Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»




НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»
Дата конвертации05.04.2013
Размер183.58 Kb.
ТипРабочая учебная программа


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра культурологии

Рабочая учебная программа


по дисциплине «Методология и методы научного исследования»

для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»

цикл М.1.Б.2 – общенаучный цикл, базовая часть

Очная форма обучения


Курс – 5

Семестр – 9

Объем в часах всего – 108 ч.

В т.ч. лекции – 10 ч.

практические занятия – 20 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 78 ч.

Зачет – 9 семестр

Зачетных единиц – 3


Заочная форма обучения
Курс – 5

Семестр – 9

Объем в часах всего – 108 ч.

В т.ч. лекции – 4 ч.

практические занятия – 8 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 96 ч.

Зачет – 5 курс

Зачетных единиц – 3



Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 13 с.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г.)


Составитель: Мурзина И.Я., д-р культ., профессор каф.культурологии УрГПУ




Зав.кафедрой: И.Я. Мурзина



Руководитель учебного подразделения

(директор ИФК и МК):

Н.И. Коновалова





I. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – представить магистранту широкую панораму методологических принципов и подходов к научному исследованию.

Задачи курса:

  • познакомить студентов со спецификой метода в философии;

  • представить классификацию методов в науке;

  • показать специфику основных моделей соотношения философии и частных наук;

  • определить функции философии в научном познании;

  • выявить общенаучные методы и приемы исследования;

  • определить особенности понимания и объяснения;

  • определить специфику современной методологии;

  • научить использовать общенаучные и частные методы в собственной исследовательской деятельности;

  • создать возможность для совершенствования и развития общеинтеллектуального и общекультурного уровня студентов.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Содержание курса основано на принципе методологической априорности научного исследования, позволяющей интегрировать междисциплинарные подходы: рефлексии не только общих категорий, но и различных типов методологий. Программа учитывает определенную предварительную базу знаний, полученную магистрантом в курсах бакалавриата.

Самые общие подходы к научному исследованию конкретизируются в данном курсе прагматически важными для аудитории вопросами методологии разработки диссертационного исследования.

Успешное изучение содержания курса по предлагаемой рабочей программе способствует формированию методологической и научной культуры, гибкому восприятию научных текстов, участию в дискуссиях по методологии, эффективному применению полученных знаний в научно-исследовательской работе.

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  • готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).


В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • О специфике метода;

  • Классификацию методов в науке;

  • Основные модели соотношения философии и частных наук;

  • Функции философии в научном познании;

  • Общенаучные методы и приемы исследования;

  • Особенности понимания и объяснения;

  • Специфику современной методологии.

уметь:

  • использовать общенаучные и частные методы в собственной исследовательской деятельности;

владеть:

  • понятийным аппаратом педагогики и культурологии;

  • методами критического анализа текстов;

  • познавательными подходами и методами изу­чения культурных форм и процессов, социально-культурных практик;

  • процедурами практического применения ме­тодик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни общества.


1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость составляет 3 зачетные единицы.

Курс состоит из лекционных, практических, контрольных занятий и самостоятельной работы студентов и завершается итоговым экзаменом по данной дисциплине.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины.

Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе подготовки к практическому занятию.

Для закрепления и систематизации знаний в рамках самостоятельной работы студентов предлагаются: работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.).

Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе включает следующие организационные формы учебной деятельности: работа с ресурсами Интернет по заданной проблеме, составление аннотированных списков интернет-источников, просмотр видеолекций, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий.
II. Учебно-тематическое планирование

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

всего

Лекции

практические

лабораторные



Метод и методология

12

3

1

2




9



Классификация методов

14

3

1

2




11



Основные модели соотношения философии и частных наук

16

4

2

2




12



Функции философии в научном познании

12

5

1

2




7



Общенаучные методы и приемы исследования

18

6

2

4




12



Понимание и объяснение

18

5

1

4




13



О современной методологии

18

6

2

4




12




Итого

108

30

10

20




78

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

всего

Лекции

практические

лабораторные

1.

Метод и методология

12

2

2







10

2.

Классификация методов

12

2




2




10

3.

Основные модели соотношения философии и частных наук

18













18

4.

Функции философии в научном познании

12













12

5.

Общенаучные методы и приемы исследования

18

4

2

2




14

6.

Понимание и объяснение

18

2




2




16

7.

О современной методологии

18

2




2




16




Итого

108




4

8




96

III. Содержание дисциплины

Тема 1. Метод и методология

Философский анализ категории «метод». Понятие «методология» в двух основных значениях: как системы определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); как учения об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Функции метода как системы предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Исследование проблемы в философии: метод как «светильник» (Ф. Бэкон), «точные и простые правила» (Р. Декарт), диалектический метод (Г.Гегель),

Проблемы метода и методологии в современной западной философии.
Тема 2. Классификация методов

Классификация методов: методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Методы науки. Содержание изучаемых наукой объектов как критерии для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. Методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п.

Качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные в гуманитарном знании.

Аспекты метода: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический.

Характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

Многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения): философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, мепждисциплинарные.
Тема 3. Основные модели соотношения философии и частных наук

Вопрос о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): абсолютизация одной из сторон (метафизический подход); взаимосвязь, взаимодействие обеих сторон (диалектический подход).

Спекулятивное умозрение и позитивизм.

Наука и философия.
Тема 4. Функции философии в научном познании

Модели реальности сквозь «призму» философии (онтологический аспект).

Смысл и назначение философии. Философское знание и общие закономерности познавательного процесса; учение об истине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект).

Категориальный аппарат науки. Принципы, универсальные нормы и требования к субъекту познания (методологический аспект).

Философско-мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры науки, которые влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологический аспект).

Интеллектуальные (рациональные), нравственно-эмоциональные, эстетические и другие человеческие универсалии (общечеловеческие ценности).

Значимость философии для научного познания при построении.

Философско-методологические принципы и их роль.

Интегративная (синтетическая) функция философии – системное, целостное обобщение и синтез разнообразных форм познания.

Критическая функция философии.
Тема 5. Общенаучные методы и приемы иссследования

Три уровня в структуре общенаучных методов и приемов: методы эмпирического исследования; методы теоретического познания; общелогические методы и приемы исследования. Суть этих методов, приемов и операций.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение,

Методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному,

Общелогические методы и приемы исследования: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход, структурно-функциональный (структурный) метод, вероятностно-статистические методы.

Методы и операции, обусловленные особенностями социально-гуманитарных наук: идиографический метод, диалог («вопросно-ответный метод»), понимание и рациональное (интенциальное) объяснение, качественный и количественный анализ (контент-анализ), опросные методы, проективные методы (характерные для психологии), тестирование, биографический и автобиографический методы, метод социометрии, игровые методы.
Тема 6. Понимание и объяснение

Проблема понимания и его соотношения с познанием и объяснением (В. Дильтей, Г. Гадамер, М. Хайдеггер). Обыденность понимания, иллюзия легкой, почти автоматической его достижимости и проблемы герменевтики.

Процедуры понимания. Рациональный и иррациональный моменты. Многочисленные подходы к исследованию понимания. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Концепция П. Рикера. Множественность смыслов и их историческая детерминация.

Понимание и диалог в культуре.
Тема 7. О современной методологии

Современная методология: абстракция (отвлечение) и демаркация (разграничение) от индивидуальных, психологических, коллективистских или исторических и культурных условий.

Многоуровневость методологии.

Внутрифилософская и собственно профессиональная методологии.

Самостоятельный статус методологии.

Постнеклассический этап развития методологии.

Сущностные черты, характеризующих «методологические новации»: усиление роли междисциплинарного комплекса программ в изучении объектов; укрепление парадигмы целостности и интег-ративности, осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир; широкое внедрение идей и методов синергетики, стихийно-спонтанного структурогенеза; выдвижение на передовые позиции нового понятийного и категориального аппарата, отображающего постнеклассическую стадию эволюции научной картины мира, его нестабильность, неопределенность и хаосомность; внедрение в научное исследование темпорального фактора и многоальтернативной, ветвящейся графики прогностики; изменение содержания категорий «объективности» и «субъективности», сближение методов естественных и социальных наук; усиление значения нетрадиционных средств и методов исследования, граничащих со сферой внерационального постижения действительности.

Стремление современной методологии к осознанию постаналитического способа мышления.

Методологические барьеры. Множественность методологий и проблема единства методологических сценариев в рамках одной методологической стратегии.
Перечень тем практических занятий

  • Метод и методология

  • Классификация методов

  • Основные модели соотношения философии и частных наук

  • Функции философии в научном познании

  • Общенаучные методы и приемы исследования

  • Понимание и объяснение

  • О современной методологии


Примерные вопросы для самоконтроля

  1. Методология научной работы.

  2. Научная картина мира.

  3. Конкретизация методологических принципов социального познания применительно к методикам.

  4. Значение методологии как основы практического преобразования конкретных социальных объектов.

  5. Пространство социологического исследования.

  6. Нарративный анализ в системе методологии научных исследований.

  7. Логика гипотетического рассуждения в контексте методологии.

  8. Методологическое значение принципа историзма в конкретно-научном исследовании

  9. Сравнительный анализ концепций парадигмального развития науки.

  10. Экспериментальный метод в методологии исследования.

  11. Методологическая культура практического социального действия.

  12. Социальный анализ как метод прикладного социологического исследования.

  13. Исследовательские программы, модели объяснения и логика исследования.

  14. Соотношение эпистемологии, методологии и методов социального исследования.

  15. Концептуальный аппарат методологии научного исследования.

IV. Самостоятельная работа

и организация контрольно-оценочной

деятельности


Вопросы для зачета

  1. Философский анализ категории «метод».

  2. Понятие «методология».

  3. Исследование проблемы в философии.

  4. Классификация методов.

  5. Качественные и количественные методы.

  6. Характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

  7. Вопрос о соотношении философии и частных наук.

  8. Философско-методологические принципы и их роль.

  9. Общенаучные методы и приемы исследования;

  10. Методы эмпирического исследования.

  11. Методы теоретического познания.

  12. Общелогические методы и приемы исследования:.

  13. Проблема понимания и его соотношения с познанием и объяснением.

  14. Специфика современной методологии.


V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Бессонов Б. Н., История и философия науки. учебное пособие – М.: Высшее образование , 2009. (1 экз.)

Кузнецов И. Н., Научное исследование. методика проведения и оформление – М. : Дашков и Кш , 2007. (1 экз.)

Лебедев С. А. Философия науки : Слов. основ. терминов – М.: Акад. Проект , 2004. (1 экз.)

Лебедев С. А. Философия науки: учеб. пособ. / С. А. Лебедев. – М.: Юрайт, 2011. (1 экз.)

Павлов А. В. Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие для бакалавров, магистров и аспирантов гуманитар. дисциплин / А. В. Павлов ; Тюмен. гос. ун-т - М.: Флинта: Наука , 2010 – 344 с.

Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учеб.пособие для студентов вузов – М.: Юнити-Дана, 1999. (3 экз.)

Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки : учеб. для студентов вузов / Е. В. Ушаков - М.: Кнорус , 2008. (3 экз.)

Чебанюк Т.А. Методы изучения культуры. СПб.: «Наука», 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/945796/

Черникова И. В. Типология науки в контексте современной философии науки // Вопр. философии. – 2011. – № 11. – С. 71-78. (1 экз.)
Дополнительная литература

Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки – М.: Акад. Проект: Трикста, 2008. (2 экз.)

Лебедев С. А. Рубочкин В. А. История и философия науки. Учебно-методическое пособие. М.: МГУ, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/56893_Istoriya_i_filosofiya_nauki_Uchebno_metodicheskoe_posobie.html

Мурзина И.Я. Наука в системе культуры [Текст] : учеб. пособие для студентов и аспирантов / И. Я. Мурзина. – Екатеринбург : Изд-во УГТУ-УПИ, 2009. (1 экз.)

Мурзина И.Я. Наука как феномен культуры [Текст] : учеб. пособие / И. Я. Мурзина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2008. (75 экз.)

Павлов А. В., Логика и методология науки. современное гуманитарное познание и его перспективы. учебное пособие – М. : Флинта : Наука , 2010. (3 экз.)

Паршукова Г. Б., Методика поиска профессиональной информации. учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений – СПб. : Профессия , 2009. (2 экз.)

Шалак В. И., Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы – М. : Омега-Л , 2009. (3 экз.)

5.2. Информационное обеспечение дисциплины

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать ресурсы сети Интернет:

История науки [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.hrono.ru/proekty/nauka/ Представлены разделы: ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ, СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ, ТОЧНЫЕ НАУКИ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, ЗНАМЕНИТЫЕ УЧЕНЫЕ

VI. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины



При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать

  • Технические средства обучения;

  • Видеофильмы по проблемам истории науки.


VII. Сведения об авторе программы

Мурзина Ирина Яковлевна, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии УрГПУ. Тел. 235-76-42


Рабочая учебная программа


по дисциплине «Методология и методы научного исследования»

для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»

цикл М.1.Б.2 – общенаучный цикл, базовая часть

Подписано в печать_____ Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл.печ.л. – 0,75

Тираж ____экз. Заказ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26





Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Методология изучения культуры»
Ооп направления подготовки: 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа – «Культурологическое образование», в....
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Конструктивная геометрия» для ооп «050100. 62 -педагогическое образование»
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Задачи на построение циркулем и линейкой в школьном курсе геометрии» для ооп «050100. 62 -педагогическое образование»
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconРабочая программа производственной (педагогической) практики направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
Фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утвержден ) и учебного плана по направлению подготовки 050100...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине по выбору студентов «Математическое моделирование и численные методы» Для ооп по направлению «050100. 62 Педагогическое образование»
Бодряков В. Ю., зав кафедрой математического анализа Ургпу, д ф м н., доцент, математический факультет
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы производства» для ооп «050100 Педагогическое образование»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры технологии института физики и технологии Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconНаправление подготовки: 050100 педагогическое образование
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата), реализуемая вузом по направлению подготовки...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование»
Составитель: Константинова Н. Ю., доцент кафедры общей физики и естествознания Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Элементарная математика» для ооп «050100. 62 Педагогическое образование»
Никулина Г. Н., ст преподаватель кафедры теории и методики обучения математике, математический факультет Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Математическая логика» для ооп по направлению «050100 Педагогическое образование»
Ершова Т. И., к ф м н., доцент кафедры алгебры и теории чисел, математический факультет Ургпу
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница