Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна




НазваниеРабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна
страница1/3
Дата конвертации05.03.2013
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3




ека

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

« Средняя общеобразовательная школа № 165»
Утверждена

директор МБОУ «СОШ № 165»

________________/Ефанова Е.А./ приказ №

от «___» ______________20___г.

 

Рабочая программа

по литературе

10 А класс

(уровень: базовый)

 

Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна
Квалификационная категория:

высшая квалификационная категория
 

 

 

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для 5-11 классов и программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; авторы В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,И.С

Збарский,В.П.Полухина;М., Просвещение,2008год.

 

Программа рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

Протокол № __от «___» _________20__г.
Согласована с руководитель МО:____________/_Н.М.Шарыгина /
Согласована с заместителем директора по УВР:________/Н.М.Макарова /


2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
 Нормативно-правовая база преподавания предмета «Литература»

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.

2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

3. Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).

4. Примерного регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Новосибирской области (приказ Департамента образования НСО № 987 от 15.10.08г.)

5. Учебного плана МОУ « СОШ № 165» на 2011 - 2012 учебный год.

6.Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; авторы В.Я.Коровина,И.С.Збарский,В.П.Журавлев,В.И.Коровин,В.П.Полухина;М., Просвещение,2008 год.

7. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Минобразования и науки РФ № 822 от 23.12.2009г.; № 2080 от 24.12.10г.)

8. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Место учебного предмета «Литература» в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

В федеральном компоненте Базисного учебного плана определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В основной и средней (полной) школе учебный предмет

« Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т. е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы) и в старших классах любого профиля. БУП позволяет изучать курс литературы в основной школе на углублённом уровне и выбирать базовый или профильный уровень изучения предмета в 10 – 11 классах.

Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской

Федерации с русским языком обучения (основное общее образование) отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе 108 часов (из расчёта 3 часов в неделю (шестидневная учебная неделя)). Кроме того, по усмотрению регионального органа управления образованием возможно увеличение количества часов на эту образовательную область за счет вариативной части Базисного учебного плана.

В 2011-2012 учебном году в 10 классе рекомендована продолжительность учебного года в 36 недель.

Цели обучения
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих церей:

- воспитание духовно развитой личности,готовой к самопознанию и

самосовершенствованию,формирование гуманистического мировоззре-

ния,гражданской позиции,национального самопознания,чувства пат-

риотизма,любви и уважения к литературе как к части художественного

наследия,толерантности;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис-

кусств,культуры читательского восприятия художественного текста,

понимание авторской позиции,исторической и эстетической обус-

ловленности литературного процесса,образного мышления,творческих

способностей,художественного вкуса,культуры устной и письменной

речи;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержа-

ния и формы,основных историко-литературных понятий,формирование

общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование анализа и интерпретации литературного произве-

ния,написание сочинений различных типов,систематизация и исполь-

зование необходимой информации,в том числе сети Интернет;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений

с привлечением базовых понятий и необходимых сведений по истории

литературы,выявления в произведениях конкретно-исторического и

общечеловеческого содержания,грамотного использования русского

литературного языка при создании собственных устных и письменных

высказываний.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений,составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально,так как обращено к вечным человеческим ценностям.Школьник постигает категории добра,справедливости,чести,патриотизма,любви к человеку,семье; понимает,что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения,формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции,включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус,необходимый объем историко-и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных

жанров;

- выразительное чтение текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элемен-

тами комментария,с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведений;

- составление планов и написание отзывов о произведении;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе

жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников

и умения работать с ним.

Особенности организации учебного процесса по литературе в 10 классе

Обозначены в Календарно-тематическом поурочном планировании.

Методы и формы обучения, контроля, используемые учителем.

Обозначены в Календарно-тематическом поурочном планировании.

Содержание учебного предмета «Литература»
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы,курс построен на историко-литературной основе.

Программа средней ( полной ) школы структурирована следующим образом:

  • Литература первой половины XIX века ( 10 класс )

  • Литература второй половины XIX века ( 10 класс )

  • Литература первой половины XX века ( 11 класс )

  • Литература второй половины XX века ( 11 класс )


Основное содержание

* Введение.Литература в контексте мировой культуры -1час

* Литература первой половины XIX века -10чса.

1. Обзор литературы данного периода -2час.

2. А.С.Пушкин.Жизнь и творчество -3час.

3. М.Ю.Лермонтов – 1час.

4. Н.В.Гоголь -2час.

Р.Р.Сочинение по произведениям русской литературы первой

половины XIX века – 2час.

*Литература второй половины XIX века

1.Обзор русской литературы второй половины XIX века.Основные тенденции-2час.

2.А.Н.Островский.Драматургическое мастерство. «Гроза». «Беспреданница»-9час.

3.И.А.Гончаров. «Обломов».Своеобразие стиля -8час.

4.И.С.Тургенев. «Отцы и дети». «Тайный психологизм».Художественная функция

портрета- 9час.

5. Ф.И.Тютчев.Философичность лирики,художественное своеобразие поэзии -3час.

6. А.А.Фет. «Вечные темы».Особенности поэтического языка,психологизм

лирики -3час

7.А.К.Толстой. Своеобразие художественного мира.-2час.

8.М.Е.Салтыков-Щедрин. Приемы сатирического изображения: сарказм,ирония,

гипербола,гротеск,алогизм -2час.

9.Н.С.Лесков. «Очарованный странник»-2час.

10.Н.А.Некрасов.Гражданский пафос поэзии,ее основные темы,идеи и образы-9час.

11.Литература народов России-1час.

12.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».Своеобразие романа,проблематика

система образов -12час.

13.Л.Н.Толстой. «Война и мир»,художественные открытия Толстого и мировое

значение-14 час.

14. А.П.Чехов. Рассказы: темы,сюжеты,проблематика. «Вишневый сад»,

«Чайка» -11час.

15.Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века -1 час.

16.Обобщение и систематизация изученного. Работа и защита проектов (рефератов)

5 час.
В 10 классе - год – 36 недель: 108 часов.

В неделю – 3.

Календарно-тематическое поурочное планирование


урока

Тема урока. Отражение ГОСТов в УМК

Содержание в соответствии с ГОСтами

Формы органи-зации учебной деятель-ности

Формы контро-ля

Оборудование и наглядные пособия

Формирование ключевых компетенций

Дата


по пла-ну

Фактич.


Раздел I.Введение – 1час



1.


Русская литература

XIX века в контексте мировой литературы


Основные темы и проблемы русской литературы XIX века(свобода.духовно-нравственные искания человека,обращение к народу в поисках нравственного

идеала, «праведничество»,борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).Художественные открытия русских писателей-классиков


Уроки усвоения новых знаний



Составление тезисного плана


План лекции учителя


Знать:

основные темы и проблемы,получившие развитие в русской литературе XIXвека;

Понимать:

связь художественной литературы с общественными событиями эпохи;

Уметь:

составлять тезисный план (или конспект лекции)







Раздел II.Литература первой половины XIX века


2.


Обзор русской литературы первой половины XIX века


Россия в первой половине XIXвека

.Классицизм,

сентиментализм,

романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века.Национальное самоопределение русской литературы


Повторительно - обобщающий урок


Работа со словарем литературоведческих терминов




Знать:

основные закономерности историко-литературного процесса;сведения о гоголевском и пушкинском периоде его развития ;

Уметь:составлять план или конспект лекции








3.


Художественные открытия лирики А.С.Пушкина


Краткий обзор жизни и творчества А.С.Пушкина.Романтическая лирика периода Южной и Михайловской ссылок. Особенности пушкинского лирического героя,отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека («Погасло дневное светило», «Элегия»).


Повторительно-обобщающие уроки


Выразительное чтение стихотворения,индивидуальное сообщение об особенностях лирического героя,ответ на проблемные вопросы





Знать:особенности романтической лирики поэта;

Уметь:анализировать и интерптетировать сти-ния,используя свкдения из истории и теории литературы,соотнося стихи с литературным направлением.








4.


Религиозно-философская лирика А.С.Пушкина


«Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии А.С.Пушкина (любовь и дружба,человек и природа,жизнь и смерть,смысл человеческого бытия).


Повторительно-обобщающий урок


Чтение и восприятие текста,комментарий поэтического пр-ния,анализ («Подражание Корану».»Вновь я посетил…»,»Брожу ли я вдоль улиц шумных…»)


Тексты стихотворений для чтения и анализа,портрет А.С.Пушкина


Знать :какое воплощение в творчестве поэта получили «вечные темы»,почему А.С.Пушкин обратился к религиозно-философскому осмыслению их,

Уметь:анализировать и интерпритировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления;сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы








5.


Художественный мир М.Ю.Лермонтова


Своеобразие художественного мира поэта:чувствотрагического одиночества,мятежный порыв и слияние с миромзданием


Урок -исследование


Заучивание наизусть,установление ассоциативных связей художественного произведения и пр-ний живописи.Проблемные вопросы.


Портрет М.Ю.лермонтова,рисунки поэта.

Тексты стихотворений «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон»,»Выхожу один я на дорогу…»


Знать:основные мотивы лирики,

Понимать:в чем заключается своеобразие художественного мира поэта,как соотносятся романтические и реалистические традиции,

Уметь:анализировать и интерпретировать .выразительно читать стихотворения,соблюдая нормы литературного произношения








6.


Адресаты любовной лирики М.Лермонтова


Адресаты любовной лирики поэта,сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви.Анализ стихотвореий


Урок развития речи


Выразительное чтение стихотворений,работа с внетекстовыми материалами (мемуарами,воспоминаниями,записками и т.д.)


Портреты


Знать:адресатов любовной лирики поэта,основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви;

Уметь:анализировать и интерпретировать стихотворения,сравнивать художественные тексты двух авторов,находить информацию в источниках разного типа,систематизировать ее и выступать с устным сообщением на заданную тему.






  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconРабочая программа по учебному курсу «Физика» 7-9 класс Базовый уровень Учитель: Некрасова Наталья Михайловна
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012...
Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconТематическое планирование по литературе 11 класс 2012 2013 учебный год Рабочая программа по литературе, ориентированная на умк под ред. Курдюмовой Т. Ф. 11 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по литературе, ориентированная на умк под ред. Курдюмовой Т. Ф. 11 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconРабочая программа по литературе ступень обучения 7 класс Количество часов : 68 Уровень: базовый Учитель
Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М.: «Просвещение»,...
Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconРабочая программа по русскому языку 8 класса (базовый уровень)
К учебнику «Русский язык» 8 класс авторы С. Г. Бархударов, С. С. Крючков, Л. Ю. Максимов ( базовый уровень)
Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconПрограмма по литературе 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента
Коровина В. Я., В. П. Журавлев, В. И, Коровин. Литература: 9кл.: Хрестоматия В2ч. М.: Просвещение, 2002, поэтому в качестве основы...
Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconРабочая программа по учебному курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (базовый уровень)
Программа разработана на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconРабочая программа по истории предмет 6 класс базовый уровень Учитель
...
Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconРабочая программа по мировой художественной культуре (базовый уровень) 10 класс Учитель: Сибирцева Наталья Васильевна
Охватывает периоды: а эгейский, б архаики, в классики, г эллинизма. Один из этих периодов характери­зуется как время расцвета городов-полисов,...
Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconРабочая программа по русскому языку на 2011/12 уч год (базовый уровень) Класс: 11-а учитель: Т. В. Яковлева
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 10-11 классы / сост. Гольцова Н. Г....
Рабочая программа по литературе 10 а класс (уровень: базовый) Учитель: Шарыгина Наталья Михайловна iconРабочая программа по истории 10 класс базовый уровень Составитель: учитель истории и обществознания
Рабочая программа по истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, рассчитана...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница