Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения




НазваниеРавенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения
страница1/2
Дата конвертации22.03.2013
Размер285.49 Kb.
ТипДиссертация
  1   2
На правах рукописи


Ендонова Софья Валентиновна

Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права

12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва - 2010

Диссертация выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.
Научный руководитель: Снигирева Ирина Олеговна

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист Российской Федерации
Официальные оппоненты: Дмитриева Ирина Константиновна

доктор юридических наук, профессор


Шестеряков Игорь Александрович

кандидат юридических наук, доцент
Ведущая организация: Уральская государственная юридическая

академия
Защита диссертации состоится «12» мая 2010 г. в 15 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 602.001.04 при Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского д.90.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии труда и социальных отношений.

Автореферат разослан «8» апреля 2010 года.
Ученый секретарь Диссертационного совета Н.А. Бриллиантова

кандидат юридических наук, доцент


Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Принцип равенства прав и возможностей работников закреплен в ст.2 ТК РФ и является отраслевой конкретизацией принципа равноправия, установленного в статье 19 Конституции РФ, который, в свою очередь, базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права, основанных на таких идеях естественного права как свобода, справедливость, равенство.

Принцип равенства прав и возможностей работников – это один из основополагающих принципов трудового права, является «принципом – идеей»1. Он распространяется на все нормы трудового права, трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, на все трудовые права работников.

Принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе – и принцип равенства прав и возможностей работников, впервые были легально закреплены только с принятием Трудового кодекса РФ 21 декабря 2001г. На сегодняшний день теоретические положения, касающиеся принципа равенства прав и возможностей работников в науке трудового права не разработаны. Трудовое законодательство не содержит определения его понятия.

Необходимость в комплексном исследовании принципа равенства прав и возможностей работников в сфере труда, объясняется тем, что этот принцип, являясь руководящим исходным положением правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, ориентирует законодателя на принятие и развитие законодательства в соответствующем направлении. При наличии четкого понятия этого принципа законодатель может усовершенствовать трудовое законодательство путем выявления и исключения нарушающих данный принцип норм, а также развивая принцип, установленный в ст.2 ТК РФ, конкретизировать его применительно к отдельным институтам трудового права.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются не только трудовым законодательством, но и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ст.5 ТК РФ). В такой ситуации необходимы общеобязательные универсальные основы правового регулирования трудовых отношений, на которые должны ориентироваться все правотворческие органы и субъекты правоприменения. Роль такого рода основ призван выполнять, в частности, и принцип равенства прав и возможностей работников.

Дискриминация является обратной стороной равенства. Хотя проблемы дискриминации и защиты от ее проявлений находятся в поле зрения законодателя и науки трудового права, она все же имеет место в трудовых отношениях, что является свидетельством недостаточной эффективности существующих правовых норм. Четкое понятие принципа равенства прав и возможностей работников позволит усовершенствовать и понятие дискриминации, разработать дополнительные средства защиты от нее.

Таким образом, определение понятия, сущности и содержания принципа равенства прав и возможностей работников как одного из основополагающих отраслевых принципов трудового права, дополнит общую часть науки трудового права, позволит усовершенствовать в дальнейшем трудовое законодательство, не допускать нарушений данного принципа. Тем самым повысится уровень гарантированности равенства прав и возможностей работников, а значит и реальности осуществления трудовых прав работниками.

До недавнего времени в правовой науке, а именно в теории государства и права, конституционном праве проблемы правового равенства специально не изучались. Только с середины 90-х годов XX века стали появляться исследования, посвященные изучению правового равенства2. В правовой науке и, в частности, науке трудового права специальных исследований, посвященных проблемам равенства прав и возможностей работников не проводились.

Недостаточная научная разработка проблем равенства прав и возможностей работников и настоятельная потребность в ней предопределили актуальность данного диссертационного исследования.

Объектом исследования являются отношения в сфере труда и их правовое регулирование (нормы трудового права) с точки зрения равенства прав и возможностей работников.

Предметом исследования выступают принципы правового равенства и равенства прав и возможностей работников, средства его обеспечения.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение равенства прав и возможностей работников как отраслевого принципа трудового права. Для достижения этой цели в исследовании поставлены следующие задачи:

определить понятие принципа правового равенства, раскрыть его содержание;

рассмотреть общепризнанные международные нормы и нормы российского трудового законодательства о понимании принципа равенства прав и возможностей работников;

определить понятие и сущность принципа равенства прав и возможностей работников, раскрыть его содержание;

определить средства обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников, дать их классификацию;

разработать предложения по совершенствованию российского трудового законодательства.

Методология исследования определена его целью и задачами. В диссертации использованы такие методы научного познания как логический анализ, синтез, исторический, сравнительно-правовой.

Научно-теоретическую базу исследования составили труды ведущих российских ученых в области общей теории права, конституционного и трудового права: Н.Г. Александрова, М.В. Баглая , М.И. Бару, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, И.К. Дмитриевой, Ю.В. Капрановой, Г.Н. Комковой, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, С.П. Маврина, Н.И. Матузова, , В.И. Никитинского, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского, С.Л. Рабиновича-Захарина, Г.С. Скачковой, В.Н. Скобелкина, О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой, Т.А. Сошниковой, Л.С. Таля и многих других.

Нормативно-правовую базу исследования составили международные акты - ООН, МОТ, Европейского Союза, СНГ, ЕврАзЭС; российского законодательства – Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Использованы постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация представляет собой первое в науке трудового права России комплексное монографическое исследование равенства прав и возможностей работников как отраслевого принципа трудового права.

Наиболее важные выводы и предложения, отражающие научную новизну диссертационного исследования, содержатся в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Выявлено, что принцип равенства прав и возможностей работников является отраслевой конкретизацией принципа правового равенства и конституционного принципа равноправия, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.

2. Сформулировано понятие принципа равенства прав и возможностей работников как одного из основополагающих отраслевых принципов трудового права, выражающегося в установлении трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами равного объема трудовых прав и средств, обеспечивающих осуществление этих прав для всех работников, находящихся в одинаковом правовом положении.

3. Делается вывод о том, что равенство прав и возможностей работников, являясь принципом трудового права, пронизывает все правовые нормы данной отрасли права. Соответственно этот принцип распространяется на все источники трудового права и обязывает: 1) трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты РФ устанавливать равный объем трудовых прав и средств, обеспечивающих эти права для всех работников, находящихся в одинаковом правовом положении; 2) законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты устанавливать равный объем трудовых прав и средств их обеспечения для тех работников, на которых эти акты распространяются. Реализация данного принципа требует, чтобы вышеуказанные нормативные правовые акты не снижали объем прав работников и средств их обеспечения, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.

4. Определена сущность принципа равенства прав и возможностей работников. Она состоит в том, чтобы каждый работник мог воспользоваться признанными международным сообществом и национальным законодательством трудовыми правами, а также средствами, обеспечивающими осуществление этих прав, применении своих способностей к труду без какой-либо дискриминации для удовлетворения в конечном итоге своих потребностей, получения определенных благ.

5. Выделены элементы содержания принципа равенства прав и возможностей работников, которыми являются равенство прав и равенство возможностей работников.

6. Сформулировано понятие равенства прав работников как содержательного элемента принципа равенства прав и возможностей работников, отражающего и закрепляющего равную значимость каждого гражданина как субъекта трудового права вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств и направленного на установление всеми источниками трудового права равного объема прав для всех работников, находящихся в одинаковом правовом положении.

7. Выявлено, что структуру равенства прав работников составляют:

1) формальное равенство прав, которое означает равный объем общих статутных прав работников, установленных статьей 21 ТК РФ для всех работников, независимо от объективных и субъектных оснований дифференциации; 2) равенство прав с учетом объективных и субъектных оснований дифференциации, предполагающее наличие специальных правовых статусов у отдельных категорий работников и означающее равный объем прав у работников в пределах одного правового статуса.

8. Определено понятие равенства возможностей работников как содержательного элемента принципа равенства прав и возможностей работников. Оно означает равное обеспечение (гарантирование) трудовых прав работникам. То есть должны быть созданы одинаковые условия работникам для беспрепятственного фактического осуществления ими трудовых прав. Во всех источниках трудового права должен быть установлен равный объем средств, обеспечивающих осуществление трудовых прав для всех работников, находящихся в одинаковом правовом положении.

9. Выявлено, что структуру равенства возможностей работников составляют: 1) равный объем средств, обеспечивающих общие статутные права всех работников, установленные в ст.21 ТК РФ; 2) равный объем средств, обеспечивающих права работников с учетом объективных и субъектных оснований дифференциации. Второй элемент означает равенство дополнительных гарантий к общим правам, установленным в ст.21 ТК РФ, и равенство дополнительных гарантий к дополнительным правам для определенных категорий работников.

10. Сформулировано понятие средств обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников как юридических явлений, выраженных в нормах права, результатом функционирования и использования которых является реализация этого принципа.

Наиболее значимыми средствами обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников являются: единство и дифференциация норм трудового права; запрещение дискриминации; компетенция органов по охране и защите принципа равенства прав и возможностей работников; юридическая ответственность за нарушение этого принципа.

11. Предлагается внести изменения в законодательные акты: дополнить ч.2 ст.19 Конституции РФ, указанием на то, что государство гарантирует не только равенство прав и свобод человека и гражданина, но и равенство возможностей; ч.1 ст.3 ТК РФ сформулировать в следующей редакции: «Государство гарантирует равенство прав и возможностей работников»; ч.2 ст.3 ТК РФ после слов: «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах» дополнить словами: «а также в средствах и способах их обеспечения…».

Предложена также новая редакция статей: 251 ТК РФ; ч.1 ст.5.27, ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ; ст.136 УК РФ и иных нормативных правовых актов.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней впервые комплексно исследован принцип равенства прав и возможностей работников, предложен ряд научных дефиниций, дополняющих теорию трудового права. Сформулированные в результате диссертационного исследования научные выводы и предложения могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства, в правоприменительной деятельности, научных исследованиях, преподавании курса «Трудовое право».

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование подготовлено на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения работы изложены в опубликованных статьях.

Структура диссертационного исследования обусловлена его объектом, предметом, целью и задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии, включающей список использованной литературы, нормативных правовых актов, актов судебных органов.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы с учетом степени ее научной разработанности, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, приводятся его теоретические и методологические основы, отмечается научная новизна и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Понятие равенства прав и возможностей работников как отраслевого принципа трудового права» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Правовое равенство как основа принципа равенства прав и возможностей работников» рассматриваются понятие и содержание принципа правового равенства.

Принцип правового равенства, являясь базовым принципом фундаментальной правовой науки, находит свое отражение в различных отраслевых науках и в формальной фиксации – в нормативных правовых актах. На законодательном уровне он закрепляется, прежде всего, в Конституции РФ, в частности, в статье 19. Поскольку конституционный уровень предполагает универсальность соответствующего принципа для всей правовой системы и является базой текущего законодательства, он присутствует в каждой из отраслей российского права.

Принцип правового равенства является основой принципа равенства прав и возможностей работников. Трудовое право конкретизирует принцип правового равенства применительно к регулируемым им отношениям – трудовым и иным непосредственно связанным с ними отношениям. Поэтому исследование понятия и содержания принципа правового равенства имеет базовое значение для последующего раскрытия принципа равенства прав и возможностей работников.

Содержание правового равенства составляют равенство перед законом и равноправие. Равенство перед законом является первым шагом, предпосылкой к реальному равенству и означает равную значимость людей, признание их субъектами права без какой-либо дискриминации, установление в законодательстве равного правового положения граждан. Недопустима иерархия правового положения граждан – наличие высших или низших юридических статусов. Вторым шагом является равноправие – равенство прав и свобод граждан.

В зависимости от ряда обстоятельств, например, от специфики и условий труда, субъектных особенностей законодательство дифференцированно регулирует общественные отношения, что предполагает установление специальных правовых статусов. Это оправданно, т.к. в соответствии со ст.7 Конституции Российская Федерация является социальным государством и поэтому требования справедливости обеспечиваются принципом правового равенства с учетом неодинаковости людей, специфики и условий труда и других обстоятельств. Учитывая наличие специальных правовых статусов, можно определить понятие равноправия (равенства прав и свобод граждан).

Равноправие – это содержательный элемент правового равенства и означает, что каждый человек как субъект права должен иметь установленный законодательством равный объем прав относительно субъектов, находящихся с ним в одинаковом правовом положении.

Равенство перед законом и равноправие взаимосвязаны и являются структурными элементами содержания принципа правового равенства. Только единство этих двух элементов и может быть названо принципом правового равенства. Таким образом, правовое равенство – один из фундаментальных общеправовых принципов, состоящий из равенства перед законом, то есть установлении законодательством равного правового положения граждан как субъектов права и равноправия, выражающегося в законодательном установлении равного объема прав и свобод для всех граждан, находящихся в одинаковом правовом положении.

В правовой науке, при рассмотрении правового равенства, нередко употребляется понятие «равенство». «Равенство» - более масштабное и широкое понятие по сравнению с «правовым равенством». Правовое равенство является частью равенства, причем наиболее важной частью. С помощью правового равенства (путем закрепления социальных норм о равенстве в правовых нормах) при поддержке государства (создании условий реализации) социальное равенство может быть реализовано, достигнуто подлинное фактическое равенство.

В юридической литературе помимо понятия «правовое равенство» нередко упоминается «юридическое равенство» (формальное). Юридическое равенство, в отличие от более широкой категории «правовое равенство», отражает близость к формально–нормативному способу обозначения предписаний. Правовое равенство выражает определенную социальную реальность, а юридическое равенство в конкретной правовой системе может быть реальным и фиктивным.3 Мы присоединяемся к мнению, что логика такого рассуждения ведет к утере понятием «принцип правового равенства» своей предметности, поскольку все содержание равенства в праве сосредотачивается в категории «принцип юридического равенства», включающей в себя и правовое равенство.4

Во втором параграфе «Международные нормы о понимании принципа равенства прав и возможностей работников» рассматриваются основополагающие акты ООН, посвященные правам человека; акты МОТ; акты, принятые региональными организациями государств – Советом Европы, СНГ, ЕврАзЭС.

Общепризнанные международные нормы не раскрывают содержание принципа равенства прав и возможностей работников. Более того, нет единого понятия, обозначающего данный принцип.

Общепризнанные международные нормы содержат основные идеи о равенстве, возведенные в принципиальные положения, которые служат фундаментом для законодательства государств. Международные нормы закрепляют основные права и свободы человека, в том числе и в сфере труда, которые не могут быть снижены национальным законодательством, должны быть закреплены и гарантированы законодательством каждого государства. Признанные международным сообществом принципы, права и свободы человека, как правило, закрепляются в основном законе страны – конституции, а затем конкретизируются и гарантируются отраслевыми нормами права. Так, в статье 19 Конституции РФ закреплен принцип равноправия. Затем в ст.2 ТК РФ он конкретизирован и сформулирован как принцип равенства прав и возможностей работников.

В третьем параграфе «Понятие, сущность и содержание принципа равенства прав и возможностей работников» рассматриваются общие вопросы равенства прав и возможностей работников как отраслевого принципа трудового права.

Определено понятие принципа равенства прав и возможностей работников как одного из основополагающих отраслевых принципов трудового права, выражающегося в установлении трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами равного объема трудовых прав и средств, обеспечивающих осуществление этих прав для работников, находящихся в одинаковом правовом положении.

Равенство прав и возможностей работников, являясь принципом трудового права, пронизывает все правовые нормы этой отрасли. Соответственно он распространяется на все источники трудового права, закрепленные в ст.5 ТК РФ. Так, принцип равенства прав и возможностей работников распространяется на трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты РФ и диктует им обязанность установления равного объема трудовых прав и средств их обеспечения для всех работников, находящихся в одинаковом правовом положении. Этот принцип распространяется также на законы субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты и обязывает их устанавливать равный объем прав и средств их обеспечения для тех работников, на которых эти акты распространяются. Кроме того, вышеуказанные нормативно-правовые акты не могут снижать объем прав и средств их обеспечения, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.

Сущность принципа равенства прав и возможностей работников состоит в том, чтобы каждый работник мог воспользоваться признанными международным сообществом и национальным законодательством трудовыми правами, а также средствами, обеспечивающими осуществление этих прав, применении своих способностей к труду без какой-либо дискриминации для удовлетворения в конечном итоге своих потребностей, получения определенных благ.

Структурными элементами содержания принципа равенства прав и возможностей работников являются равенство прав и равенство возможностей работников. Равенство прав работников означает равную значимость каждого гражданина как субъекта трудового права вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также установление всеми источниками трудового права равного объема прав для работников, находящихся в одинаковом правовом положении. Структуру равенства прав работников составляют:

1) формальное равенство прав, которое означает равный объем общих статутных прав работников, установленных статьей 21 ТК РФ для всех работников, независимо от объективных и субъектных оснований дифференциации; 2) равенство прав с учетом объективных и субъектных оснований дифференциации, которое предполагает наличие специальных правовых статусов у отдельных категорий работников и означает равный объем прав у работников в пределах одного правового статуса.

Равенство возможностей работников означает равное обеспечение (гарантирование) трудовых прав работникам. То есть должны быть созданы одинаковые условия работникам для беспрепятственного фактического осуществления ими трудовых прав. Во всех источниках трудового права должен быть установлен равный объем средств, обеспечивающих осуществление трудовых прав для работников, находящихся в одинаковом правовом положении. Структуру равенства возможностей работников составляют: 1) равный объем средств, обеспечивающих общие статутные права всех работников; 2) равный объем средств, обеспечивающих права работников с учетом объективных и субъектных оснований дифференциации. Второй элемент означает равенство дополнительных гарантий к общим правам, установленным в ст.21 ТК РФ и равенство дополнительных гарантий к дополнительным правам для определенных категорий работников.

Предлагается дополнить ч.2 ст.19 Конституции РФ указанием на то, что государство гарантирует не только равенство прав и свобод человека и гражданина, но и равенство возможностей.

Вторая глава «Правовые средства обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников» состоит из пяти параграфов.

В первом параграфе «Понятие и классификация средств обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников» анализируется содержание понятий «обеспечение», «гарантии», «средства», «способы», сформулировано понятие средств обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников, определяются средства обеспечения этого принципа, проводится их классификация.

Под обеспечением равенства прав и возможностей работников понимаются гарантии, т.е. средства, способы, условия направленные на фактическое претворение указанного принципа в реальность. Юридические гарантии равенства прав и возможностей работников выражаются как в нормах права, так и в правовой деятельности, направленной на реальное обеспечение осуществления прав работников.

Средства обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников – юридические явления, выраженные в нормах права, результатом функционирования и использования которых является реализация этого принципа. Способы обеспечения названного принципа представляют собой основанные на нормах права юридически значимые действия, направленные на обеспечение равенства прав и возможностей работников.

Наиболее значимыми средствами обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников являются: единство и дифференциация норм трудового права; запрещение дискриминации; компетенция органов по охране и защите принципа равенства прав и возможностей работников; юридическая ответственность за нарушение этого принципа.

Классификация средств обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников может быть проведена по следующим основаниям:

1) по целевому назначению средств, обеспечивающих принцип равенства прав и возможностей работников, можно выделить средства: а) реализации; б) охраны; в) защиты. Для реализации прав работниками должны быть созданы организационные условия. Охрана обеспечивает реализацию прав, оберегая их от нарушения. Защита связана с деятельностью, осуществляемой в случае нарушения субъективных прав и предполагает меры по восстановлению нарушенного права; 2) по форме выражения средств обеспечивающих принцип равенства прав и возможностей работников в законодательстве, можно выделить средства, выраженные: а) в нормах права; б) в нормах-принципах (например, принцип запрещения дискриминации ст.ст.2, 3 ТК РФ); 3) по источникам, в которых закреплены средства обеспечения принципа, можно разграничить средства, имеющиеся в: а) трудовом законодательстве; б) иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права; в) локальных нормативных актах; г) коллективном договоре, соглашении; 4) в зависимости от правового статуса работников (общего или специального) средства обеспечения принципа можно разграничить на: а) обеспечивающие равенство прав и возможностей всех работников; б) обеспечивающие равенство прав и возможностей отдельных категорий работников (с учетом объективных и субъектных оснований дифференциации); 5) в зависимости от элемента структуры единого принципа равенства прав и возможностей работников, средства, обеспечивающие данный принцип можно подразделить на: а) средства обеспечения равенства прав работников; б) средства обеспечения равенства возможностей работников. Классификация по данному основанию проведена, поскольку возможности производны от прав. Гарантиями равенства возможностей могут служить как гарантии равенства прав, так и общие гарантии (экономические, политические и.т.д.).

Во втором параграфе «Единство и дифференциация норм трудового права как средства обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников» рассматриваются понятие единства и дифференциации норм трудового права, основания дифференциации и виды ее норм с точки зрения обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников.

Единство и дифференциация неотделимы друг от друга, взаимосвязаны и служат единой цели – обеспечению равенства прав и возможностей работников. Единство норм трудового права, выражающееся в установлении трудовым законодательством общих статутных прав работников, средств их обеспечения, обязанностей работодателя, принципов правового регулирования труда, обеспечивает равенство прав и возможностей всех работников независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств (обеспечивает формальное равенство прав и возможностей). То есть ТК РФ устанавливается единый стандарт прав работников и средств их обеспечения, который не может быть снижен иными источниками трудового права. Все правотворческие органы и субъекты применения его норм должны ориентироваться на стандарт трудовых прав работников и средства их обеспечения. Тем самым гарантируется принцип равенства прав и возможностей работников.

Делается вывод, что объективная дифференциация (выделение норм по объективным признакам в специальные нормы) продиктована необходимостью приспособления с помощью норм трудового законодательства регулирования труда работников к объективно существующим условиям труда. Сущность субъектной дифференциации состоит в том, что она, в первую очередь, призвана обеспечить фактическое равенство трудовых прав работников. Трудовое законодательство учитывает особенности личности (пол, возраст, состояние здоровья, семейные обязанности) и с помощью специальных норм предоставляет таким работникам возможность выполнять трудовую функцию.

Таким образом, дифференциация обеспечивает равенство прав и возможностей отдельным категориям работников, находящимся в неравных условиях с другими работниками в силу субъектных оснований (обеспечивает фактическое равенство прав и возможностей работников). Для них трудовым законодательством вводятся специальные нормы, позволяющие им реализовать свои конституционные трудовые права, а также статутные трудовые права (ст.21 ТК РФ) в полном объеме. Иначе говоря, специальные нормы выравнивают правовое положение таких категорий работников по сравнению с остальными работниками, тем самым обеспечивается и принцип равенства прав и возможностей работников.

В третьем параграфе «Запрещение дискриминации как средство обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников» рассматриваются международные и российские нормы о понимании принципа запрещения дискриминации, понятии дискриминации, ее признаках; соотношение дискриминации и дифференциации; соотношение принципа равенства прав и возможностей работников и принципа запрещения дискриминации.

Принцип запрещения дискриминации, установленный в трудовом законодательстве, является специальным средством обеспечения принципа равенства прав и возможностей работников, поскольку именно дискриминация является непосредственным нарушением равенства. Закрепление принципа запрещения дискриминации в статьях 2, 3 ТК РФ является государственной гарантией соблюдения принципа равенства прав и возможностей работников, создает его повышенную защиту от нарушений.

Предлагается внести изменения в ст.3 ТК РФ: ч.1 ст.3 ТК РФ сформулировать в следующей редакции: «Государство гарантирует равенство прав и возможностей работников»; ч.2 ст.3 ТК РФ после слов: «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах» дополнить словами: «а также в средствах и способах их обеспечения…». Необходимость изменений в ТК РФ объясняются тем, что права работников без закрепления в законодательстве гарантий их осуществления – формальны. Если работодатель по дискриминационным основаниям ограничивает средства, способы, обеспечивающие права работника, то работник не сможет воспользоваться своими правами. Соответственно и статья 3 ТК РФ не достигнет своей цели и будет являться фиктивной нормой.

В четвертом параграфе «Компетенция органов по обеспечению соблюдения принципа равенства прав и возможностей работников» рассматривается компетенция прокуратуры, федеральной инспекции труда, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, комиссии по трудовым спорам, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Верховных судов субъектов РФ, районных судов, Европейского Суда по правам человека, Уполномоченного по правам человека по обеспечению соблюдения принципа равенства прав и возможностей работников.

  1   2

Похожие:

Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения iconСовременные тенденции развития зарубежного трудового права в условиях глобализации 12. 00. 05. трудовое право; право социального обеспечения
Диссертация выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии...
Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения iconМинимальный размер оплаты труда как одна из государственных гарантий в сфере наемного труда 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения
Работа выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии
Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения iconТемы рефератов по дисциплине «Трудовое право» Трудовое право в системе отраслей права. Источники трудового права Российской Федерации. Принципы трудового права России
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия со стороны работника
Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения iconВопросы к экзамену по дисциплине «Трудовое право» для студентов 4 курса факультета «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения Понятие трудового права как отрасли права
Соотношение трудового права с другими смежными отраслями права (с гражданским, административным, предпринимательским правом и правом...
Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения iconЗаконные интересы и их реализация в трудовом праве российской федерации 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения
Работа выполнена на кафедре трудового права фгбоу впо «Воронежский государственный университет»
Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения iconВопросы к экзамену по трудовому праву 2012 2013 уч г. Предмет и метод трудового права
Трудовое право одна из отраслей трудового права. Его отграничение от других отраслей права (гражданского, административного, права...
Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения iconПраво на труд и право на образование: регулирование отношений по профессиональной переподготовке работников в россии
Работа выполнена на кафедре трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета
Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения iconТемы рефератов по дисциплине: «Трудовое право». Предмет трудового права. Метод трудового права
Международное публичное право – экзамен, реферат; доц. Максимова Елена Вячеславовна
Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения iconПрограмма дисциплины «Сравнительное трудовое право» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста
Аннотация. Данный курс является продолжением и развитием прослушанного студентами курса «Трудовое право рф» и имеет целью расширить...
Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения icon1. Гражданское право как отрасль частного права. Принципы гражданского права
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница