Научно-исследовательская работа




НазваниеНаучно-исследовательская работа
страница1/2
Дата конвертации05.03.2013
Размер487.27 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
  1   2
Министерство образования Сахалинской области

Государственное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

« Институт развития образования Сахалинской области»

Научно-исследовательская работа

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся пятого класса на уроках истории с помощью самостоятельной работы с учебником.

Автор работы:

Шульга Ольга Сергеевна,

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШс. Лесогорское Углегорского муниципального

района Сахалинской области

Руководитель:

…….. ………………………………………

Методист кафедры гуманитарных наук

общего образования ГОУ ДПО ИРОСО

с. Лесогорское, 2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3- 6

Глава 1. Самостоятельная работа как средство организации самостоятельной деятельности учащихся и как метод обучения.

    1. Самостоятельная деятельность и самостоятельная работа в трудахотечественных педагогов, методистов и психологов…………………………………………………………7-11

    2. Требования к организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории……………………………………………………… 12-13

    3. Формы самостоятельной работы с учебником и их применение на уроках истории в пятом классе…………………………………………………………………14-25

Выводы ….........................................................................................26-27

Глава 2. Результативность использования самостоятельной работы с учебником как метода обучения учащихся на уроках истории в пятом классе.

1этап…………………………………………………………28-30

2этап…………………………………………………………30-36

Выводы …………………………………………………………37

Заключение ……………………………………………………….……….40-41

Список литературы………………………………………..……………42

Приложение ……………………………………………………43

Введение.

«Если бы наставники употребляли свои пять часов ежедневных занятий как следует и действительно заставляли работать детей в классе, то детям оставалось бы разве только повторить дома».

(К.Д. Ушинский).

В современной России образование вообще, и историческое образование в частности, служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. 21 век принёс новые социальные и экономические явления и процессы, открыл дорогу новым информационным технологиям, он характеризуется глобализацией во всех сферах жизни и т. п. Всё это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения.

Главная цель изучения истории в современной школе - формирование, развитие, воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески принимающего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Школа должна воспитать личность, способную адаптироваться в обществе.

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей. Но, к сожалению, в жизни встречаешь немало молодых людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Почему это возможно, что происходит? Что упустили педагоги в школе? Эти вопросы снова и снова задают педагоги разных стран и пытаются найти на них ответы.

Строить преподавание можно по-разному. В одном случае, когда учитель, излагая материал, всё разжевал и вкладывает в сознание детей в готовом виде, мы имеем пассивную форму обучения (учитель рассказал, ученик «воспринял», прочитал дома и ответил). Такое учение, без трудностей, рассчитанное на простое восприятие и непроизвольное

Внимание не оставляет места творчеству, глушит самостоятельность, не развивает мышление, а отсюда, как результат, и непрочные знания.

В другом случае, когда учитель побуждает ученика самого искать ответы на вопросы, определять, сравнивать, высказывать своё мнение и т. п., когда ученик действует и рассуждает, ищет и приходит к определённому выводу, мы имеем активную форму обучения.

Но самостоятельная работа вызывает серьёзные затруднения, особенно на начальном этапе усвоения исторических знаний. Она требует умственного и эмоционального напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания.

Поэтому, чтобы научить самостоятельно работать и не отбить охоту к самостоятельной работе, необходимо начинать формировать умения такой работы в пятом классе.

В своей работе я хочу осветить вопросы организации самостоятельной работы на уроках истории, её формы, приёмы работы, а также проанализировать результаты использования самостоятельной работы как метода обучения учащихся. Считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством в деле формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у школьников. Она дисциплинирует мысли, рождает у детей веру в себя, в свои силы и возможности.

Гипотеза.

Если ученик в течение всех лет обучения истории привыкает самостоятельно решать поставленные учителем задачи и преодолевать трудности, то у него воспитается сила воли, трудовая дисциплина и привычка всё делать вдумчиво. Такие юноши и девушки, после окончания школы, легко смогут адаптироваться в обществе и стать полезными и полноценными его членами.

Актуальность выбранной темы.

В век компьютеризации и инновационных технологий, когда достаточно выйти в Интернет и получить любую информацию, нельзя допустить того, чтобы учащиеся утратили навыки самостоятельно добывать знания, перестали ценить книгу-источник знаний, великое изобретение человечества.

В процессе обучения истории задача учителя не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность учебно-познавательной деятельности учащихся.

Самостоятельная работа-это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы на уроках истории необходимо, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю истории необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельные рассуждения, умозаключения. Но педагог не сторонний наблюдатель, он осуществляет руководство, именно под его руководством учащиеся выполняют самостоятельно задания, проявляя усилия и активность, этот метод помогает учителю выяснить способности учащихся. Самостоятельная работа всегда завершается каким либо результатом, и к нему ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость такого результата осознаётся острее по сравнению с тем, который достаётся без труда и усилий. В результате выполнения работы. Всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и уровень самостоятельности школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Цель исследования.

Определение положительного влияния самостоятельной работы с учебником на учебно-познавательную деятельность на уроках истории в пятом классе.

Задачи.

1. Проанализировать педагогическую, методическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Выявить значимость самостоятельной работы с учебником как активного метода обучения.

3. Изучить формы и виды самостоятельной работ, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории в пятом классе.

4. Определить формы организации самостоятельной работы с учебником на уроках истории в пятом классе.

5. Исследовать результаты самостоятельной работы с учебником на уроках истории в пятом классе.

Определив цель и поставив задачи, я приступила к работе над темой, над которой работаю не один год. В работе постаралась изложить свою позицию и выразить своё отношение к самостоятельной работе с учебником. Уверена, что успешное овладение педагогом теоретическими и методическими основами этой проблемыи успешное применение на уроках истории самостоятельной работы, окажет положительное влияние на учебно-познавательную деятельность пятиклассников.

Глава 1. Самостоятельная работа как метод обучения.

1.1 Методологический аспект отечественных исследователей учебной самостоятельной деятельности и самостоятельной работы.

Школа - это первая ступень, которую должен обязательно пройти ученик, чтобы овладеть определёнными знаниями, умениями, приобрести навыки, для того чтобы, продолжить обучение и утвердиться в современном обществе.

Изучению вопросов самостоятельной учебной деятельности учащихся уделялось и уделяется много внимания в отечественной педагогике. Отношение к определению самостоятельной работы и самостоятельной деятельности трансформировалось одновременно с изменениями, происходившими в дидактике в целом. Анализ теоретической литературы позволил выделить противоречия между объективной потребностью в формировании самостоятельной учебной деятельностью, вызванной всё возрастающим объёмом необходимых теоретических знаний, и недостаточной готовностью учащихся к самостоятельному решению учебных задач в аспекте развития соответствующих качеств личности.

Обзор теоретической литературы позволяет обозначить несколько подходов в исследовании самостоятельной деятельности учащихся: объективный или логико-социологический, психологический, дидактико-методологический, психолого-дидактический.

Объективный, или логико-социологический, подход применяется при обосновании степени самостоятельности. Приоритетом выступает логика учебного материала и специфика учебного предмета.

С позиции психологического подхода исследования сводятся к психологическим характеристикам самостоятельности мышления, определению и решению познавательных задач через описание мыслительных процессов. Учение рассматривается в свете общей психологической теории человеческой деятельности, концепции А. Н. Леонтьева, которая представлена как система, имеющая своё особое строение. Самостоятельная деятельность, таким образом, выделается как «микросистема учения».

Дидактико-методологический подход в исследовании проблемы самостоятельной познавательной деятельности берёт начало в педагогической системе Я. К. Коменского. Для него характерен анализ области применения самостоятельной работы учащихся, её виды, совершенствование методик, их использования, а также частичное решение проблемы соотношения педагогического руководства и самостоятельности учащихся.

Исследования с точки зрения психолого-дидактического подхода нацелены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, её предмета и цели. Названная деятельность стимулирует инициативность, самостоятельность и творческую активность.

П. И. Пидкасистый выделяет следующие компоненты самостоятельной познавательной деятельности как системы:

- содержательный (знания, выраженные в понятиях и образах);

-оперативный (разнообразные действия, оперирование умениями как во внешнем, так и во внутреннем плане действий);

- результативный (новые задания, способы решения, новый социальный опыт, идеи, способности, качества личности).

В качестве стимулятора самостоятельной деятельности учащегося служит потребность в новых знаниях, возникающая в ходе решения познавательной задачи. В этом случае учащийся мобилизует ранее усвоенные знания и накопленный опыт, планирует новые учебные задачи, и определят средства их осуществления. Заключительным этапом является получение результата. Таким образом, единый акт самостоятельной деятельностиможно представить в виде триады «мотив-план-результат», единство составляющих которой реализуется в конкретной ситуации с помощью динамической системы действий и операций, регулируемых конечной целью.

Н.Г. Калашникова выделяет следующие умения самостоятельной учебной деятельности:

- владеть приёмами самоорганизации и организации своей деятельности;

- принимать поставленные преподавателем цели и определять самостоятельно цели учебной работы (целеобразование);

- планировать действия по решению учебной задачи, достижению цели;

- участвовать в поиске общего решения учебной задачи;

- применять, конкретизировать условия и определять границы применения способов решения учебных задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности.

Самостоятельное учение, с дидактической точки зрения, является одной из ключевых форм обучения, используемых в процессе формирования и воспитания личности.

По мнению С.М. Абрамова, самостоятельной познавательной деятельностью является практически любая деятельность учащихся, направленная на овладение знаниями и самовоспитание. Основана она, по мнению автора, на врождённой способности человека к спонтанной, самопроизвольно и предметной ориентировке в пространстве и деятельности.

Анализируя литературу, я пришла к выводу, что понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная учебная деятельность» зачастую не разграничиваются, лишь некоторые исследователи оговаривают существующую между ними разницу. Так, П.И. Пидкаситый считает, что самостоятельная работа является только средством организации самостоятельной деятельности.

Н.Ф. Корявцева также разграничивает понятия «самостоятельная учебная деятельность» и « самостоятельная работа». Самостоятельная учебная деятельность понимается ею как вид познавательной деятельности., регулируемой и управляемой учащимся как субъектом данной деятельности и направленной на освоение предметных знаний, умений и культурно-исторического опыта. Самостоятельная работа трактуется как форма, в которой организуется и осуществляется учебная познавательная деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога.

Так как, раскрывая свою тему, я использую термин « самостоятельная работа», то немного хочу остановиться на характеристике самостоятельной работы как средстве учебной деятельности.

В научно-педагогической литературе даётся неоднозначная интерпретация определения. Так, под самостоятельной работой понимается работа, без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащийся сознательно стремится достигнуть поставленной цели, прилагая к этому усилия и стремиться достигнуть результата. Кроме того, она трактуется как деятельность, которую учащиеся выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы.

Самостоятельную работу принято разделять по следующим основаниям:

- источнику знаний (работа с учебником, справочной литературой и т. д.);

- методам (наблюдения, лабораторная работа и т. д.);

- форме выполнения (устная, письменная, устно-письменная);

- количеству учеников (фронтальная, групповая, индивидуальная работа);

- типу заданий (обучающие, тренировочные, поисковые).

Е. Б.Белкин предлагает свою классификацию, в которой определяет четыре типа самостоятельныхработ, фактически они соответствуют стадиям выполнения самостоятельной работы.

1.Во внешнем плане выделяется то, требуется на основе алгоритма действия. Познавательная деятельность сводится к распознанию изучаемого объекта.

2.Формируются знания, позволяющие воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. Учащиеся выполняют задания по алгоритму, но уже применительно к конкретной ситуации.

3.Происходит переход к решению нетиповых задач, требующих поиска, формулировки и реализации способа решения.

4.Создаются предпосылки для творческой деятельности, познавательная деятельность направляется на проникновение в сущность рассматриваемых объектов, новых фактов и т.п.

В психолого-педагогическом плане самостоятельная работа представляет собой упорядоченную динамическую систему приёмов чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания и воспроизведения учебного материала.

В целом анализ отечественных педагогических, дидактических и психологических источников показал, что самостоятельная работа является важнейшим рычагом педагогического управления познавательной деятельностью школьника в процессе самоорганизации. Она обеспечивает формирование общеобразовательных навыков, служит главным средством превращения теоретических знаний в убеждения, способствует формированию активной позиции личности, социальных отношений, развивает познавательные и творческие способности личности, самостоятельность мышления, потребность в саморазвитии.

Таким образом, самостоятельная учебная деятельность-это внутренне мотивированная, целенаправленная учебная деятельность обучающегося, структурированная и обладающая развивающим потенциалом, продуктом которой могут стать изменения в самом учащемся. При этом самостоятельная работа выступает как средство самостоятельной учебной деятельности, способствующее развитию самоорганизации, формированию устойчивой саморегуляции и волевых качеств личности.

1.2 .Основные требования к организации самостоятельной работы на уроках истории.

На основе анализа ряда исследований и собственного опыта представляется возможным определить условия, соблюдение которых, позволит создать эффективную систему самостоятельных работ.

Основные требования к организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории:

- каждая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель; каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы (с этим его знакомит учитель);

- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;

- назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления; поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение;

- содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца;

- самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду;

- организация самостоятельной работы должна проводиться с учётом индивидуальных познавательных способностей обучаемых, с позиции личностно-ориентированной модели педагогического взаимодействия,

- включение системы самостоятельной работы в частный процесс обучения должно учитывать общую программу обучения и все другие виды познавательной деятельности, органично, поэтапно и оправданно вписываясь в целостный процесс учебно-познавательной деятельности.

По форме организации самостоятельную работу можно разделить на индивидуальную, фронтальную и групповую.

Учащихся можно выделить четыре вида самостоятельных работ: воспроизводящая (работа по образцу), реконструктивно-вариативная (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы), эвристическая (поиск ответа за пределами образца), творческая (получение принципиально новых знаний).

Наблюдения опытных преподавателей и данные школьных психологов подтверждают одну очень важную мысль: интерес к учёбе у учащихся тем значительнее. Чем лучше организована их самостоятельная работа на уроках. Учить учиться по учебнику это значит ставить перед школьниками определённые, продуманные задачи, которые они решают самостоятельно, а поэтому с увлечением.

1.3.Формы самостоятельной работы с учебником и их применение на уроках истории в пятом классе.

Уже в течение нескольких лет я изучаю методы и приёмы самостоятельной работы и пути достижения более высоких результатов в изучении истории. На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии тог или иного решения, чему следует научиться со школьной скамьи. Роль организатора и руководителя учебного процесса заключается не только в том, чтобы для каждого коллектива и каждого конкретного случая найти оптимальное сочетание разных приёмов учебной деятельности школьников, но и обеспечить неуклонное развитие у них активности и самостоятельности, вооружить их для этого знаниями, умениями и навыками. При любом уровне самостоятельности учитель руководит их учебной деятельностью, проверяет и при необходимости корректирует её. Чем самостоятельнее работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение за учебным процессом.

В связи с развитием самостоятельности у учащихся формируется способность к воспроизведению исторических знаний в устной и письменной форме. Если учащийся может хорошо воспроизвести исторический материал, то можно сделать вывод. Что у него прочные знания, Что он владеет нужными умениями и навыками. Нам известны различные виды самостоятельной работы по истории. Это и работа с учебником, с документами, исторической картой, историческими рисунками и т. д. В своей работе я более подробно остановлюсь на самостоятельной работе с учебником на уроках истории в пятом классе.

Для школьников учебник-первая и основная книга по истории. Учебник нужен каждому ученику, так как с помощью его можно провести фронтальную работу с учебником, учебник даёт возможность ученику перечитывать несколько раз трудные и непонятные места, внимательно изучать иллюстрации, документы и т. д.

Я хочу рассказать о формах самостоятельной работы с учебником.

Ознакомление с учебником.

Ознакомление с учебником в пятом классе является первым шагом к работе с ним. Сам факт привлечения внимания детей к книге, которую они будут изучать весь год, имеет педагогическое значение. Древнюю историю дети ещё не знают, предмет этот для них нов и вполне естественен интерес пятиклассника к новой книге.

На первом уроке внимательно знакомимся с учебником. По указанию учителя дети несколько минут рассматривают учебник (История древнего мира, А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая, М., « Просвещение», 2011г). В первую очередь привлекаю внимание учеников к названию книги. Задаю вопрос: «Как вы понимаете «древний мир»? Выслушав ответы, подвожу пятиклассников к пониманию того, что они будут изучать на уроках истории в пятом классе, первобытнообщинное и рабовладельческое общества - начало истории человечества.

После небольшой беседы предлагаю учащимся найти в учебнике оглавление и спрашиваю зачитать вслух (не хором, а кого-то одного) название основных тем. После прочтения задаю вопрос: «Какие страны будем изучать? Назовите их». Обычно, дети с заданием справляются.

Затем переходим к понятиям «параграф» и «абзац». Прошу найти параграф 4, прочитать его название. Параграф 4 находится на странице 20. А сколько абзацев на этой странице? Найдите первый абзац сверху, второй абзац снизу. Прочитайте первую строчку второго абзаца сверху. Какой абзац начинается: «Земледелие возникло более десяти тысяч лет назад»? и т. д.

Привлечение внимания детей к понятию « абзац» и упражнения с ним диктуются характером работы с текстом учебника в дальнейшем. Педагогическая ценность такой работы ясна. Эти упражнения полезны как первая попытка приучить к выборочному чтению текста, как подготовка к отыскиванию ответов словами текста на вопросы учителя, к определению главной мысли.

Далее идёт знакомство с картами и иллюстрациями, которые даются в учебнике.

Работа с иллюстрациями.

Равнозначным с учебным текстом по роли в развитии учащихся является иллюстративный материал. Точное определение учебной картине дал Бернадский: « Учебная картина-параграф учебника, написанный кистью». Поэтому, с целью поиска дополнительной информации, развития познавательного интереса учащихся нужно работать силлюстрациям (благо современные учебники оснащены хорошим иллюстративным материалом).

Можно предложить такие задания для работы с иллюстрациями:

- придумать название иллюстрации;

- сделать описание сюжета;

- придумать за действующих лиц слова диалога;

- составить рассказ по содержанию картины;

- написать сочинение;

- найти в тексте строки, комментирующие картину и т. д.

Постановка различных заданий с книгой, в том числе и с иллюстрациями, требует учитывать индивидуальность учащихся, поэтому задания даются различного уровня сложности и самостоятельности.

В теме «Поход Александра Македонского на Восток» прошу детей обратить внимание на рисунок на странице 191 и раздаю задания разного уровня сложности для работы по рисунку:

- найдите в тексте строки, комментирующие рисунок;

- опишите вооружения македонских воинов;

- придумайте диалог между военачальником и воинами;

- сделайте описание сюжета по плану:

Название рисунка.

Кто изображён в центре, на переднем плане?

Чем вооружены воины?

Какой вид войска изображён?

Чем занимаются воины?

Что их ждёт впереди?

Так как в нашей школе в классах мало учеников, то каждый получает своё задание, которое обязательно проверяется на уроке.

Словарная работа.

Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории. Цель её - формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке истории, но и употреблять новые слова на других уроках, в обыденной речи.

Наличие непонятных слов в речи учителя или в тексте учебника всегда мешает усвоению материала. Вывод напрашивается сам. Словарная работа должна стать неотъемлемой деталью каждого урока истории. В своей практике я не отступаю от этого правила.

Основным в словарной работе является осмысление, понятие и усвоение незнакомого термина, названия, имени.

Нельзя забывать, что многие исторические термины, имена деятелей, географические названия в нашем быту почти никогда не употребляются. Поэтому заучивать их надо в основном на уроке.

В теме «Искусство Древнего Египта» встречается имя Хеопс, для детей совершенно не знакомое. Я называю имя Хеопс, в сознании ученика возникает запоминание на основе слухового ощущения, если не только назвать, но и записать это имя на доске, то запоминание основывается на зрительном ощущении. Но практика показала, что запоминание будет более прочным, если ученик прочитает сам это имя в учебнике, запишет его в тетрадь. Запись в тетради: «Хеопс-фараон Египта, для него была построена самая высокая пирамида». Иногда пишу на доске новые слова, пропуская буквы, дети должны найти слово в учебнике и вставить букву. Можно написать новое слово с ошибкой и попросить детей исправить её и правильно записать слово. Так в теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» на доске записано: « В..вилон, Х..ммур..пи», дети должны, используя учебник, правильно написать слова. В этой же теме встречается слово «закон», я спрашиваю: «Как вы понимаете это слово?». После того как ученики выскажут как они понимают этослово, подвожу их к пониманию того что, законы - это правила, которые устанавливает государство и выполнять их должны все, живущие в государстве, за несоблюдение этих правил следует государственное наказание. Затем дети открывают страницу 67 и читают первый абзац третьего пункта «Царские законы», закрепляя в памяти понятие «закон». Ребёнок должен знать смысл слова, тогда учение будет осмысленным.

Помимо осмысления, правильного написания и произношения слоя зав, словарная работа помогает в создании ряда полезных привычек, например, вдумчиво и внимательно читать текст, не обходя незнакомые слова, пользоваться словарями. Постепенно учащиеся приучаются к пользованию различными словарями, это умение пригодится им в старших классах.

Систематически проводимая словарная работа имеет обучающее значение, и многое даёт учащимся за годы их обучения в школе.

Ответы словами текста на вопросы учителя.

Умение выбирать материал из текста, руководствуясь признаками, указанными учителем, умение точно ответить на заданный вопрос, а не говорить вообще, воспитание привычки вдумываться в содержание каждой фразы текста - серьёзное условие успешного обучения и воспитания.

Ответы на вопросы словами текста первое наиболее простое упражнение, вполне посильное и интересное для пятиклассников. Незаметно для них оно приучает к работе с книгой, а так как объектом их внимания является исторический материал, то он лучше осмысляется и закрепляется в памяти. В этом педагогическая ценность данной формы работы.

В своей практике для такой работы я намечаю материал сложный по содержанию и поэтому требующий изучения под руководством учителя.

Задания класс обычно выполняет после объяснения нового материала и словарной работы во время закрепления, но иногда этот приём используется и при опросе домашнего задания, когда вскрывается наличие недоработки на прежнем уроке.

Приведу пример. Тема урока « Начало земледелия и скотоводства». После объяснения и словарной работы предлагаю учащимся открыть страницу 20 в учебнике прочитать первый пункт и ответить на вопросы. Вопросы написаны на доске.

1.Из какого более древнего занятия родилось земледелие?

2.Чем обрабатывали землю? Как выглядело первое орудие труда земледельцев? Используй рис. На странице 20.

3.Где впервые возникло земледелие?

Вопросы нацеливают внимание класса на факты с целью их закрепления в памяти учащихся, а осмысления причин явлений осуществляется после выполнения этой работы.

Данная таким образом установка стимулировала внимательное чтение текста. Все учащиеся работали напряжённо и с интересом. Внешне это проявилось в активности класса, все поднимали руки и хотели ответить.

На данном уроке имели место: рассказ учителя, словарная работа, чтение текста, ответы на вопросы словами из текста, работа с иллюстрациями.

Объяснение смысла отдельных выражений и фраз в тексте.

Ученик открыл учебник и нашёл нужный параграф. Весь ли материал необходимо читать с одинаковым вниманием? Хотя весь текст в параграфе одно целое, логически связанное, однако материал в нём не однороден. В нём имеются сложные понятия, узловые вопросы, степень осмысления которых влияет на понимания всего параграфа. Имеются главные мысли и описательный материал, доказательства ( факты, примеры ) и т. д. Поэтому от ученика требуется умение дифференцированно читать текст.

Как же практически подойти к решению этой проблемы в пятом классе? Прежде всего, учащиеся должны понять необходимость дифференцированного чтения (разумеется, слово «дифференцирование» им не говорится). Такое понимание достигается беседами о том, как читать и практической работой над текстом. Сама повседневность упражнений и комментарии учителя убеждают втакого рода необходимости.

Воспитание привычки видеть в тексте главное - трудное дело. В пятом классе это ещё полностью не достигается, но систематические упражнения оставляют прочный след в сознании учащихся, что пригодится в дальнейшем.

В распоряжении учителя имеются различные виды упражнений. В зависимости от цели, которую он перед собой ставит. Обратимся к примеру.

Ученик пересказал текст на тему « Древнейшие люди», но в его ответе преобладало описание древнейшего человека и не чувствовалось, осознание зависимости между понятиями « труд», «орудия труда», «развитие человека», что позволяет сделать вывод, что он не усматривает причинно-следственные связи, не может мыслить отвлечённо.

Ученику было предложено открыть учебник на стр. 9, прочесть вслух второй и третий абзац сверху. При помощи учителя и класса, ученик сделал правильный вывод, что благодаря трудовой деятельности менялся древнейший человек, менялся его внешний облик и развивался его ум.

У меня в классе есть ученики робкие, слабо владеющие речью, не умеющие связно излагать материал. Таким ученикам особенно подойдёт эта работа с учебником. Например, задан вопрос: «Что приносили завоевания фараонов простому народу?». Ученик читает второе и третье предложение первого абзаца пункта 5 параграфа 9 и объясняет, как он их понимает. Убедившись, что ученик понял правильно смысл этих предложений, задаю вопрос: «К чему это могло привести?» обычно ученик отвечает, что это приводило к ослаблению государства, так как крестьяне разорялись, а они составляли большинство населения.

При объяснении темы: «Религия древних египтян», для закрепления, я предлагаю классу зачитывать и объяснять смысл некоторых предложений параграфа 10:

- древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги;

- вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья - это снова ожил Осирис.

После каждого зачитанного выражения ставится вопрос: « Как ты думаешь почему….» учащимся нравятся такие вопросы, и они с удовольствием на них отвечают.

Организуя работу над текстом, учитель не должен забывать о большом обучающем значении мотивировки и доказательств, которыми учащиеся должны подкреплять свои суждения. Например, класс читает абзац четвёртый сверху на стр. 159: «В 480 году царь Ксеркс повёл свои полчища на Элладу. Большая часть воинов была набрана из покорённых народов. Им были чужды интересы персидского царя и знати».

Даётся задание: прочитать абзац, найти самые важные два слова и объяснить, почему они так считают.

Вдумчивые пятиклассники называли «чужды интересы» и давали правильную мотивировку своего выбора. Это довольно сложный мыслительный процесс, с которым справляются далеко не все пятиклассники.

Определение главной мысли в тексте.

Определение главной мысли в тексте в своей основе имеет, прежде всего, развитие логического мышления. Найти главную мысль и сказать её своими словами учит детей отказываться от механического ответа словами учебника на основе механического заучивания.

Определение главного представляет собой сложный мыслительный процесс установления связей между главной мыслью в материале и остальным содержанием. Поэтому обучающее значение имеет не только определение главной мысли, но и обоснование: почему ученик считает эту мысль главной. В ходе обоснования выбора, видно случайно, или сознательно сделан выбор.

Определение главной мысли помогает усвоению исторического материала. Эту работу я начинаю в пятом классе на небольших отрывках размером с абзац.

Однако использованию подлежит не всякий материал. Отбирая его, учитель должен руководствоваться правилом: прежде всего глубокое изучение сложных вопросов курс истории, а умение попутное приобретение ученика.

Рассмотрим пример, в параграфе 9 «военные походы фараона» на странице 47-48 берём первый абзац четвёртого пункта: «Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы людей. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил пленника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать».

Работу организую так. Первоначально ученики читают текст, знакомятся с его содержанием и пересказывают его. На втором этапе задаю вопрос: « Как свободный человек мог стать рабом?» на третьем этапе предлагаю определить главную мысль текста, объясняю, что главная мысль объяснит причину, как свободный человек мог стать рабом в Египте. Главную мысль высказать необходимо в свободной форме. Обычно дети отвечают, что благодаря тому,что египтяне много и успешно воевали у них было много пленных, которых они обращали в рабов. Из ответа видно, что ребёнок установил причинно-следственные связи, сумев найти главную мысль абзаца.

Умение определить главную мысль в тексте пригодится для составления плана. Простой пан дети начинают составлять в пятом классе. Для овладения умением составлять план, ученики знакомятся с правилами его составления этот вид работы с книгой необходимо совершенствовать на протяжении всех лет обучения в школе.

Отыскивание в тексте фактов, подтверждающих вывод.

Часто на вопрос о положении крестьян, даже ученики старших классов, отвечают общей фразой: «Положение крестьян было тяжёлым». Они как бы делают вывод из ничего. Почему так происходит?

Работая над ответом на этот вопрос, я пришла к выводу, что пятиклассники не понимают, что значит « тяжёлое положение крестьян». Отсюда следствие: и в старших классах у них проблемы с ответом на этот вопрос. Думая над тем как решит эту проблему Я пришла к пониманию того, сто рассказ учителя необходимо дополнить самостоятельной работой с учебником там, где разговор идёт о жизни крестьян. Хочу рассказать об одном из таких приёмов.

После объяснения нового материала по теме «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу», пишу на доске вывод: Свободные крестьяне становились рабами знатных людей.

Задание: Прочитать четвёртый пункт «Бедственное положение крестьян» на стр. 135-136, найти факты, доказывающие правильность этого вывода. Читая текст, учащиеся устанавливают связи между выводом и конкретными понятными для них фактами:

А) бедные крестьяне берут в долг у богачей;

Б) богатые ставят на их полях долговые камни ( расписки);

В) богатые устанавливают сроки отдачи долга;

Г) не сумев отдать долг, крестьяне лишаются земли;

Д) потеряв землю, крестьяне не могут рассчитаться с богатыми и превращаются в рабов.

Вывод в сознании детей органически сращивается с фактами действительности, что способствует осмыслению и закреплению в памяти конкретных представлений. По мере накопления у учащихся знаний и такого опыта работы, можно переходить к обоснованию вывода на память, без текста.

Тихое чтение на уроке.

Тихое чтение на уроке является частью комплекса методических приёмов работы с учебником, используемых мной в процессе обучения.

Тихое чтение на уроке в сочетании с объяснением учителя - очень полезная форма самостоятельной работы. Учащиеся не просто читают, а выполняют какое-либо задание учителя. Для подобной работы выделяется обычно не описательный материал, а отрывки, требующие глубокого осмысления. Тихое чтение, следуя после объяснения, помогает лучше усвоить материал и воспитывает внимательное отношение к тексту. Читая текст, дети обращаются к учителю, если встречают в тексте непонятные слова. Такая черновая работа в классе облегчает приготовление уроков дома. Перед началом чтения можно поставить перед учащимися разные вопросы. Например: « Прочитайте текст и найдите то, что я не упоминала в своём рассказе при объяснении». Подобная установка обеспечивает очень внимательное чтение текста.

Черновая работа с учебником на уроке предполагает много других приёмов. Приведу примеры:

- изучая тему «Письменность и знания древних египтян», учащиеся читают пункт второй и рассказывают, о способе изготовления папируса.

- изучая тему: «Олимпийские игры в древности»,параграф 33,после краткого изложения материала учителем, пятиклассники читают текст, а затем отвечают на вопросы, которые записаны на доске.

1.Назвать главную цель олимпийских игр.

2.Где проходили олимпийские игры? Показать на карте.

3.Назвать виды состязаний.

4.Что происходило в Греции во время олимпийских игр?

После чтения проводится беседа.

Работа с документами (по учебнику).

В учебнике Древнего мира помещено много документов, дети должны обращать на них внимание. Учитель учит работать с документами на уроках, организуя самостоятельную работу с ними. Значение этой работы состоит в том, что она помогает глубже усвоить основные вопросы темы. Формы работы могут быть разные. Я часто использую такую форму как самостоятельное решение на основе документа задачи дедуктивного характера. Так, например, изучаются законы Хаммурапи. Сообщив, что такое законы и когда были приняты законы царя Хаммурапи, я предлагаю учащимся самостоятельно прочитать документ, стр.68, и ответить на вопросы, которые написаны на доске: 1)к какой эпохе относятся эти законы? 2)кому сочувствует Хаммурапи- угнетателям или угнетённым?

В отдельных случаях, изучая небольшой по объёму и несложный по содержанию материал, учащиеся могут сами , под руководством учителя, разобрать его. К таким урокам требуется тщательная подготовка. Главное здесь в том, чтобы учитель, направляя урок, вовремя приходил на помощь учащимся.

(Конспект урока прилагается).

Выводы.

Рассмотрев в теоретической части самостоятельную работу как метод обучения и формы самостоятельной работы с книгой, я определила значимость самостоятельной работы в развитии и воспитании школьников.

Многие российские педагоги предают большое значение применению самостоятельной работы на уроке для активизации познавательной деятельности учащихся. При формировании умений и навыков самостоятельной работы учителю рекомендуется использовать различные виды самостоятельных работ, а также при организации самостоятельной работы с книгой, различные её формы. Учителю истории необходимо уяснить важность этой работы и стараться включать её в каждый урок, так как она оказывает огромное влияние на активизацию учебно-познавательной деятельности школьников.

Общеизвестно, что одним из серьёзных недостатков у многих школьников является неумение работать с книгой, текстом, неумение самостоятельно мыслить, отвечать своими словами. Критический разбор своих уроков, изучение соответствующей литературы и изучение опыта других педагогов, привели меня к выводу о необходимости такой организации преподавания истории, при которой была бы обеспечена напряжённая работа в классе, чтобы главное осмысливалось и выучивалось на уроке. Вывод этот не нов. Ещё Ушинский указывал на необходимость «приучать дитя по возможности долго и сильно сосредотачивать своё внимание на изучаемом предмете… заставляя дитя учиться при себе или, лучше сказать, уча его уроку».

Формирование навыков самостоятельной работы не следует рассматривать как легкое дело, требующее однократного усилия со стороны педагога. Успешным может быть лишь кропотливый и упорный труд учителя в течение всех лет обучения. Ценность многообразных форм самостоятельной работы не исчерпывается тем, что дети учатся работать с книгой, что развивается их мышление, но большим воспитательным значением. Дети учатся понимать, что труд не может сводиться лишь к понятию «физический труд». Учёба для школьников тоже труд.

Какие же работы могут относиться к самостоятельным? Как было сказано в первой главе, только те, которые требуют от учащихся усилия для получения новых знаний. И, конечно, особо хочется подчеркнуть организаторскую и направляющую роль учителя, при организации и проведению самостоятельной работы.

  1   2

Похожие:

Научно-исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа (нир) составная часть единого образовательного процесса. Она ведется в соответствии с профилем подготовки специалистов
Научно исследовательская деятельность аф фгбоу впо «сгюа» и ее основные направления
Научно-исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа преподавателей кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования за 2011 год
Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры ПиТДино осуществлялась в рамках общеуниверситетской темы «Развитие непрерывности...
Научно-исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа на базе музея
Третий реализуется через выбор форм представления результатов музейных исследований: экспозиция, выставка, реферат учащихся, научно-исследовательские...
Научно-исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа студентов (нирс) 10. 1 Информационно-аналитический обзор Основными формами привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в отчетном году были
Участие в работе научных конференций и семинаров, в конкурсах, выставках и олимпиадах
Научно-исследовательская работа iconСочинение на заданную тему. Исследовательская работа
Перечень письменных работ студента 3 курса очного отделения включает в себя четыре вида заданий: исследовательская работа, сопоставительный...
Научно-исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа на Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений, посвящённый 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева, на тему: «Д. И. Менделеев великий патриот своей Родины»
Научно-исследовательская работа на Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений, посвящённый...
Научно-исследовательская работа iconНаучно-исследовательская работа по этим направлениям
Экологическое воспитание на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности
Научно-исследовательская работа iconПлан научно-исследовательской работы Уральской Академии государственной службы на 2009 год
Научно-исследовательская работа в Урагс организована в соответствии с федеральными законами РФ «О науке и государственной научно-технической...
Научно-исследовательская работа iconИсследовательская работа на научно-практическую конференцию
Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «Научное общество учащихся»
Научно-исследовательская работа iconОдаренность и учебно-исследовательская работа
Подведение итогов учебно-исследовательских работ на научно-практической конференции учащихся. Данная работа систематизирует накопленный...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница