Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна




НазваниеКурс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна
Дата конвертации08.04.2013
Размер162.42 Kb.
ТипКурс лекций
Краткий курс лекций по Бизнес-планированию.

Зав. кафедрой управления финанансми ИПК-РМЦПК, к.э.н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна

Бизнес-план – это итоговый, максимально компактный документ представления инвестиционного проекта представляемый в общепризнанной международной форме.

Инвестиционный проект – дело, деятельность, мероприятия, предполагающие осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей.

Бизнес-план – результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке сложившихся организационно-экономических условиях.
Цели составления бизнес-плана.

  1. Уяснить себе степень реальности достижения обозначенных результатов в завершенном проекте или техническом решении;

  2. убедить коллег, а реальности достижения определенных качественных ли количественных показателей предполагаемого бизнес-проекта;

  3. доказать определенному кругу лиц целесообразность перестройки работы и организации существующего или создания нового предприятия;

  4. для привлечения внимания и усиления заинтересованности потенциального инвестора.


Финансовые цели бизнес-планирования:

  1. обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

  2. расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (объем продаж, прибыль и т.д.);

  3. оценка экономической эффективности инвестиций данного проекта;

  4. определение намечаемого источника финансирования реализации выбранного проекта.


Следовательно, основной особенностью бизнес-плана является – обоснование предлагаемого для реализации проекта с точки зрения внешних факторов рынка (перспективность потребности, характер спроса, емкость рынка и т.д.) и внутреннего потенциала фирмы (кадрового, технического, финансового).
Виды бизнес-планов

(с точки зрения предмета и источников финансирования)

-Внутренний;

-Инвестиционный;

-Инновационный.
Цели составления внутренних бизнес-планов:

  1. Разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельности.

  2. Разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги).

  3. Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов.

  4. Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования.

  5. Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов.

  6. Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы.

  7. Мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы.

  8. Формирование благоприятного имиджа фирмы.

  9. Разработка плана мер предупреждения банкротства и выхода из кризисной ситуации.

  10. Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы.

Цели составления инвестиционных бизнес-планов.

  1. Получение банковских кредитов.

  2. Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке (проспект эмиссии).

  3. Обоснование для включения проектов в государственные (региональные) программы и получение средств из централизованных источников.

  4. Организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместного производственных предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности.

  5. Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп.

Особенности Бизнес-планирования.





Внутренний бизнес-план

Инвестиционный бизнес-план (внешний)

Инновационный бизнес-план


Бизнес-план для создания нового предприятия

Цель

Обоснование стратегического направления деятельности фирмы

Получение внешних инвестиций

Внедрение инноваций

Создание нового предприятия

Особое внимание

Анализ маркетинга: изучение потребности и спроса, сегментирование рынка, анализ рыночных возможностей предприятия.

Расчет эффективности проекта и срока окупаемости

Учет рисков, возникающих с внедрением на рынок новинки или использованием новых технологий.

Расчет потребности в первоначальных инвестициях, выбор организационно провавой формы предприятия, определение отношений собственности, определение источников финансирования


Основные внешние источники финансирования:

-увеличение уставного капитала за счет привлечение новых учредительных взносов или дополнительной эмиссии акций;

- банковский кредит;

- целевое и государственное финансирование;

- льготное кредитование;

- совместный бизнес.
Виды кредитов.

- Краткосрочный коммерческий кредит;

  • Долгосрочный целевой кредит;


Обеспечение кредита:

  • поручительство;

  • залог или заклад; (Ипотека – кредит, выданный под залог недвижимости)

  • страхование.

Способы выдачи кредита:

  • единовременная выдача;

  • кредитная линия;

  • овердрафт.


Правила составления бизнес-плана.


  1. Информация, которую несет в себе бизнес-план, должна быть четкая, емкая, краткая.

  2. Бизнес план должен быть доступен в изучении и понимании, т.е. понятен широкому кругу людей, а не только узкому кругу специалистов.

  3. Используется деловой стиль написания.

  4. Бизнес-план не должен изобиловать техническими подробностями.

  5. В бизнес-плане должны присутствовать не только положительные, но и отрицательные моменты, степень риска.

  6. Бизнес план должен быть одновременно и серьезным аналитическим документом и средством рекламы.

  7. Бизнес план определяет период времени и сроки выполнения.


Основные функции бизнес-планирования.

  1. Планирование (позволяет определить стратегические направления и осуществлять непосредственное планирование деятельности фирмы).

  2. Финансирование (позволяет привлекать извне денежные средства).

  3. Кооперирование (позволяет привлекать к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию).

  4. Контроль (проверка соответствия деятельности фирмы бизнес-плану, контроль за плановыми показателями).


Структура бизнес-плана.

Резюме.

Основная его цель – дать четкое предварительное представление о содержании бизнес-плана. Важность правильного составления резюме заключается в том, что потенциальные инвесторы с первых слов краткого описания предлагаемого проекта должны убедиться в его экономической эффективности и возможности реализовать задуманный проект.

В резюме предельно кратко излагается:

  • суть проекта: его цель и потенциальная эффективность;

  • кто и как будет осуществлять проект;

  • источники финансирования проекта;

  • потенциальные выгоды от инвестирования в проект: объем продаж, издержки производства и сбыта, норма прибыли, сроки окупаемости и возврата инвестированных средств.

Общее описание компании (если проект будет реализован на базе уже существующего предприятия).

Цель раздела – представить компанию, как заслуживающую доверия и способную справиться с реализацией проекта. Здесь должны быть отражены следующие вопросы:

  • краткая история развития компании;

  • успехи в бизнесе, особенно в тех сферах, где предполагается реализация проекта;

  • принципиальные причины принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта именно на базе данной компании;

  • детали текущего финансового состояния компании, подтверждающие надежность инвестирования в проект.


Товар (продукция или услуги).

В этом разделе необходимо показать, что представляет собой продукция (услуги) предлагаемые рынку. Основное внимание должно быть уделено товарным характеристикам продукции.

-какие потребности удовлетворяет предлагаемая к производству продукция (услуги);

  • что их выгодно отличает от подобной продукции или услуг, уже имеющихся на рынке;

  • какими авторскими правами защищены предлагаемые продукция или услуги;

  • какой может быть их цена и насколько товар конкурентоспособен на рынке;

  • какую норму прибыли обеспечит реализация продукции или услуг.


План маркетинга.

В этом разделе должно быть представлено доказательство того, что продукция принесет значительную рыночную перспективу и может успешно продаваться, несмотря на конкуренцию. Дается описание того, как компания планирует продажи. Здесь должна быть представлена маркетинговая стратегия компании на конкретном секторе рынка, политика ценообразования, способы реализации, рекламная политика.

  • кто основные потребители продукции (услуг);

  • какой может быть объем сбыта в настоящее время и в перспективе;

  • кто является основными конкурентами, их слабые и сильные стороны;

  • конъюнктура рынка;

  • предлагаемая система распределения и сбыта продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынках;

  • цена реализации и структура ценообразования;

  • необходимые мероприятия по рекламе, предлагаемые рекламные средства и структура расходов на рекламу;

  • мероприятия по содействию сбыту: связи с общественностью, стимулирование сбыта и т.п.


План производства.

В этом разделе должно быть подтверждено, что необходимые производственные ресурсы имеются в наличии, либо могут быть привлечены. Раздел должен включать:

  • где будет производиться продукция (услуги);

  • нужно ли создание новых производственных мощностей или можно использовать имеющиеся;

  • каков планируемый оптимальный объем производства;

  • какие необходимы инвестиции для достижения оптимальной мощности;

  • сроки и объемы инвестиций (график инвестиций);

  • как предприятие будет обеспечено сырьем, комплектующими, другими факторами производства;

  • какие будут использованы технологии и оборудование;


Организационный план.

Одно из основных обстоятельств, влияющих на принятие решения об участии в инвестиционных проектах – кадровый потенциал компании и возможности организации процесса.

  • какова будет организационная схема предприятия;

  • насколько предприятие обеспечено кадрами –перечень имеющихся специалистов и их квалификация, опыт работы;

  • каким будет уровень, формы оплаты труда разных категорий работников, включая социальные льготы;

  • краткая характеристика ключевого кадрового состава.

Юридический план.

Этот раздел оформляется в тех случаях, когда организационно-правовая форма предприятия или другие юридические аспекта реализации инвестиционного проекта имеет принципиальное значение.

  • каков правовой статус, форма собственности ан предприятии;

  • какими правами будет располагать потенциальный инвестор;

  • какими юридическими правами располагает предприятие;

  • какими лицензиями и патентами владеет компания для реализации проекта;

  • как юридически оформляются отношения работодателя и работников компании.


Финансовый план.

Является ключевым разделом. Содержит прогноз финансовых результатов осуществления инвестиционного проекта. Материалы этого раздела выполняются с использованием методов финансового анализа и оценки эффективности, и оформляется в виде таблиц. Раздел должен содержать:

  • какой общий объем инвестиций необходим для реализации проекта;

  • каковы источники финансирования;

  • на каких условиях будут привлекаться инвестиции;

  • каковы затраты на производство и реализацию продукции (услуг);

  • каковы могут быть общие доходы от реализации;

  • какие налоги должно платить предприятие;

  • в какие сроки и в каких размерах планируется вернуть заемные средства;

  • какова может быть прибыль от реализации проекта;

  • каковы будут денежные потоки в течение реализации проекта;

  • каков прогнозный баланс в течение и в результате реализации проекта;


Риски и проблемы.

Оформляется в случае, когда проект имеет высокую степень риска (венчурные проекты). Раздел содержит следующие вопросы:

  • выявление и классификация факторов риска;

  • оценка чувствительности проекта к различным рискам;

  • разработка сценариев осуществления проекта (нормального, пессимистического, оптимистического);

  • оценка эффективности проекта с учетом вероятности осуществления различных сценариев.

Каким должен быть Бизнес-План?

Что привлекает инвестора

Что настораживает инвестора

В оформлении:

Подробные реквизиты организации, содержательное введение (резюме), доступность изложения, наглядность материала(таблицы,рисунки, графики), качественное оформление.

Небрежность в оформлении, многословность,малопонятное изложение профессиональных деталей,

Отсутствие ссылок на источники информации,

В содержании:

Наличие основных разделов, Расчет финансовых показателей, указание на возможные риски и недостатки и пути их разрешения.

Написание текста в восклицательной форме, отсутствие маркетингового обоснования дела, отсутствие финансовых прогнозов.

В концепции проекта:

Правильное понимание интересов инвестора и его финансовых возможностей, высокая доходность и окупаемость проекта, наличие длительной перспективы, многократное увеличение объема в течение нескольких лет, наличие профессиональной команды специалистов

Сосредоточенность на собственных проблемах, отсутствие коммерческих целей, непонятно на чем основываются основные разделы плана

В продукции и производстве:

Защищенность патентами, лицензиями, торговыми марками, наличие эксклюзива на продажу и производство, наличие убедительного успеха товара на рынке

Наличие большого набора товаров – заменителей, Имеется прекрасная идея, а не товар, технология производства недостаточно освоена для выхода на необходимые масштабы производства.

В маркетинге:

Потребность которую удовлетворяет товар потенциальная , существование платежеспособный покупателей в перспективе, наличие развитой торговой или дилерской сети, разработана система рекламы товара, разработаны вопросы ценовой политики, проанализирована конкурентоспособность товара

Проблемы маркетинга не являются первоочередной задачей руководства, отсутствует необходимый рыночный опыт, отсутствие информационной маркетинговой базы, заниженная оценка конкурентов

В кадрах:

Наличие профессиональной команды, достаточный опыт работы основных менеджеров, наличие специально обученного персонала.

Есть только автор идеи, команда состоит из специалистов одного профиля, основная роль отводиться автору идеи, неясна мотивация работы управленческой команды (отношение к “собственности”, оплата труда), отсутствие нескольких ключевых фигур.

В финансовом плане:

Проведен обстоятельно, с необходимой долей пессимизма, дана оценка рисков проекта, расчеты сделаны с учетом фактора времени (дисконтирования).

Расчеты слишком оптимистичны, рассчитаны на благоприятное стечение обстоятельств, нет анализа финансового состояния фирмы

Расчет эффективности инвестиционного проекта

Рассмотрим пример.

Допустим, у Вас есть входные данные инвестиционного проекта:

  1. Плановая выручка с учетом авансовых платежей и отсрочек платежа; Выручка во второй год проекта составит 300000 рублей с последующим ростом на 150000 в год, в первый, так называемый нулевой год производится закупка и монтаж оборудования).

  2. Текущие затраты, формирующие себестоимость, с учетом их изменения с изменением объемов производства (постоянные и переменные) с учетом времени платежей. Себестоимость ежегодная (затраты по основному виду деятельности) 80000 рублей в первый год с последующим ростом 30 000 рублей в год. (необходимо отметить, что обычно темпы роста затрат неравномерны).

  3. Налоги и налогооблагаемая база, а также время налоговых платежей. (в нашем примере возьмем за условность, что все налоги уже учтены в себестоимости)

  4. Инвестиционные (единовременные затраты) в виде графика платежей).(Первый год покупка оборудования – 100000 рублей, второй год - 50000 рублей, начало производства со второго года)

  5. Время и суммы поступления денежных средств из различных источников финансирования (кредит, выручка от продажи ценных бумаг и др.)( Был взят кредит в первый год проекта в размере 150000 рублей)

Длительность расчета – три года.
В итоге может быть выстроено “Кэш-фло” по основному, инвестиционному и финансовому виду деятельности по данному проекту.





1-й год

2-й год

2-й год

Выручка

0

+300000

+450000

Себестоимость

0

-80000

-110000

Инвестиции

-100000

-50000

0

Сальдо

-100000

170000

340000


Следующий этап – это дисконтирование денежных потоков (напомним, что разбивка потоков может быть и помесячно и поквартально). Необходимо определиться со ставкой дисконтирования:

Например, согласно Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденные Госстроем России, Министрством экономики РФ, Министерством финансов, Госкомпромом Росси 31 марта 1994 г., №7-12/47(Существуют также другие методы определения ставки дисконтирования, например через среднюю стоимость всего капитала компании- WACC):

1+ di= (1+r/100) / (1+i/100), где:

di – коэффициент дисконтирования;

r- ставка рефинансирования Центрального банка;

  1. прогнозный темп инфляции.

Ставка рефинансирования составляет 12% годовых, прогнозный тем инфляции Минфина – 8,5%.

Отсюда получаем значение коэффициента дисконтирования без учета риска проекта:

Di= (1+ 12/100) / (1+8,5/100)-1=3,2%

Поправка на риск (смотрите Методические рекомендации или определяйте экспертным путем):

D = 3,2+17,8 = 21%
Теперь можно рассчитать чистый дисконтированный доход:

NPV = -100000 + 170000 * 1/(1+0,21)1 + 340000* 1/(1+0,21)2 =-100000+ 170000*0,826+340000*0,685= 273320 (см. формулу расчета NPV, т.к. в зависимости от принципов построения денежных потоков формула расчета имеет различные модификации)

Так как NPV положительно, то доходность данного проекта, как вида бизнеса выше ставки дисконта. Чтобы определить какова эта внутренняя норма доходности приведем NPV к нулю.

Расчет IRR (ставка дисконтирования при которой NPV =0):

IRR = r1+ (NPV1/(NPV1-NPV2))*(r2-r1), где:

r1 – начальный коридор поиска ставки доходности;

r2 – конечный коридор;

NPV1 – дисконтированный доход по ставке r1;

NPV2 – дисконтированный доход по ставке r2.

Возьмем за начало коридора r1-21%, а за конец коридора r2- 500%

IRR = 21+(273320/(273320-(-63390))*(500-21)=490%

Таким образом, методом сопоставления, постоянно сужая коридор, можно с той или иной степенью точности рассчитать IRR.

К основным интегральным показателям эффективности инвестиционного проекта относятся также PI – индекс прибыльности инвестиций и РР – срок окупаемости инвестиций.

Список рекомендуемой литературы:

  1. И.В. Липсиц, В.В. Косов “Инвестиционный проект” М. 96г.

  2. Э.А. Уткин “Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности. М.97г.

  3. “Бизнес-план” Методические материалы под ред. Р.Г.Маниловского М. 97

  4. Боб Райн Стратегический учет для руководителей. М.- ЮНИТИ. 1998.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconПрограмма производственной и преддипломной практик для студентов, обучающихся по специальности
Зав кафедрой Финансов, бюджета и страхования Г. Б. Поляка, зав кафедрой Денег, кредита и ценных бумаг Е. Ф. Жукова, зав кафедрой...

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconРабочая учебная программа по дисциплине «экономика образования» фгоу впо «Уральский государственный педагогический университет»
Попова Нина Евгеньевна, доцент, к п н., зав кафедрой менеджмента и социально-экономических дисциплин Ургпу

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconРабочая учебная программа по дисциплине «стилистика» для специальности 050303 «Иностранный язык» по циклу сд. Ф. 6 Специальные дисциплины
Богоявленская Юлия Валерьевна, зав кафедрой романских языков канд филол наук, доцент

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconРабочая учебная программа по дисциплине «Межкультурная коммуникация» для специальности 050303 «Иностранный язык» по циклу общепрофессиональных дисциплин опд. В. 1
Богоявленская Юлия Валерьевна, зав кафедрой романских языков иия ургпу, канд филолог наук,доцент

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconНаучно-информационный материал
Андрющенко Г. И. к э н., доцент, зав кафедрой социального страхования, экономики и управления предприятиями

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconДереченник Станислав Станиславович Зав кафедрой, к т. н., доцент Теория автоматического управления лекции, практические Экзамен, контрольная работа

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconНациональный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины «Системы бизнес-интеллекта»
Председатель Зав кафедрой Ю. В. Таратухина Т. К. Кравченко

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconОсновная образовательная программа по специальности 060800 (080502) экономика и управление на предприятии (по отраслям) здравоохранения
Ректоратом Московского государственного медико-стоматологического университета (Первый проректор, профессор А. Н. Лежнев) и выпускающей...

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconКурс лекций Минск Редакционно-издательский центр
Курс лекций предназначен для системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Курс лекций по Бизнес-планированию. Зав кафедрой управления финанансми ипк-рмцпк, к э. н.,доцент Солодяшкина Юлия Евгеньевна iconКурс лекций 2-е издание, стереотипное
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся...

Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница