рекомендациям, опубликованным в методическом письме № 07-33/88 от 27. 08. 2008 г. (приложение 1)

Тематическое планирование содержит региональный компонент, который составляет 10 % учебного времени, в учебный материал включен фрагментами в содержание соответствующих уроков. Форма: экскурсии, сообщения, доклады, конференции, устный журнал, лабораторные работы. Включение регионального содержания обогащает цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разнообразных знаний о жизни региона и всей страны. Учащиеся получают возможность применения полученных знаний и умений на практике. Отбор регионального содержания изучаемых вопросов проведен в соответствии с рекомендациями ГОУ ДПО ЧИППКРО и методических рекомендаций МОиН РФ по использованию регионального компонента в содержании биологии. НРК реализуется в следующих темах и уроках (приложение 2).

Контрольных работ по плану – 7, проверочных и самостоятельных работ -12. Контрольные и проверочные работы соответствуют тематическому или промежуточному контролю, проводятся письменно или в виде устных зачетов по темам. Сроки и форма проведения тематического контроля определяются учителем в соответствии с календарно-тематическим планированием, административного контроля - в соответствии с учебным планом. Содержание КИМов 9 класса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Их назначение – оценить уровень достижений учащихся по биологии за курс «Введение в общую биологию» (приложение 4)

Современные информационные технологии (использование цифровых обучающих программ, фильмов, Интернет-ресурсов) способствуют улучшению качества обучения, повышают эффективность усвоения учебного материала школьниками. Техническое оснащение образовательного учреждения (учебные кабинеты оборудованы АРМом) помогает организовать дифференцированный подход к обучению предмета. Проекция справочных и дидактических материалов, презентации тем урока дают возможность учителю планировать групповые и индивидуальные задания для учащихся с различной учебной мотивацией.


В качестве демонстрационного материала на уроках используются электронные пособия, имеющие гриф «Допущено МОиН РФ»:

  1. Биология. Лабораторный практикум. 6-11 класс (2 CD), 2004

  2. Репетитор по биологии. Виртуальная школа « Кирилла и Мефодия»,2004

  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс,2004

  4. Калюжная Т.В.,Живухина Е.А., Загоскина Н.В.Биотехнология,2003

  5. 1С: Репетитор. Биология + Варианты ЕГЭ

  6. Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Биология/ Новая школа, 2007

  7. Виртуальный живой уголок. 6-11 классы/ Физикон, 2008

  8. Открытая биология 2.6 / Новый диск, 2005

  9. Океан знаний: Тесты «Биология для поступающих в ВУЗы»/ Новый диск, 2005

  10. 1С: Школа. Экология, 10-11 классы. Учебное пособие / Дрофа, 2004

  11. Демонстрационные презентации к урокам.

12. Открытая биология -2,5.

13. Основы общей биологии, 9 класс, серия 1С Школа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая программа по биологии для 8 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы
Перечень нормативных документов, определяющих содержания образования
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая программа по информатике и икт для учащихся 10 класса на 2009-2010 учебный год базовый уровень
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10-11 классов (составители:...
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая программа по курсу «История с древнейших времен до конца XIX века» для 10 класса (базовый уровень) на 2009-2010 учебный год
Автор рабочей программы: Хомякова Нина Александровна учитель истории высшей квалификационной категории
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая программа по биологии для 6 класса на 2011-2012 учебный год [ составила: учитель биологии Курченко Наталья Александровна Количество часов в неделю: 2 Всего часов: 68
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек»...
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая программа по математике в 10-11 классах среднего (полного образования) (базовый уровень) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11...
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая учебная программа по русскому языку 5-9 классы (базовый уровень) на 2010-2011 учебный год Составитель: Землякова нн
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования и примерной...
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса 2 ступень основного общего образования Срок реализации 2011-2012 учебный год
Программа: Боголюбов Л. Н. Программы. Обществознание. 6-11 классы. Базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2011 – 48 с
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая программа по физики для 8 класса на 2012-2013 учебный год Составитель: Давыдов А. Н учитель физики 2 категории Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы явились следующие документы
Рабочая программа по биологии для 9 класса (базовый уровень) на 2011-2012 учебный год Составитель рабочей программы iconРабочая учебная программа по биологии для 6 А, В, г классов 2012-2013 учебный год Составитель программы: учитель биологии
Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников, созданных под руководством...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница