Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента)




НазваниеТема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента)
страница1/3
Дата конвертации24.02.2013
Размер404.16 Kb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3
Планы к практическим занятиям

1 семестр

Занятие 1. (2-я неделя)
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат»

(2 часа - аудиторные занятия, 2 часа – самостоятельная работа студента)

  1. Перечень теоретических вопросов.

*Педагогика как наука и социальная практика.

* Основные категории педагогики, связи между ними.

* Структура педагогической науки.

* Взаимосвязи педагогики с другими науками.

2. Перечень практических заданий.

1. Педагогика: наука об обучении и воспитании, практика обучения и воспитания, искусство обучать и воспитывать, учебный предмет в системе профессионального образования. Чем и как, по Вашему мнению, связаны эти ипостаси педагогики? Нужно ли педагогическое искусство теоретику-ученому? Исследование педагогических явлений (характеров, поступков, ситуаций, процессов и пр.) – удел только специалистов – ученых или учителей тоже? И тех, и других? В обоих случаях: в чем общее и в чем различие?

2. Есть такая отрасль педагогики – андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по Вашему мнению, принципиальное отличие в технологии, методике воспитания детей и воспитания взрослых?

3. Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния. Назовите и ранжируйте – по критерию продуктивности – связи педагогики с другими науками. Покажите их взаимное обогащение.

4. Обучение, воспитание, образование … Таковы некоторые категории педагогики – главные понятия этой науки. Что, с вашей точки зрения, объединяет их, что отличает? Какое из них и почему представляется самым главным? Какие еще понятия могли бы претендовать на то, чтобы выступить категориями педагогики?

  1. Список литературы.

Основная литература:

1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пикасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

2. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2004.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.,1997.

Дополнительная литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2005.

3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие/ В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003.

4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 2009.

Занятие 2. (3-я неделя)
Тема «Методология педагогической науки»

(2 часа - аудиторные занятия, 2 часа – самостоятельная работа студента)

  1. Перечень теоретических вопросов.

* Методологическая культура педагога.

* Методы и логика педагогического исследования

2. Перечень практических заданий.

1 Представьте, что в вашей школе организуется исследование по теме «Профориентация старших школьников на профессию учителя». Какие задачи могут быть поставлены в данном исследовании? Какие методы исследования можно использовать для решения разных исследовательских задач?

2. Вам предлагается для разработки тема исследования «Образование, культура, искусство: взаимодействие в нравственном воспитании учащихся», предложите различные опросные методы для данного исследования. Можно ли использовать здесь наблюдение? Эксперимент?

3 Подумайте, как можно истолковать полученные в ходе педагогического исследования по теме «Профориентация школьников на профессию учителя» результаты:

- 20% старшеклассников считают профессию учителя непрестижной в современном российском общественном сознании;

- 4% учащихся хорошо знают негативные психологические эффекты профессиональной деятельности учителя;

- 368% опрошенных старшеклассников считают, что только от учителя зависят результаты обучения;

- 43% родителей учащихся, которые собираются поступать в педвуз, не одобряют выбора своих детей.

Как вы полагаете, с помощью каких методов исследования были получены эти результаты?

  1. Список литературы.

Основная литература:

1. Педагогика/ под ред. П.И. Пикасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

2. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2004.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.,1997.

Дополнительная литература:

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2005.

3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие/ В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003.

Занятие 3. (4-я неделя)
Тема «Ребенок как объект и субъект педагогического процесса»

(2 часа - аудиторные занятия, 2 часа – самостоятельная работа студента)

  1. Перечень теоретических вопросов.

* Развитие личности и воспитание

* Изменения ребенка в процессе развития

* Биологические и социальные факторы в развитии человека

* Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды

2. Перечень практических заданий.

1. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

- “Общее понятие о педагогической антропологии”.

- “Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда и образование как целенаправленное обучение и воспитание ребенка”.

- “Трудные дети, одаренные дети: в чем проблема их развития?”.

- “Социально-педагогические особенности среды в зоне Чернобыльского следа”.

- "Акселерация и ее последствия".

2. Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т.д.).

3. Напишите сочинение «Я как индивид, личность, индивидуальность».

4. Попытайтесь проанализировать, что Вы унаследовали от своих родителей и предков. С этой целью постройте генеалогическое древо своей семьи. Особенно обратите внимание на проявляющиеся в Вашей семье задатки к определенным видам деятельности.

  1. Список литературы.

Основная литература:

1. Педагогика. В 2-х книгах/ И.П. Подласый. – М.: Владос, 2002.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. пособ. Для студ. Вузов.- М.: Академия, 1998.

3. Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1999.

6. Зеньковский В. Психология детства: уч. пособие для вузов. – М.: Академия, 1999.

Дополнительная литература:

1. Крайг Г. Психология развития. – С.-Пб.: ПитерКом, 2000.

2. Снайдер М. и др. Ребенок как личность. – М. – С.-Пб: Смысл-гармония, 2001.

3. Зеньковский В. Психология детства: уч. пособие для вузов. – М.: Академия, 1999.

4. Остапенко А.А. Личность или индивидуальность?: К постановке вопр. об антиномизме внеш. и внутр. пед. процесса/ А.А. Остапенко // Школ. технологии. -2001. -Т.1. - C. 33-37

5. Шестопалова Л.Ф. Особенности личности подростков, эвакуированных из зоны аварии на Чернобыльской АЭС/ Л.Ф. Шестопалова, Кукуруза А.В. // Психол. журн. -1998. -Т.19. -№ 3. - C. 48-55.

Занятие 4-5. (5-6-я неделя)
Тема «Основы дидактики»

(4 часа - аудиторные занятия, 8 часов – самостоятельная работа студента)

  1. Перечень теоретических вопросов.

* Сущность, движущие силы, логика процесса обучения

* Закономерности и принципы обучения.

* Современные дидактические концепции

2. Перечень практических заданий.

1. Составьте перечень правил обучения, необходимых для учителя современной школы:

2. Какой принцип обучения имел в виду А. Дистервег, говоря: «Больше пользы приносит рассмотрение одно и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

3. К какому виду обучения относятся слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?

4. Говорят: «Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться». Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Получается, тот, кто прямо говорит: «Не хочу учиться!» - честнее того, кто учится из-под палки?! Что значит для ребенка – помочь ему научиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей – научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?

  1. Список литературы.

Основная литература:

1. Ситаров, В.А. Дидактика: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан, СПб: Питер, 2004.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

Дополнительная литература:

1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пикасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

2. Андреев, В.И. Педагогика/ В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие/ В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003.

Занятие 6-7. (7-8-я неделя)
Тема «Педагогический процесс»

(4 часа - аудиторные занятия, 8 часов – самостоятельная работа студента).

  1. Перечень теоретических вопросов.


* Понятие о педагогическом процессе и педагогической системе.

*Структура педагогического процесса.

*Понятие о педагогической технологии.

*Закономерности и принципы педагогического процесса.

2. Перечень практических заданий.
1. Запишите в ваш педагогический словарь определения следующих понятий.

Образовательный стандарт, образовательное учреждение, педагогическая ситуация, педагогическая задача, принципы целостного педагогического процесса, внушение, убеждение, подражание.

2. Изучите какую-либо авторскую педагогическую систему и проанализируйте ее по схеме:

- автор системы;

- главная идея педагогической системы;

- цель педагогической системы;

- содержание педагогической системы;

- особенности деятельности учителя;

- особенности деятельности ученика;

- особенности общения в рамках системы;

- особенности взаимодействия с окружающей средой.

3. На основе анализа кратких характеристик педагогических систем из книги В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой «Воспитание. Воспитание? Воспитание!» выполните следующие задания:

а) постройте структуру (кратко и емко опишите основные черты, желательно в виде схемы) тех образовательно-воспитательных учреждений, с которыми вы познакомились;

б) выделите основные закономерности педагогического процесса в работе этих учреждений.

4. Дайте характеристику принципам целостного педагогического процесса. Перечислите правила их реализации.

3. Список литературы.

Основная литература:

    1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.

    2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2003.

    3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова – М., 2000.

    4. Педагогика: учебник. /Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2005.

    5. Педагогика / С.А. Сластёнин и др. – М., 1997.

    6. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 2006.

    7. Подласый И.П. Педагогика. – М.,1990.

Дополнительная литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика/ В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан, СПб: Питер, 2004.

3. Педагогика. В 2-х книгах/ И.П. Подласый. – М.: Владос, 2002.

4. Ситаров, В.А. Дидактика: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

Занятие 8-9. (9-10-я неделя)
Тема «Основы воспитания»

(4 часа - аудиторные занятия, 8 часов – самостоятельная работа студента).

  1. Перечень теоретических вопросов.

* Сущность воспитания.

*Движущие силы и логика процесса воспитания.

*Закономерности и принципы воспитания.

*Базовые теории воспитания

2. Перечень практических заданий.

1. В ходе педагогического практикума постарайтесь путем наблюдения, анкетирования и т. д. выявить круг интересов детей. Подумайте, как использовать полученные данные при планировании воспитательного процесса в классе.

2. Прокомментируйте высказывания Э. Эриксона. Согласны ли вы с его позицией?

Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях подростка занимает его интерес к мыслям других людей. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества. Подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

3. Социальная адаптация – это зло или благо для человека? Сформулируйте свою позицию, используя следующую информацию.

Общество ставит перед человеком социальную адаптацию как цель идеологически оправданную, освященную, как смысл жизни человека (служение классу, церкви и т. д.), а отдельный человек, даже если он не разделяет или не полностью разделяет эту идеологию, ставит перед собой ту же цель как цель реалистическую, оправданную прагматическими интересами, иначе говоря, как цель социального выживания и, по возможности, преуспевания.

4. Если ценности ребенка не совпадают с общепринятыми, имеет ли право педагог их изменять?

5. Может ли воспитание быть продуктивным в условиях кризиса (социального, экономического, культурного и т. д.)?

  1. Список литературы.

Основная литература:

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов средних и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков.– М., 1999.

2. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов.– М., 2004.

3. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.– М.: Школа-Пресс, 2004.

Дополнительная литература:

1. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина.– М., 2002.

2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой.– М.: Нов. шк., 1998.– С. 6–29.

3. Идея самоценности детства. Воспитание по Корчаку// Первое сент.–1999.– № 53. (14 авг.).

4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько.– Минск: Харвест, 1999.– Гл 13: Сущность содержание и структура воспитания. П. 13.1–13.7.– С. 327–341.

5. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов.– М.: Пед. о-во России, 1999.

Занятие 10. (11-я неделя)
  1   2   3

Похожие:

Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconКупчинов Н. Ф./ 2011 г. Рабочая программа дисциплины
Общая трудоемкость 2Е (72 часа, из них 54 часов – аудиторные общие занятия, самостоятельная работа – 18 часов)
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconРабочая программа ( семестр 4) Лекции 34 часа Лабораторные занятия 34 часа Практические занятия 17 часов Самостоятельная работа 34 часа Всего 119 часов
Технология программирования” в четвертом семестре освоение принципиально новой технологии объектно-ориентированного программирования...
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconРабочая программа по курсу «Психология рекламы»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем...
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconЛекции 20 часов, лабораторные занятия 14 часов, самостоятельная работа 34 часа
На изучение курса «Социология журналистики» отводится 68 часов в 8 семестре. Из них лекции – 20 часов, лабораторные занятия – 14...
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconРабочая программа (семестр 1) Лекции 34 часа Лабораторные занятия 34 часа Практические занятия 17 часов Самостоятельная работа 34 часа Всего 119 часов Экзамен: 1 семестр
Для этой цели введен раздел “Основы анализа программ”. Кроме того используется значительное количество тестов, развивающих навыки...
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconПрограмма по дисциплине «Политология»
Политология как наука о политике. Объект и предмет политологии. Соотношение политологии с другими социально – гуманитарными дисциплинами....
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconРабочая программа по курсу «Психологическая экспертиза рекламы»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем...
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconН. Ф. Купчинов/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины
Общая трудоемкость 2 зе (72 часа), из них самостоятельная работа – 72 часа. Форма итогового контроля зачет
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconН. Ф. Купчинов/ 2011 г. Рабочая программа дисциплины
Общая трудоемкость 2 зе (72 часа), из них самостоятельная работа – 72 часа. Форма итогового контроля – зачет
Тема «Педагогика как наука. Ее объект. Категориальный аппарат» (2 часа аудиторные занятия, 2 часа самостоятельная работа студента) iconАннотации примерных программ дисциплин общепрофессионального цикла для всех профилей стандарта Аннотация примерной программы дисциплины
Всего часов 144/ зачетных единиц в том числе лекции – 28 часа, практические занятия – 12 часов, семинары – 14 часов, самостоятельная...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница