Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование»




НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование»
Дата конвертации01.03.2013
Размер262.44 Kb.
ТипРабочая учебная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»


Институт физики и технологии

Кафедра общей физики и естествознания

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Естественнонаучная картина мира»
для ООП «050100 – Педагогическое образование»

Направление: Технология и предпринимательство

Б.2.Б.03 Математический и естественный цикл

Базовая часть


Очная форма обучения

Курс – 3

Семестр – 5, 6

Объем в часах всего – 108

в т.ч.: лекции – 20

лабораторные занятия – 34

самостоятельная работа – 54

Зачет – 6 семестр


Заочная форма обучения


Курс – 2, 3

Семестр – 4, 5

Объем в часах всего – 108

в т.ч.: лекции – 2

практические занятия – 6

самостоятельная работа – 100

Зачет – 6 семестр



Екатеринбург 2011



Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 21 с.

Составитель: Константинова Н.Ю., доцент кафедры общей физики и естествознания УрГПУ

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры общей физики и естествознания УрГПУ

Протокол № от ..2011

Зав. кафедрой ____________П.С. Попель

Директор Института физики и технологии________ П.В. Зуев
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины: подготовка к выполнению задач профессиональной деятельности бакалавра, установленных ФГОС ВПО.

Задачи изучения дисциплины:

  • ознакомление с сущностью основных природных явлений и методами их исследования;

  • формирование целостного представления о современной естественнонаучной картине мира;

  • овладение новыми естественнонаучными понятиями;

  • расширение кругозора, формирование научного мышления и научного мировоззрения;

  • приобретение знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Естественнонаучная картина мира» является дисциплиной базовой части математического и естественнонаучного цикла учебного плана при подготовке бакалавров педагогического образования. Основные требования к входным знаниям, умениям студентов вытекают из ее роли в системе естественнонаучного образования, начиная со школы, через высшее образование к профессиональной педагогической деятельности.

Для овладения дисциплиной студент должен обладать общекультурными компетенциями:

культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способностью вести логически верно устную и письменную речь (ОК-6);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

Естественнонаучная дисциплина «Естественнонаучная картина мира» одна из важнейших, которая изучается параллельно с дисциплинами «Информационные технологии», «Основы математической обработки информации», «Алгебра», «Геометрия», «Элементарная математика», «Основы исследования в физико-математическом образовании», «Возрастная физиология и здоровый образ жизни», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Социология», «Психология» и «Философия».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4)

способен вести логически верно устную и письменную речь (ОК-6)

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • основные модели естественнонаучной картины мира;

  • знать естественнонаучную литератур.

Уметь:

  • обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в контексте различных моделей естественнонаучных картин мира;

  • представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки;

  • использовать полученные знания в своей повседневной деятельности и интерпретировать их для учащихся общеобразовательных школ.

Владеть:

  • методиками анализа явлений и процессов в соответствии с выбранной моделью естественнонаучной картины мира;

  • обладать навыками оценочного отношения к источникам информации.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

2. Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план очной формы обучения


п/п

Наименование
раздела, темы


Всего трудоем-кость

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа




Всего

Лекции

Практи-ческие

Лабора-торные




1

Введение.

4

2

2

-

-

2




2

Логика и методология научного познания.

4

2

2

-

-

2




3

Понятие естественнонаучной картины мира. Исторические типы естественнонаучной картины мира.

4

2

2

-

-

2




4

Научные революции. Место научных революций в формировании естественнонаучной картины мира.

6

2

2

-

-

4




5

Структурная организация живой и неживой материи

4

2

2

-

-

2




6

Физико-химическая картина мира

46

36

2

-

34

10




7

Биологическая картина мира

14

2

2

-

-

12




8

Астрономическая картина мира

10

2

2

-

-

8




9

Синергетика.

10

2

2

-

-

8




10

Человек как предмет естественнонаучного познания

6

2

2

-

-

4




Итого

108

54

20

-

34

54






Учебно-тематический план заочной формы обучения


п/п

Наименование
раздела, темы


Всего трудоем-кость

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа




Всего

Лекции

Практи-ческие

Лабора-торные




1

Введение.

4

2

2

-

-

2




2

Логика и методология научного познания.

4

-

-

-

-

4




3

Понятие естественнонаучной картины мира. Исторические типы естественнонаучной картины мира.

4

-

-

-

-

4




4

Научные революции. Место научных революций в формировании естественнонаучной картины мира.

8

2

-

2

-

6




5

Структурная организация живой и неживой материи

6

2

-

2

-

4




6

Физико-химическая картина мира

26

2

-

2

-

24




7

Биологическая картина мира

24

-

-

-

-

24




8

Астрономическая картина мира

14

-

-

-

-

14




9

Синергетика.

10

-

-

-

-

10




10

Человек как предмет естественнонаучного познания

8

-

-

-

-

8




Итого

108

8

2

6

-

100




3. Содержание дисциплины
3.1. Введение.
Тема лекции
Место науки в духовной жизни общества. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Наука и религия. Этика науки. Содержание и методология курса.
3.2. Логика и методология научного познания.
Тема лекции
Место науки в структуре знания. Структура научной деятельности. Критерии и нормы научности. Научная истина и научное мировоззрение. Парадигмы.

Методы научного познания. Формы научного знания. Логика и динамика развития науки. Математизация, дифференциация и интеграция естественнонаучного знания.
3.3. Понятие естественнонаучной картины мира. Исторические типы естественнонаучной картины мира.
Тема лекции
Понятие естественнонаучной картины мира. Характерные черты естественнонаучной картины мира. Формирование и развитие естественнонаучной картины мира. Функции естественнонаучной картины мира. Основные изменения естественнонаучной картины мира.

Фундаментальные основы новой естественнонаучной картины
3.4. Научные революции. Место научных революций в формировании естественнонаучной картины мира.
Тема лекции
Понятие научной революции. Научные революции как путь к прогрессу. Научные революции и смена естественнонаучных картин мира.

Три глобальных научных революции: Аристотелевская революция; Ньютоновская революция; Эйнштейновская революция.
3.5. Структурная организация живой и неживой материи
Тема лекции
Понятие структурной организации материи. Структурная организация неживой материи: микромир, макромир, мегамир. Физические законы, действующие в микромире, макромире, мегамире. Уровни организации живой материи: популяции, биоценоз, биогеоценоз, биосфера
3.6. Физико-химическая картина мира
Тема лекции
Физико-химическая картина мира.
Становление классической механики.

Развитие учения об электричестве и магнетизме.

Специальная теория относительности. Общая теория относительности.

Корпускулярно-волновой дуализм.

Материя и движение, время и пространство. Виды фундаментальных взаимодействий. Концепции дальнодействия и близкодействия. Законы сохранения и виды симметрии в природе.

Статистические и термодинамические свойства макросистем. Законы термодинамики.

Принципы современной физики: принцип относительности, дополнительности, суперпозиции. Принцип минимума диссипации энергии.

Мир элементарных частиц.

Атомно-молекулярный уровень организации материи.
Темы лабораторных занятий


  1. Определение плотности твердых тел правильной формы

  2. Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника

  3. Изучение собственных колебаний

  4. Изучение законов кинематики равноускоренного движения

  5. Определение молярной массы и плотности воздуха

  6. Определение коэффициента вязкости жидкости методом падающего шарика

  7. Определение удельной теплоты кристаллизации олова

  8. Изучение процессов зарядки и разрядки конденсатора

  9. Определение составляющих магнитной индукции поля Земли

  10. Сложение электрических колебаний

  11. Определение показателя преломления и дисперсии стекла при помощи призмы и гониометра

  12. Определение фокусного расстояния линзы

  13. Изучение микроскопа

  14. Определение длины световой волны при помощи колец Ньютона

  15. Определение яркостной температуры и постоянной Стефана-Больцмана

  16. Изучение свойств p-n перехода и определение ширины запрещенной зоны

  17. Изучение поглощения α-частиц


3.7. Биологическая картина мира
Тема лекции
Биологическая картина мира.
Традиционная или описательно-натуралистская биология; физико-химическая и эволюционная биология. Создание первых классификаций. Инвентаризация знаний о животном и растительном мире. Введение бинарной номенклатуры К. Линнея. Системный подход в исследовании природы.

Зарождение экспериментальной биологии во второй половине ХIХ века. Интеграция биологических наук. Расшифровка процессов саморегуляции. Онтогенез и филогенез. Развитие эволюционной концепции и теории естественного отбора. Становление теоретической биологии. Ковариантная редупликация и биологический прогресс.

Концепция структурных уровней в биологии; многообразие живых организмов.

Отличие живого от неживого. Свойства живых систем.

Клетка. Воспроизводство живого.

Генетические законы и факторы эволюции.

Учение Вернадского о биосфере.

Типы сред, действие факторов среды.

Учение о популяции. Принципы жизнедеятельности видов и функционирования экосистем.
3.8. Астрономическая картина мира
Тема лекции
Астрономическая картина мира.
Элементы эволюции Вселенной: первая теория гравитации; фотометрический парадокс; предпосылки создания новой теории гравитации; космологические модели Вселенной; теория горячей Вселенной Г.Гамова; элементарные частицы и происхождение Вселенной; распространенность химических элементов во Вселенной; реликтовое излучение; красное смещение; модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной; эволюция и типы звезд; эволюция Вселенной.

Строение и эволюция Галактики: строение Галактики; эволюция Галактики; источники энергии Солнца и звезд; строение, происхождение, эволюция Солнечной системы; Солнце (строение, солнечные пятна, протуберанцы, хромосферные вспышки); Солнечно-земные связи.

Внутреннее строение и история геосферных оболочек.
3.9. Синергетика.
Тема лекции
Синергетика. Принцип универсального эволюционизма. Самоорганизация в живых и неживых системах. Условия самоорганизации. Флуктуации. Точка бифуркации.
3.10. Человек как предмет естественнонаучного познания
Тема лекции
Человек как объект естественнонаучного познания.
Человек как объект естественнонаучного познания. Представления о появлении человека в эволюции. Социобиология, этология, этнология и социальная экология - их достижения в изучении человека. Особенности физиологии и здоровья человека.

История развития цивилизации.

Современные глобальные проблемы человечества.
4. Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение


  1. Духовная культура. Рождение науки.

  2. Характерные черты научного знания. Научное открытие и доказательство.

  3. Логика и динамика развития науки. Математизация, дифференциация и интеграция естественнонаучного знания.

  4. Концепция классического детерминизма Лапласа.

  5. Статистические и термодинамические свойства макросистем. Законы термодинамики.

  6. Принципы современной физики: принцип относительности, дополнительности, суперпозиции. Принцип минимума диссипации энергии.

  7. Мир элементарных частиц.

  8. Атомно-молекулярный уровень организации материи.

  9. Становление теоретической биологии.

  10. Ковариантная редупликация и биологический прогресс.

  11. Концепция структурных уровней в биологии; многообразие живых организмов.

  12. Отличие живого от неживого. Свойства живых систем.

  13. Клетка. Воспроизводство живого.

  14. Учение Вернадского о биосфере.

  15. Типы сред, действие факторов среды.

  16. Зарождение живой материи.

  17. Генетические законы и факторы эволюции.

  18. Учение о популяции. Принципы жизнедеятельности видов и функционирования экосистем.

  19. Принцип глобального эволюционизма.

  20. Солнечно-земные связи.

  21. Строение и эволюция Галактики.

  22. Источники энергии Солнца и звезд.

  23. Строение, происхождение, эволюция Солнечной системы.

  24. Солнце (строение, солнечные пятна, протуберанцы, хромосферные вспышки).

  25. Внутреннее строение и история геосферных оболочек.

  26. Современные гипотезы происхождения и модели Вселенной.

  27. История геологического развития Земли (экологические функции литосферы).

  28. Глобальные катастрофы и эволюция жизни.

  29. История развития цивилизации.

  30. Экологические глобальные проблемы. Природные катастрофы и климат.

  31. Современные глобальные проблемы человечества.

  32. Особенности физиологии и здоровья человека.

  33. Человек, как предмет естественнонаучного познания (здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек и космические циклы; путь к единой культуре).


Примерные темы теоретических коллоквиумов и контрольных работ


  1. Закономерности развития научного знания.

  2. Черты корпускулярной концепции описания природы (атомизм, механицизм, квантовая теория строения вещества).

  3. Континуальная концепция описания природы.

  4. Структурные уровни организации материи. Система и целое. Часть и элемент. Взаимодействие части и целого.

  5. Законы сохранения и принципы, действующие в природе.

  6. Начала термодинамики. Энтропия как мера неупорядоченности.

  7. Электродинамическая картина мира.

  8. Свет – частица и волна. История становления представлений о природе света.

  9. Развитие представлений о пространстве и времени.

  10. Определение популяции, свойства популяции, роль популяций в эволюции, как основной единицы естественного отбора

  11. Границы биосферы по В.И. Вернадскому. Суть биотического круговорота в поддержании жизни.

  12. Суть гипотезы А.И. Опарина. Доводы за и против концепций «голо- и генобиоза».

  13. Черты сходства и различия в строении животной и растительной клеток.

  14. Характеристика закона толерантности и суть принципа Ле Шателье.

  15. Причины и последствия глобального воздействия человека на среду (возникновение и влияние на жизнедеятельность видов озоновых дыр, парникового эффекта, кислотных дождей).

  16. Биосинтез белка в клетке – специфичность живого.

  17. Типы хромосомных мутаций, их роль в эволюции.

  18. Исторические этапы в развитии естествознания (краткая характеристика временных отрезков и основных научных открытий).


Примерные вопросы для зачета


  1. Наука. Тенденции развития.

  2. Структура научного познания. Классификация наук.

  3. Системы мира Аристотеля, Птолемея и Коперника. Научные революции.

  4. Физическая картина мира, физические измерения и единицы.

  5. Материя. Структурные уровни организации материи. Виды материи.

  6. Роль симметрии и асимметрии в естественном познании.

  7. Основные проблемы современной химии.

  8. Типы взаимодействий. Концепции близкодействия и дальнодействия.

  9. Принципы современной физики (неопределенности, суперпозиции, дополнительности)

  10. Порядок и беспорядок в природе. Хаос.

  11. Синергетика. Значение синергетики для современной физики.

  12. Структурные уровни организации материи: объекты мега-. макро- и микромира.

  13. Современные представления о пространстве и времени.

  14. Принцип относительности Галилея.

  15. Теория относительности Эйнштейна.

  16. Законы сохранения в физике.

  17. Современная научная картина мира.

  18. Астрономия, её разделы, предмет изучения, методы изучения.

  19. Современные проблемы астрофизики.

  20. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.

  21. Происхождение и эволюция звёзд.

  22. Отличие живого от неживого и модели происхождения жизни.

  23. Ведущие генетические законы и механизм воспроизводства жизни.

  24. Понятия и законы экологии.

  25. Основные положения общей теории эволюции и концепции коэволюции.

  26. Синтетическая теория эволюции и концепция Гея-Земли.

  27. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

  28. Этапы формирования геосферы, роль геохимических циклов в эволюции Земли.

  29. Биотический круговорот и его значение для эволюции биосферы.

  30. Этапы становления человека, его отличия от животных.

  31. Концепция ноосферы и ее научное обоснование.

  32. Эволюция видов – эволюция экосистем.

  33. Сущность жизни. Свойства живых систем, их отличие от неживой материи.

  34. Типы сред. Действие факторов среды.

  35. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.


Примерные темы рефератов


  1. Взгляды выдающихся мыслителей древности на окружающий мир.

  2. Возникновение науки. Наука и мифология.

  3. Ученые средних веков и их воззрения на строение Вселенной.

  4. Наука эпохи возрождения.

  5. Наука как эволюционный процесс. Научные революции.

  6. Мир как число. Пифагорейский союз.

  7. И. Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит.

  8. Г. Галилей и его роль в становлении классической науки.

  9. Современное естествознание и его роль в науке и жизни общества.

  10. Альберт Эйнштейн и создание теории относительности.

  11. М.В. Ломоносов – великий сын России.

  12. И Ньютон и создание фундамента механической картины мира.

  13. Учреждение Петербургской академии наук и ее первые академики.

  14. И.В. Курчатов и развитие в России ядерной физики.

  15. Л.Д. Ландау – основоположник отечественной теоретической физики.

  16. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

  17. Проблема самоорганизации материи. Синергетика.

  18. Материальность и единство окружающего мира.

  19. Пространство-время и вещество.

  20. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки.

  21. Многообразие форм и движения материи.

  22. Вакуум.

  23. Концепции близкодействия и дальнодействия в науке.

  24. Порядок и беспорядок в природе.

  25. Генезис: рождение пространства, времени и вещества.

  26. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной.

  27. Происхождение и эволюция звезд.

  28. Образование Солнечной системы.

  29. Физика Солнца.

  30. Строение Земли. Оболочки Земли.

  31. Почва – строение и регулирующие функции.

  32. Строение материи.

  33. Вещество и антивещество.

  34. Статистические закономерности в природе, их особенности.

  35. Понятие «энергия» в науке: с древнейших времен до наших дней.

  36. История закона сохранения и превращения энергии.

  37. Закон сохранения импульса в природе.

  38. Основные источники энергии на Земле и за ее пределами.

  39. Проблемы современной энергетики.

  40. Возникновение и эволюция биосферы.

  41. Большой адронный коллайдер.

  42. Природа звуковых явлений, их роль в природе.

  43. Эндотермические и экзотермические процессы в природе.

  44. Понятия «вещество» и «физические поля» в современной науке.

  45. Физические поля в функционировании живых организмов.

  46. Использование электрических и магнитных явлений в медицине.

  47. Корпускулярно-волновой дуализм.

  48. Свет, его роль в возникновении и развитии жизни на Земле.

  49. Строение атома и периодический закон.

  50. Строение атома.

  51. Строение атомного ядра.

  52. История появления в современной науке квантовых представлений.

  53. Периодическая система элементов.

  54. Теория суперструн.

  55. История закона сохранения массы.

  56. Роль закона сохранения заряда в природе.

  57. Симметрия и асимметрия в природе.

  58. Особенности взаимодействия молекул в веществе.

  59. Роль агрегатных переходов в живой и неживой природе.

  60. Свойства воды, ее роль в природе.

  61. Вода, ее роль в возникновении и развитии жизни на Земле.

  62. Растворы в живой и неживой природе.

  63. Химическая связь, ее роль в живой и неживой природе.

  64. Роль каталитических реакций в живой природе.

  65. Химические элементы в организме человека и животных.

  66. Химия питания.

  67. Химия лекарств.

  68. Химия в сельском хозяйстве.

  69. Химия и физика фотографии.

  70. Роль фундаментальных открытий физики и химии в развитии биологических наук.

  71. Особенности энергетических процессов в живых организмах.

  72. Мутации. Роль мутаций в эволюции живого.

  73. Биосфера человек и космос. Концепция А.Л. Чижевского.

  74. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

  75. Биосфера как экологическая система.

  76. Биосфера как геологическая оболочка Земли.

  77. Превращение энергии в биосфере.

  78. Круговорот веществ в биосфере.

  79. Происхождение человека. Стадии эволюции человека.

  80. Биологическое и социальной в онтогенезе человека.

  81. Биологическое и социальное в историческом развитии человека.

  82. Организация и самоорганизация в живой природе.

  83. Структурные уровни живого.

  84. Влияние биологических теорий на развитие естествознания.

  85. Правила и средства гигиены с точки зрения естественных наук.

  86. Пути развития человеческой цивилизации.

  87. Человек в центре естественных наук.

  88. Техносфера. Влияние человечества на природу.

  89. Глобальные проблемы человеческой цивилизации.

  90. Глобальное изменение климата. Роль человека в изменении климата.

  91. Экологические проблемы гидросферы.

  92. Экологические проблемы человечества.

  93. Социально-этические проблемы генной инженерии.

  94. Основные положения глобальной тектоники плит

  95. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого

  96. Функции биоразнообразия в биосфере

  97. Основные проблемы социобиологии

  98. Современная этика

  99. Эволюция культуры

  100. Основные проблемы парапсихологии


5. Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература
Основная


  1. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественнонаучная картина мира: Учебное пособие /Красноярский государственный университет, 2002. – 320 с.

  2. Вонсовский С.В. Современная естественнонаучная картина мира, Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. - 680 с.

  3. Воронов В.К. и другие. Основы современного естествознания: учебное пособие для студентов гуманит. спец. вузов /В.К. Воронов, М.И. Гречнева, Р.З. Сагдеев. – 2-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 1999, - 247 с.

  4. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учеб.пособие-М.: Высш.шк., 1998.-383 с.

  5. Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов С.В. Основы естествознания. Уч. пособие для гуманитарных направлений бакалавриата. – Екатеринбург, «УралЭкоЦентр», 2000. –560 с.

  6. Дубнищева Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии: Учеб. пособие. М.: ИНФРА - М. – 334 с.

  7. Клягин Н.В. Современная научная картина мира: Учебное пособие, Издательство: Университетская книга, Логос, 2007. - 261 с.

  8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520 с.

  9. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Голубь В.Ф. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.

  10. Кузнецов В.И, Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996, - 384 с.

  11. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2006. – 287 с.

  12. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие для вузов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 232 с.

  13. Хорошавина С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания». Ростов Н/Д: «Феникс», 2000. – 480 с.



Дополнительная


  1. Акимов О.Е. Естествознание (курс лекций). – М.: ЮНИТИ. – 2001 – 640 с.

  2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – СПб.: издательство «Лань», 1999. – 480 с.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М.: Наука, 1975-1977. –Кн.1, 2.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 Т. –М.: Мир, 1990.

  5. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. – ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 736 с.

  6. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: к. для уч-ся. М.: Просвещение, 1986.

  7. Косарева Л.М. Рождение науки нового времени из духа культуры. М.: издательство «Институт психологии РАН», 1977. – 360 с.

  8. Кузнецов Б.Т. От Галилея до Эйнштейна. М.: Наука, 1966.

  9. Медников Б.М. Аксиомы биологии. –М.: Знание, 1982.

  10. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. –М.: Прогресс, 1994.

  11. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. М.: Высш. школа., 1996.

  12. Спасский Б.И. История физики. Учеб. пособие для вузов. М.: Высш.школа, 1972.

  13. Тейяр де Шарден. Феномен человека. –М.: 1973.

  14. Тимофеев-Ресовский М.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. –М.: Наука, 1977.

  15. Трофимова Т.И. Курс физики: Учеб. пособие для инж.-техн. спец. вузов / Т.И. Трофимова. - 7-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2003.- 542с. – 52 экз.



5.2. Информационное обеспечение дисциплины
Интернет-сайты:
www.en.edu.ru

www.elementy.ru

www.sovnauka.ru

ru.wikipedia.org

nauka.relis.ru

www.netbook.perm.ru/nauka.html

www.nkj.ru

6. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины
Учебные и специализированные лекционные аудитории с мультимедиапроектором.

7. СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы
Константинова Наталья Юрьевна

доцент кафедры общей физики и естествознания УрГПУ

рабочий телефон: 371-46-56



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Естественнонаучная картина мира»

для ООП «050100 – Педагогическое образование»

Направление: Математика

Б.2.Б.03 Математический и естественный цикл

Базовая часть

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.



Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ооп направление 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»
Ооп направление 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Конструктивная геометрия» для ооп «050100. 62 -педагогическое образование»
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Задачи на построение циркулем и линейкой в школьном курсе геометрии» для ооп «050100. 62 -педагогическое образование»
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы производства» для ооп «050100 Педагогическое образование»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры технологии института физики и технологии Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Методология изучения культуры»
Ооп направления подготовки: 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа – «Культурологическое образование», в....
Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Математическая логика» для ооп по направлению «050100 Педагогическое образование»
Ершова Т. И., к ф м н., доцент кафедры алгебры и теории чисел, математический факультет Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Элементарная математика» для ооп «050100. 62 Педагогическое образование»
Никулина Г. Н., ст преподаватель кафедры теории и методики обучения математике, математический факультет Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Культура речи» для ооп «050100 Педагогическое образование»
Составитель: Веснина Людмила Евгеньевна, старший преподаватель кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Культура речи» для ооп «050100 Педагогическое образование»
Составитель: Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» для ооп «050100 Педагогическое образование» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Дискретная математика» для ооп по направлению «050100 Педагогическое образование»
Мурзинова Г. С., доцент кафедры алгебры и теории чисел, к ф м н., доцент, математический факультет Ургпу
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница