1. Цель производственной (педагогической) практики




Название1. Цель производственной (педагогической) практики
страница1/2
Дата конвертации28.03.2013
Размер280.66 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева» (МордГПИ)

Рабочая программа педагогической (производственной) практики

2011-2012 учебный год

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: 050100.62 «Математика»

Квалификация выпускника: бакалавр математики

Срок обучения: 4 года

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (утвержден ____________) и учебного плана по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль 050100.62 «Математика»), утвержденного Ученым советом МордГПИ (от ________, протокол № __)

1. Цель производственной (педагогической) практики

Целью педагогической (производственной) практики является:

  • формирование и развитие практических навыков и компетенций бакалавра математики, приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности;

  • закрепление и углубление полученных теоретических знаний по изученным дисциплинам;

  • овладение необходимыми методами обучения и воспитания в математической образовательной области;

  • подготовка необходимых материалов для написания выпускной квалификационной работы.

  • приобщение студента к социальной среде образовательного учреждения с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в сфере образования.


2. Задачи педагогической (производственной) практики

Задачами педагогической (производственной) практики бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки 050100.62 «Математика» являются:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области математического образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения математике и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику математики;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, ученическими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества математического образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
3. Место педагогической (производственной) практики в структуре ООП ВПО

Педагогическая (производственная) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование».

Педагогической (производственной) практике предшествует изучение дисциплин гуманитарного, социально-экономического, математического и естественно-научного, профессионального циклов ФГОС ВПО, а также курсов по выбору студентов, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Педагогическая (производственная) практика является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Педагогическая (производственная) практика базируется на изучении всех дисциплин учебного плана.

Логическая взаимосвязь педагогической практики (производственной) с другими частями ООП прослеживается в наличии одинаковых терминов, в соответствующих тезаурусах, схожих компонентов понятийно терминологических систем, единых общенаучных подходов к решению возникающих проблем (деятельностный подход, системный анализ).

Основу содержательно-методической взаимосвязи педагогической практики (производственной) с другими частями ООП составляет формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, перечисленных в задачах практики.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении педагогической (производственной) практики:

Студент приступая к освоению педагогической (производственной) практики должен

знать:

– научные основы курсов математики в общеобразовательных учреждениях;

– основные способы математической обработки информации;

– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

– ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

– сущность и структуру образовательных процессов;

– методологию педагогических исследований проблем образования;

– теории и технологии обучения и воспитания ребенка;

– содержание преподаваемого предмета;

– закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

– способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

– способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

– системно анализировать и выбирать образовательные компетенции;

– использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;

– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

– проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

– использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

– организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

– использовать теоретические знания для генерации новых идей в области образования;

владеть:

– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.)

– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

– способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения;

– технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных, экономических и профессиональных знаний;

– навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

– различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

– основными методами математической обработки информации;

– навыками работы с программными средствами.
Педагогическая (производственная практика проводится на 4-5 курсах в 8 и 9 семестрах.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение производственной практики на 4 курсе является необходимой основой для написания курсовой работы, прохождения производственной практики на 5 курсе, а в совокупности с последней – для подготовки и написания выпускной квалификационной работы.


  1. Место и время проведения производственной практики

Производственная практика бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки 050100.62 «Математика» проводится на базе муниципальных и государственных образовательных учреждений РМ.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

наличием в образовательном учреждении:

– высококвалифицированных специалистов;

– современной материально-технической базы;

– современных учебно-методических комплексов;

– современного программного обеспечения;

Производственная практика проводится в течение 8 недель на 4 курсе в 8 семестре и 8 недель на 5 курсе в 9 семестре Группы формируются в составе не более 10 человек на одного руководителя.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической (производственной) практики:

В процессе производственной практики у студентов формируются:

Общекультурные компетенции:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

– готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

– готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

– способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Профессиональные компетенции

общепрофессиональные:

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

– способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

– способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

Специальные компетенции:

- владеет основными положениями современных концепций и теорий методической науки, ее базовыми идеями, системой основных методических категорий и понятий (СК - 11);

- способен понимать взаимосвязи между методической наукой и другими научными областями (СК - 12);

- способен системно представлять исследуемые объекты, их свойства и связи; использовать деятельностный подход (СК - 13);

-– готов разрабатывать и применять современные педагогические технологии для достижения высоких результатов обучения математике (СК-14);

– способен выявлять объективные трудности, испытываемые учащимися в процессе изучения математики, и разрабатывать средства их преодоления (СК - 15);

– способен проводить методический анализ учебных материалов и учебников (СК - 16);

-  способен структурировать учебные ситуации, вычленять методические отношения, создавать методические модели обучения математике, анализировать и преобразовывать их, интерпретировать полученные результаты (СК - 17);

– способен отбирать, методически обрабатывать и конструировать учебный материал в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, задачами развития, обучения и воспитания, собственными целевыми установками (СК - 18);

– способен понимать тексты научного и учебно-методического содержания (СК - 19),

- способен использовать информационные технологии для совершенствования своей методической деятельности (СК - 20);

В результате прохождения педагогической (производственной) практики студент должен демонстрировать следующие результаты:

1) Знать

– общенаучные подходы к решению методических проблем;

– психолого-педагогические особенности обучения математике;

– современные технологии обучения математике на уровнях учебного предмета, раздела, темы

2) Уметь

– организовывать образовательно-воспитательный процесс обучения математике на разных ступенях и профилях обучения и в разных типах образовательных учреждений;

– осуществлять планирование учебно-воспитательной работы по математике;

– осуществлять процесс обучения с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности обучаемого и с учетом специфики преподавания математики;

– рационально отбирать содержание любой организационной формы обучения математике, выделяя в нем главное, существенное и концентрируя на нем внимание обучаемых;

– оптимально отбирать приемы организации учебной деятельности, методы стимулирования и контроля, учитывая при этом особенности содержания темы и индивидуальные возможности каждого обучаемого;

– использовать информационные технологии при проведении учебной работы;

– анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

– использовать передовой педагогический опыт, сочетать традиционные и инновационные технологии обучения математике.

3) Владеть

– навыками ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности, прогнозировать развитие и воспитание личности обучаемого;

– понятийно-категориальным аппаратом математической и методической науки;

– навыком профессиональной самооценки деятельности.

– методологией научной и практической профессиональной деятельности.
6. Структура и содержание педагогической (производственной) практики

6.1. Структура и трудоемкость производственной практики

Общая трудоемкость производственной практики составляет 18 зачетных единиц (9 из них на 4 курсе, 9 – на 5 курсе).

№ п/п

Разделы (этапы) практики

Недели

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Кредиты

часы

4 курс

1.

Подготовительный

1

1

36

устный опрос

2.

Основной

2-5

7

252

дифференцированные зачеты

3.

Заключительный

6

1

36

письменный отчет

5 курс

1.

Подготовительный

1

1

36

устный опрос

2.

Основной

2-5

7

252

дифференцированные зачеты

3.

Заключительный

6

1

36

письменный отчет


6.2. Виды деятельности студентов на производственной практике

1 этап (подготовительный):

– проводится установочная конференция на факультете, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием педагогической практики. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом образовательного учреждения.

В образовательном учреждении студенты знакомятся с задачами учебно-воспитательной и методической работы конкретного учреждения, с администрацией, педагогическим коллективом, с обучаемыми.

На данном этапе педагогической практики студенты приступают к изучению учебно-воспитательного процесса, посещают занятия учителей и в заключении проводится устный опрос по темам, которые изучаются учащимися во время практики. Результаты опроса фиксируются отметкой «зачтено», «незачтено».

2 этап (основной):

На данном этапе студенты разрабатывают конспекты занятий и средства обучения, консультируются с учителями и методистом практики, проводят учебно-воспитательную работу с учащимися.

Кроме того, студенты посещают занятия учителей и своих товарищей с целью целенаправленного наблюдения и последующего анализа их деятельности.

В процессе подготовки студентов к проведению занятий учителя и методисты помогают определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы.

При подготовке к проведению занятий каждый студент подробно изучает учащихся класса, выявляя их уровень обученности и потенциальные возможности, то есть «зону ближайшего развития».

При анализе открытого урока студент дает подробное обоснование структуре урока, целям урока, соответствию методов и средств обучения целям урока.

Каждый студент должен провести не менее 8 уроков различных типов. По каждому уроку выставляется дифференцированная оценка.

Кроме того на этом этапе студент выполняет индивидуальное учебно-исследовательское задание в форме реферата, который оценивается отметкой «зачтено», «не зачтено».

Каждый студент должен провести одно открытое зачетное внеклассное мероприятие по предмету, которое оценивается дифференцированной отметкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

На третьем (заключительном) этапе предусматривается подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в отчетах и докладах, участвуют в работе научно-методических объединений. Методисты и учителя анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие у них трудности и наиболее удачные решения поставленных задач в ходе проведения занятий. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации.
  1   2

Похожие:

1. Цель производственной (педагогической) практики iconПрограмма производственной практики методические указания к прохождению производственной практики для студентов 4, 5-го курсов специальности 040101. 65
Во время прохождения производственной практики студенты могут приобрести следующие умения
1. Цель производственной (педагогической) практики iconПрограмма преддипломной производственной практики предназначена для студентов 5-го курса факультета мэо, обучающихся по специальности «Мировая экономика»
В программу включены практические вопросы организации преддипломной производственной практики, а также вопросы, которые практикант...
1. Цель производственной (педагогической) практики iconМетодические рекомендации по педагогической практике студентов III курса бгф утверждено методическим советом Якутского госуниверситета введение
За время педагогической практики закладываются основы профессиональной деятельности, практических умений, которые должны получить...
1. Цель производственной (педагогической) практики iconМетодические указания студенту для прохождения производственной практики и составлнию отчёта о прохождении производственной практики

1. Цель производственной (педагогической) практики iconПрограмма организационно экономической (производственной) (название практики) для специальности
«Маркетинг». Данная программа практики определяет порядок, содержание и методику проведения производственной практики студентов факультета...
1. Цель производственной (педагогической) практики iconСодержание отчёта по производственной преддипломной практике введение
Цель и задачи производственной преддипломной практики. Сбор и обработка исходной информации при подготовке выпускной квалификационной...
1. Цель производственной (педагогической) практики iconПрограмма производственной (преддипломной) практики для студентов специальности
Программа производственной (преддипломной) практики для студентов специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» всех форм обучения...
1. Цель производственной (педагогической) практики iconПрограмма учебно-производственной практики для студентов всех форм обучения
Рабочая программа учебно-производственной практики составлена в соответствии с требованиями к организации практики Государственного...
1. Цель производственной (педагогической) практики iconПрограмма производственной практики студентов 4-й курс озо по специальности 030501 – «Юриспруденция»
Содержание производственной практики: с указанием распределения бюджетного времени, видов работ, формируемых умений и навыков
1. Цель производственной (педагогической) практики iconПрограмма и методические рекомендации по прохождению производственной практики студентов 4-го курса
К прохождению производственной практики предъявляются более высокие требования по выполнению программных заданий, более глубокий...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница