Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения




НазваниеРазвитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения
Дата конвертации09.03.2013
Размер88.01 Kb.
ТипПрезентации
СТАТЬИ

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения

Современное образование все настойчивее обращается к проблемам, непосредственно связанным с интересами, запросами, жизненными ценностями людей. Но при этом важно, чтобы систематическое изучение основ предмета разумно сочеталось с полноценной познавательной деятельностью учащихся, направленной на формирование знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку различных приемов выполнения действий, в процессе чего развиваются сами обучающиеся. Успешное управление познавательной деятельностью учащихся во многом зависит от отбора учебной информации и способа ее организации.

Общение учащихся может быть фронтальным или групповым, осуществляться в парах постоянного или переменного состава. Важно чтобы деятельность не сводилась к выполнению заданий по образцу, а была интеллектуальной, т.е. развивала мыслительные способности учащихся. Школьники охотно включаются в работу, если их деятельность мотивирована, а мотивация может быть раз.

Учащиеся 8-го класса уже владеют конкретными интеллектуальными умениями. Работа по их развитию должна продолжаться на уроках химии. Правильная организация познавательной

Деятельности поможет дальнейшему формированию интеллектуальных умений, от которых будет зависеть успешность обучения.

В предлагаемой статье представлены многокомпонентные задания. Они состоят из совокупности заданий, каждое из которых направлено на развитие отдельных интеллектуальных умений, и отвечают следующим требованиям:

  1. все задания, несмотря на отсутствие в них четкой логической связи, должны быть психологически объединены в некоторую целостность, характеризующуюся направленностью на формирование аналитико-синтетической деятельности учащихся. Так как именно эта деятельность необходима для определения значимости, сходства и различия объектов, их взаимосвязи и на развитие познавательной деятельности учащихся разного уровня (от репродуктивного до творческого);

  2. выполнение каждого задания должно быть основано на использовании единичных интеллектуальных умений или их совокупности;

  3. выполнение многокомпонентного задания должно параллельно развивать интеллектуальные умения и умения, специфичные для химии (характеризовать свойства вещества, выявлять признаки и условия химических реакций и осуществлять расчеты по ним), которые основаны на умениях сравнивать, анализировать, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

  4. в составе заданий должны быть такие, выполнение которых направлено на развитие монологической речи учащихся, в частности умений рассуждать, приводить доказательство.

При организации работы по таким заданиям соблюдаются некоторые условия:

  • создание мотива деятельности;

  • использование многоуровневых заданий, позволяющих учитывать подготовленность учащихся: качество их знаний по предмету;

  • постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся;

  • переход от работы по образцу к работе с помощью устной инструкции учителя, вплоть до полной самостоятельности;

  • использование различных форм организации работы учащихся, что способствует обогащению содержания интеллектуальных умений.

Прокомментируем содержание некоторых заданий к обобщающему уроку по теме "Строение атома" (VIII класс).

Задание №1.

Выпишите схемы, отражающие правильное расположение электронов в атомах элементов:

  1. 2ê, 8ê, 18ê;

  2. 3ê, 8ê, 4ê;

  3. 2ê, 9ê, 1ê;

  4. 2ê, 8ê, 3ê;

  5. 2ê, 8ê, 18ê, 2ê;

  6. 3ê, 8ê, 2ê.

При выполнении данного задания учащиеся должны проанализировать предложенные схемы, используя для обоснования правильности выбора знания о способе расчета максимального числа электронов на внутренних слоях и максимальном числе электронов на внешнем слое. Характер деятельности преимущественно репродуктивный.

Задание №2.

Какие схемы распределения электронов в атомах соответствуют элементам, оксиды которых реагируют с гидроксидом химического элемента V группы 3-го периода:

  1. 2ê, 8ê, 2ê;

  2. 2ê, 8ê, 7ê;

  3. 2ê, 8ê, 18ê, 2ê;

  4. 2ê, 4ê.

Задание направленно на развитие умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность. При выполнении познавательная деятельность учащихся приобретает частично-поисковый характер.

Задание №3.

Выпишите схемы распределения электронов в атомах элементов, которым соответствуют основные оксиды и гидроксиды:

  1. 2ê, 7ê;

  2. 2ê, 8ê, 2ê;

  3. 2ê, 8ê, 8ê, 1ê;

  4. 2ê, 6ê;

  5. 2ê, 8ê, 18ê, 18ê, 2ê;

  6. 2ê, 8ê, 18ê;

Экспериментально подтвердите характер свойств этих оксидов и гидроксидов. Составьте уравнения реакций.

Выполняя данное задание, учащиеся должны уметь не только анализировать и сравнивать, но и находить причинно-следственные связи между строением атома химического элемента и свойствами его соединений. Параллельно с названными умениями используют и специальные: планировать и осуществлять эксперимент, составлять уравнения реакций. Характер деятельности преимущественно эвристический.

Задание №4.

Три элемента принадлежат к одной группе элементов периодической системы. Сумма атомных номеров двух крайних из них равна 76. Нитрат, образованный средним из этих элементов, используют для окрашивания огней фейерверка в красный цвет. Назовите эти элементы, определите их положение в периодической таблице. Охарактеризуйте строение атомов этих элементов и предскажите изменение свойств с увеличением их атомной массы. Какие природные соединения этих элементов вам известны?

Задание составлено так, что интеллектуальные умения, используемые при выполнении предыдущих заданий, и исходные знания учащихся переносятся в новую ситуацию, а работа включает элементы исследования.

Многокомпонентные задания позволяют учащимся рассматривать факты, явления. Побуждают видеть и удерживать в сознании разные их стороны, разные признаки, оперировать при выполнении задания одновременно всеми необходимыми интеллектуальными умениями.

Для успешного управления деятельностью учащихся необходимо установление обратной связи с целью получения информации о качестве усвоения изучаемого материала каждым учащимся. В связи с этим необходимо большое внимание обращать, прежде всего, на изучение учащихся. Для этого использую наблюдения за ними в процессе урока, при выполнении ими различных видов самостоятельных работ, результаты индивидуальных бесед. На основании наблюдений вырисовывается объективная картина индивидуальных способностей детей, которые нередко бывают различными. Практика показывает, что интерес к предмету возникает в том случае, если работа детей не остается без внимания со стороны учителя. Для этого на каждый класс завожу тетрадь оценки знаний учащихся, в которых отмечаю виды учебной деятельности учащихся (см. таблицу).

ФИО

Химический диктант

Зачет

Решение задач

Домашняя самостоятельная работа

Практическая работа

Тест

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 




Учитывая, эти факторы в ходе подготовки к урокам и соответственно определяю формы и методы изложения изучаемого материала.

 








Информационные технологии на уроках химии

Сейчас программа информатизации образования набирает обороты. Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.

Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта. Учащиеся могут овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии производственных задач. Они могут приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

Если на уроках информатики умение использовать компьютер выступает как цель образовательного процесса, то на других уроках использование компьютера – это средство достижения учебных целей. В умелых руках учителя компьютер может стать принципиально новым, замечательным инструментом для развития творческих способностей учащихся. Не стоит использовать компьютер там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

Так, при обучении химии использование компьютерных технологий эффективно изучение нового материала (презентация для лекций), при обработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.

Применение слайдов (Роwer Poiпt) во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайдов к уроку можно использовать электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создавать материалы в программах СhemDrow и ChemLаb. На слайдах размещают необходимые формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. Если сохранить слайд в режиме редактирования, то всегда остается возможность вносить в него новую информацию или изменять программный материал.

Изучение химии специфично по сравнению с другими учебными занятиями, поскольку предполагает проведение эксперимента. При организации практических работ компьютер может стать эффективным помощником учителя. Можно провести опыты без реактивов, оборудования и токсичных веществ.

Поделюсь для начала опытом использования компьютерных информационных технологий при проведении учебного занятия в 10-м классе по теме: «Каучук как природный полимер»

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Время мин.

Примечание

Установочно-мотивационный этап

Ролевая игра «Знакомство цивилизованного мира с каучуком». ( входят мореплаватели во главе с Колумбом). ( входят «индейцы» играя с мячами ). Учитель подводит учащихся к теме и цели урока.

5

Слайд 1,2, 3, 4, 5,6

Изучение нового материала

а) Сообщение учащихся: «Восьмое чудо света». б) Самостоятельная работа «Изучение свойств, состава и строения натурального каучука» Работа в группах по инструкционным карточкам. Заполнение таблицы.

3 15

Слайд 7, 8, 9,10, Слайд 11, 12, 13 Моделирование реакции полимеризации Слайд 14 Слайд 15,16

Развитие и закрепление знаний

Проверочная работа

5

 

Проверка знаний

Тестовая работа

7

Тест по вариантам

Рефлексия

 

2

 

Домашнее задание

 

3

§14 упр.5, конспект, по желанию подготовить рекламу каучуку.







 




Похожие:

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии из опыта работы учителя химии моу «Краснохолмская сош №1»
Главная цель исследовательского обучения формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности,...
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения iconТворческая работа по проблеме Организация самостоятельной работы на уроках химии как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся
Охватывает все виды и формы организации самостоятельных работ учащихся (см приложение №2)
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения iconПроектная деятельность
Использование проектного метода обучения на уроках математики с целью активизации познавательной деятельности учащихся
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения iconСтатья «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой подготовки на уроках окружающего мира и внеурочной проектной деятельности учащихся начальных классов»
Сегодня в образовании происходят коренные преобразования, суть которых заключается в изменении целевых установок: главным становится...
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения iconАктивизация знаний и деятельности учащихся на уроках мхк через метод исследования изучаемого материала
В современных условиях самообразование учащихся является ведущим принципом, согласно которому основой учебного процесса становится...
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения iconПедагогические технологии активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
Учитель химии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №97» Октябрьского района...
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий»
Теоретическая часть. Репродуктивные, эвристические, исследовательские методы обучения. Рефлексия
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения iconСкороходова Е. Н., учитель русского языка и литературы «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы» Этапы работы
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей...
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения iconТехнология деловой игры как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение журавенская средняя общеобразовательная школа
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения iconМетодика активизации познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по химии 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (химия)
Ведущая организация: Казахский государственный женский педагогический университет
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница