Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u




НазваниеДиссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u
страница1/5
Дата конвертации09.04.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5



V / гч,

Московский Государственный Областной Университет

На правах рукописи

Соловьев Ян Валерьевич

Министерство финансов Российской империи в 1858 - 1903 гг. организация и функционирование

Специальность 07. 00. 02 - «Отечественная история»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук


Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat=.

u доктор исторических наук
0 ^tso^ Научный руководитель

доктор исторических нау профессор В. В. Шелохаев

Москва - 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3-25.

Глава 1. Этапы эволюции аппарата финансового ведомства 26-245.

1.1. Образование и формирование Министерства финансов

в первой половине XIX века 26-53.

1.2. Перестройка системы финансового управления в конце 50-х -

70-х гг. XIX века 53-115.

1.3. Расширение функций Министерства финансов в 80-х - начале 90-х гг.

XIX века 115-165.

1.4. Превращение финансового ведомства при С. Ю. Витте в «сверхминистерство». 165-245.

Глава 2. Аппарат Министерства финансов: внутренние взаимоотношения и организация
работы 246-306.

  1. Руководитель финансового ведомства 246-258.

  1. Чиновники Министерства финансов: административный и социальный статус, основные принципы деятельности 258-306.

Заключение 307-3 14.

Приложения 315-375.

Библиографический список источников и литературы 376-393.

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Долгие годы в нашей стране не обращали должного внимания на вопросы истории отдельных государственных учреждений России, их роли в жизни российского общества на различных этапах его развития. Но нельзя изучать реформы Е. Ф. Канкрина, М. X. Рейтерна, Н. X. Бунге, С. Ю. Витте и при этом ничего не знать о тех структурах, в недрах которых происходили разработка и осуществление преобразований, о принципах взаимоотношений в системе власти, определявших их успех или неудачу, о тех людях, которые участвовали в разработке этих реформ, об интересах, которые двигали ими, об их взаимоотношениях внутри проводившей реформы ведомственной структуры.

Сейчас, когда перед российским обществом особенно остро стоит проблема эффективности работы государственных органов, необходимо обратиться к прошлому опыту и исследовать развитие государственных органов в России на всем протяжении ее истории. Это позволит нам лучше понять историю в целом, потому что «история каждого ведомства -это существенная часть истории той отрасли общественной жизни, которой оно «ведало» .

Это относится и к экономической отрасли жизни общества, в которой традиционно для России огромную роль играл и играет государственный аппарат. По, по справедливому мнению Г. Г. Богомазова и Н. П. Дроздовой, «оценка роли и эффективности государственной деятельности в экономике России ... пока не доведена до операционального уровня, когда возможно сказать: больше - меньше, эффективно - не эффективно», на начальном уровне находится разработка конкретных методик комплексной оценки места и роли государства в обществе2. Изучение развития отдельных структур государственного финансового управления позволит разработать и методики для такого анализа.

При изучении вопроса о роли государственной власти в управлении экономикой России в XIX в. принципиальное значение имеет исследование именно министерского управления, так как «именно министерства как орудия исполнительной власти, а не официальные верховные учреждения государства, обладающие законодательными.

1 Горфейн Г. М. Основные источники по истории высших и центральных учреждений XIX - начала XX в. //
Некоторые вопросы изучения исторических документов XIX - начала XX в. Сб. ст. Л., 1967. С.73.

2 Богомазов Г. Г., Дроздова Н. П. Роль государства в экономике России в конце XIX - начале XX в. // История
финансовой политики в России. СПб., 2000. С. 15-49. С. 15.

4

судебными и координирующими политику функциями, были центром тяжести в системе российского правительства»1. Начиная с 1802 г. министры в России играли часто определяющую роль в осуществлении общегосударственной политики, отсутствие объединенного и ответственного правительства делало их совершенно независимыми распорядителями порученной им сферы управления. Проведение ими успешных преобразований зависело не только от личных их способностей и отношений с высшей властью, но и от степени готовности их ведомств, организационной структуры и личного состава к проведению реформ. Поэтому исследование развития организационной структуры и изменений в личном составе министерского аппарата, определение ведомственных задач и связи между ними и конкретными действиями министерства приобретает большое значение.

Одним из самых влиятельных министерств, оказывающим большое влияние не только на экономическое, но и на политическое развитие Российской империи в XIX веке было Министерство финансов (МФ), исследованию истории которого и посвящена данная работа.

Объектом исследования является Министерство финансов Российской империи второй половины XIX века.

Предметом исследования выступает аппарат Министерства финансов, его преобразование во второй половине XIX в., периодизация его развития.

Целью данной работы является всестороннее изучение развития всей системы государственного финансового управления второй половины XIX в. с решением следующих сквозных задач:

проследить возникновение, организационное развитие и процесс взаимодействия центральных и местных органов МФ;

выявить основные периоды в эволюции министерского аппарата;

проанализировать содержание и условия деятельности финансового ведомства, процесс его взаимодействия с высшими и другими центральными государственными учреждениями;

осветить особенности работы служащих МФ, взаимоотношений министра и его аппарата и изменения в личном составе министерства во второй половине XIX в.;

показать влияние интересов чиновничьего аппарата на проведение финансовых преобразований, их частое несоответствие задачам модернизации России.

3 Россия в XX веке: Историки мира спорят. М., 1994. С.37.

3

Хронологические рамки диссертации определены как особенностями развития самого Министерства финансов, так и изменениями, происходившими в России в XIX -начале XX вв. Нижней хронологической границей определено начало разработки реформ Александра II, ускоривших модернизацию страны и приведших к серьезной перестройке всей ее финансовой системы и ускорению ее экономического развития. В финансовом ведомстве реформаторская деятельность началась с приходом в 1858 г. на министерский пост А. М. Княжевича, привлекшего к себе на работ)' целую плеяду молодых экономистов, подготовивших реформы, которые вывели министерство на качественно новый уровень функционирования и определили его курс на десятилетия.

Верхней хронологической границей определен 1903 г. - отставка с поста министра финансов С. Ю. Витте, мри котором финансовое ведомство существовало как сверхминистерство. Ни до, ни после оно не имело столь обширных функций и не пользовалось таким авторитетом. Но уже в 1902 г. начинается распад сверхминистерства, ускорившийся после отставки Витте.

Методологическая основа и методы исследования Диссертация выполнена на основе важнейших методологических принципов научности, объективизма и историзма. Использовались также такие специальные методы исследования, как сравнительный и синхронистический (при рассмотрении общего и различного в эволюции Министерства финансов и других ведомств, некоторых финансовых структур России и западных стран), статистический (анализ количественного роста аппарата министерства, расходов на него, анализ данных формулярных списков и т. д.), ретроспективный (рассмотрение развития министерского аппарата на основе данных о его структуре в более поздний период) и др.

Диссертантом используется теория рациональной бюрократии М. Вебера и концепция «автономного государства» социолога Майкла Манна (Michael Mann), согласно которой государственная элита (бюрократия) действует автономно от остальной части общества, и организующая роль государства в экономическом развитии в большей степени определяется бюрократическими императивами4.

Историография Исследования по данной проблеме можно разбить на 1) работы, посвященные самому Министерству финансов в целом, и различным его структурам и

4 Mann Michael. States, War and Capitalism. Studies in Political Sociology, Basil Blackwell (London and NY). 1988. P. 1-30.

6

подведомственным учреждениям в частности; 2) труды, исследующие условия службы финансовых чиновников и принципы внутриведомственного управления; 3) работы, посвященные лицам, занимавшим пост министра финансов, их деятельности на этом посту, а также деятельности других лиц финансового управления, и 4) исследования различных аспектов истории российской экономики и финансов XIX - начала XX в., в которых рассматривается роль финансового ведомства в экономической жизни России. Кроме того, для данной работы имеют значение и общие исследования истории государственного аппарата России XIX века и положения российского чиновничества.

Как отмечал Л. Н. Куломзин, до 60-х гг. XIX в. истории российских финансов не существовало, а источники для нее были закрыты5. Практически единственным исследованием истории финансового управления России была книга Д. А. Толстого6, в которой прослеживалось его развитие до времен Екатерины II. Самые общие вопросы истории МФ рассматривались в четырехтомной работе И. С. Блиоха7, главной идеей которой была невозможность бюрократическим путем установить порядок в финансовой сфере. В 70 - 90-е гг. в связи с дискуссией вокруг положения Государственного банка появились работы Д. И. Пихно, В. Т. Судейкина, Н. С. Петлина8, носившие по преимуществу публицистический характер. Пихно был впервые поставлен вопрос о влиянии деятельности Государственного банка на централизацию денежных ресурсов в столице в ущерб провинции. В книге Судейкина была рассмотрена история старых дореформенных кредитных учреждений и был сделан вывод, что Государственный банк получил от них в наследство те черты (в первую очередь зависимость от МФ), которые мешают ему быть «нормальным» банком. Работа Петлина представляет особую ценность, так как написана бывшим чиновником банка.

Столетний юбилей учреждения министерств вызвал появление целого ряда ведомственных изданий, ему посвященных. В МФ был подготовлен обстоятельный двухтомный исторический очерк9. В том же году был опубликован «Обзор деятельности

5 Научно-Исследовательский Отдел Рукописей Российской Государственной Библиотеки (НИОР РГБ). Музейное собрание. Ф 178. Карт 9803. ед. хр.З. Л.2.

Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. СПб., 1848

7 Блиох И. С. Финансы России XIX столетия. История-Статистика. В 4-х т. СПб., 1882.

8 Пихно Д. И. Коммерческие операции Государственного банка. Киев, 1876; Судейкин В. Государственный банк.
Исследование его устройства, экономического и финансового значения. СПб., 1891; Петлин Н. С. Назначение,
устройство и очерк деятельности Государственного банка. СПб., 1892.

9 Министерство финансов. 1802- 1902. Исторический обзор. Ч.1-2. СПб., 1902.

7

Министерства финансов в царствование Александра III»10. Впоследствии выходили юбилейные ведомственные издания, посвященные истории различных частей финансового ведомства". Созданные на основе архивных материалов (чаще всего сотрудниками самого министерства), с богатым фактическим материалом эти труды на некоторое время «закрыли» тему, так как никто не обладал такими же возможностями для самостоятельного исследования.

Сейчас юбилейные издания являются ценнейшим источником по истории МФ. Но как исследования они, безусловно, устарели. В них деятельность министерства разбивается на периоды, совпадающие с рамками царствований российских императоров. Л ведь уже в конце XIX в. у исследователей складывается понимание, что периодизация, ориентированная на царствование, несовершенна12. Как справедливо отмечает В. Л. Степанов, в ведомственных изданиях МФ «при довольно систематическом изложении фактов отсутствуют какие-либо обобщения и выводы»1', что, впрочем, и не могло являться целью этих своеобразных праздничных отчетов. В них «преимущественное внимание обращено на возможно полное и точное изложение правительственных взглядов»14, и, естественно, что изданные самим министерством «они и могли носить только тенденциозный характер»15.

После революции различные аспекты истории финансового ведомства лишь косвенно затрагивались в работах, посвященных экономической и социальной истории России.

В диссертации Л. Ф. Вовчика (1947 г.) рассматривался вопрос создания и эволюции

10 Обзор деятельности Министерства финансов в царствование императора Александра III ( 1881 - 1894). СПб., 1902.

" Департамент таможенных сборов. 1811 - 1911. СПб., 1911; Департамент окладных сборов. 1863- 1913. СПб., 1913; Краткий отчет о деятельности тарифных учреждений и Департамента железнодорожных дел за 1889 -1913 гг. СПб.. 1914; Краткий очерк 50-летия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведовавшего неокладными сборами. СПб., 1913; Ревизоры по податной части при Департаменте окладных сборов. 1889 - 1914 гг. СПб., 1914; Периодические издания министерства финансов. 1865 - 1915. Пг., 1915; Обзор деятельности Крестьянского Поземельного Банка за 1883-1904 гг. СПб., 1906; Государственный банк. Краткий очерк деятельности за 1860 - 1910 годы. СПб., 1910; Ровинский К Податная инспекция в России (1885 - 1910 гг.). Очерк деятельности податной инспекции за 25 лет ее существования в связи с развитием прямого обложения. СПб, 1910; Ревизоры по податной части при Департаменте окладных сборов. 1889-1914 гг. СПб.. 1914; Очерк развития и деятельности государственных сберегательных касс. СПб., 1912.

12 Мигулин П. П. Русский государственный кредит (1769-1899). Опыт историко-критического обзора. Т.II
Харьков, 1900. СМИ.

13 Степанов В. Л. Н. X. Бунге: Судьба реформатора. М., 1998. С.5.

14 Министерство финансов. 4.1. С.VI.

|? Покровский С. П. Министерская власть в России (историко-юридическое исследование). Ярославль, 1906. С.1

8

фабричной инспекции в России16. Автор, справедливо считая причинами преобразований инспекции полицейские интересы царизма и классовые интересы капитала, не назвал не менее важной, на наш взгляд, причины, связанной с интересами финансовой бюрократии.

В 50 - 60-е гг. вышли фундаментальные работы И. Ф. Гиндина, посвященные деятельности Государственного банка17. В них исследовапся вопрос об использовании банка как инструмента общеэкономической политики, подчеркивается его отличие от центральных банков других стран, а также высказываются оригинапьные взгляды на экономическую и финансовую политику министров финансов второй половины XIX в. В работе В. В. Вдовина по Крестьянскому банку18 основное внимание уделялось исследованию его взаимоотношений с Дворянским банком.

Труды Н. П. Ерошкина по истории государственных учреждений в России19, имея немаловажное значение для рассмотрения истории развития общей системы дореволюционной системы управления, не затрагивали глубоко (это и не ставилось их целью) историю развития МФ.

В трудах Л. Е. Шепелева рассматривается подробно вопрос о подчиненности торгово-промышленной части Министерству финансов и вопросы, связанные с деятельностью его совещательных учреждений20. Эти работы внесли ценный вклад в изучение развития этих министерских структур. Автор рассматривал ход дискуссии вокруг вопроса о подчинении управления торговлей и промышленностью, в его исследовании были впервые опубликованы многие архивные документы, посвященные этому вопросу. Ценность исследований Л. К. Шепелева состоит и в том, что в них, едва ли не впервые, нашло место освещение взглядов чиновничьего аппарата МФ на проводимые преобразования.

Новая волна интереса к истории государственного управления, особенно в области

16 Вовчик А. Ф. Создание фабричной инспекции в России (1882 - 1904 гг.). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Одесса, 1947.

Гиндин И. Ф. Неуставные ссуды Государственного банка и экономическая политика царского правительства // Исторические записки. Т.35. М, 1950. С.87-126; Он же. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861 - 1892 годы). М., 1960; Он же. Антикризисное финансирование предприятий тяжелой промышленности (конец XIX - начало XX в.) // Исторические записки. Т. 105. М., 1980. С. 105-149.

18 Вдовин В. Крестьянский Поземельный Банк (1883-1 895 гг.). М., 1959.

19 Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983; Он же. Местные
государственные учреждения дореформенной России (1800 - 1860). М., 1985.

20 Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-промышленной
политики. Л., 1981; Он же. Совещательные учреждения по делам промышленности и торговли в России XIX -
начала XX вв. // Санкт-Петербургское научное общество историков и архивистов. Ежегодник. СПб., 1997 С.79-
100.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconДля заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconПриложения: Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconСодержание перечень условных сокращений
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconВведение раздел законодательные требования к
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconРаздел І. Становление и развитие международно-правовой
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconСодержание введение раздел экономико-правовая характеристика цены
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconДиссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук
Диссертация защищена 28 сентября 2000 г в диссертационном совете Военного университета. Приводятся извлечения из диссертации
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconПлан введение 3 Раздел Толкование закона как необходимое условие его реализации
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconСодержание введение раздел общая характеристика хозяйственно- правового обеспечения корпоративного контроля в акционерных обществах
Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Для заказа доставки диссертации воспользуйтесь поиском на сайте u iconДиссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Тема: Методология разработки концепции развития электронной коммерции в России
Экономика и управление народным хозяйством и 26 диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономической наук по той же специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница