Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году




НазваниеМетодические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году
Дата конвертации15.03.2013
Размер185.19 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации

по преподаванию истории и обществознания

в общеобразовательных учреждениях Архангельской области

в 2010-2011 учебном году
Современная система образования Российской Федерации находится на стадии глубоких изменений. Последние нормативные документы федерального центра последовательно закрепляют изменение приоритетов в образовательной политике государства, она заключается в переходе к деятельностной (компетентностной) парадигме, на реализацию данной проблемы направлены стремления разработчиков второго поколения образовательных стандартов.

В части исторического и обществоведческого образования новые документы предполагают следующие цели:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
О нормативно – правовой базе преподавателя истории и обществознания
К общим нормативным документам любого преподавателя относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный Компонент Государственного Образовательного стандарта, Базисный Учебный план, примерные и авторские программы по предмету, требования к оснащению образовательного процесса, учебные рабочие программы. В настоящее время заканчивается разработка проекта Федерального Компонента Государственного стандарта второго поколения (для основной и средней школы), часть материалов уже опубликована для обсуждения (и руководства к действию тоже), часть проходит стадию апробации в ряде регионов России. Документы, выделенные в тексте курсивом, это понятия, которые некоторое время назад либо отсутствовали, либо игнорировались, не упоминались. До момента принятия новых нормативных актов следует руководствоваться прежними нормами и распоряжениями.

Федеральный Компонент Государственного Образовательного стандарта закрепляет нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, основные требования к обеспечению образовательного процесса (включая материально-техническое, учебно-лабораторное, информационно-методическое и кадровое обеспечение). ФКГОС определил обязательные для изучения учебные предметы. «История» и «Обществознание» являются обязательными предметами в основной и средней (полной) школы.


Базисный Учебный план (2004 г.) не претерпел изменений, действуют все его положения.



В основной школе





V

VI

VII

VIII

IX




История (в неделю)

2

2

2

2

2




Всего за год

70

70

70

70

70

350

Обществознание (в неделю)

-

1

1

1

1




Всего за год




35

35

35

35

140


В средней (полной) школе





Базовый уровень

Профильный уровень




10

11

всего

10

11

всего

История (часов в неделю)

2

2

140

4

4

280

Обществознание, включая экономику и право (часов в неделю)

2

2

140

4

4

280

Если оба предмета: «экономика» и «право» изучаются отдельными курсами, то учебная рабочая программа предмета «Обществознание» составляется без их содержания.

Обществознание (без экономики и права)

1

1

70

3

3

210



При составлении Учебного плана образовательного учреждения следует обратить внимание на разделение строки ИСТОРИЯ на две части, например, для 6 класса запись будет выглядеть так:

ИСТОРИЯ (70 час.)

Всеобщая история Средние века

24 часа

История России

46 часа

Так следует поступать при планировании работы во всех классах, где изучаются два курса истории.



О соотношении часов на курсы «Всеобщей истории» и «Истории России»

На этапе основной школы возможно следующее распределение общего объема часов по классам.


Классы

Объем учебного времени час.

(по ФКГОС)

Разделы учебной программы

Резерв

час.

Всеобщая история

История России

V – VI

140

Что изучает история (не менее 10 ч.) История Древнего мира и Средних веков (не менее 75 часов)

История России (с древности до конца XVI века) – не менее 35 часов

20

VII - VIII

140

История Нового времени (XVI – конец XIX века) не менее 48 часов

История России (XVI – конец XIX века) - не менее 72 часов

20

IX

70

Новейшая и современная история – не менее 24 часов

Новейшая и современная история России – не менее 36 часов

10


Возможное распределение общего объема часов на этапе средней (полной) школы (на базовом и профильном уровнях).

Класс

Объем учебного времени час.

(по ФКГОС)

Разделы учебной программы

Резерв

час.

Всеобщая история

История России

X

140

Базовый уровень

Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX века (не менее 48 часов)

История России (с древности до конца XIX века) – не менее 72 часов

20

280

Профильный уровень

Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX века (не менее 96 часов)

История России (с древности до конца XIX века) – не менее 144 часов

40

XI

140

Базовый уровень

История Нового времени (XX – начало XXI века) не менее 48 часов

История России (XX – начало XXI века) - не менее 72 часов

20

280

Профильный уровень

История Нового времени (XX – начало XXI века) не менее 96 часов

История России (XX – начало XXI века) - не менее 144 часов

40

Обращаем внимание, что изучение темы «Что изучает история?» в 5-м классе, только в том случае, если в начальной школе учащиеся не получили этих знаний.

Порядок изучения курсов «Всеобщей истории» и «Истории России» определяет учитель, но как показала практика, целесообразно начинать изучение именно с курса «Всеобщей истории».

Записи в журналах при изучении курсов истории следует разводить, выделяя отдельные страницы и подписывая их «Всеобщая история. История Средних веков», «История России» (запись 6 класса) или «Всеобщая история. История Нового времени (1 часть)», «История России» для 7 го класса . Текущие и итоговые оценки выставлять отдельно по каждому предмету. Данное положение необходимо применять и в средней школе в 10 – 11 классах но без указания конкретного раздела курса «Всеобщей истории».

По окончании изучения каждой крупных тем следует предусмотреть маленькие проверочные работы, направленных на фиксацию знаний, умений и навыков, они могут быть и игрового характера. Завершается изучение курсов: «Всеобщая история», «История России» проведением итоговых контрольных работ, оценки фиксировать в журнале.

Согласно последним нормативным документам (ФЗ «Об образовании) ответственность изучение краеведческого материала, передается субъекту Федерации, предлагаем возможные пути изучения региональной истории.

Первый. При составлении тематического планирования указывать тематику региональной истории в одном из пунктов плана урока, т.е. не выделять отдельные уроки для изучения истории Архангельского края.

Второй. Введение в практику преподавания отдельного интегрированного учебного предмета «Краеведение» либо отдельных краеведческих модулей. Данный путь предпочтительнее, при условии, что есть соответствующая база для введения нового учебного предмета.

При составлении учебной рабочей программы обязательно включение материала, касающегося местной истории и современности (т.е. района, города, поселка…)

Изучения краеведческого материала обязательно, но выбор модели изучения, есть прерогатива образовательного учреждения. При составлении учебных рабочих программ следует руководствоваться примерными программами, подготовленными в ГОУ «АО ИППК РО» (см. сборник «Региональный компонент общего образования Архангельской области. История. Обществознание. Экономика. География», Архангельск, 2006 г., С. 132). Можно использовать методическое пособие Копицы М.Н. «История архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века», Архангельск, 2009 г.

Издательства учителю истории и обществознания
C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии (http://www.apkpro.ru) постоянно обновляются материалы по вопросам экспертизы учебников, утвержденный список федеральных учебников, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале (http://www.fsu-expert.ru) публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации.

В федеральном перечне учебников на 2010 – 2011 учебный год традиционно помещено два приложения. Приложение 1- это перечень рекомендованных учебников, входящих в завершенные предметные линии. Состоит из 1470 наименований, из них учебников по истории (65 наименований по курсу основной школы и 17 по курсу средней школы) т.е. 6 и 8 комплектов соответственно, по обществознанию насчитывается 23 за курс основной школы и 16 за курс средней школы, что составляет 5 и 8 для курсов основного и среднего (полного) образования. .Приложение 2 – перечень допущенных учебников, то есть единичных, с незавершенной предметной линией. В федеральном перечне содержится несколько приложений.

Необходимо подчеркнуть, что следует использовать УМК (программу, учебники, методические рекомендации) одного автора или авторского коллектива, так как только в этом случае полностью осуществляются заложенные в них идеи. Учебники с незавершенной предметной линией могут быть также полноправно использованы в учебном процессе.

Если учебники не включены в федеральный перечень рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ учебников на 2008-2009 и учебный год, образовательное учреждение не имеет права по ним работать.

Более подробную информацию об учебной литературе, составе комплекта можно посмотреть на сайте «Все об учебниках федерального перечня http://fp.edu.ru/asp/. Для примера в Приложение № 1 помещаем страничку сайта, рассказывающую об учебнике одного из комплектов.

Сайт содержит списки учебников, начиная с 2007 – 2008 учебного года. Выпуском учебников по истории и обществознанию и всей сопутствующей литературы занимаются 6 издательств.

Учебно-методический комплект по истории издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/ используются в большинстве общеобразовательных учреждений Архангельской области области. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершена линия учебников, подготовленных в процессе реализации проекта «Академический учебник». Учебники по всеобщей истории вышли под научной редакцией директора Института всеобщей истории РАН, академика РАН А. О. Чубарьяна. Научным редактором учебников, образующих линию по истории России, является директор Института российской истории, член-корреспондент РАН, профессор А. Н. Сахаров.

Учебно-методический комплект по истории издательства «Русское слово» http://www.russkoe-slovo.ru/ также широко используются в общеобразовательных учреждениях. К подготовке учебников привлечены ученые-историки из МГУ и ведущие российские методисты. Особенностью комплекта учебников этого издательства является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. Автор методического аппарата учебника С. И. Козленко является председателем жюри Всероссийских олимпиад по истории.

Издательством «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/ закончена новая линия учебников для основной школы. Следует обратить внимание, что учебник «История» (А. Н. Майков) – в настоящее время единственный, который в полной мере обеспечивает изучение нового раздела «Введение в историю», включенного в федеральный компонент государственных образовательных стандартов 2004 г. (5 класс, 1 четверть). При условии, что материал ( о роли вспомогательных исторических дисциплин) не изучался в начальной школе на уроках курса «Окружающий мир». Учебник настоятельно рекомендуем к использованию, особенно это касается учителей начальной школы, не имеющим базового исторического образования. В 5 классе основной школы может использоваться как самостоятельный блок перед изучением курса «История Древнего мира».

Учебно-методический комплект по истории издательства «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru/ рекомендуется для использования в лицеях и гимназиях. Особенностью УМК является развернутый методический аппарат, построенный по принципу системы познавательных задач, решаемых учащимися в ходе учебной деятельности. Комплект должен помочь учителю (в роли консультанта) сформулировать задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач. Поскольку от учащегося требуется в первую очередь умение решать учебные задачи, создаются условия для включения механизма непроизвольного запоминания, которое по данным психологии является более продуктивным, чем эксплуатация произвольной памяти. Одним из авторов данного издательства является Алексашкина Л. Н., доктор пед. наук, один из ведущих методистов страны.

Издательство «Академия», http://www.academia-moscow.ru/shcool_books/history/ традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает УМК интегрированного курса всеобщей и отечественной истории для средней (полной) школы (базовый уровень). Учебники для 10 и 11 класса под ред. А. В. Чудинова и А. В. Гладышева с 2009/2010 учебного года включены в перечень рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Данные учебники, подготовленные для изучения интегрированного курса истории на базовом уровне, отличают:

  • относительно компактный объем и простота изложения материала;

  • использование необходимого минимума специальной терминологии и определений;

  • смещение акцентов от категориального мышления к образному, от потока фактов – к узловым событиям мировой истории и моментам взаимодействия различных обществ и цивилизаций, от монолога – к диалогу с учеником;

  • акцентирование воспитательной функции истории.



Особенность учебно-методического комплекта по истории издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru/drofa/about/trivia/  комплексный характер подхода к его разработке. Издания отличает добротный, качественный методический аппарат и иллюстративный ряд.

УМК созданный в издательстве «Баласс» отвечает всем современным требованиям, которые предъявляются к учебным изданиям. Реализует принцип преемственности. Линия учебников создана для развития и продолжения в рамках основной школы образовательной системы «Школа 2100» http://www.school2100.ru/, для которой характерен проблемно-диалогический подход.

Кроме учебников и методических пособий, практически все издательства выпускают справочники, настенные таблицы и карты, атласы и контурные карты для учащихся, научно-познавательную литературу и пособия для элективных курсов по исторической и обществоведческой тематике..
Учебная литература по обществознанию, традиционна по авторам и издательствам ее выпускающим.

ВЕНТАНА-ГРАФ

 Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 6 кл.

 Соболева О.Б., Корсун Р.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 7 кл.

Соболева О.Б., Чайка В.Н. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 8 кл.

 Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание. 9 кл.
Просвещение

 Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание. 6 кл. 

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 кл.

 Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание. 8-9 кл.

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. Обществознание. 8 кл.

Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание. 9 кл.
 Академкнига/Учебник

Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Обществознание. 6 кл.

Суворова Н.Г., Королькова Е.С. Обществознание. 7 кл.

 Кишенкова О.В. Обществознание. 8 кл.

 Кишенкова О.В. Обществознание. 9 кл.
Русское слово

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 кл.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 кл.

Кравченко А.И. Обществознание. 8 кл. [Русское слово

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 кл.

 

Дрофа

Никитин А.Ф. Обществознание. 6 кл.

Никитин А.Ф. Обществознание. 7 кл.

Никитин А.Ф. Обществознание. 8 кл.

Никитин А.Ф. Обществознание. 9 кл.
Завершенные линии учебников обществознания за курс средней школы.

. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение]

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Просвещение]

. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание (базовый и профильный уровни). 10-11 кл. [Просвещение]

. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание (профильный уровень). 10 кл. [Просвещение]

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (профильный уровень). 11 кл. [Просвещение]
Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Мнемозина]

Гуревич П.С., Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Мнемозина]
Ионин Л.Г., Поляков Л.В. / Под ред. Полякова Л.В. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение]

Поляков Л.В., Неклесса А.И., Ионин Л.Г. и др. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Просвещение]

Кравченко А.И. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Русское слово]

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Русское слово]

Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Дрофа]

Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Дрофа]
Никитин А.Ф., Метлик И.В., Галицкая И.А. / Под ред. Никитина А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение]

Никитин А.Ф., Метлик И.В. / Под ред. Метлика И.В. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [Просвещение]

 Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]

.Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]

Воронцов А.В., Королёва Г.Э., Наумов С.А., Романов К.С. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание (базовый уровень). 11 кл. [ВЕНТАНА-ГРАФ]
Все учебники за исключением одного комплекта позиционированы авторами как учебники для базового уровня, при этом практически все имеют специально подготовленные методические пособия, в которых даются авторские рекомендации по использованию названных УМК на профильном уровне.
Из данного списка учебников можно выделить только комплект издательства «Вентана-Граф», относительно новый, получивший хорошие отзывы при его апробации. Главное достоинство данного комплекта, как для основной, так и для средней школы, состоит в тщательном отборе материала, хорошем методическом аппарате. Только у данного комплекта есть рабочая тетрадь (органайзер) для учителя. (Пасман Т.Б., Харлашова Е.В. «Обществознание. Человек в обществе.» 10 класс. Органайзер для учителя. Сценарии уроков., Москва, «Веттана – Граф», 2006 г.
Обращаем внимание, что ни один из комплектов учебников не является идеальным для подготовки к ЕГЭ или ГИА, в реальном педагогическом процессе учителю следует использовать дополнительные источники, которые позволят расширить как содержательную, так и методическую составляющую учебников и пособий..

Приложение № 1

http://fp.edu.ru/asp/card.asp?IDB=2733

 Завершенная предметная линия | Серия: Линия линия УМК по всеобщей истории А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы . 5-9 кл. |

Вигасин А.А. и др. История Древнего мира. 5 кл. [Просвещение]

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 кл. [Просвещение]

Юдовская А.Я. и др. Всеобщая история. История нового времени. 7 кл. [Просвещение]

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени. 8 кл. [Просвещение]

Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл. [Просвещение]



УМК: "Вигасин А.А. (5-9)" 

Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. Новые издания хорошо известных в школе учебников доработаны с учетом замечаний учителей и учащихся, а также требований Государственного стандарта по истории для полного общего образования (2004), обновлены текст и иллюстрации, методический аппарат учебников. В учебно-методический комплект к каждому учебнику входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482
Программа
1) Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл.  
Пособие
2) Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл.  
3) Юдовская А.Я. Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800. 7 кл. Пособие для учителя.
4) Юдовская А.Я. Поурочные разработки по Новой истории. 8 кл.  
5) Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран. ХХ - начало ХХI века. Методические рекомендации. 9 кл.  
Рабочая тетрадь
6) Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. В 2-х выпусках. Выпуск 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток.  
7) Годер Г.И. Рабочая тетрадь по Истории древнего мира. 5 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х выпусках. Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим.  
8) Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь. "История средних веков". 6 кл.  
Рабочая тетрадь
9) Годер Г.И., Ртищева Г.А. Рабочая тетрадь по Истории средних веков. 6 кл.  
Рабочая тетрадь
10) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 7 кл.  
11) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1800-1913. 8 класс. В двух выпусках. Выпуск 1  
12) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1800-1913. 8 класс. В двух выпусках. Выпуск 2  
13) Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Рабочая тетрадь к учебнику "Новейшая история зарубежных стран. XX- начало XXI века". 9 класс.
Хрестоматия
14) Юдовская А.Я. Книга для чтения по новой истории. 1500-1800. Пособие для учащихся 7 кл.  
15) Юдовская А.Я. Книга для чтения по новой истории. 1800-1913. 8 кл.  
Электронное издание
16) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории 1500—1800гг. 7 класс.  
17) Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории 1800—1913гг. 8 класс.  
Электронное приложение
18) Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Электронное приложение к учебнику. История Древнего мира. 5 кл. Общеобразовательных учреждений  


Похожие:

Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по преподаванию русского языка в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году (проект)
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность...
Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Е в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными...
Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconМетодическое письмо «О преподавании истории и обществознания в образовательных учреждениях Ленинградской области в 2011 2012 учебном году»
...
Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации по преподаванию истории в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области
«пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования
Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании экологии в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году»
«Литература» в Российской Федерации преподается как обязательный предмет в основной и средней (полной) школе. В общеобразовательных...
Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании обществознания в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...
Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconРабочая программа учебного курса по математике для 6-го класса. Пояснительная записка
Мнемозина, 2010 г автор-составитель В. И. Жохов. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического...
Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2012-2013 учебном году
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы
Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году iconМетодические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании учебного предмета «История» в 2009 2010 учебном году
Преподавание истории в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница