Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год




НазваниеАнализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год
Дата конвертации05.03.2013
Размер201.94 Kb.
ТипПрезентации
пппппппппппппппппппр
Лингвистический анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению
22 года работаю в средней школе №3 города Новый Оскол. Было всякое: достижения и успехи, трудности и неудачи. Но я никогда не разочаровалась в том пути, на который когда – то ступила. Мне близки слова писателя Владимира Дудинцева: «Вся наша педагогическая наука занята вопросом: каким набором приемов учить и воспитывать? А надо просто любить ребенка, стремиться к нему и иметь, что ему дать».

Постоянно ищу пути более полного решения проблем обучения и воспитания. С 1997 года являюсь руководителем методического объединения школы. Член областной экспертной группы по проверке сочинений части «С» ЕГЭ. 14 лет работаю в классах с углубленным изучением русского языка. В старших классах успешно применяю зачетную систему обучения, блочную систему подачи материала. Уже несколько лет в своей работе использую метод преподавания русского языка через языковой образ языковой разбор художественного текста. По данной теме не раз выступала на совещаниях, семинарах разных уровней, делилась опытом работы на областных курсах.

Проблема, названная в заголовке, далеко не новая для всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка в школе. Однако сегодня, считаю, к ней надо подходить с принципиально иных позиций.

Ведь последние три года пристальное внимание педагогической общественности области привлечено к Единому государственному экзамену по русскому языку, где важное место в системе заданий отводится проверке уровня культурно – речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка. Где залог успеха такой работы? Именно в обучении лингвистическому анализу текста на уроках русского языка, ко­торое надо начинать как можно раньше.

И. С. Тургенев в статье, посвященной поэзии Ф. И. Тютчева, писал, что, «для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостью понимания, некоторою гибкостью мысли... Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизить­ся к ней, чтобы почувствовать ее благовоние». Эти слова в полной мере мож­но отнести к лучшим произведениям русских писателей-классиков. Только читатель, наделенный «чувством языка», умный, мыслящий, способен полно оценить творения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Некрасова, Тол­стого, Достоевского, Чехова...

Каким же должен быть текст, предъявляемый для анализа? На этот вопрос кратко можно было бы ответить так: текст должен быть образцовым с точки зрения идейно-художественной и пригодным с точки зрения методической. Особо хочется сказать о писателе Ю. Казакове. Отрывки на основе его про­изведений учат детей грамоте, воспитывают в них любовь к родной земле, ее людям, прививают любовь к родному русскому слову.

Я понимаю всю сложность и ответственность выбранного пути. Задача нелегкая: исследовать язык художественного произведения под «лингвисти­ческим микроскопом», расшифровать текст и вместе с тем не лишить его це­лостности, поэтического очарования, если это стихотворение.

Суть же всей работы состоит в том, чтобы учащиеся учились составлять, хотя бы по образцу, связный текст сочинения на заданную тему. Они знако­мятся с самыми различными приемами работы с текстом: это и составления планов будущего сочинения, и, наоборот, выделения пунктов плана из гото­вого текста, и изложения по плану, и запись ключевых слов, и работа над словом и его значениями. Прямое и переносное значение слова, контексту­альные синонимы, синтаксические конструкции и их смысл и значение в тек­сте, тропы в поэтической речи -- все это становится предметом работы для одной цели - написания итогового сочинения.

Пока на уроках литературы идет анализ произведения, на уроках рус­ского языка отрабатываются элементы будущих сочинений. Например, при изучении творчества Н. А. Некрасова на уроке русского языка выводится ра­бота с текстом стихотворения «Внимая ужасам войны» как элементов сочи­нения «Неизвестный Некрасов».

Сначала (1 час) дается комплексный анализ текста этого стихотворения. Стихотворение записывается на доске, учащиеся получают задания:

  1. Объяснить постановку знаков препинания.

  2. Рассказать об употреблении деепричастных оборотов.

  3. Правомерно ли употребление деепричастного оборота в стихотворении Некрасова?
    Почему?

  4. Расскажите о придаточных сравнительных как о поэтическом тропе.

  5. Расскажите об употреблении и роли многоточия.

  6. Расскажите об употреблении частицы НЕ в предложении «Мне жаль не
    друга, не жены, мне жаль не самого героя...»

Второй урок - составление связного текста по стандартному плану анализа стихотворения и вообще любого текста. Он известен учащимся с пятого класса (тема, сюжет, композиция, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка, идея или пафос произведения). Основная ра­бота здесь идет с сильными учащимися во внеурочное время. На уроке про­водится чтение образцов, делаются записи в тетрадях по теме сочинения.

Особая роль воспитания у учащихся чувства языка, внимательного, вдум­чивого отношения к слову, на мой взгляд, принадлежит анализу поэтическо­го текста, так как поэзия, говоря словами К. Г. Паустовского, «возвращает слову его первоначальную свежесть».
Сделаем анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова «Ангел».
Вопросы и задания.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения

  2. Прочитайте, как объясняется значение слова ангел в толковых словарях (в Словаре
    С. И. Ожегова и 4-томном Словаре). В каком значении употребляется это слово в
    стихотворении Лермонтова?

  3. Как вы можете ответить на вопрос: о чем это стихотворение?

  4. Обратите внимание на слова, которыми начинается и завершается стихотворение
    (по небу и песни земли}. Что достигается благодаря использованию в начале и конце
    стихотворения слов-антонимов небо-земля?

  5. Какой мир - небесный или земной - ближе душе поэта? Что помогает нам ответить
    на этот вопрос?

  6. Сравните слова молодой - младой, употребленные в третьем четверостишии («душу
    младую» и «в душе молодой»). Какую помету имеет слово младой в толковом сло­
    варе? Как вы можете объяснить, почему в первой строке четверостишия употребля­
    ется слово младой, а в третьей - его синоним молодой!

  7. Какие еще слова, имеющие стилистическую окраску, встречаются в стихотворении?
    Как их употребление связано с содержанием текста? Что достигается благодаря их
    употреблению? (Как это влияет на выбор основного тона при выразительном чте­
    нии стихотворения? Уместно ли будет, например, очень громкое чтение?).

  8. Сравните слова-синонимы слушать - внимать. (Обратитесь к толковым словарям и
    словарям синонимов). Объясните, почему поэт употребляет именно глагол вни­
    мать. («И месяц, и звезды, и тучи толпой внимали той песне святой»).

Стихотворение состоит из 16 строк, из четырех четверостиший, каждое из которых - это одно предложение, по смыслу самостоятельное и в то же время связанное с другими предложениями по принципу подобия или контраста. Нельзя не заметить, как это выражается графически, в пунктуации: в конце второй строки в каждой части - точка с запятой, в конце четвертой - точка.

Музыкальность, гармония подчеркиваются и порядком слов: стихотворе­ние состоит из двусоставных предложений, порядок расположения главных членов в трех первых частях можно выразить схемой:
И только для последнего четверостишия характерен обратный порядок:

Что достигается благодаря этому? Этим усиливается контрастное противо­поставление мира небесного («звуков небес», песни ангела) всему земному. Тема земли впервые возникает в сознании читателя в конце второго четверо­стишия: «...и хвала его непритворна была». Слово непритворна появляется так неожиданно, мы как бы спотыкаемся об него, оно звучит диссонансом по отношению к той мелодии, которая возникла в нашей душе. (Этот диссонанс создается и лексическим значением слова, и его звуковым обликом: два раза в нем встречается звук р , который как бы противопоставлен мелодичному, музыкальному л , который повторяется в стихотворении более 20 раз.)

Интересно обратить внимание учащихся на звуковую организацию всего стихотворения. Особая музыкальность достигается благодаря использованию слов, в которых повторяется согласный л (в первом четверостишии - 7 раз, во втором - 6; всего - 25 раз). Появление слов с этим звуком как бы создает диссонанс, как бы переносит нас «с небес на землю»...

Противопоставление контрастных образов земли и неба усиливается и тем, что слова-антонимы небо - земля занимают в стихотворении особое место: со слова небо («По небу...») начинается стихотворение, а словом земля закан­чивается («...скучные песни земли»).

Отвечая на вопрос «Какой мир - небесный или земной - ближе душе по­эта?», учащиеся могут обратиться не только к стихотворению «Ангел», но и к другим произведениям Лермонтова («Выхожу один я на дорогу...», напри­мер).

Мы видим, что поэту, с его «прозорливою душою», мир небесный, где «звезда с звездою говорит», где звучит «тихая песня» ангела, был ближе, по-
нятнее, чем мир земной, в котором душа его «томится», «желанием чуд­ным полна», где «жар души» растрачен «в пустыне»...

На уроке словесности в 9 классе, посвященном стихотворению Лермонтова «Ангел», в качестве домашнего задания ученикам было предложено написать сочинение. Вот одна из работ.

«Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел».

Стихотворение Лермонтова «Ангел» - одно из самых загадочных поэта. Оно было написано в 1831 году, ко­гда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же го­ду шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала...

Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный не­бесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел».

Первые два четверостишия — это описание «неба по­луночи» и песни, которую поет ангел.

Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанали­зируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, свя­тая. Что значит святая? Значит божественная, не­земная, небесная. В этом эпитете выражено отноше­ние Лермонтова к песне ангела.

О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.

Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его не­притворна была». Этот образ как бы переносит нас с
небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с обра­зом неба: юный Лермонтов очень страдал от притвор­ства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.

Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли».

Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась... желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томи­лась.)

Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ле­дяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни.

Таким образом, мы видим, что песня ангела — это во­площение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа ко­торого «чудесного искала».

Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.

Не ставлю перед собой задачу предложить тот план, те вопросы, которые можно универсально применять при анализе любого художественного текста. Каждый подлинно художественный текст как явление искусства индивидуа­лен, неповторим и требует при анализе внимательного, вдумчивого, береж­ного отношения, когда мы опираемся не только на знания, логику, ум, па­мять, но откликаемся всем миром наших чувств, души, сердца, делаем «нрав-
ственно – интеллектуальные» усилия… Это вытекает из специфики гуманитарного знания, из особенностей физиологии как науки.

Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках ( уроках словесности, в ряде случаев для них уместно использовать сдвоенные часы); такая работа может найти место в системе проведения уроков развития речи: анализ художественного текста дает возможность обеспечить на уроке взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности ( чтению, слушанию, говорению и письму).

(Приложение 1 – полный план анализа текста)

На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного учителя часто используют частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разборов слов, предложений.

Работа с текстом дает возможность обеспечить на уроке органическую взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
(Приложение 2 – конспект открытого урока –

исследования по русскому языку по теме:

«Комплексное повторение изученного в VII

классе. Текст как речевое произведение». )

В состав сегодняшнего 11 «А» класса с углубленным изучением русского языка вошли (на добровольной основе) 18 учащихся, интересующихся язы­ком и литературой, в большинстве своем имеющих «4» и «5» по данным предметам. Три урока русского языка в неделю позволили расширить про­грамму. Особое внимание уделила стилистическим особенностям изучаемых синтаксических конструкций. Наконец, разработала цикл уроков лингвисти­ческого анализа текста. Зачастую уроку лингвистического анализа текста предшествуют уроки внеклассного чтения по литературе.

Так было и на этот раз. Сначала мы провели урок литературы «Мое имя -Марина...», где речь шла о нелегкой творческой судьбе гениальной поэтессы России Марины Цветаевой. Остановимся на фрагменте одного из уроков, по­священном лингвистическому анализу стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили...»

В качестве эпиграфа мы взяли строки М.Цветаевой: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!»

Урок лингвистического анализа текста стихотворения «Рябину рубили...» начался с выразительного чтения его учителем. Затем читали и перечитывали стихотворение ученики, вдумывались в его смысл, определяли тему, находи­ли в тексте ключевые слова.

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина -

Судьбина

Горькая.

Рябина -

Седыми

Спусками...

Рябина!

Судъбина

Русская. (1934)

В процессе урока ученики ведут черновые записи. На листочках они запи­сывают: рябина - судьбина (горькая) — судьбина (русская). Задаю классу вопрос:

- А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина, судьбина!
Ребята довольно легко находят: Марина. Ставим это слово в начало ряда:

Марина -рябина — судьбина. Вспомним строки М.Цветаевой:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская.

Чтение стихотворений на уроке создает особый эмоциональный настрой учащихся. Таким образом, мы постепенно подошли к определению темы и основной мысли произведения: через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще.

Школьники определяют жанр произведения: перед нами лирическое сти­хотворение. Предлагаем разбить текст на смысловые отрезки. В стихотворе­нии их четыре: каждые три строки объединены общей темой.

- Что представляет собой первая микротема с точки зрения содержания?
Перед нами картина жизни (даже неважно, реальная или существующая в

воображении поэтесса), поразившая ее и вызвавшая в душевном мире М.Цветаевой определенные ассоциации. Стихотворение написано в эмигра­ции в 1934 году. В это время М.Цветаева рвется на Родину. В этом же году она пишет стихотворение «Тоска по Родине!..», которое заканчивается сло­вами:

-Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все —равно, и все — едино. Но если по дороге - куст Встает, особенно-рябина...

Так возникает у нас новое ключевое слово: рябина -- Россия, Родина. В данном случае слова Россия, Родина — контекстуальные синонимы слова ря­бина. «Рябину рубили зорькою» - почему возник этот образ? Помните: «Знаю, умру на зоре», - писала М.Цветаева в одном из своих стихотворений.

Таким образом, рассмотрев первую микротему, мы подтвердили мысль: рябина - символ судьбы М.Цветаевой.

Вторая микротема...

Третья микротема...

В заключение урока можно предложить следующие вопросы:

  • Какие языковые уровни мы рассматривали в процессе лингвистического анализа? (Синтаксис - стилистические особенности односоставных предло­жений. Пунктуация - функции знаков препинания. Фонетика - аллитерация. Лексика - синонимия, многозначность.)

  • Проведите небольшой статистический анализ частей речи в этом стихо­творении (морфология как языковой уровень). (В произведении 12 слов: 1 глагол, 8 существительных, из них четыре слова рябина, 3 прилагательных.)

В качестве домашнего задания мы предложили творческую работу с таким началом: «Двенадцать слов... Двенадцать строчек Марины Цветаевой...»

Итак, сделаем вывод: лингвистический анализ текстов не только позволяет готовить сочинения (часть «С» ЕГЭ) по русскому языку, но и развивает так­же умения и навыки, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности учеников: навыки различных видов чтения, даже учебно-научных текстов, написание рефератов, тезисов, докладов, на­выки создания собственных текстов, составления различных деловых бумаг, умения выступать публично.


Психолог школы Ирина Алексеевна Фатьянова изучила диагностику роста мотивации к изучению русского языка и литературы учащимися углубленного 11 «А» класса.
высокий

выше среднего
средний


На начальном этапе наблюдений за учащимися, при переходе из 5 – го класса в среднее звено, преобладала учебная мотивация, соответствующая примерно среднему уровню. Школьники данного возраста, в основном, проявляли интерес к содержанию предметов, их пониманию и пересказу, иногда механическому заучиванию.

По мере изучения предметов учеников побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, самостоятельность, умение рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения, а не только получаемые результаты. ( мотивация выше среднего уровня)

На данный момент интерес у учащихся 11 класса вызывают занятия, построенные в форме свободного творческого поиска смысловых проблем. Они могут свободно сочинять, конструировать, проектировать, переделывать на свой лад литературные произведения, проживать мысленно исторические события, участвовать в ассоциативном эксперименте, проводить самоанализ, заниматься научными изысканиями и другими продуктивными видами деятельности. В таких условиях дети удовлетворяют свои потребности в самопознании и смысловом творчестве, что способствует развитию их психических возможностей.

В этом возрасте у учащихся развиваются мотивы самоопределения, понимания значения знаний для будущей профессии, мотивы самосовершенствования, т.е. получения общего развития в результате учения.
План анализа текста

1. Прочитайте текст.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественный: публицистический, научный, научно - популярный).

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение).

5. Определить жанр текста.(Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.). Какое настроение преобладает в тексте?

6. Определите тему текста.

7. Если текст не имеет заглавие, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9. Как связаны, части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций.)

10. Как соотносится начало и конец текста?

11. На каком приеме/приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12. Понаблюдайте над лексикой текста:

-найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю;

- найдите опорные слова в каждой части текста; найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

-обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально – оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?); - выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?)

-обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

13. Пронаблюдайте за фонетическими средствами, которые использует автор (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс) деепричастий для передачи действий или динамичного описания чего – то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение т.д.).

14. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, безразличных, общественно- личных, употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и. т.д.)

15. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого – либо чувства, настроения, состояния.

16. Каково ваше впечатление от текста?

17. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным учителем, для сравнения.


Приложение 2
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПО ТЕМЕ: «КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VII КЛАССЕ. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
Цели урока: 1) повторение изученного по морфологии в VII классе; обработка навыков грамотного письма; 2) формирование теоретических знаний о языке и речи; 3) обучение элементам лингвистического анализа текста; 4) обучение культуре диалогового общения, работе в парах и группе; 5) воспитание внимательного, вдумчивого читателя.
Ход урока:

1. Слово учителя.

- Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения писателей, которые помогают нам почувствовать «волшебное знакомство слов», насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения.

( Все это позволит нам научиться передавать через слово наши мысли и чувства, все разнообразие отношений друг с другом и окружающим нас миром) к таким писателям нужно отнести Е.Н. Носова, с произведениями которого мы продолжаем работать на уроках русского языка.

Вы никогда не задумывались, почему вместо слова текст иногда употребляется описательный оборот (перифраза) словесная ткань?

Обратимся к словарю:

Текст. Заимствованное в XVIII в. из немецкого языка, где Text <лат. Textus «словесное единство» < «ткань», произошло от texto «тку».

- Слово «помнит» свое изначальное значение, поэтому мы можем услышать применительно к анализу текста такие выражения: прикоснуться к словесной ткани, словесная ткань пронизана…

Сегодня на уроке повторения изученного мы будем не только вспоминать грамматику, отрабатывать навыки грамотного письма, но и учиться искусству чтения, внимательного, вдумчивого, которое становится как бы сотворчеством с автором.

Нашими помощниками будут произведения Е. И. Носова и тексты о Носове, посвященные процессу творчества, радостному и мучительному одновременно.

2. Целеполагание. Сообщение темы и целей урока. Ознакомление учащихся с текстами и заданиями к ним.

Тексты читаются учителем и подготовленными учениками (на каждой парте лежит комплект текстов, что дает возможность семиклассникам воспринимать их не только на слух, но и зрительно).





Похожие:

Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год iconАнализ текста как форма подготовки к сочинению рассуждению Учитель русского языка и литературы I категории Зуевской средней школы Мухутдиновой Н. М. 2005-2006 уч год
Обучение сочинению-рассуждению на уроках русского языка – одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших...
Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год iconДоклад на тему: «Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам на уроках русского языка»
Изучение языка писателей должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами. Ведь только тогда...
Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год iconГородское управление образования городское методическое объединение учителей русского языка и литературы Общеобразовательная І-ІІІ ступеней школа №5 мастер-класс
...
Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год iconЭлективный курс готовимся к сочинению по литературе на уроке русского языка. 11 класс 32 часа Пояснительная записка
Пунктуационная работа сопровождается орфографической работой и подробным анализом обучающего текста
Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год icon-
Представленный опыт рассказывает о влиянии текста на формирование коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Автор предлагает...
Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год iconАссоциативный рисунок как форма оказания педагогической помощи на уроках русского языка при обучении орфографии в условиях специального (коррекционного) учреждения VI вида

Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год iconМатериалы для подготовки к сочинению в формате егэ
Данная работа адресована учителям, работающим в 10-11 классах, учащимся и др для подготовки к сочинению-рассуждению. Материалы могут...
Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год iconУроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы
Приёмы формирования разных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год iconТекст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка
Автор статьи: Чанцева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы мбоу г. Иркутска сош №28
Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год iconОбобщение опыта работы по развитию речи на уроках русского языка
Эффективность использования картин на уроках русского языка в 5 классе для развития речи
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница