Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей




НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей
Дата конвертации31.03.2013
Размер217.53 Kb.
ТипМетодические рекомендации
История и обществоведение

В.М. Воронович,

методист управления учебно-методической работы

ГУО «Академия последипломного образования»

Вопросы качества обучения стоят на первом месте в организации образовательного процесса. Именно от качественной работы учителя зависит в определяющей степени обучение учащихся истории и обществоведению. Быть в курсе всех новинок, владеть современными технологиями и методиками – для учителя первостепенная задача. Важное место в этом принадлежит самосовершенствованию, самообразованию учителя, непрерывному повышению его квалификации. Непрерывный профессиональный рост, саморазвитие и самообразование педагогов – одно из важнейших условий качественного образовательного процесса в 2011/2012 учебном году.

Это возможно в том случае, если учитель постоянно повышает свою квалификацию на базе областных и республиканских учреждений образования взрослых в курсовой и межкурсовой периоды, принимает активное участие в работе школьного, районного (городского) методического объединения, его формирований, творческой (проблемной) группы по предметам.

Готовясь к новому учебному году, учителя, как правило, анализируют свою работу за прошедший год, проводят мониторинг качества образовательного процесса по истории и обществоведению, намечают планы, сверяют ориентиры, изучают основные нормативные документы по организации образовательного процесса в целом и по предмету в частности. С целью качественной организации образовательного процесса по истории и обществоведению в 2011/2012 учебном году Министерством образования, республиканскими методическими службами для учителей подготовлены инструктивно-методические письма, методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей.

Методическая работа с учителями истории и обществоведения является неотъемлемой частью повышения профессионального мастерства педагогов. С этой целью их обучение ведется поэтапно на различных уровнях: школа, район (город) – методические предметные формирования, область (г. Минск) – повышение квалификации в областных и Минском городском институтах развития образования.

Основным мероприятием, задающим тон и направление деятельности учителей истории и обществоведения в новом учебном году, являются августовские предметные секции.

На августовских предметных секциях учителей истории и обществоведения рекомендуем обсудить следующие актуальные вопросы:

Научно-методический блок:

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность общеобразовательных учреждений, как в целом, так и в предметной области (учебные планы, изменения в программе по истории для X и XI классов, примерное календарно-тематическое планирование для 9 класса; учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по истории и обществоведению, инструктивно-методические письма «О преподавании всемирной истории и истории Беларуси в 2011/2012 учебном году», «О преподавании предмета «Обществоведение» в 2011/2012 уч. г.);

цели, задачи, учебные программы факультативных занятий по учебным предметам ”Всемирная история. История Беларуси“, “Обществоведение” в 2011/2012 учебном году;

Учебно-методический блок:

анализ результатов образовательного процесса по истории и обществоведению в 2010/2011 учебном году, формы и методы повышения его эффективности и качества в 2011/2012 учебном году;

особенности организации образовательного процесса в гимназиях и лицеях (там, где они есть) при выборе учащимися обществоведческого направления;

Практический блок:

Определение содержания работы методических объединений учителей истории и обществоведения в 2011/2012 учебном году: актуальные проблемы, направления, планы работы районных методических объединений и других методических формирований учителей истории и обществоведения, темы изучения и формы распространения передового педагогического опыта, образователный продукт и форма его представления на промежуточных и итогом заседаниях МО.

Основными направлениями деятельности методических служб всех уровней, курирующих преподавание истории и обществоведение, а также учителей являются:

– изучение нормативной правовой и учебно-методической базы, особенностей организации образовательного процесса по истории и обществоведению;

– оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий;

создание оптимальных условий для реализации способностей каждого ученика, как на уроке, так и во внеурочное время;

– совершенствование организации образовательного процесса, контроля и оценки качества историко-обществоведческого образования.

Представляемый на МО образовательный продукт по данному вопросу: методические рекомендации по организации образовательного процесса с учётом результатов за 2010/2011 учебный год.

Основным формированием, в котором учителя общеобразователных учреждений, района (города) повышают свой теоретический и методический профессиональный уровень, являются предметные методические объединения учителей.

При планировании работы методических объединений и формирований учиителей истории и обществоведения учителям рекомендуется исходить из следующего:

1. Поскольку такие предметы, как история и обществоведение, как правило, в большинстве школ республики преподаются одним-двумя учителями, то методическое объединение района (города) включает в себя всех учителей истории и обществвоедения.

2. В рамках районного (городского) объединения учителей могут быить созданы различные методические формирования: например, школа молодого учителя, объединяющая вновь прибывших в район (город) учителей, а также тех, чей стаж работы не превышает 3-х лет; учителей, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, которые могут быть объединены в школу совершенствования педагогическогог мастерства (ШСПМ), а также учителя, имеющие большой опыт и стаж работы, могут объединяться в школу передового педагогического опыта (ШППО). Также могут быть созданы временные творческие (проблемные) группы, которые будут работать в течение года над одной проблемой, важной для всех, или заниматься какой-то темой, которая пока не под силу молодым учителям. В таком случае они будут выступать как учителя-мастера педагогического труда, своего рода методисты, фасилитаторы, обучающие других тому, что умеют и знают сами. Именно на таких учителей, как правило, опираются методические службы района (города) в организации и проведении методической работы по предмету. Потенциал таких учителей используется для обучения молодых учителей, освоения ими новых, современных методик и технологий обучения, изучения, трансляции, распространения и внедрения передового педагогического опыта, проведения (демонстрации) мастер-классов. Только в таком случае, следуя заповеди “Обучая других, учишься сам”, возможно повышение квалификации, компетентности учителей, качества историко-обществоведческого образования школьников.

3. В повышении качества обучения определяющая роль принадлежит современному уроку. Формирование теоретических и практических умений и навыков учащихся невозможно без качественного проведения уроков, реализации внутрипредметных и межпредметных связей, принципа индивидуализации обучения с целью развития творческого потенциала личности учащегося. В решении этой задачи большое значение имеет освоение учителями и применение ими в образовательной практике современных образовательных технологий, в том числе информационных.

В этой связи для организации работы методических объединений учителей истории и обществоведения рекомендуется основная тема, по которой они могут работать в 2011/2012 учебного года: Урок – основная форма организации и совершенствования образовательного процесса в школе.

В учебном году, кроме августовской предметной секции учителей, планируется, как правило, 3 заседания методических объединений.

Таким образом, в рамках указанной темы в районе (городе) могут быть запланированы следующие темы заседаний методических объединений учителей истории и обществоведения:

  1. Организационно-содержательная структура урока истории (обществоведения), его подготовка и целеполагание.

Сроки проведения – октябрь (ноябрь) 2011 г.

Форма проведения – семинар-тренинг.

Данное заседание методического объединения учителей, по нашему мнению, можно посвятить проектированию образовательного процесса по истории и обществоведению, организации и проведению урока, отбору содержательного наполнения и дополнительных материалов, средств обучения и контроля знаний учащихся.

Учителям рекомендуется освоить на заседаниях методических объединений задачно-целевой метод обучения истории и предусмотреть его оптимальную структуру, которая включает в себя мотивационно-ориентационный, организационно - и деятельностно-познавательный, а также контрольно-оценочный и рефлексивный этапы.

Предлагаем следующие вопросы для рассмотрения на заседании методического объединения:

Научно-методический блок.

  1. Проектирование образовательного процесса по истории (обществоведению).

  2. Этапы современного урока (мотивационно-ориентационный, организационно- и деятельностно-познавательный, контрольно-оценочный и рефлексивный), их характеристика.

Учебно-методический блок.

  1. Задачно-целевой подход к обучению истории. Триединая дидактическая цель занятий.

Целеполагание. Предложение вариантов целей и задач урока. Отработка их постановки в соответствии с задачно-целевым подходом.

  1. Соотношение знаниевого и деятельностного компонентов в содержании урока истории (обществоведения). Отбор содержания на уроке истории: соотношение обязательного для рассмотрения материала на уроке и самостоятельной работы учащихся.

  2. Урок как деятельностная система взаимодействия «учитель – ученик». Отбор учителем видов деятельности, которые будут им использоваться на уроках, и которым он будет обучать учащихся. Методы и приемы взаимодействия на разных этапах урока. Способы деятельности учащихся на уроке. Творческая работа по группам.

Цель учебно-методического блока – разработка (изучение) вариативных проектов одного урока в зависимости от определенных целей и задач. Определение критериев эффективности урока.

Практический блок.

Представление и обсуждение проектов уроков на основе выработанных критериев c учетом задачно-целевого подхода. Работа в малых группах.

Представляемый на МО образовательный продукт по данному вопросу:

методические рекомендации (памятки-алгоритмы) по целеполаганию и определению задач урока;

тестовые задания для диагностирования и контроля знаний учащихся в определенных классах в соответствии с поставленными целями и задачами урока;

сценарии игровых форм контроля знаний на уроках обобщения и др.

Тема второго заседания методического объединения учителей истории и обществоведения может быть следующая:

  1. Типы, виды и формы современного урока истории (обществоведения).

Сроки проведения – декабрь 2011 г. или январь 2012 г.

Форма проведения – семинар-практикум.

На данном заседании необходимо рассмотреть многообразие типов, видов, форм уроков истории (обществоведения), наиболее часто встречающихся в педагогической практике. Заседание может состоять из двух частей – теоретической и практической. Если на первой учителя рассматривают теоретические вопросы по содержанию и методике современного урока истории (обществоведения), представленные в трудах ученых-методологов и дидактов, то во второй части могут побывать на одном (двух) уроках истории и обществоведения разнообразных типов и форм лучших учителей района (города) с последующим их самоанализом и анализом.

Вопросы для рассмотрения на данном заседании методического объединения учителей могут быть представлены в следующем виде:

Научно-методический блок.

  1. Современные подходы к определению типов и форм уроков истории.

  2. Многообразие структур урока развивающего типа обучения.

  3. Основные группы нетрадиционных уроков.

В данном блоке учителями могут быть определены современные подходы к определению типов и форм уроков по содержанию и структуре.

Учителя могут дать классификацию уроков по структуре – урок изучения нового материала; урок закрепления и развития знаний, умений, навыков; урок формирования умений и навыков; урок проверки знаний; урок применения знаний, умений и навыков; урок повторения; повторительно-обобщающий урок; комбинированный урок.

По поручению руководителя МО группа учителей может получить задание на предыдущем заседании подготовить и представить перечень «нетрадиционных уроков» (по форме и содержанию, способам деятельности) и классифицировать их по следующим основаниям:

1. Уроки с измененными способами организации за­нятий (урок-лекция, "Парадокс", лекция-обзор, защита знаний, идей; урок вдвоем; урок-встреча; урок взаимо­контроля).

2. Уроки, опирающиеся на фантазию (урок-инструктаж; урок-сказка; урок творчества; урок-творческий отчет; урок-сочинение; урок-вернисаж; театрализованный урок; урок-психо­драма; урок имитационного моделирования; урок диалога культур).

3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ (урок-экскурсия; заочная эк­скурсия; комплексная экскурсия; за­щита туристических проектов; выпуск "живой газеты"; заочное путешествие по стране).

4. Уроки с игровой состязательной основой (урок–игра; урок с дидактической игрой; урок–ролевая игра; пресс-конференция; "Лото"; "Домино"; урок-соревнование; урок-турнир; урок–блиц-тур­нир; "Следствие ведут знатоки"; "Клуб знатоков"; КВН; "Морской бой"; "Что? Где? Как?"; "Погоня за пятерками"; Урок "Час воспоминаний, или Встреча с прошлым"; "Крестики-нолики"; "Звездный час"; "Поле чудес"; "Погружение в древность"; "Кто лучше знает и помнит").

5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандар­тных способов организации (урок–смотр знаний; урок-семинар; итоговое собеседова­ние; урок-зачет; урок-практи­кум; урок моделирования).

6. Уроки, основанные на оригинальной организации изучения учебного материала (урок взаимообучения; "Эврика"; урок-размышление; урок-обозрение; урок памяти; Философский урок; урок жизни; урок-портрет; урок любви; урок открытых мыслей; урок открытого письма; урок отрицания).

7. Уроки по аналогии с организованными событиями (урок-аукцион, ярмарка; урок-конференция; урок-юбилей; урок-суд; урок-"редакция"; конференция-диспут; урок-"бенефис"; урок-посвящение; урок-консилиум; урок-концерт).

8. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности (урок-исследование; урок-интервью; урок-диспут; урок-дискуссия; урок-экспертиза; дискуссия с элементами игрового мо­делирования; дебаты; "вертушка"; "круг­лый стол"; «мозговая атака» или "мозговой штурм").

Первоисточник: Кульневич, С. В. Современный урок / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина. — Ростов-на-Дону: Учитель, 2005.

Учебно-методический блок.

Открытый урок в соответствии с заранее определенной структурой и типом, «нетрадиционной» формой по содержанию – (по выбору учителя, представляющего свой урок на заседание учителей, с последующим самоанализом и анализом по приведенным основаниям).

Практический блок.

Определение и представление этапов уроков различных типов организационных структур. Работа в группах по составлению мини-сценариев «нетрадиционных» уроков.

Представляемый на МО образовательный продукт по данному вопросу:

- рекомендации по использованию «нетрадиционных» уроков истории и обществоведения;

- сценарии «нетрадиционных» уроков.

Третье, заключительное заседание методического объединения учителей истории и обществоведения можно провести по следующей теме:

3. Совершенствование методики проведения современного урока истории (обществоведения). Факторы повышения качества обучения.

Сроки проведения – март-апрель 2012 г.

Форма проведения – обучающий семинар, семинар-практикум, презентация, проект, открытый урок, мастер-класс (по выбору).

Предлагаются следующие вопросы для рассмотрения на заседании методического объединения:

Научно-методический блок.

1. Методы обучения истории и обществоведению: пассивные, активные, интерактивные.

Изучение имеющейся педагогической литературы по теме. Классификация методов обучения с помощью презентации.

2. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся как средство совершенствования процесса обучения истории и обществоведения – теоретический аспект.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся – внутри и межпредметные связи, широкое применение образно-эмоциональных приемов, целенаправленное использование приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (проблемная ситуация, игра, драматизация и персонификация изучаемых событий).

Учебно-методический блок.

1. Проблемные и комбинированные уроки.

Обучение учителей постановке проблем и созданию проблемных ситуаций на уроке истории и обществоведения

Обмен опытом работы, выставка разработок, сценариев, статей, литературы и пр. Посещение открытого урока.

Представление активных и интерактивных методов обучения и методических приемов.

2. Методы и технологии развивающего обучения.

Классификация по различным основаниям. Мини-лекция с презентацией из опыта работы – педагогический марафон.

Практический блок.

Методика использования элементов современных технологий в образовательном процессе по истории и обществоведению – урок с использованием элементов одной из технологий – «открытое пространство», «развитие критического мышления средствами чтения и письма», «многомерной дидактической технологии», технологии «развивающего обучения», информационно-коммуникативные и др.

Представляемый на МО образовательный продукт по данному вопросу:

– методические рекомендации по использованию элементов современных технологий на уроках истории и обществоведения;

– рекомендации по обобщению опыта лучших учителей района (города) через различные формы;

– статьи в научно-методических журналах, информация в СМИ, оформление электронных презентаций на сайте районного отдела образования или учебно-методического кабинета.

Поскольку такие предметы, как история и обществоведение, как правило, преподают 1-2 учителя, то на заседаниях методических объединений возможно рассмотрение следующих вопросов и тем, касающихся преподавания обществоведения (на выбор учителей):

современный урок обществоведения: подходы, технологии, методы;

межпредметные связи обществоведения с другими гуманитарными учебными предметами, условия эффективности их использования;

содержание и особенности организации образовательного процесса в X–XI классах обществоведческого направления лицеев и гимназий;

роль факультативных занятий в повышении уровня подготовки учащихся по обществоведению;

пути реализации индивидуальных образовательных возможностей учащихся на уроках обществоведения и факультативных занятиях;

особенности контрольно-оценочной деятельности на уроках обществоведения;

организация внеурочной, внеклассной работы по обществоведению в современных условиях; формы внеурочной работы: постоянные, непостоянные;

изучение наиболее трудных для усвоения учащимися тем учебной программы (можно поручить наиболее подготовленным и с большим опытом работы учителям, создав из них творческую группу);

роль рефлексии в образовательном процессе; приемы рефлексии; анализ и самоанализ урока (круглый стол или семинар-тренинг по отработке навыков разноаспектного анализа и самоанализа урока истории и обществоведения).

В рамках методического объединения учителей истории и обществоведения целесообразно, как указывалось выше, создать методические формирования (ШМУ, ШСПМ, ШППО, проблемную, творческую группу и др.) учителей истории и обществоведения.

Проблемные группы

Проблемным группам (временные формирования, в состав которых входят методисты района (города) и опытные учителя) рекомендуется разработать следующие вопросы:

  1. Провести анализ работы методического объединений и его формирований за предыдущий учебный год и представить его на августовскую предметную секцию учителей;

  2. Выработать план работы и основные направления деятельности методического объединения на текущий учебный год;

  3. Разработать методические рекомендации по организации образовательного процесса на текущий учебный год;

  4. Использование культурологического (деятельностного, компетентностного) подходов в преподавании истории и обществоведения (на выбор).

Творческие группы

В 2011/2012 учебном году творческие группы могут планировать работать по одному из следующих направлений:

1. Использование современных средств обучения на уроках всемирной и отечественной истории, в том числе ЭСО, для активизации познавательных интересов учащихся, индивидуализации и дифференциации обучения.

2. Разработка сценариев предметных недель по истории, материалов школьных олимпиад по истории, интеллектуальных игр и олимпиад правовых, экономических знаний, мероприятий, посвященных значимым историческим событиям и персоналиям, и т. д.

3. Разработка наиболее трудных тем для усвоения учащимися по обществоведению (IX-XI классы).

Школа передового педагогического опыта (ШППО)

В основе работы школы лежит изучение эффективного передового педагогического опыта, определение учителей, отвечающих данному критерию, внедрение их опыта в образовательную практику учителей района или области, если она того заслуживает. Для работы ШППО может быть рекомендована тема: «Использование личностно ориентированных технологий и интерактивных методов обучения для повышения качества школьного историко-обществоведческого образования». Можно спланировать следующие тематические занятия:

1. Активные и интерактивные методы обучения на уроках истории и обществоведения: их общее и различия, взаимосвязь и целесообразность применения;

2. Эффективные методы и приемы активизации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;

3. Диспут, дискуссия, практикум, семинар, деловая имитационная игра как интерактивные формы обучения учащихся.

Тогда завершающим образовательным продуктом этого методического формирования станет панорама открытых уроков с использованием интерактивных методов обучения или сборник сценариев (планов) уроков, отвечающих интерактивному режиму.

Школа совершенствования педагогического мастерства

Как правило, школу совершенствования педагогического мастерства составляют 2 категории учителей: те, кто испытывает недостаток опыта и готов приобретать его, и те, у кого были выявлены недостатки в работе в ходе внутришкольного и районного контроля, и чья работа с требует совершенствования. Поэтому ШСПМ должна помогать учителям в их профессиональном становлении, совершенствовании профессиональных компетенций и компетентности.

Работу данного методического формирования можно организовать по проблеме «Совершенствование образовательного процесса по истории и обществоведению с позиций компетентностного подхода».

Примерная тематика заседаний ШСПМ:

  1. Проектирование урока на основе компетентностного подхода.

  2. Активные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, взаимодействия «учитель – ученик» на уроках истории и обществоведения.

  3. Организация урока на основе оптимального соотношения знаниево-деятельностного компонента.

  4. Оценочно-рефлексивный этап урока и его эффективное использование для мотивации школьников к изучению истории и обществоведения.

Школа молодого учителя (ШМУ)

Деятельность этого методического формирования призвана оказать помощь молодым учителям в проектировании, организации и проведении современного урока истории и обществоведения, в обучении их «азам» профессии. В работе ШМУ может быть запланировано изучение следующих вопросов:

  • составление плана урока, определение его целей, задач, этапов, типов и форм;

  • санитарно-гигиенические требования к уроку;

  • здоровьесберегающие приемы и методы предупреждения перегрузки и умственной и физической утомляемости на уроках истории;

  • ведение школьной документации;

  • особенности организации и проведения (оценивания) факультативных занятий;

  • оценивание знаний учащихся в соответствии с 10-балльной системой и др.

Подчеркнем, что в ходе организации работы данного формирования необходимо отдавать приоритет активным формам обучения (обучающий семинар, семинар-тренинг, деловая игра, практикум, презентация, дискуссия, консультации, открытые уроки с последующим их обсуждением, проект, педагогический марафон, «мозговой штурм», решение проблемной ситуации, круглый стол, и т. п.)

Итоги работы методического объединения учителей района (города) и его методических формирований могут быть представлены в конце года (или на завершающем его заседании) в виде педагогического марафона или фестиваля.

В повышении профессионального роста педагогов важная роль и место принадлежит регулярному повышению квалификации (базовому и целевому) учителей, которое проводится республиканскими и областными учреждениями образования взрослых: Академия последипломного образования, областные (Минский городской) институты развития образования.

В Государственном учреждении образования ”Академия последипломного образования“ в 2011/2012 учебном году будут проводиться:

с 14 по 26 ноября 2011 года – целевое повышение квалификации педагогических работников, являющихся руководителями методических формирований учителей истории и обществоведения, «Реализация мировоззренческого потенциала предметов социально-гуманитарного цикла».

Целесообразность проведения данного целевого повышения квалификации обусловлена тем, что в формировании мировоззрения современного гражданина-патриота своей страны, любящего историю и культуру своего народа, свою родину, стремящегося работать на ее благо, знающего основные вехи и перспективы исторического развития и процессов, происходящих в мире, определяющую роль играют такие предметы, как история и обществоведение. Оказать теоретическую, практическую и методическую помощь в раскрытии мировоззренческого потенциала данных предметов и его использования в образовательном процессе и призвано повышение квалификации учителей истории и обществоведения, руководителей методических формирований;

февраль 2012 г. – целевое повышение квалификации педагогических работников, являющихся руководителями методических формирований учителей истории и обществоведения, «Роль современных образовательных технологий в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся».

В современном мире все большую роль приобретает технологизация процессов в мировой экономике, политике, культуре и духовной жизни, в том числе и в образовании. Владение учителем современными образовательными технологиями – непременное условие повышения качества образования. Учитывая динамику развития, в мире все более востребован человек творческий, интеллектуально развитий, владеющий современными техническими новшествами, помогающими ему в самореализации. Научить ребенка ещё в школе владеть современными технологиями, в том числе и информационными, – задача учителя. Повышение квалификации учителей придаст новый импульс их совершенствованию в данном направлении.

В соответствии с республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических и руководящих кадров системы образования в межкурсовой период в Академии последипломного образования состоятся следующие семинары:

в ноябре 2011 года«Организация факультативных занятий, внеклассной и внешкольной работы по истории и обществоведению» для методистов ИРО, Р (Г)УМК, руководителей методических формирований учителей истории, творчески работающих учителей.

На семинаре будут рассмотрены вопросы организации факультативных занятий по истории и обществоведению как дополняющего, расширяющего, горизонты знаний учащихся, углубляющего их деятельностные способности, компонента историко-обществоведческого образования. Привитие интереса к истории и обществоведению, развитие мотивации учащихся по самостоятельному приобретению знаний, нахождению информации вне учебников в настоящее время приобретает особое значение. Внеклассная и внешкольная работа также направлены на формирование социально и политически активной личности, востребованной обществом. Учителя республики смогут поделиться опытом своей работы в данном направлении, предложат новые формы и методы организации образовательного процесса при проведении факультативных занятий, внешкольной и внеклассной работы по предметам;

в апреле 2012 года«Методика работы учителей истории и обществоведения с современными УМК и их роль в повышении качества обучения учащихся» – для методистов ИРО, Р(Г)УМК, руководителей методических формирований учителей истории, творчески работающих учителей.

Современный образовательный процесс невозможно построить только на основе имеющихся учебников и учебных пособий. Новое время требует использования разнообразных источников, возможности почерпнуть информацию из многообразия ее носителей. Основополагающей тенденцией предметного образования является предоставление учителю и учащемуся современного учебно-методического комплекса, включающего, помимо учебников, хрестоматии, книги для чтения, карты и атласы, рабочие тетради, методические пособия, разнообразные дидактические пособия, контрольно-измерительные материалы и т. д. Без знания методики применения данных УМК в образовательном процессе невозможно повысить качество школьного историко-обществоведческого образования. Семинар предполагает всесторонне рассмотрение проблем использования УМК в образовательном процессе, методики работы с ними.

Рекомендации для ОИРО, ведущих базовое повышение квалификации учителей истории и обществоведения в курсовой и межкурсовой периоды.

  1. Обратить особое внимание на практический блок обучения в базовом повышении квалификации учителей истории и обществоведения – обучающие семинары, организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры, игровое имитационное моделирование, посещение открытых уроков и мероприятий на базе опорных школ, круглые столы по обсуждению проблем и отдельных вопросов обучения предметам, представление и обмен передовым педагогическим опытом.

  2. Учитывать, что соотношение теоретической и практической частей курсовой подготовки должно составлять 30-40 % к 60-70 %.

  3. Формой контроля знаний, полученных на базовом повышении квалификации, могут быть собеседование, зачет, защита реферата.

  4. Областным (Минскому городскому) институтам образования рекомендуется также предусмотреть в течение учебного года проведение 2-3-х семинаров, носящих координационный, обучащий, обобщающий характер. Темы семинаров могут быть выбраны с учетом как общих задач и тем, определенных республиканскими координационными планами, так и региональных. Рекомендуется провести семинары по следующим темам:

  1. Современный урок истории и обществоведения: подходы, технологии, методы (конференция, обобщающий семинар по обмену опытом работы учителей области).

  2. Пути реализации индивидуальных образовательных возможностей учащихся и повышения качества образовательного процесса по истории и обществоведения в диаде «урок – факультативные занятия» (обобщающий семинар, семинар-практикум);

  3. Роль внеурочной, внеклассной работы по предметам историко-обществоведческого цикла в развитии творческой инициативы (активности) учащихся, их самостоятельной познавательной деятельности (обучающий семинар для учителей и методистов).

Академией последипломного образования подготовлен комплект многоуровневой программы формирования технологической компетентности учителя истории и обществоведения в процессе базового повышения квалификации для областных институтов развития образования и как приложение к ним – технологические карты I, II, III этапов обучения, который, надеемся, поможет им в организации образовательного процесса по повышению квалификации учителей истории и обществоведения.




Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconПротокол районного методического совета
Методическое объединение (МО) учителей историко-обществоведческого цикла является структурным подразделением районной методической...
Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconПлан работы гбоу сош №515 на сентябрь 2012 года
Собеседования с председателями методических объединений учителей предметов гуманитарного цикла по формированию банка педагогических...
Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconМетодические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году
В части исторического и обществоведческого образования новые документы предполагают следующие цели
Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconПлан работы школьного методического объединения учителей естественного цикла (химии, биологии, географии) 2010 2011 учебный год
Систематизация работы учителей мо по обмену опытом. Активизация работы по повышению учебной мотивации к предметам естественного цикла....
Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconАнализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2011-2012 уч год
Деятельность методического объединения учителей гуманитарного цикла в 2011-2012 учебном году строилась в соответствии с планом методической...
Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconМетодическое объединение учителей предметов естественно – научного цикла Банк данных об учителях методического объединения
Составление и утверждение тематического планирования предметов естественно-научного цикла на 2009-2010 учебный год
Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconОсновные задачи методической работы
Основная цель методической работы в университете создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса...
Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconАнализ работы методического объединения учителей математики, физики и информатики за 2011 2012 учебный год
Мо учителей математики, физики и информатики в 2011 – 2012 учебном году работало по теме: «Совершенствование форм и методов работы...
Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconМетодические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации ( одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26 ноября 2009 г., протокол №80)
Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (далее Рекомендации)...
Методические рекомендации по преподаванию предметов историко-обществоведческого цикла и по организации методической работы, повышению квалификации учителей iconМетодические рекомендации для учителя, предлагается тематика занятий познавательного цикла для проведения внеклассной работы, рекомендуются разнообразные формы работы с учащимися среднего звена
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница