Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса




НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса
страница1/3
Дата конвертации26.02.2013
Размер358.86 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Факультет государственного и муниципального управления


Сборник

методических РЕКОМЕНДАЦИЙ

по учебной дисциплине

«Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах»



Специальность 080504.65 Государственное и муниципальное управление

Специализации:

080504.65-21 Административное управление

080504.65-02  Государственная служба

080504.65-01 Муниципальное управление


Разработано в рамках инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении".

Авторы: доц. к.ю.н. Глушко Е.К.

проф. д.ю.н. Козырин А.Н.

Москва, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………… 3

1. Методические рекомендации для преподавателей

    1. Методические рекомендации к построению лекционной части курса………………………………………………………. 4

    2. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий……………………………………………………………. 6

1.3. Методические рекомендации по использованию новых технологий обучения………………………………………………… 16

1.4. Банк заданий для проведения текущего контроля знаний студентов, промежуточного и итогового контроля знаний…….. 17

1.5. Подведение итогов, критерии выставления оценок…………. 25

2. Методические рекомендации для студентов

2.1. Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям……………………………………………….. 29

2.2. Методические указания по ведению деловых игр, ситуаций и т.д. …………………………………………………………………….. 31
2.3. Методические рекомендации по написанию эссе……..……………………………………………………………….. 31
2.4. Банк тем эссе……………………………………………………… 36
2.5. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, включая работу в компьютерном классе…………….. 38

2.6. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, включая работу в компьютерном классе…………….. 39

Пояснительная записка
Сборник включает в себя методические рекомендации и материалы для студентов и преподавателей по учебной дисциплине «Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах», программа которой была подготовлена в рамках инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении".

Данные методические рекомендации являются составной частью учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах», в который также входит учебное пособие, программа, практикум и хрестоматия.

Сборник готовился в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методическим рекомендациям для преподавателей и методическим рекомендациям для студентов (приказ ГУ-ВШЭ № 31-08/35 от 5 марта 2004 г.).

Методические рекомендации для преподавателей

1.1 Методические рекомендации к построению лекционной части курса

Методическая новизна данного лекционного цикла состоит в комплексном междисциплинарном подходе к изучению публичной администрации, позволяющем сочетать приемы и способы изучения предмета курса с позиций государственного и муниципального управления, правоведения и политологии. Впервые в учебном курсе публичная администрация рассматривается с позиций не только институционального, но и функционального анализа.

Лекционный курс базируется на новейших доктринальных и нормативных источниках по проблематике государственной и муниципальной администрации, прослеживается эволюция публичной администрации в ходе проведения административных реформ.

В педагогическую практику вводятся новые материалы и методологические подходы: дифференцированный подход к изучению публичной администрации, выявление особенностей формирования и функционирования централизованной и функциональной децентрализованной администрации, комплексное использование управленческих, правовых и политологических приемов анализа и изучения публичной администрации.

Программой курса предусмотрено проведение лекций (16 часов) по основным темам курса. Количество часов, отводимых на теоретический курс, зафиксировано в программе, и зависит от общего числа аудиторных часов, профиля подготовки специалистов, а также от особенностей данной учебной дисциплины.

Для того чтобы студенту легче было разобраться в сложном и обширном материале, методика преподавания построена так, что, наиболее трудные и важные темы рассматриваются на аудиторных занятиях - лекциях. Их тематический план содержится в программе данной дисциплины. В разделе 3: «Содержание программы" по каждой теме приведен развернутый план.

Часть вопросов теоретического курса выносится на самостоятельное изучение. Самостоятельная проработка студентов должна обязательно заканчиваться проверкой знаний в виде устного или письменного опроса, контрольной работы, написания эссе и т.д.

При чтении лекций рекомендуются использовать демонстрацию слайдов или компьютерные программы для проведения презентации по теме лекции.

1.2. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий

На семинарские занятия, исходя из общего числа аудиторных часов предусмотренных программой, выделено 12 часов.

Цели семинарского занятия состоят в развитии у студентов:

- навыков самостоятельной работы с учебной литературой, нормативными правовыми актами и иными источниками по рассматриваемой проблематике;

- умения осмыслить и проанализировать изученный материл;

- умения применять правовые нормы к конкретным ситуациям путем решения практических задач.

Методические материалы для проведению семинарских занятий представлены практическими заданиями и задачами, содержащимися в практикуме, для решения которых рекомендуется использовать материалы хрестоматии по учебной дисциплине «Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах» (составители: д.ю.н. Козырин А.Н., к.ю.н. Глушко Е.К.). В практикуме содержатся также методические рекомендации по проведению деловой игры и коллоквиума.

При осуществлении текущего контроля в процессе проведения семинарских занятий участие студентов в таких занятиях оценивается в соответствии с указанными далее требованиями. Эти требования основаны на критериях, отражающих наиболее значимые аспекты участия студентов в семинарских занятиях. Соответствие данным требованиям (их соблюдение) также оценивается по 10- бальной системе.

Семинарские занятия




критерии

баллы

использование теоретических знаний

обоснованность ответов

участие в обсуждении заданных вопросов

рассмотрение ситуаций, решение заданий

обоснование тезисов и ответов

использование аргументации

использование фактического и исторического материала

владение понятийным аппаратом исследования

участие в дискуссии

проявление самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы

10

проявление во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем глубоких и всесторонних познаний теории, правильное и активное использование теоретических познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

исчерпывающее теоретическое обоснование ответов, иллюстрация ответов примерами из практики правового регулирования


активное и постоянное участие в обсуждении по существу всех поставленных вопросов



правильное, корректное и исчерпывающе обоснованное объяснение всех предложенных для рассмотрения ситуаций (не менее 2)

и (или) решение практических заданий (не менее 2)


правильное исчерпывающее обоснование выдвигаемых тезисов и предложений, сформулированных ответов на поставленные вопросы, чёткая и ясная логика рассуждений


исчерпывающее использование теоретически и практически верных аргументов, соответствие предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)


правильное, корректное и постоянное использование разнообразного фактического и исторического материала при ответах на поставленные вопросы

свободное владение понятийным аппаратом изучаемой области знания, правильное и точное активное использование всех специальных терминов и понятий

постоянное активное участие в дискуссиях и обсуждениях ответов других студентов, при необходимости инициативное предложение дополнений и замечаний по существу таких ответов

проявление полной самостоятельности при решении всех поставленных заданий, ответах на все заданные вопросы, инициативное участие в обсуждении всех проблем

9

проявление во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем познаний теории, правильное использование теоретических познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

теоретическое обоснование ответов, иллюстрация ответов примерами из практики правового регулирования


постоянное участие в обсуждении по существу большинства поставленных вопросов



правильное, корректное и обоснованное объяснение всех предложенных для рассмотрения ситуаций (не менее 2)

и (или) решение практических заданий (не менее 2)


правильное обоснование выдвигаемых тезисов и предложений, сформулированных ответов на поставленные вопросы, логичность рассуждений


использование теоретически и практически верных аргументов, соответствие предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)


правильное использование фактического и исторического материала при ответах на поставленные вопросы

свободное владение понятийным аппаратом изучаемой области знания, правильное и точное использование всех специальных терминов и понятий

активное участие в дискуссиях и обсуждениях ответов других студентов, при необходимости предложение дополнений и замечаний по существу таких ответов

проявление самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы, инициативное участие в обсуждении проблем

8

проявление во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем познаний теории, правильное использование основных теоретических познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

теоретическое обоснование ответов, приведение для иллюстрации большинства ответов примеров из практики правового регулирования


участие в обсуждении по существу большинства поставленных вопросов



правильное объяснение всех предложенных для рассмотрения ситуаций (не менее 2)

и (или) решение практических заданий (не менее 2)


правильное обоснование выдвигаемых тезисов и предложений (допущенные ошибки незначительны, не затрагивают существа ответа), логичность рассуждений

использование теоретически и практически верных в подавляющем большинстве случаев аргументов, соответствие предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)

правильное использование фактического и исторического материала при ответах на большинство поставленных вопросов

хорошее уверенное владение понятийным аппаратом изучаемой области знания, правильное (с незначительными несоответствиями) использование специальных терминов и понятий

участие в большинстве (более чем в 80 процентах случаев) дискуссий и обсуждений ответов других студентов, при необходимости предложение дополнений и замечаний по существу таких ответов


проявление самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы

7

проявление во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем познаний теории, правильное использование, но не постоянно, теоретических познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

теоретическое обоснование ответов, фрагментарная иллюстрация ответов отдельными примерами из практики правового регулирования

участие в обсуждении по существу пятидесяти процентов поставленных вопросов



правильное объяснение одной из предложенных для рассмотрения ситуации и (или) решение практических заданий (не менее 2)


обоснование большинства выдвигаемых тезисов и предложений, логичность рассуждений


использование только теоретических либо практических аргументов, соответствие в целом предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)


использование (с незначительными неточностями) фактического и исторического материала при ответах на поставленные вопросы

хорошее владение понятийным аппаратом изучаемой области знания, правильное (с незначительными, но периодически встречающимися несоответствиями) использование специальных терминов и понятий

участие в большинстве (более чем в 70 процентах случаев) дискуссий и обсуждений ответов других студентов, при необходимости предложение (часто только по внешней инициативе) дополнений и замечаний по существу таких ответов

проявление (более чем в 80 процентах случаев) самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы

6

проявление во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем основных теоретических положений, правильное, но редкое использование теоретических познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

теоретическое обоснование большинства ответов, фрагментарная иллюстрация ответов отдельными примерами из практики правового регулирования

периодическое участие в обсуждении по существу поставленных вопросов



правильное объяснение одной из предложенных для рассмотрения ситуации и (или) решение одного из предложенных практических заданий


обоснование не более половины (но не менее 25 процентов) выдвигаемых тезисов и предложений, логичность рассуждений


использование только теоретических либо практических аргументов, иногда несоответствие предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)


использование (с ошибками и неточностями) фактического и исторического материала при ответах на поставленные вопросы

владение понятийным аппаратом изучаемой области знания, использование специальных терминов и понятий с постоянно совершаемыми незначительными несоответствиями

частое (более чем в 50 процентах случаев) участие в дискуссиях и обсуждениях ответов других студентов, при необходимости предложение (часто только по внешней инициативе) дополнений существу таких ответов

проявление (более чем в 60 процентах случаев) самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы

5

проявление во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем знаний некоторых общих теоретических положений, правильное, но редкое использование теоретических познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

теоретическое обоснование менее половины ответов, фрагментарная иллюстрация ответов отдельными примерами из практики правового регулирования


периодическое участие в обсуждении поставленных вопросов



неправильное объяснение ни одной из предложенных для рассмотрения ситуаций, правильное решение одного из предложенных практических заданий


обоснование менее двадцати пяти процентов выдвигаемых тезисов и предложений, логичность рассуждений иногда нарушается

узкое использование теоретических либо практических аргументов, иногда несоответствие предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)


редкое использование фактического и исторического материала при ответах на поставленные вопросы, совершение ошибок и неточностей (не более чем в пятидесяти процентах случаев)

владение основами понятийного аппарата изучаемой области знания, использование специальных терминов и понятий с редкими (не более чем в 15 процентах случаев) ошибками

периодическое (более чем в 40 процентах случаев) участие в дискуссиях и обсуждениях ответов других студентов, при необходимости предложение (обычно только по внешней инициативе) дополнений существу таких ответов

проявление (более чем в 50 процентах случаев) самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы

4

неуверенное использование во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем знаний общих теоретических положений, редкое использование теоретических познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

слабое теоретическое обоснование ответов, редкое использование примеров из практики правового регулирования


редкое участие в обсуждении поставленных вопросов



правильное объяснение одной из предложенных для рассмотрения ситуаций, неправильное решение ни одного из предложенных практических заданий

слабое обоснование выдвигаемых тезисов и предложений, логичность рассуждений иногда нарушается


узкое использование теоретических либо практических аргументов, часто проявляется несоответствие предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)

редкое использование фактического и исторического материала при ответах на поставленные вопросы, совершение (более чем в пятидесяти процентах случаев) ошибок и неточностей

удовлетворительное владение основами понятийного аппарата изучаемой области знания, использование специальных терминов и понятий с ошибками (не более чем в 25 процентах случаев)

периодическое, но не активное (не менее чем в 30 процентах случаев) участие в дискуссиях и обсуждениях ответов других студентов, при необходимости предложение (обычно только по внешней инициативе) дополнений существу таких ответов

периодическое проявление (не менее чем в 40 процентах случаев) самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы

3

неуверенное использование во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем знаний отдельных теоретических положений, редкое и неточное использование теоретических познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

слабое теоретическое обоснование ответов, редкое, с ошибками использование примеров из практики правового регулирования


редкое и неактивное участие в обсуждении поставленных вопросов



неправильное объяснение ни одной из предложенных для рассмотрения ситуаций, совершение ошибок при решение ни одного из предложенных практических заданий

слабое обоснование выдвигаемых тезисов и предложений, логичность рассуждений часто нарушается


узкое использование и теоретических и практических аргументов, часто проявляется несоответствие предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)


редкое и со значительными ошибками и неточностями использование фактического и исторического материала при ответах на поставленные вопросы

удовлетворительное владение основами понятийного аппарата изучаемой области знания, использование специальных терминов и понятий с ошибками (не более чем в 35 процентах случаев)

периодическое, но не активное (не менее чем в 20 процентах случаев) участие в дискуссиях и обсуждениях ответов других студентов, при необходимости предложение (только по внешней инициативе) дополнений существу таких ответов

эпизодическое (но не менее чем в 25 процентах случаев) проявление самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы

2

редкое и неуверенное использование во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем знаний отдельных теоретических положений, затруднения в использовании теоретических познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

поверхностное обоснование ответов, редкое, со значительными ошибками использование примеров из практики правового регулирования


редкое и неактивное участие в обсуждении поставленных вопросов, частое представление необоснованных или неверных ответов



совершение ошибок при объяснении предложенных для рассмотрения ситуаций,

неправильное решение ни одного из предложенных практических заданий

слабое обоснование выдвигаемых тезисов и предложений, совершение грубых ошибок, логичность рассуждений часто нарушается


узкое использование теоретических либо практических аргументов, часто проявляется несоответствие предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)

неиспользование самостоятельно фактического и исторического материала при ответах на поставленные вопросы

посредственное владение основами понятийного аппарата изучаемой области знания, использование специальных терминов и понятий с ошибками (не более чем в 50 процентах случаев)

редкое (не более чем в 10 процентах случаев) участие в дискуссиях и обсуждениях ответов других студентов, при необходимости формальные и только по внешней инициативе дополнения по существу таких ответов

редкое (но не менее чем в 10 процентах случаев) проявление самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы

1

редкое и неуверенное использование во время обсуждений рассматриваемых вопросов и проблем знаний отдельных теоретических положений, отказ от использования познаний, полученных по иным дисциплинам, при рассмотрении проблем в рамках настоящего курса

поверхностное обоснование ответов, постоянные затруднения в использовании примеров из практики правового регулирования


неучастие в обсуждении поставленных вопросов



неправильное объяснение ни одной из предложенных для рассмотрения ситуации, неправильное решение ни одного из предложенных практических заданий


содержательное обоснование выдвигаемых тезисов и предложений отсутствует, сбивчивость рассуждений


узкое использование теоретических либо практических аргументов, совершение ошибок и неточностей, часто проявляется несоответствие предлагаемой аргументации занятой позиции (отстаиваемой точке зрения)

неиспользование фактического и исторического материала при ответах на поставленные вопросы

слабое владение (со значительными постоянно совершаемыми ошибками) основными понятиями изучаемой области знания


неучастие в дискуссиях и обсуждении ответов других студентов

отсутствие самостоятельности при решении поставленных заданий, ответах на заданные вопросы


Оценка за участия студента в семинарских занятиях по всему курсу при осуществлении текущего контроля определяется как частное отделения общей суммы баллов на число семинарских занятий (например, общая сумма баллов: 42, а число занятий 6, результат: 42:6=7 баллов). Полученный результат в случае необходимости округляется по правилам округления до целых единиц баллов.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 2 курса заочной формы обучения
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами рекламы
Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами туристской деятельности
Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 5 курса заочной формы обучения
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации
Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ ред. А. В. Рубина. Красноярск, Сибюи мвд россии, 2006. 192 с
...
Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель: Е. В. Смолянкина к э. н, доцент Общая редакция
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей
Охватывает туристов, путешествующих в одиночку, самостоятельно планирующих свой маршрут, называется
Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по дисциплине 20 для преподавателей 20 методические рекомендации по дисциплине 23 для студентов 23
Информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторного практикума для студентов специальности 240701. 65
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей химико-технологических и смежных вузов
Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей 29 Методические рекомендации по дисциплине для студентов 31
Охватывает всю деятельность Кто является владельцем сети Интернет?
Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса iconМетодические рекомендации по преподаванию курса 19 Методические указания по изучению курса 20
Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса Сургпу
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница