Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине




НазваниеМетодические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине
страница1/2
Дата конвертации18.03.2013
Размер318.51 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ СПО «Астраханский государственный политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

по дисциплине

Русский язык и культура речи




(наименование дисциплины)

для специальности (специальностей)

Для все специальностей отделения экстерната и ДИ




(код и наименование специальности)










Составил преподаватель Бобровская З.С.

Введение

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь хоть в меру сил, В дни злобы и страданья, Наш дар бесценный - речь.

И.А.Бунин

Культура речи - это неотъемлемая часть общей культуры человека; это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Нормы языка — это общепринятые в общественно-речевой практике правила произношения, грамматики и словоупотребления.

Основоположником современного русского литературного языка, по праву, считается А.С.Пушкин. Пушкин утверждал, что литературный язык должен быть общим для всей нации, национальным языком. Язык Пушкина -это язык, которым стали пользоваться классики русской литературы, видя в нем образец русского литературного языка. «Пушкин...был наш учитель - и я воспитался его поэзиею», - писал И.А.Гончаров. М.Горький советовал читать «почаще Пушкина, это основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель».

Русский язык - одно из общепризнанных мировых языков, один из самых богатых языков мира. Л.Н.Толстой писал: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития. Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной работы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает.


1 Основные виды разбора

1.1 Фонетический разбор

Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор - значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:

  1. выдели слоги;

  2. покажи место ударения;

  1. дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами
    они обозначены;

  1. подсчитай количество звуков и букв.

Примечание - Каждый фонетический разбор должен завершаться орфографическим, т.е. объяснением особенностей правописания.

Образец фонетического разбора

/ _гюдъезд,2_2 слога - подъ-езд

[п] согл., глух., тверд. - п

«[а] гласи., безударн. - о

[д] согл., звонк., тверд. - д

[э] гласи., ударн. е

[с] согл., глух., тверд. - з

[т] согл., глух., тверд. - д

7 звуков 7 букв

Подъезд - 3 орфограммы

  • Подъезд - правописание неизменяемых приставок

  • Подъезд - разделительный Ъ между приставкой и корнем

— Подъезд - сомнительный согласный на корне слова, подъезды
1.2 Морфемный и словообразовательный разборы

Морфемика - раздел науки о языке, изучающий строение слова. Выполнить морфемный разбор - значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово.



Морфемы
Порядок морфемного разбора:

  1. определи слово как часть речи;

  2. у изменяемого слова найди окончание и определи его значение;

  3. укажи основу слова;

  4. путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень;

  5. выдели приставки и суффиксы (если они есть). Докажи правильность
    выделения этих морфем с помощью подбора слов с другим корнем, но
    этими же приставками и суффиксами.

Образец морфемного разбора:

а) подставка - имя существительное

б) И.п. подставка ~~1

Р.п. подставки ^-подставк а|- ж.р., ед.ч., И.п.

Д.п. подставке I

в) | подставка

г) ставить ^—^
уставленный став
заставить ^

д) поддержка

подбодрить под1-

е) уловка
проверка - к -

Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Выполнить словообразовательный разбор - значит с помощью цепочки слов выяснить способ образования слова.

Основные способы словообразования:

1) приставочный:

приносить •<— носить

некрасиво •*— красиво

преподнести ^ поднести ^ нести

Примечание - Приставочным способом образуются новые слова от целого слова.

2) суффиксальный:

/\

краснеть ^— | красцый заказчик •*— [заказ |

Примечание - Суффиксальным способом образуются новые слова от исходного слова.

3) приставочно-суффиксальный:

подорожник^ - дорога "справа — правый по-'доброму4 -^— добрый

4) бессуффиксный (безаффиксный):

ширь — широкий

смех -^— смеяться

Примечание - Если существительное обозначает признак как предмет, оно образовано от прилагательного. Если существительное обозначает действие как предмет, оно образовано от глагола.

5) Сложение:

а) слов: диван-кровать

6) основ с помощью соединительных гласных О и Е: звездопад

в) слогов и начальных букв слов: универмаг (универсальный магазин),
вуз (высшее учебное заведение)

г) начальной части слова с целым словом: турпоход - туристический
поход

д) слов, образующих словосочетание: древнерусская — Древняя
Русь

6) Переход слов из одной части в другую:

танцующие танцующие (пары)
(кто? сущ.) (какие? причастие)

(переход причастия в существительное)

Образец словообразовательного разбора:

Фигуристка фигурист ** фигура

ж.р. профес.

Существительное ж.р. фигуристка образовано от слова фигурист (м.р.) путем присоединения к основе ^к а слово фигурист образовано от существительного фигура с помощью присоединения к основе профессионального - ист^-, т.е. существительное фигуристка образовано от слова фигура суффиксальным способом.

Примечание - При словообразовательном разборе нельзя одновременно прибавлять две приставки или два суффикса.

1.3 Морфологический разбор

Морфология - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Выполнить морфологический разбор - значит указать признаки слова как части речи.

Части речи -^_

самостоятельные: междометие служебные:

имя существительное предлог

имя прилагательное союз

имя числительное частица

местоимение

глагол

причастие

деепричастие

наречие

При проведении морфологического разбора сначала указывается часть речи, у изменяемых частей речи (склоняемых и спрягаемых) указывается начальная форма, затем перечисляются постоянные и непостоянные признаки, присущие слову, наконец, выявляется синтаксическая функция слова в предложении.
Порядок и образцы морфологического разбора некоторых частей речи: Имя существительное

  1. укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
    Укажи начальную форму;

  2. укажи постоянные признаки (одушевленное - неодушевленное,
    собственное - нарицательное, род, склонение); непостоянные признаки
    (число, падеж);

  3. определи роль в предложении.

(На) тропинке3 — имя существительное, так как:

1) обозначает предмет (на чем?), н.ф. тропинка ;

2) имеет постоянные признаки: неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.;
непостоянные признаки: употреблено в форме ед.ч., П.п.; х

3) в предложении является обстоятельством места (увидел (где?) на
тропинке).

Примечание - Будь внимателен при разборе существительных: а) общего рода (ябеда, зануда); б) разносклоняемых (тушь, темя и т.д.); в) несклоняемых (метро, Черных): г) имеющих только одну форму числа (пшено - ед.ч., каникулы -мн.ч.).

Имя прилагательное

  1. укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
    Укажи начальную форму;

  2. укажи постоянный признак (разряд по значению); непостоянные
    признаки (степень сравнения (если есть), полная или краткая форма, род,
    число, падеж);

  3. определи роль в предложении.

Новогодней3 (елки) — имя прилагательное, так как:

  1. обозначает признак (какой?), н.ф. новогодний. ;

  2. имеет постоянный признак: относительное; непостоянные признаки:
    употреблено в форме ж.р., ед.ч., Р.п.; х

  3. в предложении является согласованным определением (елки (какой?)
    новогодней).

Примечания

1 При употреблении прилагательных их значения могут изменяться: заячий выводок (притяж.): заячья шуба (относит.): заячья трусость (качествен.)

  1. Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую
    (красивый - красив), относительные — только полную, притяжательные в
    разных падежах могут иметь как краткие, так и полные формы.

  2. Прилагательные, употребленные в краткой форме или сравнительной
    степени, чаще являются сказуемыми.

Глагол

  1. укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
    Укажи начальную форму;

  2. назови постоянные признаки (вид, возвратность, спряжение);
    непостоянные признаки (наклонение, число, время, лицо или род);

  3. определи роль в предложении.

Бежит3 - глагол, так как:

  1. обозначает действие (что делает?}, н.ф. бежать;

  2. имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., разноспряг.;
    непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит.накл., ед.ч.,
    наст.времени, 3-го лица;

  3. в предложении является сказуемым (спортсмен (что делает?}
    бежит).

Примечания

  1. Время у глагола указывают только в изъявительном наклонении.

  2. В прош. времени глаголы изменяются породам и числам.

  3. В наст. И будущ. Времени глаголы изменяются по лицам и числам.
    4Инфинитив, безличные и разноспрягаемые глаголы требуют
    особого внимания при морфологическом разборе.

1.4 Синтаксический разбор

Синтаксис - раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.

Порядок разбора простого предложения:

  1. записав предложение, прочитай его вслух и дай характеристику
    предложению. Какое оно по цели высказывания? (Повествовательное,
    вопросительное или побудительное?) Какое оно по эмоциональной окраске?
    (Восклицательное или невосклицательное?);

  2. подчеркни грамматическую основу предложения и выпиши ее.
    Определи тип сказуемого. Укажи, словами каких частей речи выражены
    главные члены предложения;



  1. проанализируй особенности грамматической основы. Какое это
    предложение: односоставное или двусоставное? (Если односоставное, укажи,
    какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное,
    безличное).);

  2. подчеркни второстепенные члены предложения, сделав вывод о
    том, каким является данное предложение: распространенным или
    нераспространенным. Укажи разновидности второстепенных членов:
    определение (согласованное, несогласованное), дополнение (прямое,
    косвенное), виды обстоятельств — и напиши, словами каких частей речи они
    выражены;

  3. определи, полным или неполным является данное предложение;

  4. выясни, чем осложнено предложение (можно графически
    прокомментировать);

  5. начерти схему предложения.

Примечание - Удобнее выполнять разбор, если само предложение записывать через строчку. Сверху (над словами) следует надписывать части речи, а снизу (под членами предложения) — указывать разновидности членов предложения.

Образец синтаксического разбора простого предложения:

предл, сущ. сущ. глаг. в изъявит.накл, местоим. глаг. в инф. предл. сущ.

На._..пер_емене учитель попросил меня принести в.___класс

времени прост.глаг. прямое косвен. Места

припае. сущ.

Географическую карту4.

согл.опред. прям.доп.

  1. повествовательное;

  2. невосклицательное;

  3. одна грамматическая основа (учитель попросил)\^И^ простое;

  4. двусоставное;

  5. распространенное;

  6. полное;

  7. ничем не осложнено.

Порядок синтаксического разбора сложного предложения:

  1. определи вид предложения по цели высказывания
    (повествовательное, вопросительное или побудительное);

  2. определи вид предложения по эмоциональной окраске
    (восклицательное или невосклицательное);

  3. подчеркни грамматические основы, найди границы частей ( [ ], ( )
    или [],[]). Определи, из скольких простых состоит;



  1. определи средства связи (союзы, союзные слова, интонация, по
    смыслу);

  2. сделай вывод: союзным, бессоюзным или предложением с разными
    видами связи является это предложение. (Если союзным, то какие союзы -
    сочинительные или подчинительные - выступают в качестве средства связи.);

  3. если предложение сложносочиненное, далее разбор веди по плану:

укажи, какими именно союзами (соединительными, противительными или разделительными) соединены простые предложения в сложном;

- определи значение сложносочиненного предложения (перечисление событий, противопоставление, чередование и т.д.);

  • начерти схему предложения;

  • объясни постановку знаков препинания;

  • проведи разбор каждого предложения, входящего в состав сложного,
    по схеме синтаксического разбора простого предложения с номеров 4-й по 7 -и
    ,а именно: проанализируй особенности основы (односоставное или
    двусоставное). Если предложение односоставное, укажи, какое именно
    (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное); выдели
    другие члены предложения, выяснив, распространенным или нет является
    данное предложение, полным или нет, чем предложение осложнено).

Примечание - Не забывай указывать разновидности членов предложения и надписывать части речи. Кроме того, при записи следует нумеровать предложения по порядку;

7) если предложение сложноподчиненное, далее разбор веди по плану:

- укажи главное и придаточное предложения;

- выяснив, к чему относится придаточное, на какой вопрос отвечает,
чем присоединяется, сделай вывод о виде придаточного (подлежащное,
сказуемное, определительное, дополнительное или обстоятельственное);

начерти схему предложения, показав место придаточного предложения;

- объясни постановку знаков препинания;

- проведи разбор каждого простого предложения по схеме разбора
простого предложения с номеров 4 по 7 (или смотри пункт 5 плана разбора
сложносочиненного предложения);

12

8)если предложение бессоюзное, далее разбор веди по плану:

  • укажи, какими отношениями связаны части;

  • начерти схему предложения;

  • объясни постановку знаков препинания;

- проведи разбор каждого простого предложения по схеме разбора
простого предложения с номеров 4 по 7 (или смотри пункт 5 плана разбора
сложносочиненного предложения).
Образцы синтаксического разбора сложных предложений: Сложносочиненное предложение

нареч. 1 сущ. глаг. в изъявит.накл. союз 2 сущ. нареч. вспом.глаг.

Вскоре [машина застопорила,] и [катер медленно начал

времени прост.глаг. образа действия

состав».

глаг. в инф. предл. сущ,

причаливать к _______ .берегу4].

глаг. места

  1. повествовательное;

  2. невосклицательное;

3) сложное, союзное, сложносочиненное, состоит из двух
равноправных предложений: 1) Вскоре машина застопорила; 2) Вскоре катер
начал медленно причаливать к берегу, - соединенных союзом и
(сочинительным, соединительным, выражающим отношения
последовательности.)

общ.

-- Р - =3 и [2 -

Запятая перед союзом и не ставится, так как в предложении есть общий второстепенный член (обстоятельство времени вскоре, выраженное наречием), относящийся к обоим предложениям.

1-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2-е предложение:

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

Сложноподчиненное предложение

1 союз сущ. глаг. в изъявит.накл. предл. сущ. 2 предл. сущ. сущ.

(Когда ветер дул с суши), [ у. берега вода

прост.гл. места места несогл.

вспомог. гл. крат, прилаг.

была спокойна4].

составн. именное

(В.Бабайцева)


  1. повествовательное;

  2. невосклицательное;

  3. сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух
    неравноправных предложений (главное: У брега вода была спокойна;
    придаточное: Когда ветер дул с суши), подчинительным союзом когда,
    выражающим временные отношения.

(1 Когда =1), [2 — ]

Придаточное обстоятельственное (времени) отвечает на вопрос когда?, относится ко всему главному предложению, стоит перед главным предложением, присоединяясь к нему с помощью союза когда. Запятую ставлю после придаточной части перед главной.

1-е предложение (придаточное):

  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.
    2-е предложение (главное):




  1. двусоставное;

  2. распространенное;

  3. полное;

  4. ничем не осложнено.

2 Лингвистический анализ текста

Текст (от лат. 1ех1ит - связь, соединение) - это высказывание, связанное по смыслу и грамматически. Текстом также называют любое законченное произведение (очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д.) или фрагмент текста (глава, часть и др.). Текст может существовать в двух формах -устной и письменной.

Текст представляет собой совокупность целых единиц. Минимальной единицей текста является предложение. Следующая единица -сложное синтаксическое целое; в нем предложения связаны между собой единством темы сообщения. Более высокой единицей текста является глава, раздел и т.д. (это единица факультативная, ее может не быть). Все единицы текста находятся во взаимосвязи.

Основные признаки текста: связность и цельность. Предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре. Чтобы составить текст, необходимо расположить предложения в определенной последовательности, которая отразит логику развития действия.

Цельность текста создается благодаря смысловому единству. Любой текст имеет свою тему и содержание.
  1   2

Похожие:

Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические указания по практическим работам По дисциплине
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Теория экономических информационных систем» включают тематику вопросов,...
Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Химия» для студентов всех форм обучения
Химическая кинетика и равновесие: методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Химия» для студентов всех форм...
Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические рекомендации и задания по практическим занятиям для студентов специальности
Соколова О. Г. Логистика: Методические рекомендации и задания по практическим занятиям для студентов специальностей: 080502 – «Экономика...
Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические рекомендации к лабораторным работам по курсу "химия" Для студентов I курса специальностей
Давыдов В. В., Невская Е. Ю., Егорова О. А. Методические рекомендации к лабораторным работам по курсу "Химия". Для студентов I курса...
Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические указания по контрольным работам По дисциплине
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Теория экономических информационных систем» включают тематику вопросов,...
Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические рекомендации к лабораторным работам для студентов специальностей
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения специальностей: 240706 «Автоматизированное производство...
Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет» для студентов специальности
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,...
Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине "Теория автоматического управления" для студентов специальности
Исследование нелинейных и импульсных систем: Методические указания к лабораторным работам по дисциплине “Теория автоматического управления”/...
Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические указания к практическим работам по
Методические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» и «Защита в чс» / Составитель...
Методические рекомендации для студентов к практическим работам по дисциплине iconМетодические рекомендации по дисциплине 20 для преподавателей 20 методические рекомендации по дисциплине 23 для студентов 23
Информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница