Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии




НазваниеУчебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии
Дата конвертации19.03.2013
Размер216.6 Kb.
ТипУчебное пособие


С.А. Мандрыка

ГЕНЕТИКА
Учебное пособие для учащихся изучающих

элективные курсы по биологии

Содержание



Введение 2

Раздел I.Теоретические основы генетики. 3

1. Материальные носители наследственности. 3

2.Основные понятия генетики. 4

3 .Законы генетики. 5

4.Хромосомная теория наследственности. 6

5.Генотип как целостная система. 6

6.Генетика пола. 7

Раздел II Образцы решения задач. 7

Раздел III Типовые задачи расположенные по темам 12

1.Молекулярная генетика. 12

2.Моногибридное скрещивание при полном доминирование. 13

3 Моногибридное скрещивание при неполном доминировании. 13

4 . Дигибридное и полигибридное скрещивание. 13

5 . Множественные аллели. Наследование групп крови и резус фактора. 13

6. Наследование признаков при взаимодействии генов. 14

7. Наследование признаков сцепленных с полом. 14

8. Наследование при сцеплении и кроссинговер. 14

9. Одновременное наследование аутосомных и сцепленных с полом признаков. 14

10. Генетика популяций. 14


Литература.

Введение



Учебное методическое пособие по генетике предназначено для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, а также для учащихся изучающих элективные курсы по биологии.

Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности, что дается в данном пособии.

Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность учителю осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаниями.

Все задачи сборника основаны на реальных примерах из области генетики растений, животных и человека это позволяет углубить и закрепить знания, полученные при изучении других разделов школьного курса биологии.

В настоящее время генетические задачи широко используются для определения уровня подготовки по биологии у учащихся.

Вместе с тем, количество необходимых пособий, где были бы изложены методические приемы решения задач разных уровней сложности, является явно недостаточным. Имеющиеся пособия и сборники немногочисленны и как правило, изданы небольшими тиражами, поэтому они обычно являются недоступными не только для учащихся, но и для преподавателей средней школы.

Все вышеизложенное привело к необходимости разработки предлагаемого методического пособия, которое составлено на основе опыта многолетней работы автора.

В пособие включены задачи, взятые из имеющихся пособий, а также задачи разработанные авторами(*). Заимствованные из других пособий задачи представлены или без изменений, или – в незначительной модификации.

Данное пособие может использоваться учителями биологии при подготовке учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ).







Раздел I.Теоретические основы генетики.

1. Материальные носители наследственности.



Наследственность – это свойство родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.
Изменчивость – это свойство организмов, которое заключается в изменении признаков, свойств и особенностей под влиянием внешних и внутренних факторов.

Материальные носители наследственности:

1.геномной: хромосомы- хроматиды- ДНК- ген.

2.цитоплазматической: ДНК митохондрий и хлоропластов – гены.
Генетический код – это система записи информации в виде последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК о последовательности аминокислот в молекулах белка.

Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий синтез первичной структуры белка.

Белки – ферменты управляют биохимическими реакциями в организме


Таблица триплетов генетического кода.



Примечание: Сокращенные названия аминокислот даны по международной терминологии.

В таблице приведены кодоны и -РНК.

2.Основные понятия генетики.



Ген - это элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК.

Аллельные гены – это гены расположенные в идентичных участках пары гомологичных хромосом.

Генотип – это совокупность всех генов организма.

Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

Генофонд – это совокупность всех генов популяции.

Гомозиготы – организмы, образующие один сорт гамет – АА, аа, в потомстве не наблюдается расщепления, имеют одинаковые гены.

Гетерозиготы – организмы, образующие два сорта Аа гамет, наблюдается расщепление. имеют разные аллельные гены.

Доминантный - ген преобладающий Аа, АА.

Рецессивный ген – подавляемый аа.
Генетическая символика:
Р - Родители;

F - Потомство, число внизу или cразу после буквы указывает наномер поколения;

F1 - Гибриды первого поколения – прямые потомки родителей

G - Гаметы (чаще записывается словом, гаметы обводятся

кружочком);

X - Знак скрещивания;

♀ - Мужская особь;

♂ - Женская особь;

А - Доминантный признак;

а - Рецессивный признак;

АА - Гомозиготный организм по доминантному признаку;

аа - Гомозиготный организм по рецессивному признаку;

Аа - Гетерозиготный организм;

ААВВ - Дигомозиготньй организм по двум доминантным призна­кам

3 .Законы генетики.



1. Правило единообразия гибридов первого поколения (Первый закон Менделя, 1685г.)

2. Закон расщепления (Второй закон Менделя)

При скрещивании гибридов первого поколения , анализируемых по одному признаку , во втором поколении происходит расщепление и появляется 25% особей с рецессивными признаками.

3.Закон чистоты гамет (Гипотеза Менделя )

При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из каждой аллельной пары. Чистота гамет обеспечивается независимым расхождением хромосом во время мейоза.

4.Закон независимого наследования признаков (Третий закон Менделя)

При дигибридном скрещивании двух дигетерозигот каждая пара признаков наследуется независимо от другой и дает с ними разные сочетания.

5. Закон сцепленного наследования(Закон Моргана, 1922г.) сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно. Сцепленное наследование может быть нарушено в процессе кроссинговера, что приводит к появлению особей с новой комбинацией признаков.

4.Хромосомная теория наследственности.



Закономерности, открытые школой Моргана, известны под названием хромосомной теории наследственности .Основные положения ее следующие :

1.Гены находятся в хромосомах. Каждая хромосома представляет собой группу сцепления генов. Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.

2.Каждый ген в хромосоме занимает определенное место (локус).Гены в хромосомах расположены линейно.

3.Между гомологичными хромосомами может происходить обмен аллельными генами в процессе кроссинговера.

4.Расстояние между генами в хромосоме прямо пропорционально проценту кроссинговера между ними.

6.Закон гомологических рядов наследственной изменчивости ( Закон Н.И.Вавилова, 1920г.) Генетически близкие виды и роды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.

5.Генотип как целостная система.



Генотип представляет собой систему взаимодействующих генов .Генотип – это целостная система , возникшая исторически в процессе эволюции вида. Целостность генотипа обеспечивает единство и целостность любого организма.

Доказательство целостности генотипа – множество вариантов взаимодействия генов.

Плейотропия – воздействие одного гена на проявление нескольких признаков.

Формы взаимодействия между аллельными генами :

Полное доминирование – форма взаимодействия между аллельными генами, при которой доминантный аллель полностью подавляет рецессивный.

Неполное доминирование – форма взаимодействия между аллельными генами ,при которой доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного аллеля, что приводит к промежуточного типа наследования.

Сверхдоминирование – форма взаимодействия между аллельными генами, при которой доминантный аллель в гетерозиготном состоянии ведет к повышению жизнеспособности.

Кодоминирование – явление совместного и полного проявления двух аллельных генов в гетерозиготном состоянии.
Формы взаимодействия между неаллельными генами, находящимися в негомологичных хромосомах:

Комплементарность- это такая форма взаимодействия, при которой гены разных аллельных пар дополняют друг друга.

Эпистаз – это форма взаимодействия, при которой гены одной аллельной пары подавляют действие генов другой аллельной пары.

Доминантный эпистаз – эпистатическое действие оказывает доминантный ген в гомо-или гетерозиготном состоянии.

Рецессивный эпистаз- эпистатическое действие оказывает рецессивные гены только в гомозиготном состоянии.

Полимерия – это такая форма взаимодействия, при которой гены разных неаллельных пар действуют на один признак, усиливая или ослабляя его проявление, что зависит от количества доминантных генов.

Множественные аллели – многократные мутации одного и того же гена- могут вести к различным комбинациям в проявлении признака(наследование групп крови системы АВО)

6.Генетика пола.


Пол - совокупность признаков и свойств организма, определяющих его уча­стие в размножении. У большинства эукариот пол закладывается в момент опло­дотворения и определяется хромосомным набором, который зигота получает от родителей.

Клетки мужских и женских особей отличаются по одной паре хромосом.

Эту пару называют половыми хромосомами, а остальные хромосомы - аутосомы.

Половые хромосомы обозначают как X - и Y - хромосомы. В зависимости от их сочетания у ♀ и организмов различают 5 типов хромосомного определения пола:

1. ♀XX, ХО (О обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых видов насекомых;

2. ♀ХХ,ХУ - характерно для дрозофилы ,млекопитающих, в том числе для человека;

3. ♀ХY, ХX - это тип определения пола характерен для бабочек, птиц, рептилий;

4. ♀Х0,ХХ -наблюдается у тли;

5. Гапло-диплоидный тип (♀2n,n) - встречается у пчел: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток, самки - из оплодотворенных диплоидных.

Раздел II Образцы решения задач.



Памятка для решения задач по генетике


  1. Прочитав текст задачи, запишите ее условие в виде таблицы:

признак

ген

генотип










Помните о том, что в первой колонке указывается альтернативное проявление признака (при моногибридном скрещивании) или признаков (при ди- и полигибридных скрещиваниях), причем сначала записывается доминантный признак, потом – рецессивный, и так для каждой пары альтернативных признаков; в третьей колонке – ВСЕ возможные генотипы особей с данным фенотипом.


Наследование групп крови в системе АВ0.

Группа

Генотип

I (0)

J0 J0

II (А)

JAJA, JAJ0

III (В)

JBJB, JBJ0

IV (АВ)

JA JB

Задача.

Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребёнка. У ребёнка I группа. Какое решение должен вынести суд?

1. Генотип женщины JBJB или JBJ0.

2. Генотип мужчины J0 J0.

В этом случае возможно два варианта:
Р JBJB × J0 J0 или JBJ0 × JBJ0

III I III I
гаметы
F1 JBJ0 JBJ0 J0J0

III III I
Ответ: суд вынесет следующее решение: мужчина может являться отцом ребёнка, также как и любой другой человек с такой же группой крови.

Задача.

Глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди) – рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребёнок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребёнка?

А – нормальный слух, В – нормальный обмен меди,

а – глухота, в – болезнь Вильсона.

1. Ребёнок болеет глухонемотой и болезнью Вильсона (рецессивные признаки), значит его генотип – аавв.

2. Мужчина глухой, следовательно, он гомозиготен по рецессивному признаку глухоты (аа). Он не страдает болезнью Вильсона, значит, имеет доминантный ген В. Мужчина должен иметь также рецессивный ген в, так как у него есть ребёнок с данным заболеванием. Следовательно, генотип мужчины ааВв.

3. Женщина страдает болезнью Вильсона, значит она гомозиготна по рецессивному в. Она имеет нормальный слух (ген А), но у неё есть ребёнок с глухонемотой (гомозиготный по рецессивному гену а). Поэтому генотип женщины Аавв.

ЗАПИСЬ БРАКА

Р ♀ Аавв × ♂ ааВв

н. с., б. Вильсона глухота, н. обмен




гаметы


F1 АаВв Аавв ааВв аавв

здоров глухота б. Вильсона глухота, б. Вильсона

25 % 25 % 25 % 25 %

4. Вероятность рождения здорового ребёнка определяется по формуле 1 и равна отношению числа ожидаемых событий (рождение здорового ребёнка – 1) к числу всех возможных событий (4), в данном случае она равна ¼ или 25 %.

Ответ: вероятность рождения здорового ребёнка 25 %.

Задача.

Короткопалость, близорукость и альбинизм кодируются рецессивными генами, расположенными в разных хромосомах. Короткопалый, близорукий с нормальной пигментацией мужчина женился на здоровой женщине альбиноске. Их первый ребёнок был короткопал, второй – близорук, третий – альбинос. Определить генотипы родителей и детей.

А – нормальная кисть, а – короткопалость

В – нормальное зрение, в – близорукость

С – нормальная пигментация, с - альбинизм

1. Женщина – альбинос (рецессивный признак), значит её генотип по этой паре генов – СС. Она имеет нормальную кисть и зрение, следовательно у неё есть гены А и В. Двое её детей гомозиготны по рецессивным генам а и в (имеют генотипы аа и вв). Следовательно генотип женщины АаВвсс.

2. Мужчина короткопал и близорук – аавв. У него нормальная пигментация, значит он несёт ген С. Один из его детей альбинос, следовательно генотип мужчины ааввСс.

3. Генотипы детей можно определить по генотипам родителей, каждый из которых несёт одну из пар генов в рецессивном состоянии, поэтому все дети должны иметь минимум один рецессивный ген в каждой паре, их генотипы соответственно – ааВвСс, АаввСс, АаВвсс.


ЗАПИСЬ БРАКА

Р ♀ АаВвсс × ♂ ааввСс

нор. нор. альб. кор. близ. норм.




гаметы

F1 ааВвСс АаввСс АаВвсс

кор. нор. нор. нор.близ.нор. нор.нор.альб.

Ответ: генотип мужчины – ааввСс, женщины – АаВвсс, короткопалого ребёнка – ааВвСс, близорукого – АаввСс, альбиноса – АаВвСс.

Задача.

Катаракта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина унаследовала катаракту от отца, а многопалость от матери. Определить возможные фенотипы детей от её брака со здоровым мужчиной. Кроссинговер отсутствует.

1. Мужчина несёт два рецессивных признака, значит его генотип

2. Женщина страдает обоими заболеваниями, следовательно содержит доминантные гены А и В, и их рецессивные аллели а и в. Одну болезнь она унаследовала от отца, а другую от матери, значит доминантные гены расположены не в одной а в разных гомологичных хромосомах и генотип женщины

ЗАПИСЬ БРАКА

Р ×
кат. поли. здор. здор.

гаметы




F1 50 % 50 %
катаракта полидактилия

Ответ: 50% детей будут многопалыми, а 50 % будут болеть катарактой

Задача.

Перепончатопалость передаётся через Y-хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

1. Генотип мужчины XYА, так как он несёт ген перепончатопалости.

2. Генотип женщины ХХ, поскольку у неё отсутствует Y-хромосома, содержащая ген перепончатопалости.

ЗАПИСЬ БРАКА

Р ХХ × ХYА




гаметы

F1 ♀ XX ♂ XYА

нормальная перепончатопалый

Ответ: все девочки будут здоровы, а мальчики перепончатопалыми.

Задача.

Задача.

У человека ген, вызывающий гемофилию (несвёртываемость крови), рецессивен и находится в Х-хромосоме, а альбинизм (отсутствие пигмента) обусловлен аутосомным рецессивным геном. У родителей, нормальных по этим двум признакам, родился сын – альбинос и гемофилик. Оцените вероятность рождения в этой семье здоровых дочерей.


Признак

Ген

Генотип


1. Пигментация

2.Свёртываемость

крови


норма

альбинизм

норма

гемофилия

А

а
ХН

Хh

АА, Аа

аа
ХНХН, ХНХh, ХНY

ХhY


альбинос, гемофилик

F1: ♂ ааХhY

Сын мог родиться альбиносом, только получив по одному рецессивному гену от каждого из родителей, значит его родители гетерозиготны по первому признаку. От отца сын получил Y-хромосому, не несущую ген, отвечающий за свёртываемость крови, значит он унаследовал Х-хромосому с «больным» геном от матери. Тогда определяем генотипы родителей: ♀ АаХНХh, АаХНY и записываем схему скрещивания:
здорова здоров
Р:АаХНХh × АаХНY



G:
F:

гаметы

гаметы



АХH



H

АY

aY

АХH

ААХHХH

норм. пигментация, здорова

АaХHХH

норм. пигментация, здорова

ААХHY

норм. пигментация, здоров

АaХHY

норм. пигментация, здоров

H

АaХHХH

норм. пигментация, здорова

aaХHХH

альбинос,

здорова

АaХHY

норм. пигментация, здоров

aaХHY

альбинос,

здоров

АХh

ААХHХh

норм. пигментация, здорова

АaХHХh

норм. пигментация, здорова

ААХhY

норм. пигментация, гемофилик

АaХhY

норм. пигментация, гемофилик

h

АaХHХh

норм. пигментация, здорова

aaХHХh

альбинос,

здорова

АaХhY

норм. пигментация, гемофилик

aaХhY

альбинос,

гемофилик

дети:

дочери

сыновья


Из полученных результатов видно, что в этой семье только в 3/16 случаев может родиться здоровым и с нормальной пигментацией сын; во всех остальных случаях сын может унаследовать либо по одной, либо сразу обе аномалии – так и произошло (вероятность рождения сына-альбиноса и гемофилика составляет 1/16, то есть 6,25 %). Вероятность рождения здоровых и с нормальной пигментацией дочерей составляет 6/16, то есть 37,5 %.

Ответ: вероятность рождения здоровых и с нормальной пигментацией дочерей составляет 6/16, то есть 37,5 %.

Раздел III Типовые задачи расположенные по темам



Рекомендации учащимся:

Прежде чем приступать к решению генетических задач, прочитайте вниматеьно параграф учебника, формулируя устно краткие ответы и таким образом предварительно оценивая степень усвоения учебного материала, повторите основные понятия генетики и генетическую символику.

1.Молекулярная генетика.



Задача 1.Полипептид состоит из следующих аминокислот : валин-аланин-глицин-лизин -триптофан-валин-серин-глутаминовая кислота.

Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.

Задача 2.В цепи рибонуклеазы поджелудочной железы один из полипептидов имеет следующие аминокислоты: лизин-асп-гли-асп-глу- цис .Определите и-РНК, управляющую синтезом полипептида.

Задача3.Участок молекулы ДНК,кодирующий синтез полипептида, имеет следующее строение:АЦЦАТАГТЦЦААГГА.Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

Задача 4.Белок состоит из 150ам.к. остатков.Сколько нуклеотидов в участке гена в котором закодирована первичная структура этого белка.

2.Моногибридное скрещивание при полном доминирование.



Задача1. У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а.Определить окраску семян у растений, полученных в результате следующих скрещиваний: а) Аа x Аа ; б) АА x Аа; в) аа x АА; г) Ааx аа.

Задача 2.У овса устойчивость к головне(Р) доминирует над восприимчивостью. Растение сорта, поражаемого головней, скрещено с растением, гомозиготным по устойчивости к этому заболеванию.Определить генотипы и фенотипы первого поколения.

Задача 3. У человека карий цвет глаз (К) доминирует над голубым (к). Кареглазая женщина, у отца которой были голубые, а у матери карие глаза, вышла замуж за голубоглазого мужчину, родители которого имели карие глаза. У них родился кареглазый ребенок. Определите генотипы всех указанных лиц.

3 Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.



Задача 1. При скрещивании двух кремовых свинок в потомстве происходит расщепление – 1желтая : 1белая : 2кремовые.Какой тип взаимодействия аллельных генов имеет место в данном случае? Какое потомство следует ожидать при скрещивании кремовой морской свинки с белой?

Задача 2. При скрещивании красноплодной земляники с белой получается земляника с розовыми плодами. При скрещивании земляники с розовыми плодами между собой получено потомство, среди которого 25% оказалось с красными плодами. Какое количество кустов будет похоже на родительские формы.

4 . Дигибридное и полигибридное скрещивание.



Задача 1. Какие типы гамет образуют растения следующих генотипов:

а) ААВВ; б)АаВВ; в)ааВВ; г)ААВв; д) ААвв; е)АаВв; ж)Аавв; з)аавв.

Задача 2. У гороха желтая окраска семян (А) доминирует над зеленой (а), а гладкая форма семян (В) над морщинистой(а). Определить окраску и форму семян в потомстве следующих скрещиваний:

а)ааВв x аавв; б)Аавв x Аавв; в)АаВВ x АаВВ.

Задача 3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания дигетерозиготных особей?

Задача 4 Сколько различных типов гамет образуют растение генотипа АаВвСс?

5 . Множественные аллели. Наследование групп крови и резус фактора.



Задача 1. Мужчина с I(0) группой крови женился на женщине со II(А) группой крови.

От этого брака двое детей с I(0) группой крови.Укажите генотипы родителей. Какова вероятность рождения детей со II гуппой крови.

Задача 2. Гетерозиготная женщина со II(А)группой крови вышла замуж за гетерозиготного мужчину с III(В)группой крови .Дети от этого брака имеют I(0)группу крови. Определить вероятность рождения детей с IV(АВ)группой крови.

Задача 3. Если в семье, где у отца кровь II(А)группы, а у матери III(В)группы, первый ребенок имел кровь I(0)группы, то какие группы могут быть у последующих детей?

6. Наследование признаков при взаимодействии генов.



Задача 1. У тыквы дисковидная форма плода определяется взаимодействием двух доминантных генов А и В .При отсутствии в генотипе любого из них получаются плоды сферической формы .Сочетание рецессивных аллелей обоих генов дает удлиненную форму плодов. Определить генотип и фенотип потомства, полученного от скрещивания двух сортов тыквы с дисковидными плодами, имеющими генотипы АаВв.

Задача 2. У кур встречается четыре формы гребня, обусловленные взаимодействием двух пар генов. Ген А определяет развитие розовидного гребня, ген В- гороховидного .При сочетании этих генов развивается ореховидный гребень. Птицы, рецессивные по обоим генам аавв, имеют простой, листовидный гребень .Скрещена дигетерозиготная особь с ореховидным гребнем с особью, имеющей простой листовидный гребень


7. Наследование признаков сцепленных с полом.



Задача 1. Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой был дальтоник, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением. Какое зрение может быть у детей от этого брака?

Задача 2. Известно, что окраска шерсти у кошек контролируется геном, локализованным в половой X – хромосоме. Черная окраска доминирует, черепаховая – неполнодоминантный признак. Какое потомство по окраске шерсти у кошек следует ожидать при скрещивании рыжего кота с черепаховой кошкой?

Задача 3 Известно, что гемофилия – рецессивный признак, сцеплен с полом. Отец и сын страдают гемофилией, мать здорова. Каковы наиболее вероятные генотипы родителей и ребенка?

8. Наследование при сцеплении и кроссинговер.



Задача 1. Какие типы некроссоверных гамет образуются у растений, имеющих гены А и а в одной, а гены а и В в другой хромосоме одной гомологичной пары.

Задача 2. Расстояние между генами А и В, расположенными в одной группе сцепления, равно 4,6 единицы кроссинговера. Определить, какие типы гамет и в каком процентном отношении образуют особи генотипа АВ


9. Одновременное наследование аутосомных и сцепленных с полом признаков.



Задача 1. В семье, где жена имеет III(0) группу крови, муж(IV),родился сын, страдающий дальтонизмом с (III) группой крови. Оба родителя различают цвета нормально Определите вероятность рождения здорового сына и его возможные группы крови.

Задача 2. У родителей со II(А) группой крови родился сын с I(О)группой крови, страдающий гемофилией. Оба родителя здоровые. Определите вероятность рождения здорового сына и его группу крови.

10. Генетика популяций.


Задача1. Частота доминантного аллеля А в популяции – 0,8; частота рецессивного аллеля а – 0,2. Определите в долях еденицы и в % частоты генотипов АА, Аа, аа после установления равновесия в популяции.

Задача 2. В популяции встречаемость рецессивного заболевания составляет 1 на 400 человек. Определите число носителей мутантного аллеля.

Литература:


  1. Гончаров О.В. Генетика. Саратов. Лицей 2005 г..

  2. Дикарев С.Д. Генетика. Сборник задач. Москва «Первое сентября» 2002 г..

  3. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями». Саратов 1998 г..

  4. Киреева Н.М. Биология. Для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). Волгоград: Учитель, 2009. - 50с.

  5. Мишакова В.Н. Биологические задачи для подготовки к ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. Издательство ОГПУ. Оренбург 2008 г..

  6. Петрова Р.А. Основы генетики. Москва 2004 г.

  7. http://humbio.ru/humbio/genetics.htm.

  8. http://www.vigg.ru/

  9. http://genetica.meduniver.com/


С.А. Мандрыка

ГЕНЕТИКА
Учебное пособие для учащихся изучающих

элективные курсы по биологии



Похожие:

Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconПояснительная записка программа элективного курса «Единство многообразия мира природы» предназначена для учащихся 10 классов
Система профильного обучения на старшей ступени школы включает комплекс базовых, профильных и элективных курсов. Элективные курсы...
Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconE mail : vladimir
Номинация: «Элективные курсы для предпрофильной подготовки учащихся основной школы»
Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconУчебное пособие для студентов начальных курсов, изучающих французский язык Москва
По страницам французских и российских газет. Учебное пособие для студентов начальных курсов, изучающих французский язык. М.: Изд-во...
Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconПредпрофильная подготовка Курган 2004 Элективные курсы: Физика: Предпрофильная подготовка
Элективные курсы: Физика: Предпрофильная подготовка / Составители Е. Э. Литвинова, Н. А. Криволапова; Институт повышения квалификации...
Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconБбк 74. 26. Организация профильного обучения в образовательных учреждениях. Элективные курсы. Указатель литературы
Организация профильного обучения в образовательных учреждениях. Элективные курсы. Указатель литературы. /Сост. В. Н. Воробьева, Л....
Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconУчебное пособие для самостоятельной работы обучающихся Сызрань 2007 Составители: П. П. Гавриш, Ю. А. Мелешкин удк 621. 375 Ббк 32. 85
Учебное пособие предназначено для обучающихся всех специальностей, изучающих теорию электрических цепей
Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconУчебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск 2007 удк 546 (075. 5)
Данное учебное пособие и предназначено для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов, изучающих...
Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconУчебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск 2007 удк 546 (075. 5)
Данное учебное пособие и предназначено для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов, изучающих...
Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconУчебное пособие по учебнику Александровой Э. И. Технология 1класс. Интерактивное учебное пособие по программе Малышевой Н. А
Английский язык ru— все для изучающих английский язык
Учебное пособие для учащихся изучающих элективные курсы по биологии iconУчебное пособие для студентов биологических специальностей Павлодар удк 543. 9 Ббк 28. 072 К 21
Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Фермерское дело». Оно может быть использовано студентами специальностей...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница