«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма




Название«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Дата конвертации05.03.2013
Размер131.54 Kb.
ТипПрезентации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16

«Колокольчик» города-курорта Железноводска

ОПЫТ РАБОТЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО

ТРАВМАТИЗМА

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление родитеолей с правилами дорожного движения».

г.-к. Железноводск



Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения – пешеходов, водителей, пассажиров.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. 

Уровень детского дорожно-транспортного травматизма вызывает особую тревогу, а традиционная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в условиях становления демократического общества, требует позитивного изменения с учетом требований социума.

С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Особое место в этом направлении отводится родителям, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16 «Колокольчик» расположено недалеко от перекрестка перегруженных транспортом улиц Пролетарская и Шоссейная.

Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Пока наши дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но через год – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребенка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, научить его правилам безопасного поведения лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки. В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма формирования у дошкольников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МБДОУ детского сада № 16 «Колокольчик» особое внимание уделяется обучению родителей детей правилам дорожного движения.

Целью нашей работы является формирование и развитие у родителей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. 

Инновационный подход к организации дидактических занятий с родителями дошкольников по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

- Развитие у детей и родителей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

- Обучение родителей дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах, контролировать выполнение этих действий родиителями;

- Формирование навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

- Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

- Усилить роль педагогического коллектива в вопросах обеспечения
безопасности дорожного движения детей.

В работе по обучению детей и родителей правилам дорожного движения и предупреждению травматизма руководствуемся: Конституцией РФ, Законом «Об образовании», Конвенцией «О правах ребёнка», ст. 29 Закона РФ «О безопасности дорожного движения», приказом Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».

Ежегодно на начало учебного года издается приказ «Об организации работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма среди детей и родителей в МБДОУ д/с № 16», которым назначается ответственный за организацию работы, утверждается план работы на год с педагогами, родителями, детьми. Работа по предупреждению ДДТТ рассматривается не реже двух раз в год на Совете педагогов, родительском собрании.

Программа обучения безопасному поведению на дороге является составной частью основной реализуемой в ДОУ Программы воспитания и обучения детей в детском саду, под редакцией М.А. Васильевой. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности изучаются и как отдельные направления в общей программе воспитания.

Очень важно чтобы родители знали тот уровень знаний, которым владею дети и которому обучаются в течении всего дошкольного периода. Этапы реализации программы по обучению детей безопасному поведению на дороге следующие:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);

II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);

III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);

IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Профилактика дорожно-транспортного травматизма с родителями ведется систематически, на основе разработанной в детском саду системы планирования, направленной на создание оптимальных условий для формирования и систематизации знаний о правилах дорожного движения у воспитанников путём взаимодействия воспитательно-образовательной работы ДОУ и семьи. 

Основные направления и формы работы с  детьми  по обучению  
правилам дорожного движения



Основные направления и формы работы  с  родителями  по обучению детей правилам дорожного движения



 

Педагогический коллектив нашего детского сада серьезно и последовательно работает над данной проблемой.

В помощь родителям методический кабинет оснащен памятками, консультациями для воспитателей «Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД», тематическими планами по возрастам, подобрана методическая и детская художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок, дидактических игр «Дорожная игротека» с использованием методов ТРИЗ, связанных с грамотным поведением ребенка на улице.

Широко представлен в кабинете наглядный и демонстрационный материал: плакаты, картины, макеты городских улиц и дорог, фотоальбомы, атрибуты и пособия для проведения занятий, планшеты, схемы «Город, который можно свернуть в трубочку», дидактические игры, костюмы и атрибуты, направленные на профилактику ДДТТ, которые используются на родительских собраниях, тематических днях, занятиях, досугах и развлечениях.

Практика проведения систематических занятий с родителями по данной проблеме показала их высокую эффективность. На них не только обсуждались теоретические вопросы, но и выполнялись практические задания, родители получали рекомендации и материалы для работы с детьми.

С целью обучения детей правилам безопасности на дороге, в каждой возрастной группе детского сада создана соответствующая предметно-развивающая среда согласно методическим рекомендациям ГИБДД «Правилам дородного движения надо учить».

В детском саду накоплен большой материал: имеются в каждой возрастной группе уголки безопасности, художественная литература для детей, дидактические, настольно – печатные, развивающие игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, дорожные знаки, картины с изображением ситуаций, плакаты, наборы транспортных средств, соответственно возрастным и психологическим особенностям детей, в составлении и изготолвениикоторых принимают активное участие и родители детей.

В группах имеются специально – оборудованные уголки, где сделана разметка перекрестка, установлены дорожные знаки, собран наглядный материал. Специальное ковровое покрытие приобрели для развития сюжетно – ролевых игр: «Наша улица», «Шоферы», «Поезд». Каждый год уголки по дорожному движению пополняются необходимыми атрибутами, часто эти атрибуты созданы руками самих родителей.

Работа с детьми и их родителями по предупреждению ДДТТ проводится планово, поэтапно и систематически, на основе тематического плана по обучению правилам дорожного движения с усложнениями материала от занятия к занятию, в соответствии с возрастными и психологическими особенностям детей. Постоянными участниками этих занятий стали и родители.

Работа с родителями строится по следующим направлениям:

- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация), которая доносится до родителей на родительских собраниях, через родительские уголки;

- практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, на площадке.

Во второй младшей группе детей и родителей мы знакомим с правилами поведения в общественном транспорте, понятием тротуар и проезжая часть, транспортным светофором, видами транспорта. В родительском уголке находится макет улицы, плоскостное изображение транспортного светофора, дидактические игры: «На чём ездят пассажиры», «Собери светофор», «Собери машину» (из 6 частей). Рекомендательный материал в форме памяток доводится до родителей ежемесячно.

В средней группе идет знакомство детей с пешеходным переходом, правилами правостороннего движения по тротуару и проезжей части, назначением сигналов светофора. Родительский уголок оснащен матерчатым пешеходным переходом, макетом улицы с пешеходным переходом, макетом светофора с переключающимися сигналами, набором машин,

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с дорожными знаками, перекрестком, работой регулировщика, и в уголке есть макет перекрестка со знаками дорожного движения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, плакаты по ПДД с изображением регулировщика, различные дидактические игры: «Техосмотр», «Угадай знак», «Регулировщик» и др.

В подготовительной группе ребята рассматривают и анализируют предметные ситуации на дорогах и их занятиях ПДД систематизируются. Содержание уголка усложнено, пополнено новыми развивающими играми и атрибутами. Картотека «Опасные ситуации». Дидактические игры: «Дорога в школу», «Служебные машины», «Транспорт».

На занятиях дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их.

Работа по воспитанию грамотного пешехода-родителя проходит и в других видах деятельности. Форма проведения различна: развлечения, вечера загадок, вопросов и ответов, КВНы, конкурсы, кружки: «Веселый светофор», «Уроки Светофорика». Основная задача - привить родителям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в опасных дорожно-транспортных ситуациях, дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать; сформировать соответствующую модель поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге.

Свои знания о правилах дорожного движения дети с родителями отражают в рисунках, играх. Изображая дома, дорогу, они рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки.

Родители воспитанников являются активными участниками обучения детей правилам дорожного движения. Они играют решающую роль не только в силу своего родительского статуса, но и потому, что их собственное поведение, включая поведение в дорожном движении, является для детей примером для подражания. Родителям предлагаются памятки по обучению детей безопасному поведению на дорогах, в транспорте. Совместная работа воспитателя и родителей дает определенный результат. Так родителями был отработан маршрут «Дорога в детский сад», а для будущих первоклассников - «Дорога в школу», составлена схема с указанием опасных и безопасных мест. В рамках проведения в детском саду недели безопасности дорожного движения была проведена акция «Научи, покажи, расскажи и не нарушай сам». К акции была приурочена выставка плакатов и рисунков.

Традиционно в детском саду организуются выставки совместных рисунков с родителями, праздник «Наш друг Светофор», проходят «Веселые уроки в стране дорожных знаков», разработаны и применяются карточки для ситуационного обучения дошкольников. Темы заданий-ситуаций базируются на знакомом материале, используются сказочные сюжеты: «Как «Волга» заблудилась», «Алешкина дорога в школу», «Приключение автобуса» и др.

В процессе обучения детей безопасному поведению на дороге и в организации мероприятий по профилактике ДТП с участием детей огромную помощь оказывают нам сотрудники ГИБДД: проводят беседы, занятия и экскурсии.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил поведения на улице с родителями проводится определенная работа: беседы, заседания в “Университете педагогических знаний”, консультации, родительские собрания. Перед родителями выступают сотрудники ГИБДД, которые дают советы, рекомендации, подчеркивают необходимость примера родителей в выполнении правил дорожного движения.

Эффективное взаимодействие с родителями воспитанников по данному разделу деятельности ДОУ происходит на основе перспективного плана работы с родителями, плана программы обучения родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Результаты работы по ознакомлению с Правилами дорожного движения показали, в ходе проведения краткосрочного проекта «Дорожная грамота», где в несколько этапов дети и родители участвовали в мероприятиях посвященных изучению и закреплению знаний по правилам дорожного движения. В результате проекта были проведены следующие мероприятия: семинар «Организация различных мероприятий с детьми и родителями в ДОУ по профилактике ДДТТ», консультация «Обучение детей наблюдательности на улице», познавательные занятия «Дорожная азбука» с участковым милиционером, театрализованное представление «Красный, жёлтый и зелёный». В ходе проекта дети и родители показали, что свободно владеют правилами передвижения пешеходов на улице, демонстрировали хорошие знания дорожных знаков, разных видов транспорта. Об этом свидетельствуют и результаты проводимого мониторинга (92% выпускников имеют высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности).

Проделанная работа дала положительный результат. В ДОУ проведена диагностика результатов работы в этом направлении в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду, под ред. М. А. Васильевой, которая показала рост показателей с низкого на средний уровень и со среднего на высокий уровень.

Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей о правилах перехода через улицу



Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей о потенциально опасных ситуациях на дороге



Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей о безопасном маршруте из дома в детский сад



Итак, работая по данной проблеме, мы убедились, что изучение правил дорожного движения доступно родителям детям дошкольного возраста и позволяет сформировать первоначальные знания, умения и навыки о правилах безопасного поведения на улице. Выпуская детей в школу, мы знаем, что наши выпускники умеют ориентироваться в окружающей обстановке, а родители смогут вовремя подсказать и дать нужный и правильный совет как вести себя на улице, и все же главное, что за все годы кропотливой работы по обучению детей и родителям правилам дорожного движения не зафиксировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения воспитанниками нашего детского сада.

Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходятродители и приводят своих малышей, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к "дорожной проблеме" у родителей и воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 16 «Колокольчик» возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст]: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: АСТ, 1998.
2. Акопова, Э. С. Новая практика начального образования в Росси [Текст] / Э. С. Акопова // Мир технологий. – 2001. - № 3-4. – С. 14-32.
3. Акопова, Э. С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сб. науч.-метод. матер. – М., 2004. – С. 43-44.
4. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст]: кн. для восп. детск. сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимовина. – М.: Просвещение, 1998.
5. Гуревич, А. В. Безопасность ребенка в большом городе: педагогические и социальные технологии [Текст] / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. – М., 2002.

25
6. Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. Н. Гурович. - 2-е изд. – СПб.: Акцидент, 2004.
7. Иванова, Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и начальной школе [Текст] / Е. Ю. Иванова. – М.: Аквариум, 2000.
8. Истоки [Текст]: базисная программа развития ребенка – дошкольника / под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: Просвещение, 2003.
9. История советской дошкольной педагогики [Текст]: хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе / под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988.
10. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / С. А. Козлова. – М., 1998.
11. Котик, М. А. Психология и безопасность [Текст] / М. А. Котик. – Таллин: Валгус, 1989.
12. Мартынов, С. М. Здоровье ребенка в ваших руках [Текст] / С. М. Мартынов / Советы практического врача-педиатра: кн. для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – C. 123-160.
13. Мы [Текст]: программа экологического образования детей / сост. Н.Н. Кондратьева. – изд. 2-е. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
14. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учеб. пособ. - СПб.: Образование, 1992.
15. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Г. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2006.
16. Радуга [Текст]: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду / сост. Г. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1996.
17. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / О.Н. Русак. – СПб, 1994.
18. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: 1986г.
19. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения [Текст]: пособ. для воспит. детск. сада / Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. - М.: Просвещение, 1999.
20. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

Похожие:

«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconПлан работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад развивающего вида №66 по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сентябрь 2012 учебного года
Инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников, предупреждению детского травматизма
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconМетодические рекомендации по организации работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма 1 Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconПлан совместной работы дошкольного образовательного учреждения детского сада №56 компенсирующего вида города Сызрани и гибдд увд г о. Сызрань по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма на 2011 2012 учебный год
Сызрани и гибдд увд г о. Сызрань по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма на 2011 – 2012 учебный год
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconМетодические рекомендации по профилактике дорожно транспортного травматизма
«О совершенствовании работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», устанавливается особый контроль за организацией...
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconПлан мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2010-2011 учебный год
Создание нормативно-правовой базы об организации в школе работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconНаблюдательное дело на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Колосок»
Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ддтт) на 2011-2012 год
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconКонсультация для воспитателей на тему: «Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Автор: Каконашвили Любовь Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории мдоу №116 Приволжского района
В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы не должны ограничиваться только детским садом (занятиями по...
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconГосударственное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №97 мероприятия по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в профессиональном училище.
Мероприятия по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в профессиональном училище
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconПлан работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на 2012-2013 учебный год
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Орлёнок»
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» города-курорта Железноводска опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма iconПлан работы дошкольного учреждения по профилактике детского
Проведён инструктаж с сотрудниками «По предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма»
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница