Урок географии в 10 классе "Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата" с использованием информационной технологии пояснительная записка




НазваниеУрок географии в 10 классе "Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата" с использованием информационной технологии пояснительная записка
Дата конвертации22.02.2013
Размер120.43 Kb.
ТипУрок

Урок географии в 10 классе "Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата" с использованием информационной технологии


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дидактическая цель:

* создать условия для осознания и осмысления системы знаний, общеучебных и специальных умений по теме "Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата" средствами информационной технологии.


Задачи:

Образовательные:

  • изучение особенностей проявления климатических элементов на территории Республики Беларусь;

  • формирование умения работать с информационными образовательными ресурсами.

Воспитательные:

  • формирование понимания гармонизации отношений человека с природой за счет сохранения равновесия в ней;

  • формирование навыков объяснять причины и последствия современных изменений климата.

Развивающие:

  • формирование критического мышления;

  • развитие навыков работы со справочными и публицистическими материалами.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока рассчитана на 2 часа:

1-ый урок – Климат. Практическая работа.

2-й урок – Климатические ресурсы. Современные изменения климата.

Форма организации обучения: урок-исследование с применением информационных технологий, практическая работа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Технология: информационная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый,

практический.

Оборудование: компьютер, физическая карта Беларуси, климатическая карта Беларуси, атласы по географии Беларуси, тестовые задания, материалы из Интернета по теме «Климат Беларуси».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

1. Приветствие учащихся.

2. Создание доброжелательной атмосферы в классе.

3. Проверка готовности к работе.

2. Целеполагание и мотивация

Вступительное слово учителя о теме урока и форме организации работы.

- Сегодня главная наша задача – исследование климата Беларуси. Разобраться в особенностях климата, понять характерные климатические элементы нам помогут приглашенные специалисты – климатологи, выяснить причины изменения климата в результате хозяйственной деятельности человека – экологи.

Учитель.

- Какие цели нашего урока-исследования?

3. Актуализация знаний

Используя знания из курсов «Начальный курс географии. География материков и стран», давайте вспомним, что такое «климат», перечислим основные климатообразующие факторы и выберем из них те, которые характерны для Республики Беларусь. Слайд №1

Запишите основные сведения, в первую колонку таблицы 1.


Я знаю или предполагаю

Хочу знать

Узнал(а) новое












Выступление климатолога №1. Сведения об истории наблюдений за изменениями климата на территории Беларуси.

Самые древние сведения о климатических условиях и связанных с этим природных явлениях на территории Беларуси зафиксированы в летописях, описаниях путешественников и других источниках начиная с 9—10 веков. Первые метеорологические станции созданы в Могилёве в 1809, Витебске в 1810, Бресте в 1834, Горках в 1841, Минске в 1849. Всестороннее изучение климата началось только после Октябрьской революции. В 1930-е годы изучалась ультрафиолетовая радиация, были заложены основы службы погоды, разработана методика прогнозирования заморозков. А. И. Кайгородов выполнил разносторонние исследования, составил первое подробное описание климата Беларуси, сохранившее своё значение до нашего времени. Завершены работы по исследованию климатических условий больших городов, проводится изучение климата и микроклимата курортных зон и так далее А. X. Шкляр обобщил сведения о климате Беларуси в нескольких монографиях. На основании анализа климатических ресурсов, оказывающих влияние на сельское хозяйство и сезонное развитие природы, проведено агроклиматическое районирование республики. Материалы наблюдений автоматических метеостанций и метеорологических спутников используются при составлении карт, прогнозах погоды, подготовке информации для работников сельского хозяйства.

4. Изучение нового материала

Выступление климатолога №2. Общие черты климата Беларуси.

Климат Беларуси умеренно континентальный с частыми атлантическими циклонами. Зима мягкая с продолжительными оттепелями, лето – умеренно теплое. Среднегодовое количество осадков от 550 мм на юге до 700 мм на возвышенностях. [2]

Основные климатические характеристики обусловлены расположением территории республики в умеренных широтах, отсутствием орографических преград, преобладанием равнинного рельефа, относительным удалением от Атлантического океана. Сложное взаимодействие различных атмосферных процессов и подстилающей поверхности (теплооборот, влагооборот, общая циркуляция атмосферы) определяют своеобразие режима каждого климатического элемента — температуры воздуха и почв, облачности, атмосферных осадков и так далее, всё более заметное влияние на климат оказывает хозяйственная деятельность человека.

Широтным расположением территории Беларуси между 560 и 51° северной широты определяются угол падения солнечных лучей, продолжительность дня и солнечного сияния, с чем связано количество поступающей солнечной радиации. Годовой приход суммарной солнечной радиации, увеличиваясь от северных к южным районам, составляет от 3500 до 4050 МДж/м2 (84—97 ккал/см 2). Слайд №2

Циркуляция атмосферы вызывает постоянную смену воздушных масс над территорией. В нижних слоях атмосферы преобладает западный перенос, приводящий к частым вторжениям богатых влагой воздушных масс, в восточных районах влияние океана уменьшается и усиливается континентальность климата. Господство западного переноса приводит к преобладанию западных циклонов, приносящих влажный воздух. В холодную пору года они вызывают потепление, часто оттепели и осадки, летом — прохладную с дождями погоду. Значительно реже приходят циклоны с северо-запада. Слайд №3

Термический режим характеризуется положительными среднегодовыми температурами воздуха, постепенно повышающимися к югу и юго-западу. На севере они составляют 4,4°, на крайнем юго-западе 7,4°С. Средняя температура января изменяется от - 4,1° на юго-западе до - 8,4°С на северо-востоке. В этот период на температурный режим решающее влияние оказывает солнечная радиация, температура воздуха нарастает с севера на юг. Средняя температура самого тёплого месяца — июля составляет от +17 до +19,7°С. Cлайд №4

Беларусь относится к зоне достаточного увлажнения. Годовая сумма атмосферных осадков зависит от рельефа местности и составляет 500— 600 мм на низинах и 600—700 мм на равнинах и возвышенностях. Около 70 % осадков выпадает в тёплую пору года (с апреля до октября). Около 70—80 % осадков даёт дождь, 9—16 — снег, остальные — смешанные осадки. Максимальная высота снежного покрова (15—35 см) наблюдается в конце февраля — начале марта, увеличивается с запада на восток и на возвышенностях. Слайд № 5

Значительное количество осадков, сравнительно невысокие температуры воздуха обусловливают повышенную влажность воздуха. Относительная влажность воздуха превышает 80 %. Минимальная относительная влажность наблюдается в мае. Высокая влажность воздуха обусловливает частые туманы. С высокой влажностью связана и значительная облачность над территорией Беларуси. В осенне-зимний период около 85 % времени преобладает пасмурное небо, в основном с плотными облаками нижнего яруса. Слайд №6

Ветровой режим обусловлен общей циркуляцией атмосферы. Преобладает западный перенос, зимой чаще дуют ветры с юго-запада, летом — с северо-запада. Среднегодовые скорости ветра на открытых участках около 4 м/с, в котловинах около 3 м/с. Изредка отмечаются бури и смерчи.

Климату Беларуси свойственны некоторые отрицательные факторы — неустойчивый характер погоды весной и осенью, мягкая с продолжительными оттепелями зима, часто дождливое лето, нехватка влаги в начале его, поздние весенние и ранние осенние заморозки. С особенностями происходящих атмосферных процессов связаны многочисленные наблюдаемые на территории республики природные явления (гало, смерчи, пыльные бури).[2] Слайд №7
Выступление климатолога №3

Расположение Беларуси в умеренных широтах обусловило смену сезонов года. Согласно с календарем продолжительность всех сезонов года одинаковая – по 3 месяца. Однако, начало фенологической поры в Беларуси обычно не совпадает с календарными датами. Наиболее значительные отличия по данным показателям наблюдаются при сравнении юго-западных и северо-восточных районов страны.

Весна.

В Беларуси фенологическая весна начинается на юго-западе в первой декаде, на северо-востоке - в конце марта с устойчивым переходом температуры воздуха через 0°С в сторону повышения, заканчивается соответственно в последнюю пятидневку апреля и в начале мая с переходом температуры через +10°С в сторону повышения. Погода неустойчивая, с частой сменой холодных и тёплых воздушных масс. Количество атмосферных осадков возрастает, увеличивается испарение, тает снежный покров, на реках проходят половодье, прилетают перелётные птицы, начинаются вегетация растений и сельскохозяйственные работы. Слайд №8

Лето

Самый теплый сезон года, за начало и конец которого на Беларуси принимается переход средней суточной температуры воздуха через +120С в сторону повышения в начале сезона и понижения в его конце. Наступает в начале (на юге) и в середине (на севере) мая. Заканчивается на севере и востоке в конце 2-й – начале 3-ей декады сентября, на юге и юго-западе – в конце 3-ей декады сентября – начале 1-ой декады октября. В наиболее теплый месяц – июль среднемесячные температура воздуха на территории республики составляет +17-180С на севере, +18-190С в центральных и южных районах, около 200С на юго-востоке. К неблагоприятным явлениям погоды в летний период принадлежат высокая температура с низкой относительной влажностью воздуха, сильные ветра, пыльные бури.

Осень

На Беларуси началом осени считается дата устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха через 100С. Конец осени совпадает с появлением снежного покрова. На протяжении осени постепенно температура воздуха и почвы, часто идут дожди, однако общее количество осадков уменьшается, усиливается ветер. Характерно такое явление как «бабье лето», когда возвращается летнее тепло. К неблагоприятным явлениям погоды осени относятся ранние заморозки, мелкий моросящий дождь, что способствует вымаканию сельскохозяйственных культур. Осенью улетают многие виды птиц, дикие животные готовятся к зимовке. Слайд №9

Зима

Это наиболее холодный сезон года, за начало и конец которого на Беларуси принимается переход среднесуточной температуры воздуха через 00С в сторону понижения в начале сезона и повышения в его конце. С начала зимы на Беларусь проникают холодные воздушные массы, затяжные моросящие дожди сменяются мокрым снегом, образуется неустойчивое снеговое покрытие. Для зимы на территории Беларуси характерна пасмурная погода, туманы, метелицы, частая смена морозных и оттепельных периодов, бывает гололед, иней, изморозь. [1]

Практическая работа «Построение климатических диаграмм и их анализ» Слайд №10. Слайд №11

Используя данные метеонаблюдений, построить климатические диаграммы. Сравнить данные по разным городам Беларуси. Выявить закономерности теплового режима – хода температур в январе и июле; выявить закономерности изменения показателей относительной влажности, распределения осадков по территории страны.

Урок №2

Выступление климатолога №4 . Климатические ресурсы

Климатические ресурсы – климатические показатели, которые используются в хозяйственной деятельности человека. Они оказывают влияние на развитие сельского хозяйства, использование транспорта, строительство, развитие энергетики, рекреационные цели.

Агроклиматические ресурсы: продолжительность вегетационного периода, безморозный период, количество дней со среднесуточными температурами выше +50С и +100С, суммой температур за этот период, количество осадков за год и теплый период, условия перезимовки озимых культур. В пределах Беларуси выделяют 19 агроклиматических районов. Слайд № 12
Выступление эколога №1. Современные изменения климата

Климат на Земле меняется. Существует большое количество факторов, влияющих на климат: это и изменение параметров орбиты Земли, и парниковые газы, и антропогенные факторы, включающие в себя деятельность человека, которая изменяет окружающую среду. Так или иначе, но процесс глобального потепления остановить невозможно, и уже сегодня он влияет практически на все сферы жизни: на здоровье человека, сельское хозяйство и другие отрасли экономики различных стран, флору и фауну определенных регионов. Слайд №13

Инструментальные наблюдения, которые велись в последние 200 лет (в Беларуси с начала 19 века), позволяют количественно определить величину потепления и выделить кратковременные колебания климата. За последние 100 лет на территории Беларуси наблюдались 3 периода потепления, которые сменялись похолоданием. Первое отмечалось в конце прошлого и в первом десятилетии нынешнего века. Второе, наибольшее, приходится на 1930-е годы. После небольшого похолодания в 40-х годах отмечено потепление в 50—60-х годах. В период наибольшего потепления температура воздуха за десятилетие превышала среднюю многолетнюю величину на 0,4—0,6°С, что соответствует температуре воздуха пункта, лежащего на 100—150 км южнее. В Беларуси в первой трети 20 века выделен период с максимумом осадков. Примерно в середине 20 века начался период со значительным недобором осадков. Если взять данные по Беларуси, то температура в стране повысилась почти на один градус. Особенно это заметно зимой - наш климат стал менее континентальным. Средняя температура января по сравнению с серединой 1960-х увеличилась на 5 - 6 градусов. Начало зимы вообще стало исключительным, потому что при очень низкой температуре осадков выпадает больше нормы.
Выступление эколога №2. Прогноз на будущее.
В результате расчетов на математических моделях можно сделать следующий вывод.

1. На середину нынешнего столетия повышение температуры в Беларуси составит приблизительно 1,8 градуса. Минимальная температура будет расти заметно быстрее, чем максимальная. Это значит, что теплее станут зимы и ночи, а температура днем и в летние сезоны останется примерно на прежнем уровне.

2. В первую очередь нужно будет пересмотреть посевные культуры и их сорта, ведь самые большие потери (до 70%) от потепления и связанных с ним изменений климата мы несем именно в сельском хозяйстве: на смену посевам ржи и овса могут прийти пшеница и кукуруза, это изменение структуры температуры в годовом ходе. Весна приходит рано - температура очень быстро переходит через ноль градусов, а затем переход через 5 градусов затягивается. Это отражается на экономике: вымерзшие площади приходится пересевать, а это лишняя трата средств.

3. При повышении среднегодовой температуры на 2 - 3 градуса климат Беларуси будет напоминать юг Украины. Засухи приведут к уменьшению стока рек и уровня озер. Значит, меньше станет воды для электростанций, для использования в других отраслях народного хозяйства.

4. Парниковые газы, мелиорация Полесья, в результате которой изменилась и шероховатость поверхности, и физико-химические свойства почвы. Естественно, это приводит к изменению условий существования растений и животных.

5. Потепление климата в Беларуси приводит к смещению зоны степей на нашу территорию. Те растения, которых не было в Полесье еще 20 – 30 лет назад, прекрасно развиваются сейчас в этом регионе Беларуси. То же касается и животных. Если они привыкли к определенному термическому режиму, то они движутся вслед за изменением климата.

6. При изменении климата увеличится число разного рода эпидемий.

7. Потепление грозит нанести огромный вред лесному хозяйству. Опыт показывает, что после мощных засух 1992-го, 1994-го и других годов активно размножались вредители, которые привели к гибели лесов.

5. Закрепление изученного материала

1.Выполнить тест по теме. Слайд №14. (Самопроверка. Слайд №15)

6. Обобщение и систематизация

- На сегодняшнем уроке мы провели исследование климатических условий в нашей стране. Специалисты помогли нам разобраться в причинах изменения климата.

Выступление эколога- аналитика.

В Беларуси существует Национальная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2008-2012 годы, которая разработана в соответствии с Национальным планом действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Реализация программы позволит улучшить экологическую обстановку в городах и регионах республики, получить максимальный экономический эффект от улучшения использования природных ресурсов, создать надежную систему хранения данных о климате и прогнозах изменения климата и обеспечить доступ потребителей к такой информации. Таким образом, ожидается, что в условиях планомерного роста ВВП выбросы парниковых газов за 5 лет (2008-2012 годы) сократятся не менее чем на 12 млн.т в эквиваленте СО2.

Беларусь находится в умеренных широтах северного полушария и испытывает антропогенные нагрузки и климатические изменения, характерные для этих широт. Вклад Беларуси в загрязнение атмосферы мизерный - около 0,4%. Наша страна, присоединившись к Киотскому протоколу, взяла на себя обязательства по сокращению парниковых выбросов до 2012 года на 8%. Из-за спада производства в 90-е годы в Беларуси, сокращение парниковых выбросов к 2012 году составит около 35%. Кроме того, у нас есть большие резервуары стоков парниковых газов. Это белорусские леса, которые занимают около 36% нашей территории, а также неосушенные болота. Слайд №16

7. Рефлексия

Закончите предложение: «Самым неожиданным для меня при изучении этой темы было …»

8. Домашнее задание

- Предложите варианты сохранения природного равновесия в нашей стране.

- Оцените климатические ресурсы своего района.

Список используемой литературы

  1. Брылеўскі М.М. Геаграфія Беларусі: вучэб. дапам. для 10-га кл. агульнаадукац. устаноў з беларус. мовай навучання з 12-гадовым тэрмінам навучання (базавы і павышаны ўзроўні)/ М.М. Брылеўскі, Г.С. Смалякоў, М.Ц. Яльчык. – 2-е выд.. – Мінск: Нар. Асвета, 2007 – 368 с.: іл.

  2. Шарухо И.Н., Илькевич Т.Н. География Беларуси в 10 классе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белоруским и русским языками обучения. “Народная асвета”, 2004

  3. Энцыклапедычны даведнік «Геаграфія Беларусі». Мінск, выдавецтва «Беларуская Энцыклапедыя». 1992

Похожие:

Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconРеферат по географии Ученика 7 класса «А» Воробьева Алексея Климат и климатические факторы
Именно этот климат изображают на мировых климатических картах. Большой климат изменяется плавно и постепенно на больших расстояниях,...
Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconУрок географии в 7-м классе "Климат Южной Америки и факторы его формирования" Цели и задачи: Образовательные
Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки через систему географических задач
Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconУрок географии в 7-м классе Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Цели урока
Африки, о принадлежности их к бассейнам океанов, о влиянии климата и рельефа на режим рек. Рассмотреть значение внутренних вод в...
Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconУрок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища»
Место в учебном плане: второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы»
Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconУрок по географии в 8 классе по теме: «Климат России»
Методы: словесно – иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный (воспроизведение действий), продуктивный (творческий)
Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconСтратегия
Серьезные геологические, климатические угрозы и проблемы глобального изменения климата оказывают постоянное негативное воздействие...
Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconУрок деловая игра «Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их использования» в 9 классе. Цели урока: по географии
«Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их использования» в 9 классе
Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconУрок в 11 классе. Урок построен с использованием технологии проблемного обучения
Цель : развитие умения вести дискуссию, работать в команде, уважать другое мнение
Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconУрок географии в 6 классе по теме: «ветер» Учитель: ВасильеваО. В. Урок географии 6 классе по теме: «Ветер»
Охватывает слой воздуха толщиной в 1 км, и проникает горизонтально на расстояние до 10 км
Урок географии в 10 классе \"Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата\" с использованием информационной технологии пояснительная записка iconВысшее образование (бакалавриат)
Объекты информатизации, информационные ресурсы, информационные технологии в условиях существования угроз в информационной сфере;...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница