1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4




Название1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4
Дата конвертации19.03.2013
Размер225.99 Kb.
ТипРеферат
Содержание


1.Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4

2.Понятия «общечеловеческие и национальные ценности» 7

3.Общечеловеческие ценности и современное образование 10

Заключение 23

Библиографический список 24

Введение
Актуальность исследования. Происходящие в современной России изменения и преобразования в области экономики, политики, культуры, межнациональных отношений затрагивают все сферы общественной жизни, вызывают разрушение прежних ценностей и формирование новых. Все эти процессы оказывают непосредственное влияние на школу и семью. Обратной стороной достижений XX века является острый дефицит нравственности. Трансляция нравственного образца от поколения к поколению, как известно, осуществляется в непосредственной социальной практике, а показателем того, до какой степени воспроизводство и нравственности оказывается эффективным, служат социальные проявления людей.

Особенно тревожно выглядит тенденция снижения нравственного облика подрастающего поколения, навязывания негативных стандартов жизни, рекламируемых средствами массовой информации. В воспитании детей и подростков образовался своего рода вакуум, который молодые люди стремятся заполнить самостоятельно, в том числе и антисоциальными способами, приобщаясь к употреблению алкогольных напитков, наркомании, токсикомании.

По этой причине на современном этапе нравственное воспитание становится одной из важнейших забот общественности. Роль педагогов в этом процессе чрезвычайно возрастает. Самое пристальное внимание педагогов должно быть уделено сохранению и упрочению таких общечеловеческих нравственных ценностей как совесть, справедливость, порядочность, доброта. Эти понятия входят в качестве обязательных компонентов в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизма и гражданской ответственности составляют основу нравственности личности.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей. Все вышеперечисленные проблемы требуют для своего решения всестороннего анализа проблемы воспитания молодежи на основе усвоения общечеловеческих и национальных ценностей.

Цель работы – изучить проблему о воспитании современных подростков на основе усвоения общечеловеческих и национальных ценностей.
  1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России



В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально- нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике, социальной и духовной сферах. Любая стратегия, определяющая на длительный срок пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и совершенствование, имплицитно включает критерии и нормативы аксиологического класса. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно- воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными заведениями разного типа – школами общего среднего образования, лицеями, гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.

В складывающихся социально-культурных условиях именно российская школа призвана решать задачи обеспечения дальнейшего развития отечественной культуры, нравственного воспитания нового поколения. Основной трудностью, которая стоит на пути к познанию нравственного воспитания, является противоречивость, неоднозначность понимания этого сложного образования.

Для нормального функционирования общества нужна воспроизводящаяся и постоянно обновляющаяся система ценностных ориентаций, которые на данном этапе задают цель - возрождение народов, в соответствии с которой должна корректироваться образовательная система.

История развития человечества показывает, что образовательные системы всегда ориентировались на определенный идеал человека - "ценности-цели", которые отражали государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Категория "ценность" многими учеными рассматривается, как основополагающая при определении идеалов, Она указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Аксиология (теория ценности) как наука зародилась в России в конце XIX в., когда были намечены основные подходы в понимании категории "ценность".

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные функции:

- являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

- ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Духовно-нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. С точки зрения педагогической теории процесс духовно-нравственного воспитания представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных взаимодействий ученического и педагогического коллективов в их личностной форме.

Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных ориентаций. Роль образования осуществления этой стратегии велика. Именно образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует на все сферы жизни.




  1. Понятия «общечеловеческие и национальные ценности»



В отечественной литературе наметились две трактовки природы ценностных явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство – отношение». Одни авторы полагают, что ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и интересов исходят люди в своей практической деятельности, создавая тем самым вокруг себя особого рода поле – поле заинтересованности. Предметы и явления, свойства которых затрагивают интересы людей, попадая в это поле, приобретают притягательную силу для отдельных личностей, больших и малых социальных групп. Иначе говоря, ценности – это «материальные и духовные явления, которые соответствуют интересам людей, удовлетворяют их потребности.

Другие исследователи, и их большинство, считают, что ценность есть отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение этой объективной значимости в его сознании и есть оценка.

Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы»1.

Анализ литературы дает основание считать, что ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует человеческое измерение общественного сознания. О том, что общечеловеческие ценности являются ценностями индивидуального субъекта, прекрасно сказал В.Днепров: «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности2.

Национальная культура — душа народа. Национальные ценности в духовной сфере — огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Разработанной и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет ни в западной литературе, ни в отечественной, хотя некоторые аналоги в виде «общечеловеческого», «вечных, универсальных начал» и т.д. имеют давнюю традицию в истории множества современных наук. Общечеловеческие ценности – одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно попадающих в наше поле зрения на страницах газет и журналов. По мнению Р. Соколова, общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец, регулятивная идея, и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления.




  1. Общечеловеческие ценности и современное образование



Функционирование ценностей – это их воздействие на человеческую деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие культуры. Понятно, что воздействие это осуществляется и проявляется по- разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида ценностей – религиозных или эстетических, нравственных или художественных, с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального или совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом, наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта, влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение.

Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в побуждении их к самовоспитанию.

Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования придавалось первостепенное значение. В российском обществе большую популярность всегда имели концепции «разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями «служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как «доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и «деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается, прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других, которые относили к основным качествам индивида – уважение человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и придавали им большое значение.

В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»3.

Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека. Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что, обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор4.

В современном образовании происходит ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития.

О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец и другие.

Одним из главных призваний отечественного образования является, по нашему убеждению, создание у подрастающих поколений фундаментальных начал тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизни и деятельности. И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной сфере; ценности, удовлетворяющие потребности в общении; ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществить самореализацию; ценности, дающие возможность удовлетворения практических возможностей.

Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно воспитывать молодежь»5[83,4].

Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности»6 [17,73]. Е.В. Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного процесса: а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.); б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.); в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков, литературы, истории интеллигентность и т.п.); г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.); д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.); е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.).

И.С. Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать основой всех школьных предметных методик7. Главная особенность ценностно- ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики, технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально- ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно - программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической, экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В. Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил» 8. Контекст жизни, по мнению этих авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.

По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только эстетическую культуру, но и «культуру мира»9. Передача знаний о мире и становление отношений к этому миру – два самых широких процесса, организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война, стрельба» и т.п.

Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в воспитании личности – одна из важнейших не только в современной педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы, начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.

Выявлены пути передачи ценностей, главным из которых является культура, как своего народа, так и народов других стран. Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций.

Воспитание молодежи через призму национальных ценностей
Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре. Осознание молодежью того, в какой культуре мы живем, какой культуре принадлежим, является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура – это то, что, как отмечал академик Д.С. Лихачев, «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения – народом, нацией». В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности. Поэтому речь должна идти о воспитании человека национальной культуры.

Реализация этой идеи вызвала необходимость обращения исследователей к новым для теории воспитания понятиям – менталитет, ментальность, ментальное пространство воспитания и др.

Под менталитетом понимается система фундаментальных ценностей, культурных традиций и норм поведения, которая явным и неявным путем, передаваясь из поколения в поколение, стала основой формирования национального образа жизни, национального видения мира. Если менталитет – понятие, характеризующее образ жизни нации, социальной общности, то ментальность – понятие, отражающее отношение к менталитету отдельных людей, проявления менталитета в их бытии, привычных формах поведения и отношений. Воссоздание реалий, обозначенных этими понятиями, является необходимым условием выполнения воспитанием своей главной культуросозидательной функции – сохранения русского народа как самобытного этноса.

В менталитете народа содержится нечто традиционное, составляющее ядро народной жизни, а к нему со временем приживается новое, которое, в свое время и в свою очередь, превращается в традицию. Определение содержания этого ядра – ключ к пониманию многих социальных процессов, основа для прогнозов и ожиданий, для успешности социальной практики. Нам представляется, что это содержание выявлено в исследовании Е.П. Белозерцева, выделившего характерные черты, «константы», которые неизменно и устойчиво определяют менталитет российского образования, несмотря на его перманентное реформирование и модернизацию: духовность, открытость, традиционность10.

Воссоздание этих ментальных черт народной жизни в жизнедеятельности образовательного учреждения определяет особый дух русской школы, ее особый воспитательный уклад.

Русская школа призвана воспитывать учащихся в народном духе: приобщать к общенародным ценностям, народной культуре, обычаям и традициям народа. Сущностное содержание народной культуры выражает явление ментальности.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, выступающие основой поведения и образа жизни. Свое индивидуально-личностное воплощение ментальность находит в чертах русского национального характера. Хотя многие исследователи, изучавшие феномен русского характера, отмечают его загадочность и непознанность, общими усилиями ученых выявлены наиболее типичные его проявления: щедрость, человечность, интенция к религиозной нравственности, креативность (даровитость), стремление к воле, иррациональное, эмоционально-чувственное отношение к жизни и др. Разумеется, не все названные черты адекватны современной жизни, которая требует от человека проявлений рациональности, ответственности, повышенной социальности и других черт, характерных в большей степени для западноевропейского типа личности, чем для русского человека. Однако это говорит лишь о необходимости педагогической коррекции, но не отрицает сущностную основу национального характера.

Особенностью русского человека является и такая важная черта, как стремление жить, ориентируясь на высокую миссию. С этой чертой национального характера связаны поиски особой русской идеи, смысла жизни, истории, судьбы России. Глобальный кризис, возникший в России на рубеже веков и затянувшийся на неопределенное время, кризис, из которого страна выходит медленно и трудно, указывает на то, что самая важная русская идея на современном этапе развития России связана с ответом на вопрос: как жить достойно? Применительно к воспитанию это означает: как научить детей жить достойной человеческой жизнью?

Итак, на основе изучения приоритетной направленности воспитания (на государство, общество или личность) и смысла предлагаемых изменений нами выделены следующие типы концепций современного воспитания.

1. Концепции социального воспитания (Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, С.В. Дармодехин, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования.

Воспитание рассматривается как социальный процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на деятельность и поведение человека всех воспитательных институтов общества. Его цель – социализация, усвоение личностью социального опыта; смыслы изменений – в создании эффективной воспитывающей среды, обеспечении единства действий всех социальных субъектов воспитания, коррекция субъектного опыта воспитуемых.

2. Концепции, ориентированные на коллективное воспитание (И.А. Зимняя, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, А.И. Шемшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем.

Воспитание рассматривается как управление развитием личности в социуме, коллективе, смыслы изменений – в создании системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

3. Личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Б. Крылова, В.В. Сериков, Е.Ш. Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.

Цель – воспитание человека культуры, гражданина, нравственной личности. Смысл предлагаемых изменений состоят в переориентации воспитания на жизненные проблемы детей, ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды воспитания, проектирование вариативных личностно-ориентированных стратегий воспитания.

4. Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук), основанные на идеях синергетического подхода и педагогической феноменологии.

Воспитание рассматривается как процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания (детьми и педагогами), осознанного выбора и принятия решений, самоорганизации и ответственности. Смысл предлагаемых изменений связывается с переориентацией воспитателей на работу с личностными структурами сознания учащихся, педагогическую поддержку способностей к ответственному выбору, самоорганизации, рефлексии, жизнетворчеству.

Представление о воспитании как управлении развитием личности стало значительным шагом в гуманизации теории воспитания, но одновременно породило множество проблем, связанных с вопросом, что и как развивать.

Личность подростка еще не завершена, многое в ней только намечено, а многое еще не успело проявиться, это не целостная духовная структура, она находится в состоянии самостроительства, поиска собственного «лика» и личностных смыслов собственного бытия. Все это указывает на то, что приоритетной сферой развития личности является ценностно-смысловая. Это означает, что воспитание, претендующее на управление развитием личности, должно иметь целью и главным предметом воспитательной деятельности ценностно-смысловое развитие ребенка, показателями которого выступают социокультурная, духовно-нравственная, гражданская и личностная зрелость.

Соответственно этим видам зрелости мы выстраиваем систему обеспечивающих (базовых) воспитательных процессов, составляющих содержание современного воспитания:

 культурная идентификация, т. е. востребование культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание помощи в обретении им черт человека национальной культуры;

 социализация, т. е. вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности и жизнетворчества, развитие его духовных и практических потребностей, формирование «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения;

 духовно-нравственное развитие личности, т. е. овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

 индивидуализация, т. е. поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка. Педагогическое управление становлением индивидуального личностного образа ребенка предполагает разработку технологии психологического сопровождения и педагогической поддержки истории становления личностного образа ученика. Это и есть основной метод, или технология, гуманистического личностно-ориентированного воспитания. Это комплексный метод, предполагающий монографическое изучение истории и узловых событий жизни ребенка, педагогическую интерпретацию индивидуальных особенностей его личности, эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть, совместное с ним проектирование этапов его дальнейшего развития, адаптацию воспитательных средств к характеру ребенка, вовлечение его в педагогические и жизненные события, раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства своего самобытного личностного образа.

Заключение



Чтобы личностный образ ребенка состоялся, его жизнь должна отличаться историзмом, культурной событийностью, духовной целостностью. Проектирование личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной культурно-событийной среде. Поэтому основное поле деятельности воспитателей – это создание культурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в нахождении своего места в ней, включение детей в процессы организации среды своей жизнедеятельности и овладения способами культурной самореализации в ней.

Концепция модернизации, инициированная правительством, определяет два основных направления в развития российского образования:

- модернизация образования с учетом мирового опыта;

- возрождение российской культуры и ценностей национального образования

Современные концепции воспитания выстраиваются на идеях педагогической поддержки субъектности ребенка, его сознательности, ответственности, активности. Таким образом, анализ проблем современного образования с позиций аксиологического подхода, показывает, что в процессе педагогического целеполагания создание ментальных ценностей позволит интегрировать национальные и общечеловеческие ценности. Подобное направление весьма актуально в рамках сегодняшних проблем воспитания молодежи, когда необходимо уделять особое внимание формированию общечеловеческих и национальных ценностей.

Библиографический список





  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624с.

  2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 117 – 120.

  3. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000.

  4. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону: Изд- во РГПУ, 1993.

  5. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика. – 1996.- С. 72-80

  6. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – С-П.: Изд-во С-Петер- бургского ун-та, 1996.

  7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1998.

  8. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. – Л.: Сов. Писатель, 1970.

  9. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.:Политиздат, 1986.

  10. Каган М.С. Философская теория ценности. – С.- Пб.: ТООТК «Петрополис», 1997.

  11. Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целост- ного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьни- ков. – 1993. - № 4. – С. 2-8.

  12. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасис- того. Изд. 2. – М.: Роспедагентство, 1996.

  13. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений. // Философские науки. – 1989. - № 6. – С. 89-93.

1 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.:Политиздат, 1986, 166.

2 Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. – Л.: Сов. Писатель, 1970. , 73.

3 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.:Политиздат, 1986,74.

4 Каган М.С. Философская теория ценности. – С.- Пб.: ТООТК «Петрополис», 1997.

5 Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целост- ного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьни- ков. – 1993. - № 4. – С. 2-8.

6 Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. – Ростов-на-Дону: Изд- во РГПУ, 1993.

7 Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 117 – 120.

8 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – С-П.: Изд-во С-Петер- бургского ун-та, 1996

9 Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целост- ного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьни- ков. – 1993. - № 5. – С. 2-7.

10 Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. С. 100-101.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 iconАксиологический подход
Примером реализации этой программы является активно развивающаяся система дистанционного образования

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 iconНационально-региональные особенности развития системы специального образования забайкалья: аксиологический подход 130003 коррекционная педагогика
Работа выполнена в гоу нпо «Биробиджанский Государственный педагогический институт»

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 iconВейт А. А. Птгу человек как творец и творение культуры: аксиологический подход А. С. Эспиноза в своей работе «Кто есть человек? Философская антропология»
Нас более интересуют различия, т к расхождения при попытке понимания сущности человека важнее подобий

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 iconАксиологический аспект языковой картины мира в романе л. Н. Толстого «война и мир» (дихотомия «добро зло») 10. 02. 01 русский язык
Аксиологический аспект языковой картины мира в романе л. Н. Толстого «война и мир»

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 iconПлан работы по национальному образованию и воспитанию на 2012-2013 уч год
Полное название: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района Республики...

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 icon«искра» программа развития
Программа развития детского сада №1 «Ромашка» носит название «искра», ее основой является личностно-ориентированный подход к воспитанию...

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 iconАктуальность исследования
Спортивные мероприятия, проведенные к памятным датам России способствуют гражданско – патриотическому воспитанию. Молодежь через...

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 iconПрограмма по нравственному воспитанию Программа по патриотическому воспитанию
Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 iconКурсовая работа «функциональные системы человека. Системный подход к образованию в биологии»
Анатомо-морфологические особенности и основные 10 физиологические функции организма 1

1. Аксиологический подход к образованию и воспитанию в России 4 iconМетодист Отдела Образования Бегунова И. В. План проведения семинар
«Работа с родителями по валеологическому воспитанию» •«Работа с детьми по валеологическому воспитанию»

Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница