Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста




НазваниеМетодические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
страница1/11
Дата конвертации26.02.2013
Размер1.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРУЖАНСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯСЛИ-САД № 4 Г. ПРУЖАНЫ»



ДУХОВНО- НРАВСТВЕНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ
БЕЛОРУСКОГО НАРОДА

2012 г.

г. Пружаны

АННОТАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на православных традиция белорусского народа»

Цель: объединить усилия семьи и учреждения дошкольного образования по формированию у детей представлений о традициях белорусского народа, уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним средствами духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

  1. Изучить научно – методическую литературу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

  2. Сформировать у детей представления в области духовно-нравственных традиций белорусского народа, по некоторым доступным их пониманию произведениям художественной литературы, живописи, иконописи, связанных с тематикой православных праздников.

  3. Развить интерес детей к постановкам православных праздников, понимая их жизненный смысл.

  4. Создать модель взаимодействия с семьёй в области духовно-нравственного воспитания дошкольников.

  5. Разработать методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.


Актуальность.
Сегодня формируются национальная идея нашего государства, цель и стратегия развития человека, общества, государства, переосмысливается роль человека во всемирной цивилизации. Поэтому, как никогда раньше, общество нуждается в глубоком и внимательном осмыслении сложных и противоречивых явлений жизни, чтобы увидеть неразрывную связь настоящего и прошлого, постичь суть бытия. Это тем более необходимо в условиях, когда стремительное научно-техническое развитие цивилизации значительно подавляет процессы духовно-нравственного порядка. Укрепление семьи, сохранение добрых традиций семейного воспитания, формирование прочной системы духовно-нравственных ценностей – неотъемлемая часть стратегии развития нашей страны, главный социальный приоритет, направленный на обеспечение достойного существования семьи, прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, на создание необходимых условий для осуществления семьёй её основных функций, что зафиксировано в нормативных документах.
      Отношения дошкольного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников регулируются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Законом Республики Беларусь «Об образовании», Законом Республики Беларусь «О правах ребёнка», Уставом дошкольного учреждения и договором между администрацией ДУ и родителями (законными представителями) воспитанников.
      Решение проблем обеспечения перспективного детства требует разработки современных междисдисциплинарных межведомственных подходов к работе с детством, применения принципиально новых социально-культурных технологий. Проблемы совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали приобретают большую значимость для общества. Вот почему духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи становится в последнее время важным направлением деятельности образовательных учреждений. Активизируется обращение к духовной сокровищнице христианства, христианским ценностям и идеалам.

Противоречие: педагоги недостаточно владеют методиками организации этой деятельности, а родительская общественность испытывает потребность (что подтверждают результаты анкетирования, беседы с родителями, детьми).

Система образования призвана сформировать у детей чувство глубокого уважения и почитания к культуре своего народа, признательность просветителям нашей страны, интерес к её истории. Воспитанники должны знать особенности исторически традиционных религий, их роль в историческом и культурном развитии страны, с уважением относится к представителям этих религий.

Возвращение к национальной культуре и традициям, основой которых является христианство, может защитить молодёжь от чуждой идеологии, роста преступности и наркомании, иных кризисных явлений. Трудно представить процесс духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи вне христианской традиции и культуры.

Теоретические основы опыта:

-_научные идеи русских философов конца Х1Х-ХХвв .(Н.А.Бердяев,И.А.Ильин,Н.О.Лосско)

- методика М. Монтессори;

- теория ступени эмпирического развития человека с его духовным становлением (профессор-протоиерей В.В.Зеньковский);

Научно – методическое обеспечение:

- научно – методическая литература по теме « Духовно- нравственное воспитание дошкольников на православных традициях белорусского народа»;

- План сотрудничества яслей –сада №4 Пружанского РОО и Пружанским Собором Александра Невского Белорусской Православной Церкви Московского патриархата на 2006-2010г. ;

- календарно –тематическое планирование кружка «Христославы»;

- конспекты игр-занятий кружка;

- дидактические, развивающие игры;

- консультации для родителей, воспитателей;

Критерии оценки его эффективности:
- системные знания педагогов о приобщении детей к белорусской и духовной культуре

- имеющиеся у детей представления об основах духовно-нравственных традиций белорусского народа.

- наличие у детей дошкольного возраста уважительного, милосердного ,внимательного отношения к ближним.

- снижение уровня неблагополучия в семьях, количества матерей-одиночек ,неполных семей в процессе сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
Формы работы с детьми :

- дополнительные образовательные услуги с использованием разных видов деятельности (общение, игровая, познавательно-практическая, изобразительная, театральная);

- праздники, развлечения;

- занятия;

- игра.
Формы работы с родителями;

- родительский клуб;

- беседы-консультации;

-тематические вечера;

- фотовыставки, тематические выставки;

-круглые столы;

-лектории.
Этапы работы:

январь 2010 – август 2010 – подготовительный

- создание условий для реализации поставленных задач по формированию у детей представлений о целесообразном ( культурносообразном) устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам .

сентябрь 2010-февраль 2011 – формирующий

- использование в работе комплексного подхода для формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуре ,традиционному кладу жизни.
январь 2012- февраль 2012 – обобщающий

- анализ результатов проведенной работы и подготовка к обобщению;

- оформление материалов по результатам работы.
Краткое содержание опыта:

Религиозное и нравственное воспитание сегодня очень затруднительно – родители и воспитатели не слышат ясно этих областей жизни детской и собственной души. Слишком глубоки они для современного человека. По этой причине многие детские поступки ставят в тупик родителей и воспитателей.

Как начать эту работу в нашем дошкольном учреждении, было бы проблематично, как и в других на сегодняшний день дошкольных учреждениях, но нам педагогам помогли специальные курсы подготовки в академии последипломного образования г. Минска по теме «Православие в духовной культуре Беларуси». Наши педагоги находят поддержку и помощь методиста Павловой Марины Владимировны. Сотрудничало наше учреждение дошкольного образования со школой № 123 г. Минска, где более глубоко уделяется внимание духовно-нравственному воспитанию.

Но с чего и как начать работу было для нас затруднительно. Но в 2006 году между яслями-садом и Пружанским благочинием Белорусской Православной Церкви Московского патриархата была подписана программа сотрудничества. Эта программа реализуется в соответствии с принципами:

- взаимного уважения и невмешательства в дела, относящихся к компетенции сторон;

- светского характера образования;

- толерантности, веротерпимости и уважения к представителям всех представленных в стране конфессий;

- уважения прав воспитанников, сотрудников, родителей на формирование собственной позиции в отношениях религии и прав родителей или лиц их заменяющих, на воспитание детей в соответствии с собственными отношениями к религии.

Программа эта представляет собой совокупность мероприятий, направленных на:

- духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей;

- милосердие и благотворительную деятельность;

- ознакомление детей, сотрудников и родителей с историческим и культурным наследием;

- организация досуга детей;

- поддержку семьи, материнства и детства;

- охрану окружающей среды;

- профилактику правонарушений сотрудниками и родителями;

- работу с неблагополучными семьями воспитанников;

- формирование навыков здорового образа жизни

Данная программа реализуется на занятиях кружка «Христославы».

На занятиях дети как сказку получают информацию о житие святых, о Иисусе Христе и Матери Божией, о праздниках православных, о иконах, о молитве, о храме Божием, что такое зло и добро, любовь и милосердие. На каждом занятии у них есть продуктивная деятельность: дети рисуют, лепят, играют, поют, танцуют. Детям очень нравится ставить маленькие постановки ко Дню Матери, на Рождество Христово, Пасхальные встречи. Дети выступают с маленьким театром в своём детском саду, посещают ежегодно Центр Коррекционно-Развивающего Обучения и Реабилитации. Дети встречаются с детьми воскресной школы, ставят совместные театральные представления.

По результатам работы сделаны определённые выводы и намечены пути дальнейшего развития эффективных форм обучения.
Наличие педагогического эксперимента:

Работа по развитию представлений у дошкольников по духовно – нравственному воспитанию начиналась с выявления уровня представлений в области первоначальных представлений о духовном мире, элементарных сведений из священной истории, основ духовно – нравственных традиций белорусского народа в ходе которой были использованы игры, православные постановки, проводилась изобразительная деятельность православного содержания. Результаты обследования позволили наметить дальнейшие пути работы по данной теме. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ научно-методической литературы, проведение этапов эксперимента, анализ полученных данных.

Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в три этапа.

На первом этапе изучалась и анализировалась литература, подбирались соответствующие игры и организовывались дополнительные образовательные услуги.

На втором этапе проводилось обследование с целью выявления уровня

имеющихся у детей представлений об основах духовно-нравственных традиций белорусского народа, присутствия у детей дошкольного возраста уважительного, милосердного ,внимательного отношения к ближним.

В качестве основного метода исследования использовались беседы, наблюдение. Методом наблюдения было установлено, что дети стали более уважительными, милосердными ,внимательными по отношению к ближним,

Имеются у детей системные представления об основах духовно-нравственных традиций белорусского народа.

Снизился уровень неблагополучия в семьях,

На третьем этапе проводилось обобщение, анализ полученных результатов

Дополнительные образовательные услуги способствовали проведению праздничных православных постановок , повышала настроение детей, давала определённые знания детям по истории православия.

Анализ полученных результатов показывает, что использование дополнительных образовательных услуг деятельности в большей степени помогает детям закрепить и расширить знания по духовно-нравственному воспитанию, даёт большой заряд положительных эмоций.
Где апробировался опыт:
Государственное учреждение образования « Ясли – сад №4 г. Пружаны»
Методист ОО

Пружанского райисполкома ____________ О.И. Усик
Заведующая ГУО « Ясли – сад №4 г. Пружаны» ___________Г.М.Олехнович
Заместитель заведующей по основной деятельности _________ Л.Н.Бейда

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХфото
Ф.И.О: Олехнович Галина Михайловна

Образование: высшее, «Брестский педагогичес-кий институт имени А.С. Пушкина», 1987 г.

В 2002 г. окончила курсы в АПО г. Минска по теме «Православие в духовной культуре Беларуси».

Специальность: учитель биологии

Должность: заведующая государственным учреждением образования «Ясли-сад №4 г. Пружаны»

Стаж работы в должности: 6 лет

Присвоена квалификация: воспитатель высшей категории с 2000 г.

Дошкольное учреждение: Государственное учреждение образования « Ясли – сад №4 г. Пружаны» отдела образования Пружанского райисполкома

Место проживания: г. Пружаны, ул. Беловежская, д. 4.



Ф.И.О: Бейда Любовь Николаевна

Образование: высшее, «Брестский Государственный

педагогический институт А.С. Пушкина», 1988 г.

Специальность: педагогика и психология дошкольная

Должность: заместитель заведующей по основной

деятельности
Стаж работы в должности: 23 года

Присвоена квалификация: воспитатель второй

категории с 1997 года

Дошкольное учреждение: Государственное учреждение образования «Ясли – сад №4 г. Пружаны» отдела образования Пружанского райисполкома
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по духовно нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Петухово, 2011г
Методические рекомендации по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. Спб. Каро, 2006. 92 с.: ил
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб методических...
Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconПубличный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тип – образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вид – прогимназия
Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconОсновная образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназии №117
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №117
Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы-детского сада «Родничок» Сарапульского района
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconПсихологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет содержание
Теоретические аспекты изучения психологического развития детей дошкольного возраста 10
Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста №52 функционирует с 1961 года. Он расположен на 1-ом этаже жилого дома
Смоленска от 17. 08. 2011 №15150-адм. В декабре 2011 года дошкольному учреждению официально был дан статус муниципального бюджетного...
Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconЦели и задачи дошкольного учреждения
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели...
Методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста iconОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожногодвижения в доу
В нашем детском саду педагогами в течение всего года ведётся работа по формированию навыков у детей дошкольного возраста безопасного...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница