Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение




НазваниеОбеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение
Дата конвертации21.02.2013
Размер250.06 Kb.
ТипАвтореферат


Соискатель: Елисина Елена Юрьевна
Название диссертации: Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика

Специальность: 05.23.05 - библиотековедение, библиографоведение и книговедение (педагогические

науки)
Адрес диссертационного совета Д 210. 025. 01 при ФГУ « Российская государственная библиотека»:

119019, г.Москва, ул. Воздвиженка, д.3/5
Дата защиты: 28 октября 2008 г..
Автореферат опубликован на сайте РГБ

На правах рукописи
Елена Юрьевна Елисина
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ЭЛЕКТРОННЫМ ДОКУМЕНТАМ В БИБЛИОТЕКАХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА


05.25.03 - библиотековедение, библиографоведение

и книговедение

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва

2008

Работа выполнена в научно-исследовательском отделе библиотековедения

ФГУ «Российская государственная библиотека»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Маргарита Яковлевна Дворкина
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Юрий Николаевич Столяров

кандидат технических наук

Виктор Алексеевич Глухов


Ведущая организация: ФГУ «Российская национальная библиотека»

Защита состоится 28 октября 2008 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 210.025.01 при ФГУ «Российская государственная библиотека» по адресу: 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению ФГУ «Российская государственная библиотека».


Автореферат разослан 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.Я. Дворкина

Общая характеристика работы



Актуальность исследования.

Изменение ресурсной базы библиотек, включающей электронные документы различного вида, происходит так интенсивно, что опережает теоретико-методическое осмысление формирования и использования этой базы. Изучение электронных документов, их классификация, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые в этом направлении учеными различных специальностей, в частности, библиотековедами, все еще остается актуальной теоретической и прикладной задачей.

Не менее актуальной задачей является совершенствование средств и способов доступа пользователей к электронным документам, приобретаемым или генерируемым современной библиотекой, а также расширение их видового разнообразия в условиях бурного развития содержания и сервисных возможностей веб-среды.

В этой связи представляется актуальным исследование видовой структуры услуг, реализуемых библиотекой в электронной среде, форм и средств их предоставления и ряда других проблем, ранее либо не изучавшихся в теоретическом плане, либо исследовавшихся фрагментарно. Расширение номенклатуры услуг, в т.ч. связанных с внедрением веб-сервисов, получивших название Web 2.0 , и повышение качества этих услуг будет во многом определять развитие библиотек как необходимого обществу социального института.

Разработанность темы.

Исследование электронного документа проводилось в разных аспектах. В профессиональной печати активно дискутируются вопросы о терминологии и статусе электронного документа. Сущностные свойства и отличительные особенности электронного документа исследуют О.В. Барышева, А.В. Гадасин, Р. Гиляревский, А.В. Конявский, Т.В. Майстрович, Ю.Н. Столяров. Изучению терминологических проблем и проблем классификации, в том числе электронных документов, посвящены работы А.Б. Антопольского, Т.А. Бахтуриной, В. Барышевой, Ф.С. Воройского, В.А. Вуль, Н.Н. Кушнаренко, О. Н.С. Ларькова, Н.Н. Литвиновой, Ю.Н. Столярова, Г.Н. Швецовой-Водки. Классификация электронных документов, помогающая определить виды, которыми обслуживает библиотека, предложена диссертантом в статье, опубликованной в журнале «Библиотековедение»1.

Тенденции развития электронных документных ресурсов и их влияния на библиотечное обслуживание нашли свое отражение в публикациях А.И. Земскова, К. Фесенко, Я.Л. Шрайберга, Feng Bin. Проблемы формирования фондов электронных документов освещаются в работах Н.Н. Литвиновой, Т.В. Майстрович, Н.Ю. Тихомировой, Н.И. Хахалевой, В.В. Шилова. В число исследователей, считающих правомерным выделение в составе фондов библиотек фонда электронных документов, не находящихся в оперативном управлении библиотеки, входят Н.Н. Литвинова, Н.И. Хахалева. В диссертации обоснована возможность выделение фонда сетевых документов удаленного доступа, на которые имеются права доступа и предложена методика его учета.

Фондоведческие проблемы, касающиеся электронных документов, формируемых в ряде библиотек для включения в т.н. «электронные библиотеки» собственной генерации, а также тиражируемых изданий на оптических компакт-дисках достаточно полно проанализированы в докторской диссертации Т.В. Майстрович.

Для теоретико-методологического обоснования реализуемых современной библиотекой услуг использовались работы В.В. Брежневой, М.Я. Дворкиной, Е.Д. Жабко, В.А.Минкиной. Принципиально важной для данного исследования является работа М.Я. Дворкиной «Библиотечное обслуживание: теоретический аспект» (Москва, 1993), в которой библиотечное обслуживание рассмотрено как система доступа к документам и информации библиотечной системы.

Особенности использования отдельных видов электронных документных ресурсов в библиотечном обслуживании нашли отражение в публикациях В.А. Глухова, А.В. Глушановского, М.В.Гончарова, С.Ф. Грошевой, Е.Д. Жабко, Н.Е. Каленова, Т.А. Калюжной, Е.С Кожевниковой, Т.М.Кузьмишиной, Т.В. Майстрович, В.К. Степанова.

Для данной диссертации были важны работы по общим вопросам информатизации, разрабатываемые Я.Л. Шрайбергом, информатизации академических библиотек, рассматриваемые О.Л. Лаврик, вузовских библиотек, исследуемые Т.В. Еременко, а также работы, А.И. Земскова, Н.Ю. Золотовой, Е.Д. Жабко, Н. В. Жадько, освещающие зарубежный опыт использования новых информационных технологий в библиотечной практике.

Для раскрытия перспектив развития библиотечных услуг использовались работы А. Скалабана, П. Дановски, М. Кейси, Кендзи Юетсуки, C. Brazier, S. Ferreiro, J. Furner, H. Pienaar, M. Stephens, посвященные способам адаптации библиотек к новой информационной среде и развитию библиотечных услуг на базе технологий Web 2.0. Однако, специальных исследований, посвященных изучению всего спектра услуг, предоставляемых библиотекой в электронной среде, в отечественном библиотековедении не проводилось.
Цель исследования заключается в выявлении и комплексном изучении услуг, выполняемых библиотекой в электронной среде, а также документной ресурсной базы предоставления этих услуг, обосновании перспективности их внедрения в практику работы библиотек.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

1. Классифицировать электронные документы, являющиеся основой современного библиотечного обслуживания, по признакам, отражающим особенности носителя, доступа, программно-аппаратной среды функционирования, особенности бытования документа во внешней среде и знаковых средств воспроизводимой информации. Обосновать возможность и необходимость включения сетевых удаленных документов, на которые имеются права доступа, в библиотечный фонд;

2. Определить этапы становления и развития библиотечного обслуживания электронными документами и проанализировать современное состояние организационных структур обслуживания первичными электронными документами в библиотеках;

3. Выявить, проанализировав практическую деятельность библиотек, виды и формы услуг, обеспечивающих доступ пользователей к электронным документам, определить способы оказания таких услуг.

4. Классифицировать услуги, реализуемые библиотеками в электронной среде.

Объект исследования – доступ к электронным документам в библиотеках.

Предмет исследования – теоретический анализ и изучение практики предоставления библиотечных услуг на базе электронных документов.

Методологической основой диссертационного исследования являются классификационный и системно-деятельностный подходы к развитию обслуживания пользователей в электронной среде и документной ресурсной базы такого обслуживания.

Методы исследования: общенаучный метод теоретического и эмпирического анализа публикаций и веб-сайтов библиотек; терминологический анализ для выявления базовый понятий, относящихся к электронному документу; метод классификационного анализа применявшийся при разработке аспектов характеристик электронных документов и для классификации услуг, реализуемых библиотеками в электронной среде.

Научная новизна. В диссертации разработана фасетная классификация электронных документов, способствующая более глубокому познанию свойств различных видов документов и их отличий друг от друга.

Обоснована необходимость выделения фонда сетевых документов удаленного доступа, на которые имеются права доступа, в системе библиотечных фондов и предложена схема учета этого фонда, что уточняет представления о структуре электронных фондов библиотек, сложившиеся в библиотековедении.

Проанализированы организационно-методические основы обеспечения доступа к электронным документам в центральных региональных библиотеках 74-х субъектов Российской Федерации. Выявлены подразделения библиотек, предоставляющие доступ к электронным документам, проведен анализ некоторых показателей обслуживания электронными фондами и выявлена зависимость между статусом подразделения и объемами фондов, показателями его использования. Полученные данные позволяют дать реалистичный анализ и прогноз степени информатизации центральных библиотек отдельных регионов.

Осуществлено комплексное исследование услуг, реализуемых библиотеками в электронной среде. Впервые предложена наиболее полная видовая структура услуг, выполняемых библиотеками в электронной среде, в т.ч. с использованием технологий Web 2.0 (wikis, RSS, блоги, подкастинг и т.д.).

Теоретическая значимость исследования заключается в

  • развитии представлений о видах электронных документов, фондах электронных документов, видах и формах доступа к электронным документам и бездокументарной информации, предоставляемых в библиотеках,

  • формулировании новых признаков классификации электронных документов и обосновании схемы классификации,

  • разработке классификации библиотечных услуг, реализуемых в электронной среде, что является условием их модернизации, предпосылкой к выделению нового научного направления, открывает перспективы для последующих исследований в области обслуживания пользователей.

Практическая значимость: предложенные в диссертации теоретические и организационно-методические положения создают основу для повышения эффективности деятельности библиотеки, способствуют осмыслению целей, задач и перспектив развития услуг, выполняемых библиотеками в электронной среде, достижению оптимальной интеграции фонда сетевых удаленных документов, на которые имеются права доступа и использования, в структуру библиотечных фондов. Полученные данные могут быть использованы при формировании стратегий и концепций развития услуг современных библиотек.

Предложенные в диссертации термины для обозначения видов электронных документов могут служить целям достижения терминологического единства у библиотечных специалистов.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке библиотекарей-библиографов.

Некоторые предложения автора вошли в сборник «Положения о системе фондов РГБ»2.

Рекомендации по суммарному и индивидуальному учету фонда сетевых удаленных документов, на которые имеются права доступа, внесены автором диссертационного исследования совместно с заведующим отделом сетевых удаленных ресурсов РГБ Н.Н. Литвиновой в проект новой редакции «Инструкции по учету фондов».

Положения, выносимые на защиту:

1. Электронные документы можно классифицировать как по уже известным признакам, предложенным Г.Н. Швецовой-Водкой и рядом других исследователей, так и по новой группе признаков, отражающих особенности доступа к документу и программно-аппаратной среды его функционирования. Эта группа признаков позволяет дифференцировать фонды электронных документов, а также связывает классификацию документов с обслуживанием. По знаковой природе основной информации выделены следующие виды электронных документов: текстовый (письменный и аудиальный), музыкальный, шумовой, изобразительный статичный (фотографический, схематический, иллюстративный), изобразительный динамичный (анимационный, видео-документ, трехмерная модель), картографический, нотный, программный продукт, комплексный.

2. Фондообразующими для библиотек являются 3 группы документных электронных ресурсов: сетевые удаленные документы ограниченного доступа и использования, на которые у библиотеки имеются права доступа (лицензионные документы); документы на внешних носителях (оптических компакт-дисках); сетевые локальные документы (генерируемые на библиотечных серверах). Сетевые удаленные документы открытого доступа и использования, не являясь фондообразующими, составляют часть ресурсной базы обслуживания в библиотеках всех типов. Лицензионные документы, являясь фондообразующими, составляют наиболее значимый и перспективный сегмент электронных фондов. Основной единицей учета фонда сетевых документов удаленного доступа является пакет – имеющий свой интерфейс документный ресурс, на который библиотека оформляет доступ у производителя; условия этого доступа, фиксируются в договоре (контракте, лицензии).

3. Развитие доступа к электронным документам и информации в библиотеках требует реорганизации их структуры. Выделение специализированных обслуживающих подразделений и как следствие, дифференциация обслуживания электронными документами, в сочетании с формированием фонда лицензионных документов, влияют на рост объемов услуг и повышают качество обслуживания.

4. Номенклатура услуг, оказываемых библиотекой в электронной среде сопоставима с номенклатурой услуг, которые традиционно оказываются библиотекой своим пользователям. Предложена и обоснована классификация услуг, включающая девять их видов, обеспечивающих доступ: к электронным документам из фондов библиотеки и интернет; к созданию пользователями электронных документов на базе библиотеки; к справочно-библиографическому обслуживанию и библиографической продукции; к фактографической продукции библиотеки; к новостным и ориентирующим документам о библиотечной системе; к обучению, консультированию, библиотечному общению; к научной продукции библиотеки; к социокультурной деятельности библиотеки; к комфортной библиотечной среде. Библиотеки идут по пути создания новых информационных продуктов и услуг, в т.ч. на базе сервисов Web.2.0, которые не могли быть реализованы на базе традиционных технологий. Это должно стать новой содержательной стратегией их развития.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и отдельные результаты исследования были представлены автором в виде докладов на Всероссийском библиотечном конгрессе: XIII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации (Ульяновск, 18-22 мая 2008 г.), XI Ежегодной сессии Конференции РБА (Екатеринбург, 15-20 мая 2006 г.), X Ежегодной сессии Конференции РБА (Санкт-Петербург, 23-28 мая 2005 г.), IX Ежегодной сессии Конференции РБА (Новосибирск, 17-21 мая 2004 г.), 5-й научно-практической конференции "Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения" (Санкт-Петербург, 23-25 октября 2001 г.) и др. По теме исследований автором был опубликован ряд статей и тезисов докладов.

Достоверность результатов исследования обусловлена широким привлечением научных публикаций по теме исследования, применением совокупности методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, качественным анализом исходных данных, аргументированностью научных положений и выводов, представлением основных результатов исследования научному сообществу в рамках научных конференций и в профессиональной печати.
Структура диссертации определена целью и задачами предпринятого исследования, отражает его ключевые этапы и логику. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и пяти приложений, иллюстрирована таблицами.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована степень ее разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи, основные методы исследования, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации результатов.

В первой главе диссертации «Электронные документы как ресурсная база обслуживания пользователей» рассмотрены общетеоретические проблемы определения понятия «электронный документ», выделения видов электронных документов, видовой структуры электронных фондов библиотек.

В первом параграфе первой главы «Электронный документ: определение и классификация» предложены необходимые для упорядочения терминосистемы и характеристики деятельности, связанной с использованием электронных документов в библиотеках, дефиниции понятий «электронный документ», «электронный ресурс». Определение документа согласуется со стандартом ИСО 5127:20013, а электронного документа – с ГОСТом Р 52292-20044. Показано, что термин «электронный ресурс» можно применять как синоним «электронного документа», в том случае, если подразумевается редуцирование прилагательного «документный» в словосочетании «документный электронный ресурс»; как расширенное понятие, включающее наряду с электронными документами, электронный технико-технологический ресурс (программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, технологии, методики, языки программирования), интеллектуальный ресурс людей, участвующих в создании электронного ресурса; как более широкое понятие, включающее, наряду с электронными документами, бездокументарные сервисы, такие, как, например, видеоконференцсвязь - услугу, предоставляемую операторами электросвязи и компьютерных сетей, обеспечивающую обмен аудио - и видео-информацией в режиме реального времени между участниками территориально распределенной группы.

На основе анализа специальной литературы выявлены различные виды электронных документов и обоснована фасетная классификация электронных документов.

В блоке, отражающем особенности носителя информации выделено три фасета (признака классификации), характеризующих документы: по форме носителя информации, по способу документизации, по возможности отделения носителя от компьютера. В классификацию внесены следующие виды электронных документов, различаемых по особенностям носителя: ленточный, карточный, дисковый; электромагнитный, оптический, магнитный, магнитооптический, голографический, молекулярный (нанопамять), емкостный, криогенный, полупроводниковый, фазоинверсный, электростатический; стационарный, внешний.

В блоке, отражающем особенности доступа к электронному документу и особенности программно-аппаратной среды его функционирования, выделено семь фасетов: по технологии, способу и режиму доступа к документам, особенностям программно-аппаратной среды, которая определяет, для какой платформы сделан документ и возможно ли его использование на другой платформе, характеру взаимодействия пользователя и документа, структуре и составу документа. В классификацию внесены следующие виды электронных документов, различаемых по особенностям доступа и программно-аппаратной среды: сетевой, несетевой; локальный (местный), удаленный; открытого доступа и использования, ограниченного доступа и использования; детерминированный, интерактивный, динамический; платформозависимый, платформонезависимый; гладкий, пространственный; гомогенный, гетерогенный.

В блоке, характеризующем информационную составляющую документа, выделено пять фасетов: «по предназначенности для восприятия человеком», «по каналу восприятия информации человеком», «по знаковой природе основной информации», «по степени свертывания информации» и «по степени завершенности документа». В классификацию внесены следующие виды электронных документов, различаемых по информационной составляющей документа: человековоспринимаемый (опосредованно воспринимаемый), машиновоспринимаемый, человеко-машиновоспринимаемый; визуальный, аудиальный, аудиовизуальный, тактильный, недоступный человеческому восприятию; текстовый (подразделяется на текстовый письменный и текстовый аудиальный), музыкальный, шумовой, изобразительный (подразделяется на статичный и динамичный), картографический, нотный, программный продукт, комплексный; первичный, вторичный; законченный, интегрируемый.

Блок, отражающий обстоятельства бытования электронного документа во внешней среде, содержит три признака классификации: «по характеру обращения документа», «по происхождению документа», «по наличию юридического статуса». В классификацию внесены следующие виды электронных документов, различаемых по обстоятельствам бытования документа во внешней среде: опубликованный (подразделяется на изданный, депонированный (зарегистрированный), размещенный в интернет без регистрации в качестве СМИ), неопубликованный; электронного происхождения, оцифрованный, трансформированный; имеющий электронную цифровую подпись, не имеющий электронной цифровой подписи.

Во втором параграфе «Фонд сетевых электронных документов удаленного доступа: эволюция представлений, проблемы формирования и учета» проанализированы взгляды отечественных библиотековедов на структуру электронных фондов, обоснованные в диссертационных исследованиях последних лет. Обращено внимание на то, что исследования по электронным фондам единичны, и теория не успевает за практической деятельностью библиотек. В частности, отмечено, что в Российской государственной библиотеке в структуре фондов еще в 2004 г. обрел статус фонд электронных документов удаленного доступа, на которые имеются права доступа. Приведены аргументы, опровергающую тезис ряда библиотековедов о том, что доступ к этому фонду нужно рассматривать как услугу межбиблиотечного абонемента.

Показано, что фондообразующими для библиотек являются 3 группы документных электронных ресурсов: сетевые удаленные документы ограниченного доступа и использования, на которые у библиотеки имеются права доступа; документы на внешних носителях (компакт-дисках); сетевые локальные документы (генерируемые на библиотечных серверах). Сетевые удаленные документы открытого доступа и использования являются ресурсной базой обслуживания в библиотеках всех типов, не образуя при этом фонд библиотеки.

Обосновано, что количество электронных документов, к которым будет организован доступ на основе договорных отношений с поставщиками, будет только возрастать: например, в Российской государственной библиотеке в 2007 г. по сравнению с 2000 г. их количество выросло в 20 раз, и в настоящий момент библиотека имеет доступ к 20 тыс. наименований зарубежных журналов, что составляет более трети всех журналов, издающихся в электронной форме (59549 названий на июнь 2007 г. по справочнику Ульрих).

Отмечено, что лишь незначительное количество центральных региональных библиотек России (менее одной трети) осуществляет подписку на лицензионные сетевые документы отечественных и зарубежных производителей и агрегаторов информации.

В качестве единицы учета фонда сетевых удаленных документов, на которые имеются права доступа, предложено считать пакет, который формируется поставщиком – массив различных видов или одного вида электронных документов, погруженных в специальную программную среду, обеспечивающую их хранение и доступ удаленных пользователей.

Вторая глава «Предоставление библиотеками доступа к электронным документам и информации» посвящена характеристике обслуживания электронными документами и классификации услуг, предоставляемых библиотекой в электронной среде.

В первом параграфе «Возникновение, развитие и современное состояние организации обслуживания пользователей первичными электронными документами» представлены основные этапы развития обслуживания пользователей электронными документами и ресурсами интернет в научных библиотеках, охарактеризованы услуги, которые библиотеки предоставляли на этих исторических этапах

Показано, что обслуживание электронными документами из фондов библиотек и открытыми ресурсами интернета, пройдя короткую, но динамичную историю развития, к началу XXI в. реализуется уже не только в крупнейших федеральных, академических и вузовских библиотеках, но и в центральных региональных библиотеках подавляющего большинства субъектов Российской Федерации.

На основе анализа структурных подразделений центральных региональных библиотек 74-х субъектов Российской Федерации, обеспечивающих доступ к электронным документам локальным пользователям, было выявлено, что почти в каждой третьей библиотеке созданы специализированные подразделения, осуществляющие обслуживание электронными документами, и именно эти библиотеки имеют более высокие рейтинги по использованию сетевых лицензионных ресурсов.

Выявлено, что 70% центральных региональных библиотек России обслуживают пользователей только открытыми интернет-ресурсами, прежде всего из-за недостаточной ресурсной базы (штата, помещений, оборудования, средств на комплектование), а также из-за отсутствия специализации этого направления деятельности, выражающегося в том, что интернет-классы создаются при отделах, имеющих собственные функциональные задачи, не связанные с обслуживанием пользователей первичными электронными документами.

Второй параграф второй главы «Классификация услуг, оказываемых библиотекой в электронной среде» посвящен выявлению, анализу и классификации библиотечных электронных услуг.

Рассматривается новая парадигма обслуживания удаленных пользователей, получившая развитие в зарубежном библиотечном сообществе, названная «Библиотека.2.0», которая строится на следующих принципах: использование инструментов web 2.0 (блоги, RSS, wikis и др.); привлечение пользователей к деятельности библиотеки, к созданию контента; доступ через интернет к электронному каталогу, сводным каталогам библиотек сообщества; участие библиотеки в корпоративных проектах; привлечение в качестве партнеров широкий круг организаций, имеющих представительство в сети; наличие у библиотеки собственного пространства в социальных сетях; наличие широкого спектра услуг, доступных круглосуточно из любого места.

В диссертации проанализированы услуги, реализуемые отечественными библиотеками в электронной среде, а также услуги, которые оказывают только зарубежные библиотеки, они могут являться перспективными для отечественных библиотек.

Всем выявленным услугам было определено место в классификации услуг, предложенной М.Я. Дворкиной5.

Обоснованы следующие виды услуг и их подвиды:

1. Доступ к электронным документам из фондов библиотеки: предоставление во временное пользование электронных документов из фонда (чтение с экрана); предоставление в постоянное пользование электронных документов из фонда;

2. Доступ к созданию пользователями электронных документов на базе библиотеки: предоставление пользователю возможности создания электронных форм документов; включение пользовательского контента в качестве составной части электронной библиотеки или БД; форматирование, вычитка текста, улучшение качества изображения;

3. Доступ к справочно-библиографическому обслуживанию и библиографической продукции библиотеки: предоставление электронного каталога, в т.ч. на документы из фондов электронных документов; на отдельные открытые ресурсы интернет; предоставление информации о новых поступлениях в библиотеку; специальных сервисов, обеспечивающих поиск документов из фонда сетевых документов удаленного доступа, на которые имеются права доступа; проблемно-ориентированных библиографических (реферативных) БД; других библиографических и реферативных продуктов; оглавлений журналов; продуктов, облегчающих навигацию в электронных ресурсах; обеспечение доступа к виртуальным выставкам изданий (тематическим и новых поступлений); справочно-библиографическому обслуживанию.

4. Доступ к фактографической продукции библиотеки: предоставление справочных изданий и/или справочных баз данных, формируемых в библиотеке; авторитетных / нормативных заголовков индивидуального автора, наименований организаций, географических наименований и т.д.;

5. Доступ к новостным и ориентирующим документам по библиотечной системе: предоставление информации о текущих событиях библиотеки - в виде текстового письменного или текстового аудиального документа (вебкаста); рассылка сообщений по электронной почте; подписка на новости в RSS –формате; тематический пресс-клиппинг «Библиотека в СМИ»; предоставление информации о предложении/спросе изданий для докомплектования; о правилах работы в библиотеке, структурах и службах, режимах работы и т.п.; печатной, машинописной, наглядной ориентирующей информации по электронным ресурсам;

6. Доступ к библиотечному обучению, консультированию, библиотечному общению: консультирование читателей по использованию: электронных документных ресурсов; общего и специального программного обеспечения; размещение на сайте инструктивно-методических материалов различного назначения, кнопок «помощь» и т.п.; индивидуальные практические занятия; презентации электронных ресурсов; организация дистанционного обучения пользователей; форум; корпоративный блог;

7. Доступ к научной продукции библиотеки: публикация на сайте материалов конференций, проводимых библиотекой; промежуточных результатов НИР; предоставление электронных версий научных и научно-практических журналов и сборников, издающихся под эгидой библиотеки; организация видеоконференций с научных, научно-практических мероприятий, проводимых библиотекой;

8. Доступ к социокультурной деятельности библиотеки: создание виртуальных экскурсий, галерей и др.; организация видеоконференций с социокультурных мероприятий, проводимых библиотекой; проведение конкурсов литературных и художественных произведений, в которых работы принимаются в электронном формате; интерактивных викторин; создание текстовых аудиальных документов (вебкастов), по широкой социокультурной тематике;

9. Доступ к комфортной библиотечной среде, обеспечивающий дифференцированное обслуживание электронными документами: персонализированные настройки ресурсов удаленного доступа; применение смарткарт; предоставление пользовательских мест для работы с собственным ноутбуком от силовой сети.

Для каждого из девяти основных видов доступа в классификации выделяются:

подвид услуги, или номинативное обозначение услуги; пользователь, в зависимости от его местонахождения, которому услуга может быть предоставлена (локальный - присутствующий в помещениях библиотеки, удаленный); результат услуги или наименование объекта, который получает пользователь, например, документ, справка, возможность поиска по запросу, заказа документа, памятка и т.д.; способ предоставления услуги. Под способом предоставления услуги подразумеваются основные технические (мобильные устройства, сканер и т.д.) или организационные средства (служба ЭДД, виртуальная справочная служба и т.д.), позволяющие библиотеке оказывать услугу и пользователям ее получать или объект, на котором реализуется услуга (web-сайт библиотеки, сайты социальных закладок и т.д.).

Установлено, что номенклатура услуг, которую предоставляют библиотеки своим пользователям в электронной среде, сопоставима с номенклатурой услуг, которые оказываются в стенах библиотеки локальным пользователям.

В заключении диссертации сформулированы выводы и рекомендации, ряд позиций которых отражен в положениях, выносимых на защиту.

Дальнейшее развитие библиотечного обслуживания в электронной среде в диссертации связывается с решением ряда организационных задач: проведение лицензирования услуг телематической связи; развитие фондов электронных документов путем формирования фонда сетевых документов удаленного пользования, на которые имеются права доступа для расширения ресурсной базы обслуживания пользователей; специализация обслуживания электронными документами в отдельных структурных подразделениях.

Требует развития методическое обеспечение работ по формированию фонда сетевых документов, в частности, специфика их учета может быть отражена в «Инструкции по учету фондов».

Услуги доступа к документам и информации библиотечной системы, организованные через веб-сайты российских библиотек, рассчитанные на широкий круг удаленных пользователей, должны развиваться как содержательно, так и с точки зрения применения новых технологических возможностей, предоставляющихся инструментами, получившими название Web.2.0 (wikis, блоги, RSS-формат). Для организации информации на сайтах необходимо, наряду с текстовыми документами, шире использовать такие виды документов как аудио-документы (подкасты), видео-документы.

Для повышения эффективности поиска информации о документах необходимо совершенствование электронных каталогов библиотек, в т.ч. сводных, путем расширения состава и хронологической глубины изданий, отражаемых в каталогах, обогащения содержания библиографической записи на книги и некоторые другие виды изданий за счет включения в ее состав издательской аннотации, оглавления или содержания, изображения обложки и т.д.

Расширение номенклатуры и увеличение количества услуг, предоставляемых в электронной среде, усиливает присутствие и влияние библиотеки в сетевом пространстве и способно изменить взгляды на роль и возможности развития библиотек.

Показано, что в условиях электронной среды возрастают педагогические возможности библиотеки, проявляемые в формах библиотечного ориентирования, консультирования, вовлечения пользователей в создание контента электронных библиотек.

Изучение библиотечных услуг доступа к электронным документам, предпринятое в диссертации, является первым шагом в исследовании складывающейся сегодня системы обслуживания, которая создаст пользователям максимально благоприятные условия для получения информации в электронной среде.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:

– в рецензируемом научном журнале, включенном в список Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Елисина Е.Ю. Классификация электронных документов / Е.Ю. Елисина // Библиотековедение. –2007. – №4. – С. 43-50; №5. – С. 54-60.

2. Елисина Е.Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде / Е.Ю. Елисина // Библиотековедение. –2008. – №4. – С.42-47.

– в других научных журналах и сборниках докладов на научно-практических конференциях:

3. Елисина Е.Ю. Автоматизированное обслуживание пользователей в РГБ: Состояние и перспективы / Елисина Е.Ю. // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: Проблемы обслуживания, изучения и обучения: Материалы 3-й науч.-практ. конф, 25-27 октября 1999 г. – СПб., 2000 . – С. 9-12.

4. Елисина Е.Ю. Библиотечно-информационное обслуживание читателей РГБ электронными ресурсами (1980-2002-е годы.) / Е.Ю Елисина // Российская государственная библиотека: Страницы истории (60-90 –е годы XX века). – М., 2003. – С. 178-183.

5. Елисина Е.Ю. Депозитарное хранение электронных документов // Румянцевские чтения: Тез. докл. и сообщений науч. - практ. конф. «Книга и культура мира в России» 2000 г. – М., 2000. – С. 301-304.

6. Елисина Е.Ю. Интернет-технологии в обслуживании пользователей РГБ: современное состояние и перспективы развития / Елисина Е.Ю. // Современ. пользователи автоматизир. информ.-библ. систем: Проблемы обслуживания, изучения и обучения: Материалы 4-й и 5-й науч.-практ. конф. – Спб., 2003 . – С. 10-12.

7. Елисина Е.Ю. Некоторые проблемы формирования фондов и организации обслуживания в гибридной библиотеке / Е.Ю Елисина // Информ. бюл. РБА. – 2002. – № 22. – С. 275-282.

8. Елисина Е.Ю. Новые технологии и информационное обслуживание пользователей в РГБ / Е.Ю Елисина. // Информ.-библиогр. обслуживание: Сб. ст.: Вып. 1. История и соврем. состояние. – СПб., 2003. – С. 117-127.

9. Елисина Е.Ю. Структуры обслуживания электронными документами в универсальной научной библиотеке: сравнительная характеристика / Е.Ю. Елисина // Информ. бюл. РБА. – 2006. – № 40. – С.102-104.

10. Елисина Е.Ю. Управление фондами электронных документов на примере РГБ / Е.Ю. Елисина // Информ. бюл. РБА. – 2004. – № 32. – С. 124-127.

11. Елисина Е.Ю. Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки: новые функции и формы организации обслуживания / Е.Ю. Елисина // Информ. бюл. РБА. – 2005. – № 35. – С. 132-134.



1 Елисина Е.Ю. Классификация электронных документов // Библиотековедение. – 2007. – №4. – С. 43-50; №5. – С. 54-60.


2 Положения о фондах Российской государственной библиотеки / Под ред. Н.И. Хахалевой. – М., 2004. – 172 с.


3 International Standard ISO 5127: Information a. Documentation. Vocabulary.- Geneva, 2001.- 158 p.

4 ГОСТ Р 52292-2004. Электронный обмен информацией: термины и определения. – М., 2005. – 15 с.


5 Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект. – М.: Изд-во МГИК, 1993. – 248 с.


Похожие:

Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconСводные каталоги как основная форма национального репертуара печати российской федерации 05. 25. 03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение
Сводные каталоги как основная форма национального репертуара печати российской федерации
Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconЛитература для подготовки Беловицкая, А. А. Общее книговедение : учеб пособие / А. А. Беловицкая. М. Книга, 1987. 256 с
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconВозможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической документации По специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Возможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической документации
Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconВозможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической документации По специальности 030701. 65 Международные отношения
Возможность доступа студентов к электронным фондам учебно-методической документации
Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconКурсовая работа по дисциплине «Информационные системы в экономике» на тему: «Обеспечение доступа медицинских учреждений к сети Интернет»
Данная курсовая работа посвящена теме «Обеспечение доступа медицинских учреждений к сети Интернет». Были проведен анализ современного...
Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconБюллетень новых поступлений за август 2011 года библиография библиографоведение 1 78. 54(2)8я73 м 428 Медянкина, И. П
Информационно-библиотечные ресурсы удаленного доступа в образовательном процессе : метод пособие / И. П. Медянкина, Н. Н. Таушканов;...
Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconНовые поступления в библиотеку балтийской международной академии
Гражданско-правовая ответственность государства по деликатным обязательствам. Теория и судебная практика / Ю. Н. Андреев. Санкт-Петербург:...
Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconЗаконодательство об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Федеральный закон от 24. 11. 1995 n 181-фз "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Статья 14. Обеспечение беспрепятственного...
Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconПрограмма курса для специальности «Теория и практика перевода» Автор: д ф. н., проф. В. В. Красных
Курс «Язык и культура» предназначен для студентов V курса, получающих специальность «Теория и практика перевода»
Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика 05. 25. 03 библиотековедение, библиографоведение и книговедение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №52 «ласточка»
Информационно – коммуникативные технологии (икт) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница