Содержание Вступление




НазваниеСодержание Вступление
страница1/3
Дата конвертации11.03.2013
Размер362.46 Kb.
ТипПрезентации
  1   2   3





Содержание


  1. Вступление…………………………………………………………………………………………………………….1

  2. Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………..2

  3. Актуальность темы…………………………………………………………………………………………………2-3

  4. Интеграция учебных занятий в школе как средство формирования познавательной компетенции учащихся:………………………………………………………………………………………3-17

а) типы и формы интегрированных уроков;………………………………………………………5-11

б) основные требования к учителю при интегрировании уроков;………………..11-12

в) интеграция в преподавании русского языка и литературы ………………………..12-17

5. Вывод………………………………………………………………………………………………………………….18-19

6. Список литературы……………………………………………………………………………………………..20

7. Приложение……………………………………………………………………………………………..

Вступление

Интеграция – (от латинского integer – целый, восстановление.) Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.

При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде.

Формирование мировоззрения учащихся и их познавательной компетенции – главное в обучении.

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.

Мы все сильнее осознаем причастность ко всему, что происходит на земле. Важно дать учащимся единое представление о природе, обществе и своем месте в нем, соединять в восприятии учащихся основные знания по каждому предмету в широкую, целостную картину мира.

На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной.

Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию учащихся.

Цели и задачи.

Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизни, но и должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Методика интегрированного обучения, как и вся дидактика, в настоящее время переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни, внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате которых формируется деятельный подход в обучении, о котором много говорится.

Методика интегрированного обучения имеет цели: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.

Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.

Задача интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления; формирование познавательной компетенции учащихся; дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения учащихся.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Проблема межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире.
Актуальность темы.
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мир. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить школьника суммой знаний и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно в отрыве от реальной жизни. Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Основные свойства интегрированного урока – синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например, взаимосвязь географии и химии, литературы и истории и другие.

С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На этих уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

В последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов , представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры, поэтому интеграция – инновационное средство формирования познавательной компетенции учащихся.
Интеграция учебных занятий в школе.
Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.

Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Таким образом, основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика. Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, так как ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано. Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода. С практической стороны зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и так далее.

Наиболее общая характеристика интегрированных уроков:

  • Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин.

  • Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.

  • Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Основные направления осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса:

  • Усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала;

  • Теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения;

  • Комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.


Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Это объединение возможно и при условии логической близости изучаемых тем.

Например, можно провести один урок, который будет более эффективен, на мой взгляд, если объединить 3 предмета: русский язык, ИЗО и музыку; литературу, ИЗО и музыку (уроки искусств). Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Она включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, помогая эффективной реализации триединой дидактической цели. Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, что решает не менее важную проблему в условиях работы в школе. Это здоровьесберегающий подход в обучении. Структура интегрированных уроков искусств технологична и отличается следующими особенностями: предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала, логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока, большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:

  • Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

  • Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

  • Обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте уроке и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

  • Способствует развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

  • Формирует в большей степени общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда.



Типы и формы интегрированных уроков.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Далее рассмотрим типы и формы этих уроков.


  1. Тип урока: урок формирования новых знаний.


Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • Урок-лекция;

  • Урок-путешествие

  • Урок-экспедиция

  • Урок-исследование

  • Урок инсценировка

  • Учебная конференция

  • Урок-экскурсия

  • Проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний – организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи: образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу текстов( схем, карт); активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты.

Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой край; формирование языковой культуры; эстетическое воспитание.

Развивающие: развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, схемами, таблицей.
Следует разделять традиционный и современный уроки.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу – вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяется наглядное пособие, организуется наблюдение и описание увиденного.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используется как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений, реализации творческого потенциала, словом, создаются условия для формирования познавательной компетенции учащихся, условия для полного развития личности учащегося.

Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.


  1. Тип урока: урок получения новых знаний.


Данный тип урока предусматривает формы:

  • Урок-практикум

  • Урок-сочинение

  • Урок-диалог

  • Урок деловая игра

  • Путешествие

  • Экспедиция

  • Урок с мультимедийным сопровождением

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания. Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.

Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Задачи:

·  образовательные:

познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами :; углубить знание о:

·  воспитательные:

показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.

·  развивающие:

научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Можно прибегать к индивидуальной и индивидуально-групповой форме обучения.

Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.

На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.

На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.

Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
3.Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:

·  ролевые и деловые игры;

·  практикумы;

·  уроки защиты проектов;

·  путешествие;

·  экспедиция .

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ . Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.


Задачи:

·  образовательные:

научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с …; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.

·  воспитательные:

вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

·  развивающие:

совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения ; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль познавательной компетенции учащихся. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
4.Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
  1   2   3

Похожие:

Содержание Вступление iconСодержание : Вступление Духовность и жизненная необходимость её роста; Определение Духовности
Экокататастрофа как механизм неизбежного Перехода мира в другую стадию развития
Содержание Вступление iconРеферат по экологии на тему: «Окружающая среда и здоровье человека» Сдал: Посохов Ю. Е. Группа гд 300 москва 2002 содержание: вступление 3
Здоровье это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем
Содержание Вступление iconНовости физики
Кто ты, огненная гостья ! (Вступление)
Содержание Вступление iconРеферат на тему: «Виды физических нагрузок, их интенсивность»
Вступление
Содержание Вступление iconРеферат "Классификация буровых установок. Назначение отдельных блоков буровой установки"
Вступление 3
Содержание Вступление icon1 Вступление
Цель моей работы выявить типичные ошибки семейного воспитания и проанализировать их влияние на становление личности
Содержание Вступление iconКнига 1 Вступление
Адвокат взглянул на своих клиенток, изо всех сил стараясь сохранить спокойный и даже равнодушный вид
Содержание Вступление iconСл 1 Вступление. Всем нам приходилось
Подготовка учащихся к итоговой аттестации по русском языку (гиа и егэ) на основе умк львовой С. И. и Львова В. В
Содержание Вступление iconКнига 2005 год. Вступление
Целью этой брошюры является содействие более детальному изучению учащимися наиболее сложных тем курса обж
Содержание Вступление iconВступление 1 Основные итоги экономического и социального развития г. Севастополя за 2009 год
Расширение рынка финансовых услуг, как источника внутренних инвестиционных ресурсов
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница