Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова




НазваниеИдейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова
страница1/3
Дата конвертации24.03.2013
Размер332.09 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи
Кулова Марина Руслановна


Идейно-тематическое и художественное

своеобразие кавказского периода

творчества Инала Канукова

Специальность 10.01.02 – Литература народов Российской Федерации

(осетинская литература)

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Владикавказ 2008

Работа выполнена на кафедре русской литературы в национальной школе

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени

Коста Левановича Хетагурова».

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

Келехсаева Людмила Борисовна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Фидарова Римма Японовна
кандидат филологических наук, доцент

Кайтова Ирина Анатольевна

Ведущая организация: Московский государственный гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова


Защита состоится «_18_» ноября 2008 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.02 в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» по адресу: 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» по адресу: 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова «___» октября 2008 г. Режим доступа: http://www.nosu.ru

Автореферат разослан «____» октября 2008 г.




Ученый секретарь О.Д. Бичегкуева

диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы. Известный осетинский писатель и этнограф Инал Дударович Кануков начал свою литературную деятельность в 70-х годах XIX века. Глубокий демократизм, превосходное знание жизни горца, бескомпромиссная правда, активный характер творчества – все это привлекало к И.Канукову горячие симпатии читателя. Он первым отразил в художественных очерках и рассказах на русском языке жизнь горцев-осетин. Его произведения отличались не только остротой поднятых вопросов, имевших жизненное значение для пореформенной жизни горцев, не только поисками подлинной «правды жизни», но необычной творческой манерой, с которой он пришел в литературу.

Однако художественное творчество этого талантливого писателя изучено недостаточно. Особенно это относится к кавказскому периоду его литературной деятельности. Несмотря на имеющиеся работы по изучению творчества Канукова (Т. Бесаев "Инал Кануков"; Х. Ардасенов "Жизнь и творческая деятельность И. Канукова"; С. Джанаев "Писатель-патриот И.Д. Кану­ков"; З.Н. Суменова "Инал Кануков"; С.Ш. Габараева "Инал Кануков. Очерк творчества"; Ш.Ф. Джикаев "Воспоминания об И.Канукове"; Н.Г. Джусойты "Инал Кануков"; Е. Котаев "Педагогические мысли И. Канукова"; З.М. Салагаева "От очерка к рассказу. И. Кануков"; С. Джанаев "Поэт борьбы, правды и любви. И.Д. Кануков), ни одно из его произведений не было подвергнуто комплексному литературоведческому анализу. Не выявлены жанровые формы произведений писателя, их композиция, образный строй, интертекстуальные связи, не исследована структура повествования, особенности временной и пространственной организации, не определена эстетико-художественная значимость, не исследован вопрос художественного метода писателя и своеобразия его стиля. Всем этим и определяется актуальность диссертационной работы.

Объектом исследования является кавказский период художественного творчества Инала Канукова.

Предметом исследования послужили рассказы, художественно-публи­цистические очерки кавказского периода творчества И. Канукова, их идейно-тематическое своеобразие и художественные особенности, а также эстетические доминанты.

Цель исследования – изучить идейно-тематическое и художественное своеобразие творчества Инала Канукова кавказского периода.

Поставленной целью было обусловлено решение следующих задач:

1) изучить биографию писателя и его литературно-эстетические взгляды;

2) исследовать идейно-тематическое своеобразие очерков и рассказов И. Канукова;

3) определить жанровую специфику очерков И. Канукова, проанализировать их композицию, образный строй текста, структуру повествования, способы выражения авторской позиции, выявить их интертекстуальные связи;

4) исследовать специфические особенности рассказов И.Канукова, выя­вить в каждом рассказе наиболее характерные для И.Канукова художественные средства, проанализировать особенности сюжетов рассказов, их композиции, подачу в них жизненного материала, раскрытие человеческих характеров, приемы типизации, образный строй текстов, структуру повествования, художественный хронотоп, язык героев и автора, а также способы выражения авторской позиции в текстах рассказов.

Для решения выдвинутых задач применялись следующие методы исследования:

1) теоретический (изучение и критический разбор литературоведческой и критической литературы);

2) описательный (описание и анализ содержания и художественных средств произведений, их композиции и сюжета);

3) сравнительно-сопоставительный (сравнение сходных фактов в анализируемых произведениях, а также сопоставление их с подобными явлениями в истории русской литературы).

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили основополагающие работы по различным вопросам русского и осетинского литературоведения, ориентирующие на анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, исследующие вопросы пафоса произведений в его разновидности, проводящие различия между понятиями исторической правдивости и идейной направленности литературных произведений, рассматривающие предметную изобразительность как основную сторону их формы и освещающие основные эстетические категории. Это прежде всего работы М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, Д.С.Лихачева, Ю.М. Лотма­на, Г.Н. Поспелова, А.И. Ревякина, Л.И. Тимофеева, В.Е. Хализева, Н.Ф. Гуляе­ва, А.Ф. Лосева, Б.В. Томашевского, а также исследования литературоведов Осетии: В.И. Абаева, А.П. Семенова, Х.Н. Ардасенова, Н.Г. Джусойты, Ш.Ф. Джи­каева, С.Б. Сабаева, Л.Б. Келехсаевой, З.М. Салагаевой, З.Н. Суме­новой, С.Ш. Габараева и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в осетинском литературоведении осуществлен комплексный филологический анализ художественных текстов кавказского периода творчества талантливого осетинского писателя, внесшего весомый вклад в развитие осетинской литературы. В связи с этим:

– изучено формирование мировоззрения писателя и определены его литературно-эстетические взгляды;

– выявлена специфика очерков И.Канукова и определены их жанровые особенности;

– произведен анализ архитектоники очерков писателя, исследован их образный строй, структура повествования, художественный хронотоп, способы выражения авторской позиции и интертекстуальные связи;

– изучено идейно-художественное своеобразие рассказов И.Канукова, исследованы особенности их сюжетов, композиция, художественные средства, характеры героев, речевые и портретные характеристики, художественный хро­нотоп, структура повествования, словесные образы, интертекстуальные связи.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты литературоведческого анализа очерков и рассказов И.Канукова, принципы выявления их специфики, методика исследования наиболее характерных для писателя художественных средств, раскрытие приемов типизации, подачи жизненного материала, изучение художественного времени и пространства, способов выражения авторской позиции могут стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других осетинских писателей.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по истории осетинской литературы, при создании учебников и учебных пособий, при написании истории осетинской литературы и составлении учебной программы к ней.

На защиту выносятся следующие положения:

1) отбор, обобщение, оценку и изображение жизненных явлений И. Ка­нуков осуществляет на основе метода критического реализма: при этом романтические элементы в произведениях автора либо полностью отсутствуют, либо сведены к минимуму;

2) особенности художественного стиля писателя, совокупность художественных средств, которыми он пользуется, координируют с содержанием произведений;

3) специфика поэтики И. Канукова проявляется в композиции образа, в соотношении действующих лиц, в сюжете, в композиции, в художественном хронотопе, в языке автора и персонажей;

4) в произведениях И. Канукова раскрывается диалектическое противоречие между сущностью и существованием человека, что проявляется в коллизии между личностью и вписанным в обстоятельства характером персонажа;

5) герой кануковских рассказов явился художественным обобщением жизни горца последней четверти ХIХ века.

Цель, задачи, проблематика и логика исследования, последовательность решения поставленных задач определили содержание и структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы в национальной школе (2007 г.). Основные положения и результаты исследования были изложены на итоговых научных конференциях СОГУ (2003, 2004, 2005 гг.), а также опубликованы 3 статьи в научных реферативных журналах "Известия РГПУ им. А.И. Герцена". Отдельные этапы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы в национальной школе. По материалам диссертации опубликовано 7 работ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновываются выбор и актуальность темы работы. Определяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, методологическая и теоретическая основа исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, излагаются положения, выносимые на защиту, определяется структура диссертации, осуществляется критический разбор литературы по исследуемой проблеме, даются сведения об апробации результатов исследования.

В первой главе – «Жизненный путь и литературно-эстетические взгляды Инала Канукова» – исследуются условия жизни И. Канукова, излагаются важнейшие вехи его биографии, а также анализируются литературно-эстетичес­кие взгляды писателя, что важно в аспекте интерпретации его очерков и рассказов.

Инал Кануков прожил нелегкую жизнь. Он постоянно пребывал в поисках истины, в постоянных разочарованиях, которые приносила ему тяжелая горская действительность, разрушавшая иллюзорные представления о жизни. Писатель был раним невзгодами простого труженика-горца, задавленного нуждой, суевериями, вековыми адатами, поскольку и сам был постоянно терзаем многочисленными житейскими неурядицами.

В произведениях Канукова – и это является яркой приметой его творчества – предстают в органическом сочетании и взаимосвязанности глубокие идеи, горькие раздумья страстного публициста, проникновенного художника слова над горской действительностью и личные переживания, автобиографические факты.

Сочинения Инала Канукова отличает глубокое своеобразное сочетание публицистического и художественно-беллетристического начал. Это определяет его особое место в осетинской литературе и публицистике. Он способствовал разнообразию стилей литературного выражения в рамках реалистической прозы, утвердив права публицистичности в идейно-образной и композиционно-стилистической структуре малых форм литературы.

Творческая разработка поэтики и стилистики очерковой литературы, стоящей на грани художественной прозы и публицистики, дает все основания считать И. Канукова одним из основателей в осетинской литературе проблемного очерка и прежде всего его разновидности – очерка художественно-публи­цистического.

В произведениях Канукова остро ставятся насущные проблемы горской жизни 70-х годов, основанные на убедительном жизненном материале, богато и широко представленном в его произведениях и осмысленном с прогрессивных позиций. Идейная значимость очерков и рассказов писателя определялась тем, что с их страниц заговорили факты живой действительности – настолько точно он изучил жизнь горца.

Для творчества И. Канукова характерна эмоциональная напряженность и высокая эстетика изложения повествования, динамичная композиционно-сти­листическая структура текста, публицистически напряженная речь автора, меткое, острое слово. Канукова отличает умение убедительно, в яркой и доступной форме выразить жизненно важные для горцев мысли. В его произведениях мы отмечаем острую наблюдательность, меткую, рельефную и точную характеристику действительности, социальных слоев, глубокое знание горской жизни, умение проникнуть в суть общественных явлений, правильно понять общие тенденции их развития.

Уже в детские годы у писателя накопился большой запас знаний из области народного быта, которые он впоследствии обнаружил в своих замечательных этнографических очерках.

Годы учения в Ставропольской гимназии были для будущего писателя временем формирования общественно-политических взглядов, созревания его демократического мировоззрения. Основой мировоззрения Канукова, его эстетических взглядов является материалистическое понимание действительности. Материалистические взгляды, привитые ему в Ставропольской гимназии, с наибольшей полнотой раскрываются в его очерках, посвященных горской жизни. Примером воплощения горской эстетики являются произведения устного народного творчества, приведенные в его очерках. Для Канукова, как и для многих других представителей материалистической эстетики, при рассмотрении явлений литературы и искусства характерно преимущественное внимание к вопросам их значения, общественного и идейного смысла. Писатель показал, что прекрасное в искусстве имеет своим источником действительность. Прекрасное он видел в полезном труде, в предприимчивости, в которых проявляется красота человеческой личности. Таков в очерке «Горцы-переселенцы» образ молодого горца Хасана.

Канукову чужд спокойный и бесстрашный объективизм. Все жертвы произвола и вредных обычаев в его очерках изображены достойными сожаления, в чем сказался его глубокий гуманизм. Сам писатель по этому поводу писал: «Ни один беллетрист не может отрешиться от свойственного всем писателям вносить в свои произведения хотя частичку своего нравственного мира, свои воззрения на внутренний или на внешний мир. Как бы он ни старался быть объективным к описываемому предмету, он неизбежно внесет свои взгляды и воззрения, свои симпатии или антипатии в свой рассказ, а иначе он и рискует быть скучным, сухим, малоинтересным. Не согретое искрой того огня, который горит в душе писателя и дает ему особый, своеобразный процесс мышления, не нося характер его мировоззрения, произведение не достигнет свой цели и пройдет совершенно незамеченным».1

В очерках и рассказах И. Канукова как нельзя лучше прослеживается общность его личного мировоззрения с характером повествования. Кануков считал, что «писатель сам должен пережить и перечувствовать все, им описываемое, если не фактически в действительной жизни, то силой своей пылкой фантазии донести себя до полной иллюзии ощущения». Таким образом, Кануков пишет о необходимости в художественном произведении вымысла, фантазии. Но вымысел и фантазия должны гармонировать с реальностью. Следовательно, в своих эстетических суждениях Кануков требовал от литературы правдивого изображения жизни. Отмечая эту черту творчества писателя, З.Суменова пишет: «Кануков требует изображения не исключительных, экзотических личностей прошлого, а типичных, реальных характеров современности».2 Кануков превосходно знал жизнь горца во всем разнообразии подробностей ее повседневного быта, как никто из горских писателей постиг тайны ее внутреннего бытия, вник в действительные социальные проблемы крестьянской жизни, стал отличным знатоком горского быта. Его произведения являются авторитетным источником сведений о положении дел в осетинской жизни второй половины XIX века.

Канукову свойственна не только правдивость и точность жизненных наблюдений, но и изображение действительности с позиций последовательного демократизма жизни народа, прежде всего крестьянства, понимание нужд и забот простого горца, личная заинтересованность в судьбе своего народа, отсюда стремление усилить эмоциональное воздействие текста.

Во второй главе – «
  1   2   3

Похожие:

Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconТематическое планирование 7 класс №
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconПрограмма платного курса для учащихся
Основная мысль ученического высказывания и идейно-тематическое содержание литературного процесса
Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconПушкин а с. Русская природа в стихотворениях а с. пушкина
Но принципы ее изображения, художественный метод, начиная с лицейского периода, постоянно менялись в зависимости от эволюции творческого...
Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconИсторическая справка
Флористика – это особый вид творчества. Она объединяет в себе трепетное отношение ко всему живому, наблюдательность, умение увидеть...
Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconПоложение о проведении окружного конкурса в жанре: «Художественное слово»
Городской Фестиваль детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» проходит в период с сентября 2010 года по август 2012...
Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconТема урока Тип урока
Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы
Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconОбразовательная область «Художественное творчество»
Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической...
Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconПротокол №1 Педагогического совета От 27. 09. 2011 г. Дополнительная общеобразовательная программа «кружевница»
Комплексная программа по декоративно-прикладному творчеству предназначена для учащихся Центра детского творчества «Радуга». Обучает...
Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по обществознанию (2012 г.)
Составитель: Канукова З. В., профессор кафедры Российской истории и кавказоведения
Идейно-тематическое и художественное своеобразие кавказского периода творчества Инала Канукова iconПрограмма по истории западной философии раздел западноевропейская философия средних веков тема духовные и идейно-теоретические предпосылки западноевропейской философии средневековья
Тема духовные и идейно-теоретические предпосылки западноевропейской философии средневековья
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница