Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)




НазваниеПояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
страница1/2
Дата конвертации05.03.2013
Размер277.73 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю в группах заочной формы обучения.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет минимальный набор сочинений.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

На развитие речи в рабочей программе выделяется 7 часов.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающегося, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели. Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового материала,
- урок повторения,
- урок систематизации и обобщения знаний,

- урок закрепления знаний и способов действий,
- урок контроля знаний.
Основным типом урока является комбинированный.

На уроках литературы используются такие виды занятий:

- практические занятия,

- тренинг,

- урок-консультация,

- устная и письменная контрольная работа;

- урок-зачет, итоговые собеседования.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устный опрос, тестирование;

итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;

формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование;


Календарно-тематическое планирование уроков




Наименования разделов и тем

Количество часов


Дата проведения

Уроки













По плану

фактически




ВВЕДЕНИЕ

1







1

Урок-беседа. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

03.09.-07.09







ТЕМА №1 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2







2

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях: лирические песни, исторические песни. Частушка как малый песенный жанр.


1

03.09.-07.09




3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий

1

10.09.-14.09







ТЕМА №2 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2







4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

1

10.09.-14.09




5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

1

17.09.-21.09







ТЕМА №3 ЛИТЕРАТУРА VIII ВЕКА


3







6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

1

17.09.-21.09




7

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

1

24.09.-28.09




8

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 - 2 произведений)


1

24.09.-28.09







ЗАЧЕТ №1













ТЕМА №4 ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

35







9

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

1

01.10.-05.10




10

В.ч. И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова-журналиста, музыканта, писателя, философа

1

01.10.-05.10




11-12

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель.
Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

2

15.10-19.10






13

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

1

22.10-26.10




14

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного 6-7 классах)

1

22.10-26.10




15

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателе. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

1

29.10-02.11




16

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

1

29.10-02.11




17

Р.р. Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. ОБУЧЕНИЕ УСТНОМУ РАССКАЗУ

1

05.11-09.11




18

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

1

05.11-09.11




19

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке





12.11-13.11




19-20

Р.р. Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

2

12.11-13.11
19.11-23.11




21

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

1







22

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в полвести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

1

26.11-30.11




23

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного 6-7 классах)

1

26.11-30.11




24

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

1

03.12-07.12




25

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

1

03.12-07.12




26

Р.р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри»

1

10.12-14.12




27

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н. В. Гоголя (с обобщением изученного 5-7 классах)

1

10.12-14.12




28

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

1

17.12-21.12




29

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

1

17.12-21.12



  1   2

Похожие:

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта для среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень. М. Мон, 2008 г
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
В. В. Кучменко. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы...
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по литературе базовый уровень пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень) 10- 11 классы Пояснительная записка
Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Авторской программы
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Авторской программы Габриеляна О....
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для X-XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень),...
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconПрограмма по химии 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной п
Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования,...
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень Авторы: Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина пояснительная записка и методические рекомендации
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...
Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) iconРабочая программа по геометрии 10 класс (2012 2013 учебного года) Составитель
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по геометрии (базовый...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница