Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий»




НазваниеАнализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
страница1/3
Дата конвертации15.03.2013
Размер228.69 Kb.
ТипПрезентация
  1   2   3
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УДК 56.24.(01)

Соловьёв

Григорий Валерьевич

Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистранта кафедры банковской и финансовой экономики
Специальность 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

Научные руководители:
старший преподаватель Шешко С.М.
Минск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ



СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ 3

Введение 4

Глава 1 Аналитический обзор литературы по теме автоматизации управления на предприятии 5

Глава 2 Методика исследования 18

Глава 3 оптимизация денежных потоков как метод автоматизации управления 19

Глава 4 Результаты Исследования 25

Заключение 26

Список использованных источников 27

ПРедметный указатель 28

Интернет ресурсы в предметной области исследования 29

Действующий личный сайт в WWW 31

Граф (круг) Научных интересов 32

Тестовые вопросы по Основам информационных технологий 33

Презентация магистерской диссертации 34

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ


КИС – корпоративные информационные системы;

ERP – система Enterprise Resource Planning - Планирование Ресурсов Предприятия;

СППР – система поддержки принятия решений.

Введение


Современные корпоративные информационные системы позволили эффективно собирать, анализировать и передавать информацию на предприятии. Кроме того, это позволило использовать системы поддержки принятия решений, для обработки больших объемов данных и нахождение закономерностей, которые иным методом не могли бы быть выявлены. Однако, эти инструменты не могут автоматически сами принимать решения, они лишь являются дополнительным инструментом анализа.

Параллельно развиваются методы исследования операций, которые могли бы эффективно обрабатывать имеющуюся информацию и определять оптимальные решения. Однако, это является достаточно сложной задачей, во-первых, следует сформулировать задачу оптимизации, что довольно сложно, во-вторых, не только для каждого предприятия, но и для каждого отдельного бизнес-процесса эти задачи сильно отличаются. Всё это сильно осложняет внедрение методов оптимизации в управление организацией.

Также, сейчас в западной литературе развивается облигационная иммунизация. Данные наработки можно развить в метод оптимизации денежных потоков, который можно эффективно использовать в определении оптимальных бизнес-решений.

В данной работе приводится обзор развития корпоративных информационных систем. Анализируются текущее состояние систем поддержки принятия решений. И предлагается новый метод автоматизации управления организацией.

Глава 1 Аналитический обзор литературы по теме автоматизации управления на предприятии


1.1. Корпоративные информационные системы

Разбирая эту тему, в первую очередь следует определить, что такое корпоративные информационные системы (КИС).

КИС – это открытая интегрированная автоматизированная система реального времени по автоматизации бизнес-процессов компании всех уровней, в том числе, и бизнес-процессов принятия управленческих решений.

Под КИС следует понимать в первую очередь систему, и затем только ПО. Но часто этот термин используется IT-специалистами в качестве объединяющего названия программных систем семейства CASE, ERP, CRM, MRP и др.

Развитие КИС начинается с середины прошлого века. Первыми появились методология и системы MRP (Material Requirements Planning) - планирования потребности в материалах. Система MRP была разработана в США в середине 1950-х годов, однако широкое распространение получила лишь с развитием вычислительной техники в 1970-е годы. Главная задача MRP-систем - обеспечение наличия на складе необходимого количества требуемых материалов/ комплектующих в любой момент в рамках срока планирования. Однако при расчете потребности в материалах концепция MRP не учитывала производственные мощности, их загрузку, стоимость рабочей силы, финансовые потребности и т.д. Также к недостаткам этой системы можно отнести:

  • значительный объём вычислений и предварительной обработки данных;

  • возрастание логистических затрат на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы ещё больше уменьшить производственные запасы или перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их выполнения;

  • нечувствительность к кратковременным изменениям спроса;

  • большое количество отказов из-за большой размерности системы и её сложности.

Поэтому в 80-х годах. MRP-система с замкнутым циклом была трансформирована в систему планирования производственных ресурсов (Manufactory Resource Planning), которая получила название MRP II. Ее основная суть состоит в том, что прогнозирование, планирование и контроль производства стали осуществляться по всему жизненному циклу продукции, начиная от закупки сырья и заканчивая ее отгрузкой потребителю.

В начале 90-х годов системы класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования (Finance Requirements Planning - FRP) получили название систем планирования ресурсов предприятий (Enterprise Resource Planning - ERP). ERP-система - это набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированную информационную среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия. [1]

В основе ERP систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого числа сотрудников предприятия, наделенных соответствующими полномочиями. Декларируется, что это должно не только повысить эффективность производственной деятельности предприятия, но и сократить внутренние информационные потоки, уменьшив тем самым затраты на их обеспечение. Это в свою очередь определяет свои преимущества и недостатки ERP системы:

  • Применение ERP системы позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, выставлением счетов-фактур и бухгалтерским учётом.

  • Реализуемая в ERP-системах система разграничения доступа к информации предназначена (в комплексе с другими мерами информационной безопасности предприятия) для противодействия как внешним угрозам (например, промышленному шпионажу), так и внутренним (например, хищениям). Внедряемые в связке с CRM-системой и системой контроля качества, ERP-системы нацелены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в средствах управления бизнесом.

  • Неэффективность внедрения является основной проблемой ERP-системы и свидетельствует о том, что любая наисовременнейшая технология будет полезна только в случае ее грамотного внедрения и использования. На многих предприятиях, потративших огромные средства на приобретение и внедрение ERP-систем, их запуск привел только к отрицательным результатам. Следует сказать, что по данным зарубежных аналитиков, до 70% проектов внедрения ERP-систем завершаются неудачно.

  • ERP-системы хорошо справляются с получением и хранением данных, когда же дело доходит до анализа и обработки информации, то возможности ERP-систем оказываются весьма ограниченными. Схема данных, используемых для управления ресурсами предприятия, очень сложна. Все корпоративные данные находятся "внутри" ERP-системы, но они остаются "скрытыми" и извлечь их для анализа довольно сложно. Кроме того, ERP-системы недостаточно полно интегрированы с другими приложениями и внешними источниками информации, откуда поступают данные для аналитической обработки.[2]

Кроме того выделим ещё одну проблемы ERP-системы – бюджетирование.

Несмотря на комплексный подход к автоматизации деятельности предприятия, ERP-системы не отвечают всем нуждам и оказываются эффективными лишь для задач управленческого учета. Задачи стратегического планирования на верхнем уровне управления корпорацией оказываются неохваченными этим классом решений. Именно эта проблема привела к возникновению на рынке специализированных решений – BPM-систем. 

Корпоративные информационные системы класса ERP основаны на использовании транзакционного механизма для регистрации хозяйственных операций, что само по себе определяет планирование лишь в рамках конкретного заказа. Вопросы планирования, учета и контроля на верхнем уровне управления предприятия остаются открытыми. На ИТ-рынке существует большое количество различных систем, призванных отвечать на эти вопросы. Это и классические системы бюджетирования и BPM-системы (Business Perfomance Management), предназначенные для автоматизации процессов бизнес-планирования, бюджетирования, финансовой консолидации, управленческого контроля и анализа. Стоит отметить, что все чаще крупные системы бюджетирования по мере своего развития перерастают в решения класса BPM, или класса BI (Business Intelligence - решения также предназначенные для решения аналитических задач).

Важно также здесь упомянуть OLAP-системы, которые в свое время стали реальной угрозой рынка ERP. По своей сути, OLAP-система - это решение, предназначенное для анализа и обработки информации в реальном режиме. Так называемые многомерные OLAP-кубы, интуитивно понятные конечному пользователю, позволяющие возможность самостоятельной интерактивной работы с отчетами, до сих пор пользуются большой популярностью, достаточной для того, чтобы практически все крупнейшие поставщики ERP-систем либо разработали средства интеграции своих решений с OLAP-системами, либо создали свои собственные OLAP-решения. Тем не менее, основной недостаток OLAP – отсутствие функций прогнозирования также приводил к затруднениям в вопросах стратегического планирования деятельностью предприятия.

В 2004 году Международный институт исследования хранилищ данных на вершину эволюции развития корпоративных информационных систем поставил BPM (Business Performance Management)(см. рисунок 1.1).



Рисунок 1.1. Эволюция систем автоматизации.

Примечание - Источник: составлено по [3, c. 12]
Хотя до сих пор не проходят споры по вопросу что лучше, ERM или BPM [4].

Кроме того, Gartner, Pega и IBM сейчас начинают продвигать новые технологии:

  • IBO - Intelligent Business Operations

  • iBPMS - Intelligent Business Process Management Suite

Однако эксперты заявляют, что это идет эволюционный процесс интеграции смежных технологий: BPMS, BAM, BRE, CEP, ACM и т.д.[5]

Практически любая ERP система сейчас уже имеет встроенный BPM движок. Однако, при этом, споры о том, нужен ли BPM, когда уже есть ERP, по-прежнему не утихают.

Как правило, встроенные в ERP BPM неплохо справляются с большинством жестко регламентированных процессов, по сути, являясь workflow маршрутизатором. Но как раз самые непредсказуемые и не поддающиеся жесткому описанию процессы, которые не умещаются в рамки ERP-систем, и являются на деле самыми трудно управляемыми.

На практике, одними из основных преимуществ BPM-систем является проработанный процесс бюджетирования. Некоторые видят в этом даже основной смысл использования BPM.

Сергей Кириллов, руководитель отдела разработки компании ITeam в своей статье «Итерационная автоматизация бюджетирования» рассмотрел существующие способы бюджетирования:

Традиционные способы бюджетирования:

Единоличное, авторитарное бюджетирование:

Интуитивным способом на основании сбора данных с подчиненных. Это означает, что финансовый руководитель руководствуется своей внутренней ментальной моделью, которая содержит данные о структуре и характеристиках предприятия и его окружении (рыночные данные, законодательная база и т.п.). Большая часть процесса происходит подсознательно. Поэтому руководитель может описать процесс бюджетирования в виде общих фраз: "я знаю, как это делать". Этот процесс является наиболее эффективным и, если бы не физические ограничения человеческого мозга, ничего лучшего нельзя бы было предложить. Сбор недостающих данных происходит, как правило, также наиболее эффективным способом: в непосредственном общении. И если бы человек не был склонен к искажению информации при вербальном обмене, то вопрос об автоматизации никогда бы не стоял.

С помощью простейших программных средств. Наиболее распространенное средство для освобождения от рутинной работы при создании финансовой отчетности являются электронные таблицы. Например, Microsoft Excel. Распространенность электронных таблиц объясняется близостью технологии работы с ними к традиционным средствам построения таблицы: с помощью ручки и листа бумаги.

С помощью индивидуальных специализированных инструментов. Примеров удачных индивидуальных средств бюджетирования, т.е. таких, которые совмещали бы в себе удобства электронных таблиц с такими возможностями, как многомерное представление объектов планирования и расчетный регламент, к сожалению, пока нет.

Коллегиальное совещательное бюджетирование:

Интуитивное обсуждение ("на листочке"). Процесс происходит так же как в случае интуитивного единоличного бюджетирования за тем исключением, что подчиненные финансового руководителя так же несут в голове модель предприятия или какой-то его части, и предоставляют не только исходные данные, но и результаты внутренней обработки.

С помощью простейших программных средств: MS Excel. Подготовленные подчиненным файлы передаются руководителю.

С помощью средств автоматизации других процессов, например, средств стратегического планирования (Project Expert) или ERP-системы. Это возможно, поскольку в разных процессах используются одни и те же данные, только представленные в разном виде. Однако функциональные особенности системы налагают на требующий высокой гибкости процесс бюджетирования, очень жесткие ограничения.

С помощью специализированных инструментов с поддержкой коллективной работы.

Иерархическое бюджетирование. Понимается процесс распределения ответственности исполнителей. Распределение заключается в выведении части контролируемой области из зоны непосредственного управления руководителя. Важно, что не только подчиненный берет на себя ответственность за эту область, но и руководитель сознательно отказывается от своего вмешательства в нее. От коллегиального отличается большим количеством уровней подчиненности и возможностью принятия самостоятельных решений на всех уровнях управления.

С помощью универсальных программных средств (общие файлы Excel или базы данных).

С помощью специализированных инструментов с поддержкой коллективной работы.

С помощью корпоративной системы бюджетирования (Hyperion Pilar, Comshare MPC, Adaytum e.Planning и т.п.) [6].

Как видно, современные корпоративные ПО бюджетирования обеспечивает лишь поддержку совместной работы и быстрый доступ к общей базе данных, но не создает принципиально новых форм управления.

Из всего вышесказанного можно ясно проследить основную тенденцию развития КИС – интегрирование с другими системами и упрощение создания информационных каналов для эффективного обмена и работы с данными. Но, к сожалению, информационные технологии и базы данных не используются в полной мере, для создания более эффективной модели управления предприятием.
1.2. Системы поддержки принятия решений

Другим важным направлением развития КИС – являются системы поддержки принятия решений (СППР). Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, имитационное моделирование, генетические алгоритмы, нейронные сети и др.

На основании анализа уже сложившейся практики, предметом СППР можно назвать:

  • финансовый анализ и прогнозирование;

  • маркетинг реализации и закупок;

  • анализ стереотипов клиентского поведения и выявление скрытых закономерностей;

  • анализ рисков;

  • управление активами.

Практически во всех ведущих КИС уже имплементированы функциональные возможности прогнозирования с использованием разнообразных статистических методов. Представляется очень перспективным развитие подходов СППР в управлении активами, в частности, в организации эксплуатации и ремонтов оборудования. Это связано с постепенной миграцией подходов, а именно, от управления ремонтами по состоянию, к управлению на основе прогнозирования будущего состояния производственных мощностей.[7]

В журнале IT Спец №9 (Сентябрь) 2008 были собраны высказывания специалистов об СППР. Ниже приведена пара из них:

Алексей Арустамов (директор компании «BaseGroup Labs»):

«В принципе, любой механизм, помогающий человеку принимать обоснованные решения, а не действовать на основе только интуиции, можно назвать системой поддержки принятия решений. Поэтому элементы СППР есть практически в любых программах, где имеется возможность получить отчет либо построить график.

Однако популярность данной темы привела к тому, что, как обычно, все завалил маркетинговый мусор. Аналитические агентства создают все новые двух-трехбуквенные обозначения. Лично я уже давно не могу понять, где проходит граница между ними и чем отличаются друг от друга эти системы: DSS, BI, KDD, EPM, BPM, CPM и прочие. Мы в BaseGroup Labs предпочитаем их называть аналитическими системами.

В идеале, аналитическая система должна решать следующие задачи: извлечение информации из разнородных источников, консолидация, очистка и предобработка данных, визуализация, моделирование, прогнозирование, доставка данных потребителю. Все эти операции и выполняются людьми в процессе принятия решений. Если программа охватывает хотя бы половину из этого списка, то ее можно называть «системой поддержки принятия решений».»

Раиса Санкова (консультант-аналитик компании «АВС Консалтинг»):

«Многими система поддержки принятия решений воспринимается как некая красная кнопка, которая по нажатию пальца определяет, кто стоит перед ней, какую проблему хочет решить и с какой точностью.

К сожалению (или к счастью), СППР — это всего лишь система, которая не может заменить человека. Эту прописную истину, очевидную со стороны, почему-то каждый раз приходится доказывать заново. Все-таки неистребима вера человека в чудеса, в то, что после фразы «по щучьему велению, по моему хотению» появится на экране монитора некая цифра.

СППР, или DSS — мощный инструмент помощи лицу, принимающему решения. Это единая система данных, моделей и средств доступа к ним (интерфейс). Роль СППР не ограничивается хранением данных и выдачей требуемых отчетов. СППР призваны улучшить работу использующих знания людей путем применения информационных технологий. В свою очередь, СППР можно условно разделить на два типа. Это так называемые информационные системы руководства (EIS), предназначенные для немедленного реагирования на текущую ситуацию, и СППР с глубокой проработкой данных»[8].

Эти высказывания хорошо отражают существующую практику использования СППР, но я не могу согласиться с Раисой Санковой, что нет инструментов для принятия эффективных решений. Есть целая дисциплина, занимающаяся разработкой и применением методов нахождения оптимальных решений на основе математического моделирования, статического моделирования и различных эвристических подходов – Исследование операций. Как пример её использования, тут можно вспомнить Портфельную теорию и Задачу согласования денежных потоков. К сожалению, данные методы очень слабо используются в современных КИС.

1.3. Оптимизация расходов

Не могу не упомянуть опыт использования оптимизации в управлении предприятием. Скотт Сидней, директор корпорации UMS Group, в своей статье «Новый взгляд на оптимизацию расходов» сделал анализ использования методов оптимизации с современной практикой.

Он предложил разделить компании на три группы по их системе принятия решений (см. рисунок 1.2).

Новички (Большинство компаний)

«Технический» подход

Ученики (Некоторые компании)

«Экономический» подход

Эксперты (несколько компаний)

«Стратегический» подход

Центральное внимание уделяется технической стороне бизнес-процессов – это устоявшаяся практика, распространена в большинстве предприятий.


Процесс принятия решения состоит из нормирования капитала с использование финансовых методов оценки (пороговый уровень, дисконтированные оценки и т.д.) - это развивающаяся практика, в настоящее время интегрирована только в некоторых компаниях.


Интегрированные процессы и системы обеспечивают целостный анализ жизненных циклов активов при планировании стратегии эксплуатации и технического обслуживания. Используется для достижения необходимых результатов и поставленных целей, и для обеспечения потребностей клиентов – зарождающаяся практика, в настоящее время внедрена на считаных предприятиях.

Инструменты: стандартный анализ бюджета и другая отчетность.


Инструменты: Финансовое моделирование (NPV, IRR) и анализ денежных потоков.


Инструменты: Финансовое моделирование, анализ денежных потоков, оптимизация.


Рисунок 1.2. – Разделение компаний по системе принятия решений.

Примечание – Источник: составлено по [9, c. 4]

Компании «новички» используют традиционные методы планирования и бюджетирования. Проекты оцениваются инженерным и операционным отделами на основе технических нужд и потребностей клиентов. Как правило, это происходит без подробного обоснования. Финансовый отдел анализирует большое количество данных и если выбранная группа проектов является слишком дорогой, тогда они отправляются инженерным и операционным отделам на доработку. Этот процесс повторяется до тех пор, покуда не будет достигнуто соглашение.

Компании «ученики» используют тот же самый подход, только к нему добавляется финансовый анализ для более детального обоснования проектов. Затем данные проекты ранжируются по NPV или IRR и суммируются, покуда не будет достигнуто бюджетное ограничение.

Компании «эксперты» объединяют финансовые, операционные, потребительские и бизнес показатели для одновременного анализа через портфельную оптимизацию. Это обеспечивает финансовую и операционную связь, необходимую для обоснованного принятия инвестиционных решений.

Как одно из возможных решений для развития оптимизации процесса принятия решений и бюджетирования автор статьи предложил Оптимизацию расходов (Spending Optimization). На рисунке 1.3 показаны основные процессы оптимизации расходов.

В ходе процесса внедрения анализируются все затраты по инвестиционному проекту, чтобы убедится, что всем его направлениям было уделено должное внимание.

Процесс стратегического скрининга заключается в отборе проектов по таким критериям как дублирование, практичность, целесообразность и вероятность реализации.

Процесс анализа решений оценивает потенциальные проекты по таким показателям как финансовая рентабельность, качество услуг, последствия для бизнеса, уменьшение риска.

Процесс оптимизации портфеля принимает результат процесса анализа решений и разрабатывает оптимальный вариант инвестирования. Этот процесс может повторяться, т.к. в ходе оптимизации портфеля могут быть выявлены недостатки, сделанные на предыдущем этапе[9].



Рисунок 1.3. – Процесс оптимизации расходов.

Примечание – Источник: составлено по [9, c. 5]
В итоге можно сказать, что кроме того, что предложенный процесс позволяет наиболее полно и быстро учитывать различные стороны решений и их влияние на деятельность фирмы, моделировать различные сценарии и определять эффективную границу рассматриваемых решений, данный процесс также позволяет абстрагироваться от политических и субъективных воздействий на процесс принятия решений.

  1   2   3

Похожие:

Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconИспользование информационных технологий в таможенном декларировании товаров Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Обзор литературных источников в области информационных технологий и правовой информации 6
Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconРоль информационных технологий в инновационном развитии экономических субъектов Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Теоретико-методологические основы использования информационных технологий в инновационном развитии 6
Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconКурсовая работа на тему: Корпоративные информационные системы
Внедрение корпоративных информационных систем при различных формах управления предприятием
Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconПрименение информационных технологий в банковском секторе Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Административные и законодательные нормы постоянно видоизменяются. Банковская отрасль постоянно ощущает на себе бремя структуры затрат,...
Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconИнтернет и глобализация информационных потоков кнр выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Развитие новых информационно-коммуникационных технологий является важной чертой перехода к информационному обществу. Интернет как...
Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconБелорусский государственный университет выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного
Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного
Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconПрименение информационных технологий при проведении статистического анализа в здравоохранении Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Применение информационных технологий при проведении статистического анализа в здравоохранении
Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconПроблемные ит в судопроизводстве и построение системы «электронного правосудия» Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Магистранта кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности
Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант кафедры международных отношений Леванович Алла Владимировна Руководители: профессор Розанов Анатолий Аркадьевич, старший преподаватель Воробьев Михаил Алексеевич Минск – 2007 г
Важнейшими угрозами здесь видятся враждебное использование икт на уровне государств против информационных инфраструктур в политических,...
Анализ эффективности корпоративных информационных систем в автоматизации управления предприятием Выпускная работа по «Основам информационных технологий» iconРабочая программа дисциплины проектирование информационных систем Для студентов специальности 35. 15. 00
Целью преподавания дисциплины “Проектирование информационных систем” является получение студентами знаний по основам объектно-ориентированного...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница