Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02




НазваниеРешение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02
Дата конвертации06.03.2013
Размер92.2 Kb.
ТипРешение
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
    председательствующего                судьи Александровой Р.С.,
    при секретаре                                 Николаевой Т.П.,
    с участием прокурора                           Яковлевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Якутске 13 сентября 2002 г. дело по

заявлению муниципального образования "Жатай" о признании противоречащими федеральному

законодательству отдельных положений Закона РС(Я) "О внесении изменений и дополнений в Закон

РС(Я) "О местном референдуме",
установил:
Постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 25

апреля 2000 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) "О местном референдуме". Постановлением

Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 15 июня 2002 г. принят Закон РС(Я) "О внесении

изменений и дополнений в Закон РС(Я) "О местном референдуме".
Муниципальное образование "Жатай" обратилось в суд с заявлением о признании

недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона РС(Я) "О внесении

изменений и дополнений в Закон РС(Я) "О местном референдуме" по тем основаниям, что они

противоречат требованиям федерального законодательства, приняты с ущемлением прав

муниципального образования "Жатай".
В судебном заседании представитель муниципального образования "Жатай" по доверенности

Еникеев Р.А. поддержал письменное определение и дополнил заявление требованием о

несоответствии оспариваемых норм требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ в

редакции от 12 июня 2002 г.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов П.В. с заявлением не

согласен и пояснил, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. и в новой редакции не

предусматривает регулирование вопросов местного референдума в переходный период. Между тем,
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Законом РС(Я) от 15 июня 2002 г. внесены изменения и дополнения в Закон "О местном

референдуме", имеющие разовый характер, касающиеся только переходного периода, поскольку на

всей территории Республики Саха (Якутия) отсутствуют органы местного самоуправления. Полагает,

что права заявителя принятием закона не ущемлены, так как референдум представляет собой

добровольное волеизъявление граждан, он является свободным, никакого принуждения нет.
Представитель Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)

Пахомов Е.А. с заявлением не согласен и пояснил, что действительно в целом по Республике Саха

(Якутия) местное самоуправление не осуществляется за исключением 10 муниципальных

образований, созданных в поселках. Город Якутск, как административно-территориальная единица

представляет собой город республиканского значения, имеющий в своем составе несколько поселков,

в том числе и пос. Жатай. Конституция РС(Я) допускает возможность создания местного

самоуправления на двух уровнях. Права муниципального образования "Жатай" не ущемляются.
Представитель Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)

Охлопкова С.В. с заявлением не согласна и пояснила, что 29 апреля 2002 г. изменена действующая

Конституция РС(Я) и упразднен раздел "Местные органы государственной власти". Принят Закон

РС(Я) "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных

образований в РС(Я)", в соответствии с которым вопрос об образовании муниципальной единицы

может быть решен населением на собрании граждан, представительным органом местного

самоуправления, если такой орган избран, либо местным референдумом. На территории республики

не созданы органы местного самоуправления повсеместно. В связи с этим с целью выявления

мнения населения о территориальном уровне введения этих органов необходимо проведение

местного референдума. Оспариваемый заявителем Закон РС(Я) не ущемляет прав муниципального

образования "Жатай", поскольку закон разового применения, регулирует проведение референдума в

переходный период от местных органов государственной власти к органам местного

самоуправления.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора Яковлевой С.П.,

полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд полагает заявление

муниципального образования не подлежащим удовлетворению.
Из содержания заявления следует, что муниципальным образованием оспаривается не Закон

РС(Я) "О местном референдуме", а Закон РС(Я) от 15 июня 2002 г., которым внесены в него

изменения и дополнения. В соответствии с принципами гражданского процессуального

законодательства право выбора способа и порядка защиты принадлежит заявителю. Суд не вправе

без согласия заявителя изменять предмет иска. Из материалов дела следует, что Закон "О внесении

изменений и дополнений в Закон РС(Я) "О местном референдуме" принят в пределах полномочий

законодательным органом Республики Саха (Якутия), в установленном законом порядке обнародован.

Поэтому требования заявителя о признании незаконными положений закона, которым внесены

изменения и дополнения в другой закон, не основаны на законе.
Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти

субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено установление и

изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных

образований, установление и изменение их границ и наименований.
10 июля 2002 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) принят Закон РС(Я) "О порядке

образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в

Республике Саха (Якутия), установления и изменения их границ и наименований". При этом под

образованием муниципального образования понимается создание новой муниципальной единицы на

основе решения населения соответствующей территории Республики Саха (Якутия). В законе

закреплен принцип первичности волеизъявления населения при решении вопросов образования
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
муниципальных единиц. В статье 8 закона установлено, что вопрос об образовании муниципальной

единицы может быть решен населением на собрании (сходе) граждан, представительным органом

местного самоуправления, если такой орган избран, либо местным референдумом. Таким образом,

Республика Саха (Якутия) при определении порядка образования новых муниципальных единиц

действовала в соответствии с федеральным законодательством, установив в процедурном Законе "О

местном референдуме" механизм действий по проведению референдума.
Из обстоятельств дела следует, что в Республике Саха (Якутия) на уровне улусов (районов),

городов существуют местные органы государственной власти. До внесения изменений и дополнений

Конституция РС(Я) и Закон РС(Я) "О местном самоуправлении в РС(Я)" содержали положение, в

соответствии с которым местное самоуправление могло осуществляться лишь на уровне поселков и

сел. В апреле 2002 г. в Конституцию РС(Я) внесены изменения в части дополнения перечня

территориальных единиц, на которых может осуществляться местное самоуправление, а именно:

улусы (районы), города, город республиканского значения - Якутск.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации" в редакции от 12 июня 2002 г. различает 3 вида

референдума - референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и

местный референдум. При этом различие проводится по значимости выносимых на референдум

вопросов. Вопрос о территориальном уровне осуществления местного самоуправления разрешается

населением определенной административно - территориальной единицы и является по своей

правовой природе вопросом местного значения. При отсутствии представительных органов местного

самоуправления, особенностей организации органов государственной власти и местного

самоуправления в республике и особенностей регионального законодательства, допускающего

возможность введения самоуправления на двух уровнях, суд приходит к выводу о том, что при

сложившейся обстановке выявление мнения населения допустимо путем проведения местного

референдума.
Из ст. 1 названного Федерального закона следует, что им определяются основные гарантии

реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и

референдумах, проводимых на территории Российской Федерации. В части 3 статьи 1 закона указано,

что гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации,

дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, устанавливаются иными

законами, в том числе и законом субъекта.
Общий смысл и содержание соответствующих глав названных Федеральных законов исходят из

того, что местные референдумы проводятся на территории определенного муниципального

образования, то есть при наличии созданных муниципальных образований. Поскольку на территории

республики в целом не осуществляется местное самоуправление, суд полагает, что законом субъекта

Российской Федерации допустимо осуществление правового регулирования путем установления

дополнительных гарантий реализации гражданами конституционного права на участие в

референдумах в переходный период. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что

при отсутствии муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления

субъект Российской Федерации вправе возложить на центральную избирательную комиссию

республики полномочия по назначению референдума. Поэтому оспариваемые заявителем нормы

закона не противоречат требованиям федерального законодательства, как регулирующие в пределах

своей компетенции правоотношения, не урегулированные федеральным законодательством.
Кроме того, условием предъявления требования об оспаривании нормативного правового акта

является нарушение прав и свобод заявителя, создание препятствий осуществлению заявителем его

прав и свобод, незаконное возложение на него какой-либо обязанности.
Из обстоятельств дела следует, что заявитель является муниципальным образованием, имеет

Устав, выборные представительные органы, надлежащим образом утвержденную территорию. При
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
таких обстоятельствах Закон РС(Я) "О внесении изменений и дополнений в Закон РС(Я) "О местном

референдуме", регулирующий правоотношения по назначению референдума в переходный от

местных органов государственной власти к местному самоуправлению период, не затрагивает и тем

более не ущемляет интересы уже образованного муниципального образования.
Поэтому в удовлетворении заявления следует отказать за необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Отказать в удовлетворении заявления муниципального образования "Жатай" о признании

противоречащим федеральному закону отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "О

внесении изменений и дополнений в Закон РС(Я) "О местном референдуме".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в

течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий
Р.С.АЛЕКСАНДРОВА
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

Похожие:

Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconРешение (заочное) именем Российской Федерации 04 сентября 2012 г г. Москва дело №2-92/12 Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2012 г
Адейеми А. А. к ответчику – зао «Русская Телефонная Компания» (далее – зао «ртк») о взыскании убытков, компенсации морального вреда,...
Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconВводится в действие с 1 сентября 2002 г
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconВводится в действие с 1 сентября 2002 г
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconПостановление От 5 сентября 2002 г. N 354 об утверждении правил подготовки жилищного фонда к сезонной эксплуатации на территории белгородской области
...
Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconПриложение к приказу мчс РФ от 28 февраля 2003 г. N 105
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской...
Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconРешение от 14 декабря 2000 г. N гкпи 2000-1293 Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда
Зиненко Сергея Сергеевича о признании недействительным абзаца 3 пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 22 сентября 1988...
Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconПриказ №499 об условиях оплаты труда работников
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, n 23, ст. 2233), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября...
Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconПриказ мчс РФ от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ппб 01-03)"
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской...
Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconПриказ мчс РФ от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ппб 01-03)"
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской...
Решение от 13 сентября 2002 г. N 3-66/02 iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 2 августа 2002 года
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2001 года n 1199 "Об индикативном плане социально-экономического...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница