Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения




НазваниеМетодические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения
страница1/3
Дата конвертации17.03.2013
Размер344.01 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Методические рекомендации

Барнаул 2005

Печатается по решению

методического совета

от «___» ________2005г

_____
Разработка дополнительных профессиональных образовательных программ. Методические рекомендации. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2005. - 23 с.


Методические рекомендации подготовлены К.В. Щербаковым, начальником факультета повышения квалификации; В.Н. Отто, старшим преподавателем-методистом факультета повышения квалификации.


Методические рекомендации предназначены преподавателям, авторам, составителям дополнительных профессиональных образовательных программ.

©Барнаульский юридический институт МВД России, 2005

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке дополнительных профессиональных

образовательных программ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с решением коллегии МВД России от 22 октября 2003 года № 5 км/2 «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации» реформирование ведомственной системы дополнительного профессионального образования направлено на широкое использование новых эффективных методов и технологий обучения, обеспечивающих выработку навыков самостоятельного мышления, умения анализировать и общаться с коллегами по службе, населением.

Повсеместный переход на новые современные инновационные педагогические технологии обучения сотрудников предполагает освоение новых подходов к построению учебного процесса, в частности к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

Основные особенности разрабатываемых дополнительных профессиональных образовательных программ должны заключаться в следующем:

  • значительная их часть должна иметь практическую направленность и отражать специфику организации и функционирования органов внутренних дел;

  • за период обучения слушатели должны получить знания, обеспечивающие более глубокое понимание проблем, с которыми сталкивается работник органов внутренних дел в современных социально-экономических условиях;

  • программы должны предусматривать разнообразие и возможность

выбора методических схем обучения в зависимости от конкретных условий организации учебного процесса.

1.2. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

  • соответствие с профессионально-квалификационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел;

  • ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

  • соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

  • соответствие принятым правилам оформления программ;

  • соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки).


1.3.Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно-методическими документами: учебный план (Приложение №1), учебно-тематический план (Приложение № 2), учебная программа (Приложение № 3).

1.4. Структура дополнительных профессиональных образовательных программ включает в себя:

  • Титульный лист

  • Оборотная сторона титульного листа

  • Пояснительная записка

  • Учебный план

  • Учебно-тематический план

  • Учебная программа

  • Выходные данные

1.5. Титульный лист (Приложение № 4) содержит следующие сведения:

  • наименование образовательного учреждения, где разрабатывалась программа;

  • вид документа;

  • наименование программы;

  • место и год создания.

1.6. На оборотной стороне титульного листа программы (Приложение № 5) размещаются:

  • индекс библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак в верхнем левом углу;

  • наименование программы, вид документа, место его создания, выпускающая организация и объем (в стр.);

  • составитель программы (имеющиеся почетное ученое звание, ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия, а также место работы), в алфавитном порядке;

  • рецензенты программы (по аналогии со сведениями о составителях);

  • одобрение на заседании Ученого совета института (дата, номер протокола).

1.7. В разделе «Пояснительная записка» (составляется из пояснительных записок по каждой учебной дисциплине учебного плана) излагается краткое описание назначения программы, цели и задачи обучения данной категории слушателей: перечень знаний, умений и навыков, которыми должны они овладеть в ходе обучения.

Также излагаются рекомендации по видам и формам проведения занятий, формы промежуточного и итогового контроля, права кафедр.

Здесь же необходимо отметить, что для определения уровня подготовленности лиц, прибывших на обучение, проводится входной контроль.

1.8. Выходные сведения (Приложение № 6) включают:

  • вид издания;

  • фамилию, имя, отчество автора либо авторов, вынесенных на оборотной стороне титульного листа;

  • вид документа, наименование программы.

1.9. Весь текст программы должен быть набран в текстовом редакторе «Word», шрифт Times New Roman 14-го кегля, межстрочный интервал 1,0; с соблюдением абзацных отступов и выравниванием по ширине; поля: правое, верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм; номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа.

Структурные элементы текста – содержание программы, литература, примерные вопросы к комплексному экзамену, темы рефератов, выделяются заголовками в центре листа прописными буквами.

Структурные элементы текста - наименование разделов, дисциплин и тем, выделяются заголовками с начала строки строчными буквами, первая - прописная.

Заголовки выделяются полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится.

1.10. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 года № 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" и Методических рекомендаций по разработке учебно-программной документации, утвержденных Главным управлением кадров МВД России от 28 июля 2004 года.
2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
2.1. Учебный план (Приложение №1) - это основной руководящий документ, отражающий общее направление и главное содержание дополнительного профессионального образования, который составляется с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.

2.2. Учебный план отражает:

  • цель обучения;

  • категорию обучаемых (занимаемая должность);

  • продолжительность обучения (согласно нормативным документам);

  • форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы);

  • режим занятий (количество часов в день);

  • перечень разделов, дисциплин;

  • количество учебных часов по разделам, дисциплинам;

  • виды учебных занятий (лекции и другие виды учебных занятий);

  • формы аттестации и контроля знаний.

2.3. Учебный план разрабатывается факультетом повышения квалификации и профилирующей кафедрой и согласовывается с заинтересованными кафедрами института.

2.4. При разработке учебного плана должны учитываться:

  • должностной принцип дополнительного профессионального образования, который предполагает различное содержание и различное количество аудиторного времени, отводимое на изучение дисциплин, для каждой категории обучаемых;

  • краткосрочность обучения, что требует высокой насыщенности содержания, максимальной интенсификации учебного процесса, использования конкретных методов, способствующих внедрению теории в практику.

2.5. Учебный план согласовывается с органом (подразделением, учреждением) по соответствующей категории обучаемых.
3. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ И УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
3.1. Учебно-тематический план (Приложение № 2) конкретизирует учебный план и включает:

  • описание разделов, дисциплин и тем;

  • виды учебных занятий (лекции, практические, и др.);

  • количество часов, отводимых на различные виды занятий;

  • формы и виды контроля.

Распределение времени по темам производится с учетом объема учебного материала, степени сложности его усвоения, вида практических занятий и других факторов.

3.2. Учебная программа (Приложение № 3) - документ, реализующий требования к минимуму содержания и уровню подготовки слушателя по конкретной должностной категории (учебной дисциплине учебного плана) дополнительного профессионального образования.

3.3. Учебная программа рассчитана на объем времени, предусмотренный учебным планом.

3.4. Учебная программа состоит из:

  • содержания программы (перечень разделов, дисциплин, тем, реферативное описание их);

  • методических рекомендаций по реализации учебной программы;

  • списка литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций, видеолекций, лазерных дисков и др.);

  • примерных вопросов к комплексному экзамену, зачету, тем выпускной работы;

  • тем рефератов.

3.5. В «Содержании программы» по каждому разделу (дисциплине, теме) указывается порядковый номер и наименование раздела (дисциплины, темы), в каждой теме раскрывается содержание учебного материала (изложение основных вопросов в заданной последовательности). Номера разделов (дисциплин, тем), их наименования должны соответствовать учебно-тематическому плану.

Формулировки вопросов должны быть четкими, сжатыми, не допускающими двусмысленного толкования. Употребление сокращенных наименований как в заголовках, так и в тексте, кроме общепринятых, не допускается. Специальные сокращения необходимо первоначально расшифровать. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов. Иностранные слова (фамилии, названия, термины) должны приводиться в русской транскрипции.

3.6. В разделе «Методические рекомендации по реализации учебной программы» обучаемым могут быть рекомендованы: решения задач, в том числе ситуационных; подготовка докладов и прочее, в соответствии с целями и задачами обучения.

3.7. В разделе «Литература» указывается основная и дополнительная литература. Список основной и дополнительной литературы по каждой теме составляется с учетом обеспеченности образовательного учреждения учебной литературой, а также реального бюджета времени учащихся на изучение соответствующей темы. В перечень должны включаться только актуальные издания, как правило, за последние 5 лет.

В основную литературу включаются Федеральные законы, указы Президента России, директивные документы Правительства, основные нормативно-правовые акты и учебники.

В дополнительную литературу включаются учебные пособия, монографическая литература, статьи из журналов и другие источники, которые более углубленно раскрывают определенные положения темы.

Сведения о литературе должны приводиться в соответствии с действующими ГОСТами. Предлагаются Примеры библиографического описания источников (Приложение № 7).

Кроме того, раздел включает в себя информационно-аналитические справки, обзоры, аналитические документы по изучаемой проблеме, перечень методических материалов, пособий, учебных видеофильмов по изучению дисциплин учебного плана, раздаточный материал.

3.8. Примерные вопросы к комплексному экзамену, зачету; темы рефератов, выпускной работы; тесты входного контроля разрабатываются профилирующей кафедрой.

3.9. Профилирующая кафедра совместно с заинтересованными кафедрами института разрабатывает учебно-тематический план и учебную программу по своим разделам и дисциплинам, которые рассматриваются на заседаниях кафедр.
3.10. На дополнительную профессиональную образовательную программу должно быть получено профилирующей кафедрой не менее двух рецензий, в том числе из учреждений по соответствующей категории обучаемых.

3.11. Дополнительная профессиональная образовательная программа представляется профилирующей кафедрой на экспертизу в методический

совет института, который в случае положительного заключения рекомендует ее для рассмотрения Ученым советом института. Программа, рекомендованная Ученым советом института для использования в образовательном процессе, утверждается начальником института и тиражируются в необходимом количестве.

3.12. Учебные программы дисциплин по мере необходимости рассматриваются на заседаниях кафедр на предмет их соответствия современным достижениям науки, техники и передовой практики.

Предложения по внесению корректив в дополнительные профессиональные образовательные программы, согласовываются с профилирующей кафедрой и руководством факультета повышения квалификации и передаются на рассмотрение методического совета.

Приложение N 1
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника

ГУВД Алтайского края

полковник милиции А.Н. Киселев

«_____» _________ 2004г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

Барнаульского юридического института МВД России

полковник милиции

В.И. Третьяков

«_____» __________2004 г.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации начальников отделов,

отделений по организации деятельности участковых

уполномоченных милиции
Цель обучения: получение знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения обязанностей начальников отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции

Категория обучаемых: начальники отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции

Срок обучения: 9 учебных дней

Форма обучения: с отрывом от работы

Режим занятий: 8 часов в день



п/п

Наименование

разделов и дисциплин

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

Лекции

Другие виды

занятий



Юридическая подготовка

18

6

12






Уголовное право

4

4









Уголовный процесс

8

2

6






…..















Специальная подготовка

46

12

34






Административная

деятельность в ОВД

12

4

8






Криминалистика

10

-

10









































Входной контроль

(резерв времени)

2













Итого

64













Комплексный экзамен

6












Приложение N 2
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




УТВЕРЖДАЮ

Начальник

Барнаульского юридического института МВД России

полковник милиции

В.И. Третьяков

«_____» __________2004 г.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

повышения квалификации начальников отделов,

отделений по организации деятельности участковых

уполномоченных милиции
Цель обучения: получение знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения обязанностей начальников отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции

Категория обучаемых: начальники отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции

Срок обучения: 9 учебных дней

Форма обучения: с отрывом от работы

Режим занятий: 8 часов в день




п/п

Наименование разделов,

дисциплин и тем

Всего

часов

В том числе

Примеч.*

Форма

контроля

Лекция

с/з

п/з



Юридическая подготовка

18

6

4

8









Уголовное право

4

4















Изменение уголовного законодательства РФ

4

4















Уголовный процесс

8

2




6









Проблемы применения уголовно-процессуального законодательства

2

2















Осмотр места происшествия, предметов и документов

6







6

Выездное

занятие







…..





















Специальная подготовка

46

12

6

28









Административная

деятельность в ОВД

12

4

2

6










…..





















Криминалистика

10

-



10


























































Входной контроль

2



















Итого

64



















Комплексный экзамен по дисциплинам «Административная деятельность в ОВД», «Организация деятельности участковых уполномоченных милиции»

6














* указывать выездные занятия, круглые столы, конференции, занятия в классах ЭВМ и т.д.

Приложение N 3
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИИ НАЧАЛЬНИКОВ ОТДЕЛОВ, ОТДЕЛЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconМетодические рекомендации по разработке программ элективных курсов Общие положения
Охватывает весь северо-восток (покажите на картосхеме)
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconМетодические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли I. Общие положения
Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. №381-фз «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»...
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconМетодические рекомендации по разработке структуры основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200 «менеджмент»
Охватывают проблемы создания методического обеспечения в части проектирования и разработки основных образовательных программ
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconМетодические рекомендации по разработке ведомственных целевых программ Общие положения
Постановления администрации Еткульского муниципального района от 27. 09. 2012 г. №678 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения...
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconСведения о разработке опоп фгос нпо творческими группами образовательных учреждений нпо, спо курской области на 06. 06. 2011года
Благодарим всех педагогов, принявших активное участие в творческом процессе по разработке программ профессиональных модулей и программ...
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconМетодические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений Общие положения и область применения
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим...
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Балаково Саратовской области Общие положения
Настоящая Образовательная программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», нормативными документами по образованию,...
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconПриказ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. N 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ"
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного...
Методические рекомендации по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ общие положения iconМетодические рекомендации по разработке экологических программ административных районов (не городских)
Методические рекомендации составлены на основе научно-методических разработок нпп
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница