Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей




НазваниеФедеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей
Дата конвертации20.03.2013
Размер128.18 Kb.
ТипПрограмма

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.М. Горького»
Институт по переподготовке и повышению

квалификации преподавателей
гуманитарных и социальных наук


КАФЕДРА ИСТОРИИ ИППК

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ИППК В.И. Михайленко

«____» ____________2007 г.




ПРОГРАММА

курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

по направлению «ИСТОРИЯ»

«Современные проблемы отечественной и зарубежной истории и историографии в вузовских блоках

ОПД и ГСЭ»
(144 часа)

Екатеринбург

2007

АННОТАЦИЯ
Программа предусматривает рассмотрение актуальных проблем современной историографии отечественной и зарубежной истории, методологии исторического знания, их преподавания в вузовских блоках ОПД и ГСЭ. Цель курса  сформировать представление о современных концептуальных подходах и основных достижениях историографии в изучении ключевых проблем мирового цивилизационного развития, возможностях междисциплинарной кооперации в их исследовании, методических аспектах преподавания. Рассчитана на преподавателей исторических дисциплин вузов.



  1. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ



Лекции


114

Практические занятия


30

Индивидуальные занятия с преподавателем

-

Самостоятельные занятия

-

ВСЕГО

144

Итоговая аттестация

защита отчетной работы

2. ТЕМЫ.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ



    1. Наследие Древнего мира: современный взгляд


Культурное, экономическое и политическое наследие цивилизаций Древнего мира. Античная наука: теория и практика. Взаимодействие Запада и Востока в период Античности. Римская империя и формирование Средиземноморского мира-экономики.

2.1.2. Актуальные проблемы изучения Средневекового Востока
Проблемы взаимодействия Востока и Запада в период Великого переселения народов. Роль Византии и Арабского халифата в контактах цивилизаций. Крестоносное движение и его результаты. Средиземноморская экономика и ее влияние. Кризис и распад Средиземноморского мира-экономики.


2.1.3. Современные проблемы изучения формирования Западноевропейской средневековой цивилизации
Экономические, политические, социальные и культурные основы формирования Средневековой цивилизации Запада. Проблемы переходного периода от античности к средневековью. Особенности государственности и конфессиональной идентичности. Специфика политических отношений в Средневековой Европе. Проблемы формирования и эволюции средневекового общества: корпоративность и иерархичность.

2.1.4. Актуальные проблемы становления Российской цивилизации: история и историография
Восточные славяне и возникновение Древнерусского государства в свете современных научных подходов. Русь в период монголо-татарского нашествия и ордынского ига: дискуссионные вопросы. Образование и развитие Русского централизованного государства. Россия в ХУП в.: основные тенденции развития. Русская культура и общественная мысль в Х-ХУП вв.

2.1.5. Запад и Восток: проблемы модернизации и вестернизации в контексте всемирной истории
Теоретические аспекты модернизации. Западная цивилизация: от традиционного общества к индустриальному. Россия и Запад: общее и особенное в модернизационных процессах. Проблемы вестернизации и эндогенной модернизации восточных обществ в контексте глобализации Новейшего времени.

2.1.6. Актуальные проблемы новой истории России в современной исторической литературе
Российские реформы XVIII в. в новейшей историографии. Реформы и контрреформы в истории России XIX века: актуальные проблемы исследования. Социально-экономическая и политическая модернизация России в конце XIX  начале XX в. в отечественной и зарубежной историографии. Проблемы социокультурного развития России в новое время в исторической литературе. Россия и Первая мировая война: современная историография проблемы. Революция 1917 г. в России: от новых источников к новому осмыслению.

2.1.7. Актуальные проблемы изучения советского периода отечественной истории
История СССР в свете теории тоталитаризма. Истоки советского тоталитаризма, этапы становления. Дискуссионные вопросы сталинизма. Эволюция тоталитаризма в постсталинский период. Современные подходы к проблеме тоталитаризма. Концепция модернизации и ее эвристический потенциал в изучении проблем развития советского общества: дискуссии и достижения современной историографии. Вооруженные силы в отечественной истории ХХ в. . Участие военных в политической борьбе в межвоенный период и во время Второй Мировой войны. Армия и государство: проблемы взаимоотношений в процессе эволюции тоталитарного государства.

2.1.8. Мир на рубеже веков: глобальные проблемы и тенденции развития
Планетарная система межгосударственных отношений. Ядерное оружие и техногенное воздействие на окружающую среду. Глобализация. Демографические и миграционные процессы. Угроза наркомании. Международный терроризм. Международно-правовые основы поддержания мира, стабильности и безопасности. Запад, Россия, Восток на рубеже тысячелетий. Современный исламизм.

2.1.9. Методология современного исторического знания
Парадигма научного знания конца XX  начала XXI вв. Состояние цивилизационного перехода: основные черты, характеристики и проявления эпохи постмодернизма. Историческое знание в условиях глобализации и информатизации. Трансформация социокультурных функций научного исторического знания. Изменение взаимоотношений научного знания и массового исторического сознания. Основные интеллектуальные течения, концепции исторического процесса в мировой историографии на рубеже XX - XXI вв. История и смежные социальные и гуманитарные науки: перспективы междисциплинарной кооперации. Междисциплинарный синтез как современное направление в развитии методологии исторического познания.

2.1.10. Современная зарубежная историография
Место и роль Школы «Анналов» в мировом историографическом процессе. Основные достижения французской историографии XX века. Школа «Анналов» и ее взаимоотношения с отдельными национальными историографиями.

2.1.11. Основы риторики в преподавании исторических дисциплин
Основные понятия риторики. Техника устной профессионально ориентированной речи. Правильность русской речи. Общение в аудитории. Риторика публичного выступления. Речевой этикет современного человека. Речевая техника деловой беседы.

2.2. Распределение времени по темам





темы

Количество часов


2.1.1

8

2.1.2

8

2.1.3

10

2.1.4.

16

2.1.5.

16

2.1.6

16

2.1.7.

16

2.1.8.

12

2.1.9.

16

2.1.10

16

2.1.11.

10


2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ



п.п.

Темы практических занятий

Количество часов


2.1.1

Древний Восток и Античность: общее и особенное

2

2.1.2

Актуальные проблемы изучения взаимодействия стран Востока и Запада в период Средневековья

2

2.1.3

Спорные вопросы происхождения государственности и эволюция общественного устройства Древней Руси

4

2.1.4

Основные проблемы формирования средневекового города

2

2.1.5

Опыт мировых модернизаций и проблемы истории России ХУШ – нач. ХХ вв.

4

2.1.6

Революция 1917 г. в России: предпосылки, сущность, последствия

4

2.1.7

Советская история в свете современной теории тоталитаризма

2

2.1.8.

Запад. Россия. Восток на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

2

2.1.9

Современные методы исторического исследования

4

2.1.10

Постмодернизм и эволюция школы Анналов

2

2.1.11

Риторика публичного выступления

2



2.4. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Работа в архивах, библиотеках. Консультации с научными руководителями по темам итоговых работ и преподавателями кафедры по темам учебных курсов.


2.5. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ


  1. Проблемы эволюции античной гражданской общины.

  2. Проблемы кризиса классического античного полиса: греческая и римская специфика.

  3. Образование единого Русского государства: предпосылки и основные этапы.

  4. Особенности развития русской культуры периода Средневековья.

  5. Особенности социально-экономического и политического взаимодействия стран Востока и Запада в период Средневековья.

  6. Современная историография формирования и эволюции средневековой государственности Западной Европы

  7. Основные проблемы историографии западноевропейского крестьянства.

  8. Национальная модель модернизации России: дискуссии в историографии.

  9. Проблемы социально-экономической и политической модернизации России на рубеже Х1Х-ХХ веков в оценках историков.

  10. Власть, общество, человек: взаимоотношения в советской политической системе в 1920-х-нач..1950-х гг.

  11. Армия в локальных конфликтах ХХ века.

  12. Взаимодействие военного и политического руководства в годы Второй Мировой войны

  13. Особенности социально-экономического развития СССР в 1920-е - 1930-е гг.

  14. Особенности и основные достижения французской микроистории.

  15. Менталитет и ментальная история.

  16. Постмодернизм и современные проблемы исторического познания.

  17. Междисциплинарная парадигма современного исторического знания.

  18. Становление индустриального общества и идейно-политические течения Х1Х века: особенности взаимодействия.

  19. Тоталитаризм и модернизация.

  20. Исламизм как социальный проект ХХ1 века.

  21. Планетарная система межгосударственных отношений на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

  22. Глобализация: причины, этапы, современные тенденции.


3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1. Основная литература



  1. Анкерсмит Ф.Р. Историография и постмодернизм. Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

  2. Васильев В.С. История Востока. Т. 1-2. М., 1993-1995.

  3. Введенский А.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. 2003.

  4. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

  5. Генезис личности демократической семьи гражданского общества и правового государства. СПб., 1999. Т. 1-2.

  6. Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы. М., 2004.

  7. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

  8. Дюби Ж. Средние века (987-1460): от Гуго Капета до Жанны д’ Арк. М., 2000.

  9. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России Х1Х-начала ХХ в. М., 1991.

  10. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в ХХ веке с Т. 3. мировых модернизаций. М., 1998.

  11. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

  12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

  13. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет. М., 2003.

  14. Либерализм Запада ХУП-ХХ века. М., 1995.

  15. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (ХУШ- начало ХХ в.).

  16. Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. М., 2005.

  17. Опыт российских модернизаций: ХУШ-ХХ века // Ред. В.В. Алексеев. М., 2001.

  18. Процессы глобализации: экономические, социальные и культурные аспекты. М., 2001.

  19. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.1998.

  20. Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб., 2002.

  21. Соколов А.К. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика. М., 2004.

  22. Холмс Л. Социальная история России, 1917-1940. Ростов-на-Дону., 1994.

  23. Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма (Запада и Востока). М., 1998.


3.2. Дополнительная литература


  1. Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. М., 2002.

  2. Богатуров А. Системная история международных отношений. М. 2004. Т. 3.

  3. Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М., 1989. Вып. 1.2.

  4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М.: Наука, 1999. Т. 1 - 2; М.: Наука, 2000. Т. 3 - 4.

  5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-Х1У вв.). М.2001.

  6. Данилевский И.Н. Русские глазами современников и потомков (ХП-Х1У вв.). М., 2001.

  7. Каппель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М., 2004.

  8. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. М., 1996.

  9. Поршнева О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны (1914-1918). М., 2004.

  10. 1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1997.

  11. Поршнева О.С. Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях. Екатеринбург, 2005.

  12. Практика глобализации. Игры и правила новой эпохи. М., 2000.

  13. Социальные трансформации в Российской истории. Екатеринбург – М. 2004.

  14. Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем в исторической науке вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

  15. Удченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969, 2005.

  16. Узловые проблемы истории докапиталисчтических обществ Востока: вопросы историографии. М., 1990.

  17. Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993.

  18. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988; 2003.

  19. Хлевнюк О.В. Политбюро: механизмы политической власти в 1930-е годы. М., 1996.

  20. Эйзенштад Т.Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.


3.3. Пособия и методические указания


  1. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций (Под ред. А.А. Радугина). М., 2001.

  2. История России: С древнейших времен до начала ХХ1 века: Учебник для вузов. Т. 1.-3. (Под ред. А.Н. Сахарова). М.2003.

  3. История исторического знания: Пособие для вузов/ Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. М., 2004.

  4. История Древнего мира // Под. ред. И.Н. Дьяконова, В.Н. Нероновой, И.Г. Свенцицкой М. (Любое издание) Т.1-3.

  5. Кром М.М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб., 2000.

  6. Новая история стран Европы и Америки / Под ред. И.М.Кривогуза. М., 2002.

  7. Новейшая история Отечества. Учебник для исторических факультетов вузов. М., 1998. Ч. 1-2.

  8. Одинцова Л.В. Основы информационной культуры: учебное пособие. Владивосток, 2002.

  9. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. М.1998.

  10. Романенко В.Н. Сетевой информационный поиск: Практ. пособие. СПб., 2003.

  11. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002.

  12. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории, 1941-1991. М., 1999.


Руководитель программы Поршнева О.С., д.и.н., доцент

Похожие:

Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconОнто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconТаганрогский государственный радиотехнический университет
Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при ростовском государственном...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный горный университет» утверждаю
Учебный план специальности подготовки дипломированных специалистов 230201 "Информационные системы в технике и технологиях" (гин),...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо уральский Государственный Экономический Университет утверждаю
Целью освоения учебной дисциплины (модуля) «Экономика и социология труда» является формирование компетенций, направленных на
Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconСоциокультурные последствия развития нанотехнологии 09. 00. 11 социальная философия
Диссертация выполнена в фгоу впо «Южный федеральный университет», в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «Российский государственный торгово-экономический университет» Омский институт (филиал)
Недобросовестность субъектов предпринимательской деятельности как особая характеристика неправового перехвата корпоративного контроля...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»
Программа дисциплины «История науки» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет – упи»
Государственным образовательным стандартом высшего и профессионального образования и учебными планами для направления 220200 – «Автоматизация...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию Уральский государственный экономический университет
Т. И. Николаева, З. О. Фадеева; [отв за вып. В. Ж. Дубровский; науч ред. Т. И. Николаева]; Федер агентство по образованию, Урал гос...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный университет им. А. М. Горького» Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию гоу впо южно – российский государственный технический университет
Л. С. Николаева, доктор философских наук, профессор Новочеркасской государственной мелиоративной академии
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница