Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна




НазваниеРабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна
страница1/3
Дата конвертации06.04.2013
Размер442.52 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ропшинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании ШМО заместитель директора приказ № ______ учителей по УВР от «__» _____2012 г. естествознания директор

Окулович Г.А. Федулова Н.В. Разносчикова С.В.

_____________ ________________ _____________

Протокол № ___

«____» ______ 2012 г. от «__» ____ 2012 г.

Рабочая программа

по природоведению

для 5 класса

на 2012-2013 учебный год

Учитель географии Федулова Наталья Владимировна

Составлено на основе программы

Пасечника В.В., Латюшина В.В ,Пакуловой В.М.

Природоведение. Программы для

общеобразовательных учреждений.

5-11 кл.- М.: Дрофа, 2010 г

Ломоносовский муниципальный район

2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Природоведение» для 5-ого класса составлена на основе следующих документов:


  • Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Авторская программа для общеобразовательных школ: Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. – В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова. Природоведение. - М., Дрофа, 2010 г.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и не нужное забегание вперёд.

В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Цели и задачи изучения предмета. Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей и задач:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часа для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из Введения и 13 разделов: «Вселенная», «Строение и свойства веществ», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Организмы», «Растения», «Грибы», «Животные», «Ваши любимые растения и животные», «Природа едина», «Человек, его здоровье и безопасность жизни».
Учебно-тематический план (68 часов)




раздела


Наименование разделов

Часов по программе

Добавили

часов

Практические работы




Введение.

2

1




1.

Вселенная.

5

2

3

2.

Строение и свойства вещества.

11

1

1

3.

Воздух.

6

0

1

4.

Вода.

3

1




5.

Горные породы.

3

1

2

6.

Почва.

4

1




7.

Организмы.

6

-2




8.

Растения.

7

0

3

9.

Грибы.

2

1

1

10.

Животные.

5

1

1

11.

Ваши любимые растения и животные.

3

0

1

12.

Природа едина.

2

0




13.

Человек, его здоровье и безопасность жизни.

3

1

2

ИТОГО

62 + 8 ч резерв

68

15


В программу внесены следующие изменения (за счет использования резервного времени:

Введение увеличено на 1 часа в связи с проведением учебной экскурсии

Первый раздел увеличен на 2 часа в связи с более полным изучением темы «Вселенная».

Второй раздел увеличен на 1 час в связи с проведением урока по обобщению.

Третий раздел увеличен на 1 час в связи с проведением урока по обобщению.

Пятый раздел увеличен на 1 часа в связи с проведением практических работ.

Четвертый раздел увеличен на 1 час в связи с проведением урока по обобщению двух тем «Воздух» и «Вода».

Шестой раздел увеличен на 1 час в связи с более подробным изучением темы.

Седьмой раздел уменьшен на 2 часа, а десятый на 1 час, так как темы более легкие и в дальнейшем идет повторение.

Девятый раздел увеличен на 1 час в связи с проведением урока по обобщению

Пятый и тринадцатые разделы увеличены на 1 час, так как идет практическая деятельность.
Важными формами деятельности учащихся являются:

практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

- работа в малых группах (2-5 человек);

- проектная работа;

- подготовка сообщений/ рефератов;

- исследовательская деятельность;

- информационно-поисковая деятельность;

-выполнение практических и лабораторных работ.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Методические аспекты преподавания курса природоведения.

В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).

В качестве приоритетных направлений в преподавании природоведения выделяются следующие:

* развитие способностей учеников, относящихся к их взаимодействию с миром природы; развитие интереса к познанию природных объектов и явлений, способности чувствовать их красоту и значимость для жизни человека; организация практической деятельности по изучению природы и освоению учащимися элементарных приемов исследовательской деятельности;

* формирование основ ценностного отношения к природе (знание редких и охраняемых видов растений и животных своей местности, оценка доступными способами экологических параметров окружающей среды, осознание необходимости бережного использования и защиты объектов природы, стремление внести посильный вклад в решение местных экологических проблем);

* учет региональных особенностей в содержании предмета (включение местных природных объектов в учебный процесс в рамках практикумов в окружающей среде, знание наиболее распространенных растений и животных своей местности, освоение норм здорового образа жизни с учетом местных условий, изучение правил безопасного поведения в местной окружающей среде);

* научный метод познания как основная  идея интеграции знаний и  как основа для формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников;

* интеграция в курс природоведения элементов информатики (обучение учащихся работе
с конкретными средствами информационно-коммуникационных технологий и использованию их при выполнении заданий по природоведению);

* открытость содержания образования (широкое внедрение в учебный процесс внешкольной информации; обучение приемам работы с естественнонаучной информацией, подготовка учащихся к жизни в информационном обществе);

* формирование коммуникативных умений (широкое использование групповой работы школьников, ведение диалога, аргументация собственных суждений, толерантность к чужому мнению, организация совместной продуктивной деятельности);

* усиление в преподавании природоведения роли развивающих, дифференцированных, личностно ориентированных, проблемно-поисковых (исследовательских) и групповых педагогических технологий.

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу

Экскурсия «Живая и неживая природа».

Тема 1. Вселенная.

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы.

  1. «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария».

2. «Определение на карте экватора, полушарий, полюсов».

  1. «Ориентирование на местности с помощью компаса».

Тема 2. Строение и свойства вещества.

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления и реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Практические работы.

4. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconРабочая программа по литературе в 5 «а» (общеобразовательном) классе на 2011 2012 учебный год количество часов в неделю 2 (68ч)
Составил: мельник наталья владимировна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconРабочая программа по алгебре для 7 класса /2012 2013 учебный год/ Класс : 7 Учитель: Мацуева Л. Л
«Просвещение», 2009.(Авторская программа Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., стр. 19-28) При составлении рабочей...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconРабочая программа по химии для 9 класса Составила: Учитель Тарусова М. С. 2012-2013 учебный год Рабочая программа по химии
Министерства образования и науки РФ от 07. 07. 2005 №03-1263, авторской программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений,...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconРабочая программа по географии 6 класс Составила: учитель географии Сергунина Е. А. 2012 год Рабочая программа по географии для 6 класса
Федерального базисного учебного плана (буп 2004г), с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ,...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconТематическое планирование по английскому языку на 2011- 2012 учебный год для 8 класса Учитель: Нехорошева Наталья Владимировна
Астрель»-2004г.) с учетом авторской программы по английскому языку «Английский с удовольствием» для учащихся 2-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconРабочая программа по английскому языку учитель: Плесовских Елена Анатольевна Класс: 9 Учебный год: 2012-2013. Пояснительная записка
«Английский язык» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconРабочая программа по Природоведению в 5 х классах на 2011- 2012 учебный год (базовый уровень) учителя географии
...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconРабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В
Региональным базисным учебным планом, на основе «Программа курса географии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», авторской...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconРабочая программа по физики для 8 класса на 2012-2013 учебный год Составитель: Давыдов А. Н учитель физики 2 категории Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы явились следующие документы
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна iconРабочая учебная программа по математике для 5 класса 2012-2013 учебный год Составитель программы: учитель математики мбоу «Средняя общеобразовательная школа №64»
Настоящая программа разработана в связи с интеграцией Примерной программы основного общего образования по математике для 5 класса...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница