Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История»




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История»
страница1/6
Дата конвертации04.03.2013
Размер0.71 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ


УТВЕРЖДЕН

«____»___________________2008 г.
Зав. кафедрой _____________ М.З. Саблиров

СОГЛАСОВАНО

«____»___________________2008 г.
Директор СГИ____________Х.Б.Мамсиров



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине СД 07.1. «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400.62 - «История»

Нальчик 2008

КАЖАРОВ А.Г.

кандидат исторических наук, доцент

учебно-методический комплекс по дисциплине «Политическая история России новейшего времени» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400.62 – История. Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин направления и является обязательной для изучения.
Содержание
Введение

Рабочая программа дисциплины

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Текущая промежуточная аттестация по дисциплине

Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время идет процесс реформирования сферы высшего профессионального образования. В таких условиях обучение в традиционном стиле с использованием стандартных форм и методов преподавания изжило себя, вызывает неприятие студентов, и требует обновления имеющихся методик преподавания. В первую очередь оправдывают себя те методики, которые, пройдя проверку временем, и в новых условиях сохранили и носят научный характер.

С учетом указанных факторов проблемы теоретической и организационно-методической модернизации исторического образования приобретают актуальное значение. Некоторые из них находят разрешение в социально-гуманитарном институте при реализации общепрофессиональных исторических дисциплин. КБГУ одним из первых в стране перешел к многоуровневой подготовке по специальности и направлению «История» в соответствии со стандартами нового поколения. Сейчас мы накануне принятие ФГОСов третьего поколения, в разработке которого активное участие принял и КБГУ. ФГОСы требует повышение внимания к уровню подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей.

Настоящий учебно-методический комплекс включает конкретные методики проведения как аудиторных занятий (лекционные и семинарские), так и самостоятельной работы (в т.ч. под руководством преподавателя), дидактические материалы, апробированные в учебном процессе, тестовые материалы для текущего контроля в рамках балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов КБГУ.

Каждая тема и раздел (модуля) имеет учебно-методическое сопровождение: список источников и литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Специальная дисциплина «Политическая история России новейшего времени» предназначена для студентов 4 курса направления 030400-«История» социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета.

Политическая история России новейшего времени находится в центре современных общественно-политических и исторических дискуссий. Вместе с тем, очевидно, строго научная концепция российской политической истории находится в начальной стадии разработки. XX век в истории России вместил две мировые войны, троекратные революционные потрясения основ жизни, Гражданскую войну, «холодную войну» и т.д. Достижение объективных и достоверных знаний обо всех этих героических и трагических страницах в истории Российского государства представляется важнейшей и необходимой предпосылкой для поступательного развития современного общества.

Сквозной темой курса является взаимоотношение власти и общества, роли элит и групп интересов в административно-политическом аппарате, столкновение идей и идейных течений. Большое внимание уделяется дискуссиям о роли реформ, особенностям политической культуры и политической истории России. Особенностью курса является использование информационных ресурсов Интернета.

Теоретическое осмысление переломных моментов отечественной политической истории поможет студентам выработать четкую профессиональную позицию, даст им необходимый фактологический материал и будет способствовать глубокому пониманию особенностей современного этапа развития России.

Предметом специальной дисциплины является политический процесс России XX – начала XXI в.

Цель специальной дисциплины – формирование у студентов целостного представления о сущности, характере и особенностях политической истории России новейшего времени

Объем дисциплины составляет 18 часов лекций и 16 часов семинарских занятий. Формы и содержание текущего и итогового контроля знаний ежегодно утверждаются на заседании кафедры истории России и предусматривают тестирование, коллоквиум, собеседование. С порядком проведения внутрисеместрового и итогового контроля студенты могут ознакомиться на кафедре.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины определяется Государственным образовательным стандартом и включают:

- знание основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей;

- формирование профессионального исторического мышления,

- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

- умение пользоваться источниками и литературой по темам дисциплины

- сопоставление различных точек зрения, имеющиеся в историографии, и аргументация собственной позиции;

- овладение умениями и приобретение навыков поиска, систематизации, анализа исторической информации;

- умение опираться на знания в смежных дисциплинах

- понимание исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.

Изучение дисциплины предполагает формирование у студентов знаний и представлений:

- об основных этапах истории России в новое время, глобальных проблемах общественного развития и способах их решения;

- о становлении и развитии Советского государства: противоречиях общественного и духовного развития

- о характере взаимодействия власти и общества, причинах криза тоталитаризма

- об истории современной России, становлении гражданского общества

- об особенностях исторического пути страны;

- о теоретических спорах о развитии российской государственности;

Содержание курса, его цели и задачи определяют круг рекомендуемой литературы, которая включает источники, сочинения классиков исторической мысли и современные монографические исследования, публикации в периодических изданиях, дающие представление о современных подходах к проблемам исторического развития России.

Курс Политической истории России новейшего времени призван дать целостное представление о сложном и противоречивом, но едином и неразрывном историческом движении. Материал изложен по проблемно-хронологическому принципу.

Тематический план дисциплины

«Политическая история России новейшего времени»




Тема

Лекц.

Сем.




Вводная лекция

2

2

1

Политические альтернативы развития России в условиях революции и Гражданской войны (1917-1920 гг.)

4

4

2

Советская государственно-политическая система в 1920-е гг.

4

4

3

Социально-экономическая и политическая

модернизация СССР в конце 1920-х – 1930-е гг.

4

4

4

Тема 4. СССР в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.)

4

4

5

Власть и общество СССР в 1945-1953 гг.

4

4

6

Общественно-политические изменения

хрущевского периода (1953-1964) гг.

4

4

7

Охранительные реформы и «застой»

советской политической системы (1964-1985 гг.)

4

4

8

Возможности и пределы внутрисистемной

реформации СССР (1985-1991 гг.)

2

2

9

Россия в постсоветский период

2

2




ИТОГО

34

34


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Политические альтернативы развития России

в условиях революции и Гражданской войны (1917-1920 гг.)

Победа либерально-демократической революции в России в феврале 1917 г. Февральский политический кризис 1917 г. и свержение самодержавия. Деятельность Временного правительства, его состав и программа. Советы и возникновение политического двоевластия. Российские политические партии и их программы общественно-политического обустройства России. Прибытие Ленина в Россию и переход большевиков на позицию радикального революционизма.

Политические и военные ошибки Временного правительства. Вопрос о войне и мире. Политика по национальному вопросу. Аграрная политика. Кризис доверия весны-лета 1917 г. Второе, третье и четвертое временные правительства. Альянс и разрыв между Керенским и Корниловым. Углубление кризиса Временного правительства и его причины.

Завоевание большевиками политической власти в России. Воздействие большевистской пропаганды на массовое сознание. Большевизация Советов и провозглашение Лениным курса на насильственное свержение Временного правительства. Октябрьское вооруженное выступление леворадикальных сил и переход политической власти к партии большевиков. II Всероссийский съезд Советов и первые декреты Советской власти. Создание основ советской государственности: Совет народных комиссаров, Всероссийский Центральный исполнительный комитет, ВЧК. Историческая роль В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина. Исторические и политические споры вокруг Октябрьской революции 1917 г.

Политика и идеология военного коммунизма. Государственное регулирование потребления, запрет частной торговли, натурализация зарплаты и уравнительное распределение, милитаризация труда. Национализация промышленности и финансов. Введение всеобщей военной и трудовой повинности. Продразверстка, ее результаты и следствия. Экономические и социально-политические кризисы конца 1920-х начала 1921 г. Крах политики “военного коммунизма”.

Подавление политической и военной оппозиции. Блок большевиков с левыми эсерами. Ограничение деятельности политической оппозиции. Выборы, созыв и роспуск. Учредительного собрания. Брестский мир. Разгром левых эсеров. Конституция РСФСР 1918 г. Причины и характер гражданской войны. Вмешательство внешних сил во внутриполитический конфликт. Основные этапы гражданской войны и интервенции, ее фронты и территории. Отношение крестьянства к гражданской войне, махновщина. Причины победы Красной армии, цена победы. Влияние гражданской войны и интервенции на исторические судьбы народов страны. Трагические последствия войны. Российская эмиграция. Оценка гражданской войны современниками и потомками.

Источники:

1. Белый Север. 1918-1920 гг.: Мемуары и документы: В 2 т. / Сост. В.И. Болдин. Архангельск, 1993.

2. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 1-2. М., 1991. // http://www.magister.msk.ru\library\revolt.html

3. Дневник Николая Второго. (1894-1916). М., 1991. // http://www.rus-sky.com/history/library/diaris/1894.htm

4. Керенский А.Ф. Россия на повороте. М., 1993.

5. Комин В.В. Нестор Махно: мифы и реальность. М., 1990 // http://www.base.dux.ru/sci/history/atc05.htm

6. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. Т 1-2.

7. Суханов Н.Н. Записки о революции. М., 1991.

8. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990.

9. Чернов В. Перед бурей. М.,1993.
Литература:

1. Булдаков В.П. Октябрьская революция как социокультурный феномен // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.

2. Булдаков В.П. Политические деятели 1917 года: Взгляд из толпы // Власть и общество в России в первой трети XX века. М., 1994.

3. Герасименко Г.А. Народ и власть. 1917. М., 1995.

4. Гимпельсон E.Г. Формирование советской политической системы. 1917-1923 гг. М., 1995.

5. Карр Э. История советской России. Кн. 1: Большевистская революция. 1917-1923 гг. М., 1990.

6. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: Власть и массы. М., 1997.

7. Пайпс Р. Русская революция. М., 1994.

8. Поляков Ю.А. Октябрь 1917 года в контексте российской истории // Россия в XX веке: реформы и революции.Т.1. М., 2002.

9. Пушкарева И.М. Февральская революция 1917 года в России: проблемы историографии 90-х годов XX века // Россия в XX веке: реформы и революции. Т.1. М., 2002.

10. Шепелева В.Б. О проблемах современной историографии революционного процесса 1917 года в России истории // Россия в XX веке: реформы и революции. Т.1. М., 2002.

Тема 2. Советская государственно-политическая

система в 1920-е гг.

Формирование нового внутриполитического курса весной 1921 г. Кризис внутренней политики советской власти. Крестьянские восстания 1920-1921 гг. Кронштадский мятеж. Роль В.И. Ленина в обосновании и введении новой экономической политики (НЭП). Использование рыночного механизма под государственным контролем. Денационализация легкой и части средней промышленности, концессии и смешанные предприятия. Достижения и проблемы в осуществлении новой экономической политики. Свертывание НЭПа: причины и последствия.

Политические и идеологические конфликты в большевистской партии. Причины и предпосылки формирования фракций в большевистской партии. Три течения в ВКП(б): левые, правые и центр. Запрет фракций в РКП (б). Троцкий и его доктрины сверхиндустриализации и перманентной революции. Сталин и его концепция построения социализма в одной стране. Избрание Сталина Генеральным секретарем ЦК партии. Причины и ход образования СССР. “Политическое завещание” Ленина. Политические и исторические споры вокруг личности Ленина и его роли в российской истории.

Национальная политика большевиков и образование СССР. Национально-государственное строительство. Военный и дипломатический союз советских республик, двусторонние договоры. Вопрос о союзной русской республике. Грузинский инцидент. Ленинская и сталинская концепции формирования единой государственности. Установки XII съезда партии на преодоление фактического неравенства народов страны. I Всесоюзный съезд Советов, Договор об образовании СССР. Советский Союз, роль РСФСР, союзные и автономные республики. Конституция СССР 1924 г. Иерархия народов в отношении государственного строительства. Оценки образования СССР.

Борьба за власть в СССР после смерти Ленина. Политические маневры и победы Сталина: разгром “левой оппозиции”, ликвидация “новой оппозиции”, разгром “объединенной оппозиции”. Сдвиг Сталина от ”центра” “влево” в 1927-1928 гг. и его причины. Ликвидация “правой оппозиции”. Политический триумф Сталина в 1929 г.
Источники:

1. Крестьянские восстания в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. Антоновщина: Документы и материалы. Под ред. В.П. Данилова, Т.А. Шанина. Тамбов, 1994.

2. Кронштадт 1921. Документы о событиях в Кронштадте весной 1921 г. Сост. В.П. Наумов, А.А. Косаковский. М., 1997.

3. Ленин В.И. V съезд РКП(б). Доклад о замене разверстки натуральным налогом. ПСС. Т. 43.

4. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об « автономизации ». ПСС. Т.45.

5. Филипп Миронов. Тихий Дон в 1917–1921 гг. Документы и материалы. Под ред. В.П. Данилова, Т. Шанина. М., 1997.
Литература:

1. Байбаков С А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. М., 1997.

2. Виноградов C.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

3. Гимпельсон Е.Г. Нэп и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

4. Голанд Ю. Кризисы, разрушившие нэп. М., 1991.

5. Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: Национально-культурная политика 20-х гг. М., 1998.

6. Нэп: приобретения и потери. Сборник статей / Под ред. В.П. Дмитренко. М., 1994.

7. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: Власть и массы. М., 1997.

8. Сахаров В.А. «Политическое завещание» Ленина: реальность истории и мифы политики. М., 2003.

9. Такер Р. Сталин: Путь к власти (1879-1929). История и личность. Пер. с англ. М., 2000.

10. Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.). СПб., 1997.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История»
Охватывают весь программный материал (все разделы) по дисциплине
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» icon-
Политическая история России новейшего времени: Программа курса. – Нальчик: Каб. Балк ун-т, 2008
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Д. С. 04 «Политическая география» для студентов, обучающихся по специальности

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 01 «Социальная и политическая география мира» для студентов, обучающихся по специальности

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «логистика» для студентов направления подготовки
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логистика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология (031400. 62), также и подготовки бакалавра
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «всеобщая история искусств» для студентов всех форм обучения
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история искусств». Екатеринбург, фгаоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов
Учебно-методический комплекс дисциплины «История Отечества». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «политология» для студентов заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03. «Биологические основы растениеводства» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 и по направлению
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03. «Биологические основы растениеводства» составлен в соответствии с требованиями...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница