Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень)




НазваниеРабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень)
страница1/4
Дата конвертации10.03.2013
Размер431.79 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Рассмотрено на заседании

школьного методического

объединения. Протокол №____

от «___» _________20__г.

Руководитель ШМО_____/___________/
Программа разработана на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень)



Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №____

От «___» _________20__г.


Утверждена

Приказом №

от «___» _________20__г.

Директор школы

_________/Фомина Т.Г./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу

«География России. Хозяйство и географические районы»

9 класс (базовый уровень)

Составитель учитель географии 1 категории

Протопопова Ирина Юрьевна


2012 / 2013учебный год



Пояснительная записка.

Программа разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

По курсу «География России» четко просматривается комплексный подход к изучению природы, населения и хозяйства. При изучении общей характеристики России рассматриваются взаимосвязанные между собой содержательные блоки «природа» - «население» - «хозяйство».
Статус документа.

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. При изучении географических регионов рассматриваются как природные, так и социально-экономические особенности региона, прослеживаются взаимосвязи между природными условиями, ресурсами и направлениями хозяйственной деятельности населения. Благодаря этому высвобождается время для выполнения практических работ и изучения географии Удмуртии (отводится 10 часов).

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

  • выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности;

описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки;

объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;

прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.



Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю. В рамках подготовки к зимней олимпиаде в г. Сочи в 2014 году включен урок олимпийской тематики.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых практических работ _13 ( из них 8 оценочных и 5 тренировочных)__

Используемый УМК
1.А.И.Алексеев и др. География России. Хозяйств и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2010

2.Учебник: География Удмуртии (учебное пособие для общеобразовательной школы).. Составители Н.Т. Козлова, В.М. Успенская; под редакцией Н.Т. Козловой – 2-е изд., исп. и доп.

3.Методическое пособие для учителей. География Удмуртии. Составители Н.Т. Козлова, В.М. Успенская

4.Атлас. Экономическая и социальная география России9 класс.
Содержание программы.
РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России.

Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Территориальное географическое разделение труда.

РАЗДЕЛ 2 Районы России.

Тема 1. Европейская часть России.

Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности ихэкономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы.Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Тема 2 Азиатская часть России.

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири.Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические отерытия. Особенности морей.Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири.

Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Раздел 3. Особенности населения и хозяйства Удмуртии.

Население и трудовые ресурсы. Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Общая характеристика хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: комплекс обрабатывающих отраслей. Другие отрасли промышленности. АПК Удмуртии. Инфраструктурный комплекс. Историко-культурный комплекс. Территориальная организация хозяйства и внешние экономические связи.

Тема. Россия в мире.

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России.

Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны

Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические


Контрольные



Формы

контроля


1

Введение.

1

1










2

Раздел 1. Хозяйство России

19

11

6

1

Практическая работа

Контрольная работа

Фронтальный опрос

3

Общая характеристика хозяйства

3

3







Фронтальный опрос

4

Главные отрасли и межотраслевые комплексы

16

8

6

1

Практическая работа

Контрольная работа

Фронтальный опрос

5

Раздел 2. Районы России

36

30

3

2






Европейская часть России

23

18

3

1

Практическая работа

Контрольная работа

Фронтальный опрос




Азиатская часть России -

13

12




1

Контрольная работа

Фронтальный опрос




Особенности населения и хозяйства Удмуртии

10

8

1

1

Практическая работа

Контрольная работа

Фронтальный опрос




Россия в современном мире – 1 час

2

1




1







Итого

68

51

10

5



  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconТематическое планирование курса «География России» (хозяйство и географические районы), 9 класс по учебнику А. И. Алексеева, В. А. Низовцева. Э. В. Ким, Г. Я. Лисенковой, В. А. Сиротина, Ю. М зверева, издательство ООО «Дрофа», 2001

Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconФизическая география География России (природа). 8 класс. 68 часов. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconУрок в 9 классе «Сельское хозяйство» Цель урока: изучить особенности сельского хозяйства и его зональную специализацию
Оборудование: учебник «География России. Население и хозяйство», 9 класс, электронный учебник «География России. Население и хозяйство»,9...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconРабочая программа по учебному курсу «Физика» 7-9 класс Базовый уровень Учитель: Некрасова Наталья Михайловна
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconРабочая программа по учебному курсу биология «Животные» 7 класс Базовый уровень Составлена учителем биологии
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconОтморская Оксана Николаевна 2012 год пояснительная записка Данная рабочая программа
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), авторской...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconОтморская Оксана Николаевна 2012 год пояснительная записка Данная рабочая программа
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), авторской...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconРабочая программа по учебному курсу «Физика» 11 класс Базовый уровень Составитель
Рабочая программа по физике для 11 класса общеобразовательной школы составлено на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconРабочая программа по курсу «Социальная и экономическая география мира» для 10 класса
Программа разработана на основе примерной программысреднего (полного) общего образования (базовый уровень)
Рабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень) iconРабочая программа по русскому языку 8 класса (базовый уровень)
К учебнику «Русский язык» 8 класс авторы С. Г. Бархударов, С. С. Крючков, Л. Ю. Максимов ( базовый уровень)
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница