Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год




НазваниеРабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год
страница1/2
Дата конвертации05.03.2013
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2


МБОУ « Большеподберезинская средняя общеобразовательная

школа имени А. Е. Кошкина

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»


Рассмотрено на МО учителей русского языка и литературы
Протокол №

от « »августа 2012 г.

Руководитель МО

Тамбова Е.Г.

Согласовано

на МС школы

Протокол №

от « » августа 2012 г.

Руководитель МС
Власова Т. А.

Утверждаю

.Директор МБОУ

_____________

Биктимерова Ф. Ф.

Приказ №

от «___» августа 2012


Рабочая учебная программа
по литературе в 8 классе


Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 г., программы по литературе для ОУ под редакцией В Я Коровиной М «Просвещение» 2008 г., учебника «Литература» 8 класс: учебник для ОУ авторов- составителей В.Я.Коровиной, В.И.Коровина, В.П. Журавлева. –М «Просвещение»,2010 г.
70 часов (2 часа в неделю)

Программу составила учитель: Тамбова Екатерина Григорьевна

учитель русского языка и литературы

Год разработки – 2012-2013 уч. г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература 8 класс
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе:

Федерального компонента государственного общего образования 2004 года

Программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2008.

Учебника: «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В. П. Журавлев). - М.: Просвещение, 2010.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у многих учащихся. У них, как правило, большие пробелы в знаниях.

Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать и прогнозировать.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, творческие работы.

Цель изучения литературы в 8 классе ОСОШ – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

В 8-м классе есть дети, которые плохо читают. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.

  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.


Учащиеся должны уметь:

1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  1. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  2. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  3. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  4. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  5. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  6. Давать анализ отдельного эпизода.


Критерии оценивания достижений обучающихся.
Оценка творческих работ.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:


  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.


При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.


Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;




- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;




- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;




- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;




- ссылки – все ссылки работают







Средняя оценка по дизайну




Содержание

- раскрыты все аспекты темы;







- материал изложен в доступной форме;







- систематизированный набор оригинальных рисунков;







- слайды расположены в логической последовательности;







- заключительный слайд с выводами;







- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.







Средняя оценка по содержанию




Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;







- ученик владеет материалом своей темы;







Средняя оценка по защите проекта







Итоговая оценка





Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания динамики

литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана).

В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

- выразительное чтение;

- ответы на вопросы после первого чтения произведения;

- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

- составление плана содержания;

- сжатый пересказ;

- комментирование текста;

- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;

- рассмотрение композиции художественного произведения;

- сопоставление литературных произведений;

- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения

- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);

- устное словесное рисование;

составление киносценария;

- инсценирование;

-домысливание сюжета;

- реконструкция внесценических эпизодов драмы.


Реакция на художественную форму

- пересказ, близкий к тексту;

- стилистический анализ;

- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;

Сопоставление произведения и его реальной основы.


Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую продвинутость класса в той или иной сфере литературного развития.

Формами контроля уровня достижений учащихся являются:

  • текущие

  • итоговые оценки

  • подготовка и защита рефератов, проектов по литературе

  • тестирование

  • проверка творческих работ

  • зачётная система по некоторым темам курса.



Содержание программы


Раздел программы

Количество часов (в т.ч. уроки развития речи и внеклассного чтения)

Введение

1

Устное народное творчество

3

Древнерусская литература

2

Литература 18 века

2+1

Литература 19 века

28+3+3

Литература 20 века

18+3+2

Зарубежная литература

3+1






  1   2

Похожие:

Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconРабочая учебная программа по русскому языку в 6 классе Срок реализации программы 2012-2013 учебный год
Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, под редакцией М. Т. Баранова. (М. «Просвещение»,...
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconРабочая учебная программа по биологии в 9 классе Год разработки 2011 г. Срок реализации программы 2011-2012 г г
Составлена на основе программы по биологии в 9 классе (В. В. Пасечника, В. В. Латюшина)
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconРабочая учебная программа по химии в 10 классе Год разработки 2011 г. Срок реализации программы 2011-2012 г г
Составлена на основе программы по химии в 10 классе (Фельдман Ф. Г. Рудзитис Г. Е.)
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconРабочая учебная программа по математике 9 класс (базовый уровень) Год разработки: 2012 г. Срок реализации программы
...
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconРабочая учебная программа полного среднего образования 11 класс 2011-2012 учебный год
Сроки реализации: 2011-2012 уч год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной....
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по истории для 10 -11 классов 2011-2012 учебный год (срок реализации программы) 134 часа Составитель
Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconБурдиной Ольги Владимировны 2009 2010 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Программа предназначена для 6 класса, срок реализации программы 1 год
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по английскому языку для 2 класса (базовый уровень) Срок реализации 2012 2013 учебный год
Умк английский с удовольствием / Enjoy English для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2010
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе в 8 классе на 2010-2011 учебный год учителя русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая учебная программа по литературе в 8 классе Срок реализации программы- 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе в 6 классе на 2010-2011 учебный год учителя русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница